Этнотестник по физике и математике. Как формировать знаниевые компетенции?

З. Н. Ичин-Норбу

Чем этнотестник по физике и математике отличается от школьных общеобразовательных тестов? Кто такие долганы? Где они живут? Чем занимаются? Какое отношение к их культуре имеет школьная программа по физике и математике? Какие ключевые темы из школьного курса физики и математики отражены в этом этнотестнике?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этнотестник по физике и математике. Как формировать знаниевые компетенции? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Задача №1

Уйбача, ты вчера видел, как Матя, бежавшая за тобой, упала, когда столкнулась с оленёнком?

Почему величина и направление скорости Мати изменились только потому, что на неё подействовал оленёнок? Матя упала. Что произошло с оленёнком?

Взаимодействие тел — это воздействие тел друг на друга.

Тела могут взаимодействовать при помощи механического воздействия, инерции, свойств веществ (плотности), электричества и прочих факторов.

Примеры взаимодействия тел.

1. Ракетка ударяет по шарику, он начинает двигаться.

2. Мяч приходит в движение.

3. Две тележки сталкиваются, и начинают двигаться в противоположные стороны.

4. Сосуд с водой.

5. На поверхности воды лежит кусочек пробки с иглой.

Почему изменяется скорость?

Причина №1. Изменение в скорости тела, а именно — либо величины, либо направления, происходит в результате действия на него другого тела.

Примерами такого воздействия являются: удар футболиста по мячу, который его приводит в движение; пуля, проходя сквозь препятствия, уменьшает свою скорость.

Причина №2. Опытом, который показывает, как изменяется скорость тела при возникновении препятствия, является падение Мати при столкновении с оленёнком.

Дедушка, упала то я, а почему ты у Уйбачи спрашиваешь?

Конечно же, скорость оленёнка тоже меняется, причём изменение скорости оленёнка имело направление, противоположное изменению моей скорости.

Дедушка, помнишь, как мы с тобой три дня назад рыбачили на озере?

Я, находясь в ветке посреди озера, оттолкнул от себя твою ветку. Твоя ветка двинулась, куда я её толкнул; одновременно двигалась и моя ветка, но только в противоположном направлении. Помнишь?

Веткой у долган называется одноместная, удлинённая лодка.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этнотестник по физике и математике. Как формировать знаниевые компетенции? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я