ТРИЗляндия

Жанна Ди, 2020

Творческие муки, невозможность нащупать идею. Проблема, мне кажется, знакома многим людям. Чтобы решить проблему, можно призвать музу, шаманить, а можно попробовать сделать комплексный массаж одновременно и левому и правому полушарию мозга. Прокачать наш главный орган, заставить выйти за рамки и научить искать идеи буквально повсюду. Экскурсию по ТРИЗляндии проведет для вас Жанна: тренер по саморазвитию, ТРИЗ-практик, игротехник, писатель. Будут рассмотрены инструменты, практики и личный опыт создания разных продуктов. В брошюре вас ждет минимум теории, максимум рефлексии и практики. Желаем приятного путешествия и уникальных находок.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ТРИЗляндия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1. Дьявол в мелочах

В этой части мы разберём два инструмента. Они работают как подготовка к восприятию следующих практик.

В целом советы из этой брошюры, касаются моментов, когда случатся творческий затык. У писателей, например, это называется НеписУн. Ох и неприятная скажу я зараза, пристаёт хуже репейника. Вывести безболезненно не получается, да и занозы остаются.

Способов справиться с отсутствием вдохновения много. ТРИЗ же, на мой субъективный взгляд, решает эту проблему системно. Шаг за шагом. Правда, мозг усиленно сопротивляется изменениям. Вы почувствуете, как он будет кричать: «Оставь меня в покое! Не нужен нам этот триз-шмиз, давай лучше по старинке».

Но надеюсь, что вы не сдадитесь. И не лишите себя чуда открытий. Я, например, каждый раз нахожу в ТРИЗе, что-то новое, необычное и получаю заряд для проектов, движух и так далее. Чудо.

Кстати, оцените свой уровень стереотипности на старте по той же 5тибальной системе (от 0 — где сплошные стереотипы, до 4 — бог креатива, стереотипы давно все истреблены):

МОИ ПРИМЕРЫ:

За свой тренерский опыт я много раз наблюдала, когда человек не может, не хочет выходить за рамки привычного мира, способов мыслить, решать и так далее.

В этом ему очень даже помогает лень. Не только на уровне тела, но и внутричерепная. Вы же знаете о том, насколько ленив наш мозг? Я тоже бываю ленива, стереотипна. Но я научилась отлавливать эти моменты и оборачивать себе в пользу.

Пример из жизни.

Новогодние праздники. У меня ребенок с высокой температурой. В поликлинику, чтобы врача вызвать дозвониться никак не получалось. Но я методично набирала номер и слушала гудки. «Вот она прелесть загородной жизни» — думала я и продолжала штурмовать телефон.

Опущу массу подробностей, но оказалось, что уже давно вступило в силу нововведение: вызвать врача можно через портал. И то, что я потеряла время названивая впустую, привело меня в… (тут непереводимая игра слов).

Что же случилось?

Сработала инерция мышления. Я привыкла — есть телефон, по нему можно вызвать врача. А портал, это для записи, информации, но никак не для того, чтобы оставить заявку и в этот же день встретить мед. работника. Урок был усвоен.

Пример из писательства.

В соц. сетях проводится масса марафонов. Организаторы дают задания, участники пишут. И я была в шоке, когда на одном из разборов нас поругали: «Вы пишите однотипные тексты». Я тогда возмутилась внутренне. Как может быть однотипно? Ведь мы все абсолютно разные.

Но мне посчастливилось побывать судьёй в том самом марафоне, где нас ругали. И тогда я всё поняла. Действительно, было ощущение, что креативность на время ушла в отпуск, а рассказы писали все под диктовку оставшейся за всех отдуваться лежащей на поверхности Идеи.

Например. Задание написать, вдохновляясь песней. Одна из них «Когда я стану кошкой» принесла нам процентов 30% идей про то, как кто-то стал этим милым или не милым животным. Представляете, как начинал дёргаться глаз, когда ты читаешь 50-ю историю про мяу-превращение?)

