Друзья, каким образом можно приобщиться к необычайным событиям невероятной еврейской истории? Только двигаясь по ней в воображаемом экипаже, скажем некоей машине времени. Итак, вперёд! Или назад? Все равно двинулись, скучно не будет! Я считаю, что биография каждого еврея, где бы он ни жил и кем бы он ни был, не может быть отделена от судьбы всего еврейского народа, его истории, и особенно того отношения к нему, которое получило название антисемитизма. Хочу начать с краткой исторической подборки мытарств евреев – этих вечных странников, изгоняемых отовсюду, прежде чем они попали в Россию. Я пытаюсь в меру своих сил показать даже не вечную неприязнь к еврейскому народу, а вражду, порой переходящую в ненависть, которой до сих пор охвачен мир и которую я испытал в какой-то степени по отношению лично к себе, живя в России, именовавшейся тогда гордо Союз Советских Социалистических Республик – СССР. Удивительно, что весь мир живёт по нравственным, а частично и по религиозным канонам, которые принесли евреи, однако мир этот не только не благодарен таким дароносцам, но и относится к ним крайне враждебно. Более того, теперь, когда еврейский народ, изгнанный из своей страны и рассеянный по всему этому злобному миру, после двухтысячелетнего изгнания вернулся на исконное родное место и создал здесь своё государство, завистливый мир злопыхательствует. Но это несколько другая история. Вот что писал барон Джонатан Сакс, главный раввин Великобритании в 2013 году: «Когда я был ребёнком, я никак не мог понять одно предложение в Агаде: “Ибо не один только фараон хотел погубить нас, но в каждом поколении встают желающие нас погубить”. И в детстве я думал, что эти слова относятся к поколению моих родителей, а не моему, родившемуся после Холокоста. Я вырос, не столкнувшись ни с единым случаем антисемитизма до одного дня, 11 лет назад. Одиннадцать лет назад наша младшая дочь, которая училась в английском университете, пришла домой в слезах. Она была на митинге против глобализации, который быстро превратился сначала в тирады против Америки, потом против Израиля и затем против евреев. И со слезами на глазах дочь сказала: “Папа, они ненавидят нас!!” Это ужасная ситуация, но она стала реальностью в современной Европе». Да, нас, евреев, ненавидели всегда… Почему? Ефим Терлецкий
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Популяризатор с евреями в машине времени предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Иудейская война диаспоры
(Её ещё называют война Квиета)
Эту войну некоторые числят как Вторую Иудейскую, но так как она происходила не в самой Иудее, а в еврейской диаспоре, назовём её Иудейская Война диаспоры.
Итак, с 73 года, когда закончилась первая Иудейская война, Иудея лишилась автономного статуса и превратилась в римскую провинцию. Гнет Рима был невыносим. Для евреев римское владычество усугублялось еще и тем, что римляне были язычниками. Да и мессианские настроения, о которых мы говорили выше, играли значительную роль…
После невероятного калейдоскопа смены римских императоров в первом веке новой эры во второй век вошёл правитель Марк Ульпий Траян. В 115 году римская армия, под его началом, вела борьбу с одним из главных врагов Рима, Парфянской империей (древнее государство, располагавшееся на территории современного Ирана).
В это время среди евреев диаспоры начались восстания, охватившие восточные провинции Римской империи: Киренаику, Мармарику (историческая область в Северной Африке, расположенная между дельтой Нила и Киренаикой), Египет, Кипр, Иудею и Месопотамию. Вероятно, важную роль в этом сыграли зелоты и сикарии, которым удалось после поражения бежать из Иудеи в Киренаику.
В Кирене, одном из величайших городов античности, посвящённом Аполлону, центре исторической области Киренаика, на территории современной Ливии, евреи подняли восстание во главе с Лукой и Андреасом (возможно, как утверждают, это было одно лицо). Лука-Лукас был провозглашён царём, и его даже где-то воображали Мессией-Машиахом, которого ожидали с нетерпением. Лука разгромил местных греков и приказал разрушить храмы и многие сооружения, которые символизировали Рим. Так велика была ненависть иудеев к язычеству. Высланные против Луки римские войска были разбиты и бежали в Александрию, где устроили еврейский погром.
В ответ на это Лука подверг опустошительным набегам территорию Египта. Евреи рассеялись по Египту, грабя и убивая, особенно охотясь за римскими чиновниками и офицерами. Помните, тот самый знаменитый хулитель евреев, так называемый историк Апион, занимавший тогда муниципальную должность в Александрии? Так вот он чуть не попал в руки восставших. Нижний Египет был залит кровью. Бежавшие язычники преследовались, как дикие звери (так писалось). Со стороны Суэцкого перешейка можно было наблюдать, как в пустыне скрывалась масса людей.
Лука двинулся на Александрию, оставленную римскими войсками, и поджёг город. Языческие храмы и могила Помпея (завоевателя Иудеи) были разрушены. Вот так, пожалуй, был дан выход народному гневу евреев не только по отношению к римским поработителям, но и к невыносимому для иудеев язычеству, в том числе и греческому.
