Популяризатор с евреями в машине времени

Ефим Терлецкий, 2018

Друзья, каким образом можно приобщиться к необычайным событиям невероятной еврейской истории? Только двигаясь по ней в воображаемом экипаже, скажем некоей машине времени. Итак, вперёд! Или назад? Все равно двинулись, скучно не будет! Я считаю, что биография каждого еврея, где бы он ни жил и кем бы он ни был, не может быть отделена от судьбы всего еврейского народа, его истории, и особенно того отношения к нему, которое получило название антисемитизма. Хочу начать с краткой исторической подборки мытарств евреев – этих вечных странников, изгоняемых отовсюду, прежде чем они попали в Россию. Я пытаюсь в меру своих сил показать даже не вечную неприязнь к еврейскому народу, а вражду, порой переходящую в ненависть, которой до сих пор охвачен мир и которую я испытал в какой-то степени по отношению лично к себе, живя в России, именовавшейся тогда гордо Союз Советских Социалистических Республик – СССР. Удивительно, что весь мир живёт по нравственным, а частично и по религиозным канонам, которые принесли евреи, однако мир этот не только не благодарен таким дароносцам, но и относится к ним крайне враждебно. Более того, теперь, когда еврейский народ, изгнанный из своей страны и рассеянный по всему этому злобному миру, после двухтысячелетнего изгнания вернулся на исконное родное место и создал здесь своё государство, завистливый мир злопыхательствует. Но это несколько другая история. Вот что писал барон Джонатан Сакс, главный раввин Великобритании в 2013 году: «Когда я был ребёнком, я никак не мог понять одно предложение в Агаде: “Ибо не один только фараон хотел погубить нас, но в каждом поколении встают желающие нас погубить”. И в детстве я думал, что эти слова относятся к поколению моих родителей, а не моему, родившемуся после Холокоста. Я вырос, не столкнувшись ни с единым случаем антисемитизма до одного дня, 11 лет назад. Одиннадцать лет назад наша младшая дочь, которая училась в английском университете, пришла домой в слезах. Она была на митинге против глобализации, который быстро превратился сначала в тирады против Америки, потом против Израиля и затем против евреев. И со слезами на глазах дочь сказала: “Папа, они ненавидят нас!!” Это ужасная ситуация, но она стала реальностью в современной Европе». Да, нас, евреев, ненавидели всегда… Почему? Ефим Терлецкий

Оглавление

Занавес открывается: новая эра

Что же происходило в Иудее в это переходное время между двумя искусственно принимаемыми периодами — тысячелетиями, или эрами, как принято в летоисчислении? О, это очень интересное время!

В самом конце прошлой эры, где-то, примерно, года за четыре до наступления новой эры, умер Ирод Великий. К этому времени появилось движение евреев, названных «ревнители», или по-гречески — «зелоты». Понятие «ревностность», ставшее главной чертой зелотов и идеологической основой еврейского религиозного экстремизма, уходит корнями в библейские представления о Боге, ревностно относящемуся к избранному им народу, вступившему с ним в отношения завета, и прежде всего отказа от идолослужения. Почему? Да потому что идолослужение или, выражаясь другими словами, забвение Бога, есть проклятие…

И греки, и римляне, властвовавшие в Иудее, были язычниками, поклонявшимися идолам. И вот зелоты боролись с эллинистическим влиянием, охватившим Иудею. А более всего они хотели сбросить зачинающееся римское владычество, считая, что для этого хороши любые средства. Иудеев возмущала власть Рима — этой языческой державы — над Израилем, единственным повелителем которого, по утверждению евреев, является Бог. Так как царствующий Ирод I олицетворял римскую власть, то ненависть зелотов обратилась против него. А надо сказать, что среди зелотов образовалось еще более радикальное крыло, готовое к беспощадным действиям, члены которого получили от римлян прозвище сикарии — «кинжальщики», или даже убийцы. Если использовать современные термины, кинжальщики считались террористами: они убивали своих противников кинжалами, спрятанными в складках плаща — отсюда и прозвище.

Зелоты и сикарии — эти настроенные крайне враждебно по отношению к Риму еврейские патриоты — явились зачинателями трёх восстаний против Рима в период с 66 по 135 годы. Впрочем, многие исследователи и историки считают причиной этих войн не столько антиримские настроения, сколько верование в то, что в справедливой борьбе явится Мессия-Машиах, Спаситель, и восстановит в Иудее независимое царство мира и справедливости. Увы, Мессия не пришёл, а мистика мессианства привела к возникновению… христианства.

В этот период еврейская диаспора ещё более укрепила свою связь с Иерусалимом. Собиравшийся при Храме Синедрион рассылал по всему миру гонцов, руководя жизнью еврейской диаспоры в Риме и Александрии, в Вавилонии и Афинах. Евреи диаспоры прибывали в Иерусалим, особенно на большие праздники, и задерживались там, месяцами изучая Тору и наблюдая Храмовую службу. Они говорили на разных языках, носили одежды, принятые там, откуда они приехали, но ощущали себя одним народом.

После смерти Ирода I династия Иродиадов постепенно угасала. Параллельно царскому правлению в Иудее находились уже римские легионы. Римляне все больше и больше распространяли свою власть. Уже к 6 году новой эры власть в Иудее была передана римскому ставленнику в Сирии Квиринию. В первый же год своего правления он провёл перепись населения для организации налогообложения в пользу Рима.

А в это время сын казнённого Иродом Хизкия, Иегуда Бен-Хизкия, прозванный Иегудой Галилеянином, проповедовал, что нельзя подчиняться переписи населения. Иегуда утверждал, что эта затея превращает евреев в римских рабов, в то время как у иудеев лишь один господин — Бог. При этом от своих последователей Иегуда Галилеянин требовал царских почестей. К сожалению, он много внимания уделял вооружённой борьбе с конкурирующими группировками. Древняя и постоянная беда евреев — неуживчивость, особенно, когда дело касается власти.

Так или иначе, Иегуда Бен-Хизкия, Галилеянин, собрав своих сторонников и примкнувших к нему недовольных переписью, напал на римлян. Восставшие захватили царский арсенал в столице Галилеи городе Сипфорисе (Ципори). Выступление было подавлено, сам Иегуда был убит, но его род стал влиятельным среди участников движения зелотов. Два сына Иегуды Галилеянина, Яков и Шимон, стоявшие в центре антиримских смут, были распяты назначенным в 46 году прокуратором Тиберием Александром. Третий сын, Менахем Бен-Яир, один из основателей партии зелотов, стал предводителем сикариев.

Антиримские настроения в Иудее усилились, когда третий римский император Калигула, требуя божественных почестей, повелел установить в Храме свою статую.

Так вот эта возмутительная статуя, да ещё высокие налоги и пошлины вызвали конфликт между евреями и языческим населением в эллинистических городах. Напряжение в отношениях между евреями и римлянами можно было охарактеризовать как состояние закрытого кипящего парового котла, в котором вот-вот мог случиться взрыв.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я