А кроме лени, во всём виноваты загадочные и зловредные ПИМы. Или если хотите, называйте из Пингвины (я надеюсь вы слышали эту фразу: «Во всём виноваты пингвины»).

Загадочные ПИМ

ПИМ — это психологическая инерция мышления или, грубо говоря, стереотип, стопор. Придумайте для себя понятный эпитет. И создайте ярлык. Пим — пингвин. ПИМ — пробка. ПИМ — …

Начните с самого начала практиковаться запишите несколько вариантов, как вы себе объясните, что это за ПИМы такие, что поможет вам запомнить о них.

В данной брошюре я опишу семнадцать типовых ПИМ. Коротенечко. Но, по опыту, даже такое шапочное знакомство с ними запускает необратимые процессы в стереотипном мозге. А нам, творческим людям, этого только и надо.

Сразу скажу, да вы это и сами уже видите, что глава самая длинная будет и сложная, предлагаю читать её постепенно, без спешки, с чувством, толком и расстановкой. Разбирать по одной ПИМ в день. Чтобы с практикой. И обязательно наблюдайте. Ищите собственные примеры, чтобы сработал принцип насмотренности, как происходит это у художников. Тогда получится двойной эффект. Мозг научится их улавливать для начала, а потом постепенно наберёт примеры, как эти самые ПИМ использовать себе во благо.

Но обо всём расскажу по порядку, наберитесь терпения и фиксируйте инсайты.

1. ПИМ — Инерция привычной функции

Самая распространённая инерция и самая простая одновременно. Если прокачать хотя бы её, то ваше творчество станет намного свободнее. Тексты, идеи, рассказы будут выходить из-под пера совсем другого порядка (с точки зрения уровня идей — об этих уровнях мы поговорим в 3ей части, но если вам не терпится, то загляните туда уже сейчас).

Без примеров никуда. Приведу две группы «обычные» и писательские. А вы берите блокнот и фиксируйте обязательно свои. И следуйте алгоритму.

Для начала выбираем предмет.

Пусть это будет ручка.

Этот вопрос будет повторяться от ПИМ к ПИМ. А вот второй уже поможет раскрыть суть инерции.

2. Определяем у предмета функцию. Основную.

Что делает ручка? Пишет.

Можно сформулировать вопрос иначе: для чего ручка создана? Для оставления следов на бумаге, чтобы передать послание.

Банально. Не правда ли? Вот бы нашу ручку, вернее её функцию, сделать необычной. То есть мы уловили инерцию и пытаемся её преодолеть. Попробуем?

Например — это ручка, которая переписывает воспоминания. Или ручка с функцией исправления погоды… Ну, может, не совсем прям исправления, а вот забыл ты дома зонт. Пошёл неожиданно дождь. Достаёшь ты эту ручку, рисуешь зонт и счастливый шлёпаешь по лужам…

Попробуйте повторить. Для ручки или ещё какого предмета:

Но ручка — это бытовой объект. А что, если взять типового героя. Например, воин. Какова его функция? Вероятно, защищать. Бой вести. Дальше можно продолжить и выписать, что ещё приходит: оружие таскать, охранять, воевать, на мечах сражаться.

Чувствуете, как не отпускает меня инерция? Все функции крутятся вокруг одного и того же.

А что если мой воин отпугивает своим видом? Или ведёт переговоры. С врагом. А может воин тот, кто умеет видеть, просчитывать какой вырастет урожай на поле? Эдакая битва за урожай.

Чтобы побороть инерцию, нужно мыслить шире. Смотреть туда, куда с первых минут мысль даже не планирует заглядывать…

Обязательно попрактикуйтесь. Выпишите объекты, их функции и поищите нетиповые идеи для них.

Объект

Функция

Идеи

2. ПИМ — Инерция привычного принципа действия

Эта инерция чуть посложнее. Кстати, с точки зрения техники, об инерциях можно почитать в статье, основанной на книге одного из ТРИЗовцев:

«С особым упорством психологическая инерция проявляется в сохранении прежнего принципа действия в новых изобретениях. Первое паровое судно, построенное в конце XVIII века американским изобретателем Джоном Фитчем (John Fitch), приводилось в движение… вёслами. Гребцы были заменены паровым двигателем, в остальном старый принцип действия корабля не изменился». 3

А мы вернёмся к ручке (Шаг 1 — выбор предмета)

Шаг 2 — опишем её принцип действия. Вот прям максимально просто. Так сказать, что видим, то и пишем.

Ручка оставляет чернильный след на бумаге.

Шаг 3. Включаем фантазию, чтобы инерция отступила:

Что если бы она проминала лист, а следом кистью заливалась краска?

Добавьте свои идеи:

Перейдём к воину? Он привычно размахивает мечом.

А что если, он добивается своей цели, кидая в них… свои неприятно пахнущие портянки? И у него целый арсенал или отрад с такими же портянками. А может он и науку целую описал по тому, как создавать самые убийственные портянки…

Добавим собаку. Что она делает? Отпугивает лаем. А что если, она будет защищать дом, на уровне мысли? Собака услышала или почуяла чужака и вместо того, чтобы залаять, начала представлять, как она его кусает… и человек уловил, испугался и убежал…

Попробуйте сами. Возьмите предмет, определите его принцип действия и поищите другие варианты.

Объект

Принцип действия

Идеи

3. ПИМ — Инерция привычного состава компонентов

Думаю, каждый сможет понять эту инерцию на примере чемодана отпускника. Какие там компоненты: плавки, полотенце, шорты, майка. Бритва…

А что еще? Чувствуете, как ПИМ зашевелился?

Технический пример, вырезка из статьи:

« — обязательность наличия того или иного элемента в техническом объекте может быть результатом чистой психологической инерции.

— даже если элемент в технической системе нужен, то его исполнение может оказаться неоптимальным. Возможно, он должен быть совершенно другим.» 4

Но мы ж учимся справляться с инерциями.

Шаг 1 — выбрали чемодан. Шаг 2 — выписали привычный состав.

Переходим к Шагу 3 — фантазируем:

Что можно сложить в чемодан отпускника?

Целлофановые пакеты. Может он планирует найти необычные ракушки, камни… Или пусть там будет лежать клубок ниток. Он его использует, чтобы… Оу, тут масса идей, не буду их раскрывать, буду надеяться, что вы и сами придумаете что-то совсем небанальное.

Возьмём ещё один пример. Зелье. Типовое состоит из лягушек, травинок. А что если это просто вода? Или капельки пота испугавшегося человека? В общем снова целый вагон идей.

Попробуйте сами, следуя алгоритму.

Объект

Состав компонентов

Идеи

4. ПИМ — Инерция привычных свойств, состояний, параметров

Из названия инерции можно понять, насколько она многогранна. И это прекрасно, потому что возможностей для её преодоления предостаточно. Правда, нужно быть более внимательным и помнить о предыдущих, рассмотренных ПИМ.

Мы всё также берём объект. Пусть — это будет карандаш.

Выписываем его привычные свойства, хотя бы одно для начала — карандаш твёрдый.

Вспоминаем состояния: наточенный или обломанный.

Незабываем про параметры: серый, ТМ (твёрдо-мягкий)

Пока всё банально и очевидно?

Начинаем искать варианты:

— Свойство — гибкий. Видели карандаши антистресс? Они гнутся, как резиновые, при этом сохраняют главную функцию — ими можно писать. У меня такой был — очень прикольный!5

— Состояния. Сложновато. Каким ещё может быть карандаш? Обгрызенным, сломанным. А что если он будет в раскрошенном состоянии? Или якобы треснутым?

— Параметры. Тут, конечно, нужно бы отталкиваться от цели — зачем мы этот предмет хотим использовать? В жизни или в рассказе. Что если карандаш у нас будет не привычно ТМ, М, Т2 и так далее. А острый, очень острый. Серый, очень серый, кипельно-серый, прожигающий… Заиграла фантазия?

Не забывайте тренироваться с новыми предметами:

Объект и параметры

Привычные

Идеи

Свойство

Состояние

Параметры

Свойство

Состояние

Параметры

5. ПИМ — Инерция привычной формы, внешнего вида

Форма и внешний вид. Это то, что воспринимает наш мозг «знакомясь с объектом», так почему бы их не использовать для того, чтобы шокировать читателя? Чтобы он удивился и захотел читать дальше, потому что ему стало интересно как так получилось, что, например, копилка не в виде свиньи, а в виде песочных часов…

А мы ещё к ним добавили необычный принцип действия. В копилку не добавляют монетки, а переносят песчинки. И потом, чтобы достать накопления, нам не нужно разбивать копилку, а нажать кнопку и… дальше писать не буду, позволю сработать вашей фантазии.

И снова попробуйте сами — выберите объект и поиграйте с его формой и внешним видом:

Объект

Форма

Идеи

6. ПИМ — Инерция привычной ценности объекта

Что такое ценность? В этой ПИМ нужно начать именно с этого вопроса. Ценность — это польза, стоимость, преимущество. И понятно, что для одних объект будет ценным, а для других бесполезным. На этом и попробуем сыграть.

Например, для человека пишущего, листок, ручка, карандаш очень важны, причём хорошо бы, чтобы они были всегда под рукой. А какую ценность те же предметы будут нести для младенца? Или того, кто не обладает грамотой?

Можем ли мы это использовать для сюжета? В пустыне, необычной, не из песка, а из бумаги, происходит нечто необычное. Туда попадает писатель. И видит, как бумага просто гибнет. Он мечтает, заполучить хотя бы краешек, чтобы излить свои мысли…

Попробуйте сами:

Объект

Ценность

Идеи

7. ПИМ — Инерция привычной неизменности объекта

Не так очевидна эта инерция, потому что, кажется, ведь логично, что холодильник не изменить — у него есть морозильная камера, полки, дверца. Улавливаете, что сейчас я использовала несколько приведённых ранее ПИМ?

Но ведь тоже самое говорят и о героях. Например, есть баба Яга. Как и зачем её менять? Ведь одно её имя уже рождаем массу картин в голове юных читателей. Это страшная бабуся, с избушкой на курьих ножках.

А ещё бывает сложно поверить в неизменность ситуации, например, когда кого-то похитили. Всё, тут уже напряжение пошло, желание выяснить, как спасти и так далее.

Но мы же учимся преодолевать инерции и поворачивать их на пользу себе. Тогда давайте попробуем поиграться и возьмём для этого…

Волшебную палочку.

Что можно в ней изменить? Это вполне себе целостный объект. А если он сломается, то начнёт чудить. Помните ситуацию в Гарри Потере?

Но целостность всё же по воле автора может исчезнуть. И, например, мы вполне себе можем эту палочку расщепить. На рассаду. Если палочка очень хорошая, то почему бы от неё не вырастить дерево? И тогда таких палочек станет ещё больше.

Или шляпа волшебника. Вроде как целостная. Но почему бы не представить, что она состоит из целой кучки летучих мелких предметов. И эта шляпа может перемещаться, да ещё и принимать разную форму. Села на героя Ивана и стала короной, перелетела к Василисе и стала тиарой…

Понимаете, о чём я?

Попробуйте сделать тоже самое с другими объектами.

Объект

В чем его неизменность

Как можно изменить

8. ПИМ — Инерция специальных терминов

Эта инерция всем знакома. Особенно если вы хотя бы раз меняли работу.

Помню, прихожу я в компанию. Первое собрание. Я слушаю вроде бы знакомых мне людей. Они говорят на русском. Кажется. Но через слово какие-то бэклоги, фичи, стори, дейли. И ещё стопятьсот незнакомых мне слов. В тот момент я чувствовала себя инопланетянином. И понимающе кивала каждому новому человеку в нашем дружном коллективе, подсовывая брошюрку с расшифрованными аббревиатурами и особыми словами.

Но это мой опыт, а что же писательство?

Давайте возьмём слово соль. Что сразу всплывает? Кухня, повар. А может музыкант? Или мудрец, рассказывающий соль правды?

Возьмите в этот раз термин, отметьте его типовой образ и поищите необычности, которые помогут раскачать креатив.

Термин

Стереотип

Необычность

9. ПИМ — Инерция лишней информации

Тут важно помнить про принцип достаточности. Не перегружать читателя подробностями и наоборот, не оставлять ну уж слишком всё в загадках, тайнах. Иначе читатель подумает, что он «дурак» и не дорос до вашей книги…

Даже не знаю, что тут добавить. Давайте практиковаться.

Берёте слово. Пишите много информации, а потом убираете лишнее. Плюс добавляем любой принцип, рассмотренный ранее и ищем креативное описание. Чтобы и краткость сыграла и полнота.

Слово

Описание

Кратко и креативно

10. ПИМ — Инерция несуществующего запрета

Помните наш основной принцип? Возможно всё. Поэтому если на какую-то мысль будет приходить запрет, мы его смело отметаем.

Например, вы знали, что есть мосты для кораблей? Я честно нет. Узнала на одной телепередаче и удивилась. (фото из интернета)

А какие запреты можете найти вы в чём-то обычном?

Объект

Запрет

Возможность

11. ПИМ — Инерция псевдоаналогичного решения

Для изобретателей эта инерция работает просто. Представьте, что только что успешно решилась задача по укладке асфальта. На новой дороге. Но… это же решение не сработает на другой дороге. Потому что условия, особенности, да и ещё море факторов разрушат ценность решения в пух и прах.

Поэтому будьте осторожны, особенно участвуя в марафонах. В одном вас похвалят и вам покажется что вот оно, ваша фишка. Но в другом в лучшем случае не заметят, а то и раскритикуют. А ведь нам, творческим людям критика так обидна…

Выбирая свой стиль, жанр действуйте каждый раз как в первый раз. Ищите необычные идеи, раскручивайте предыдущие ПИМ. Воспринимайте каждый рассказ, текст, идею, как что-то совсем новое. Каждый марафон начинайте с нуля. Тогда вам будет проще и на вас не будут давить предыдущие сыгравшие в плюс идеи. Вы сможете найти совершенно другие и получите больше очков, уж поверьте.

Вспомните ситуации, когда псевдоаналогичное решение вам помешало? Почему так произошло? А, самое главное, какие есть идеи, чтобы такое не повторилось?

12. ПИМ — Инерция единственного решения

Сразу перейду к совету. Дайте идее «остыть» — если вам кажется, что вот тот самый герой, сюжетный поворот, фраза, имя героя — самое то и другие тут не подойдут. В этот момент стоит просто разрешить мозгу поискать что-то ещё.

Сколько сказок написано про Иванов, а сейчас книг про Максов…

Вы написали всего-то одну историю, текст, придумали идею. А читатель? Представьте, что он читает не только вас. И получается, если вы подсовываете ему банальность, он конечно по дружбе может прочитать, но осадочек останется…

Подумайте, как можно в сказке добраться до злодея, кроме клубочка? Или победить кощея, кроме того, что разломать иголку?

Выпишите типовые решения и поищите для них варианты.

13. ПИМ — Инерция привычного образа действия

Чем-то похожа на вторую ПИМ, но там про принцип действия (ручка пишет, оставляя след на бумаге), а здесь скорее про то, как мы это видим.

Ручка бегает от края к краю, замирает. А может она перемещаться незаметно? Или не ручка двигается, а из неё чернила сами вытекают и тут же складываются в красивые слова…

Переключаемся на героев. Как действует маг? Он машет волшебной палочкой и шепчет заклинания. Но это скорее про принцип действия. А что же про образ? Может про то, что мы видим, как от палочки отрываются нити и именно они творят чудеса? Или слова, вылетающие из губ волшебника, словно облачка клубятся и тут же мы видим, как они воздействуют на врага ли, или на друга…

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ТРИЗляндия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

https://fis.wikireading.ru/9069

4

https://alterozoom.com/documents/10565.html

5

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3572164665057804405&text=карандаш+антистресс&where=all

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я