Греки с римлянами сначала укрылись в укреплённом лагере, а затем начали наступать и устроили резню евреям. А вскоре подоспела подмога в лице одного из лучших римских полководцев Марция Турбона, который прибыл с флотилией, пехотой и конницей. После длительных и ожесточённых сражений, потеряв 20 тысяч убитыми, римляне подавили восстание и устроили массовое истребление евреев. Говорят, якобы сам Траян способствовал разрушению великолепной александрийской синагоги. Еврейский квартал в этом городе тоже был уничтожен.
Волнения в Египте и Киренаике были усмирены только осенью 117 года. В том же году и на Кипре против Рима выступили еврейские повстанцы под руководством Артемиона. К сожалению, об этом событии известно немногое. Согласно римским источникам, евреи разрушили столицу острова, Саламин, и убили 240.000 греков. Для подавления восстания на Кипр прибывает успешный военачальник Марций Турбон, который восстановил контроль, как мы помним, над Египтом и Киренаика, разгромив восставших евреев. Усмирил он и восставших евреев Кипра. Это был жестокий и кровожадный человек, подвергший бунтовщиков страшным и мучительным казням. После подавления восстания последовал закон императора Траяна, по которому ни один еврей даже в случае кораблекрушения у берегов Кипра не имел права высаживаться на этом острове. Всякое пребывание там евреев наказывалось смертной казнью.
Теперь пришлось подавлять восстание евреев в Месопотамии (исторический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух великих рек — Тигра и Евфрата). Туда был послан сын берберского вождя, римский полководец Лузий Квиет.
Здесь римляне покорили древние города Нисибус, Эдессу и Селевкию-на-Тигре, где были богатые еврейские общины, в которых сосредотачивались значительные денежные средства, прибывающие сюда как пожертвования Иерусалимскому Храму. Еврейские жители этих городов оказали ожесточённое сопротивление римлянам, но одолеть их не смогли. Города были разграблены, а их развалины были усеяны трупами евреев…
Вот как древнеримский историк греческого происхождения Дион Кассий (III век) в своём фундаментальном труде «Римская история» описывает действия еврейских повстанцев: «В Киренаике они вырезали 220 тысяч греков, на Кипре — 240 тысяч, и очень большое множество в Египте. Многие из этих несчастных жертв были распилены на части, в соответствии с прецедентом, примером, который подал Давид. Победившие евреи пожирали плоть, лизали кровь и кишками их опоясывались как ремнями». Как, знакомо?
Ещё не успев до конца подавить восстание евреев в Киренаике, Кипре и Египте, уйдя из Месопотамии, заболевший император Траян передал правление своему племяннику Адриану, ставшему также императором. Война перекинулась в Иудею, куда бежали руководители еврейского восстания в Месопотамии во главе с Лукой, Лукасом.
В Иудее командование римской армией принял Лузий Квиет, успешно подавивший восстание евреев в Месопотамии. Он был назначен там консулом и приступил к осаде Лидды (теперешнего Лода), где выступало еврейское большинство под предводительством братьев Паппоса и Лулианоса. Город был взят римлянами и разрушен.
Стоит упомянуть, хотя это не имеет особого отношения к нашему рассказу, что на месте древней Лидды возникла колония с греческим названием «Город богов». Именно там, как считается, жил и был похоронен Георгий Победоносец. В память об этом победителе современный Лод был известен как Георгиополь («город Георгия») до арабского завоевания.
В Иудее во главе революционной партии находились братья Паппос и Лулианос. Они были схвачены в Лаодокии (античный город; до настоящего времени не сохранился) и приговорены к смерти Лузием Квиетом. По преданию, братья стояли на эшафоте, и Лузий, издеваясь над ними, сказал: «Если вы принадлежите к народу, к которому принадлежали Анания, Мисаил и Азария, то пусть ваш Бог спасёт вас из моих рук, как он спас тех троих из рук Навуходоносора». Герои, приговорённые к смерти, ответили так: «Навуходоносор был великий царь и был достоин, чтобы на его глазах свершилось чудо их спасения. Ты же, нечестивец, — человек ничтожный, недостоин ты, чтобы через тебя чудо свершилось. Кроме того, мы же, видно, провинились перед Богом Нашим и заслужили гибели своей, и если не ты казнишь нас, то есть у Господа много других истребителей, — достаточно есть медведей, львов, тигров, чтобы напасть и умертвить нас. И если предал нас Господь в руки твои, то Он же и взыщет с тебя за кровь нашу».
Но прежде чем приготовления к казни были закончены, на площадь прибыли два посланца из Рима с приказом императора об устранении Квиета от должности. В том же году он был казнён по приказанию Адриана, вероятно потому, что император опасался конкуренции с его стороны.
День спасения братьев (12 Адара) был объявлен праздником под названием «Траянов день». Братьев все же казнили и «Траянов день» был отменен.
Аанания, Мисаил и Азария — «три отрока в пещи огненной», иудейские юноши в Вавилонском пленении, брошенные в огненную печь по приказу царя Навуходоносора за отказ поклониться идолу, но были сохранены архангелом Михаилом и вышли оттуда невредимыми. Это притча из книги пророка Даниила (VI век до новой эры). Вопрос Квиета к братьям на эшафоте — это явно легенда. Вряд ли этот римский солдафон знал об иудейских сказаниях.
Множество убитых евреев в Лидде упоминаются Талмудом в выражениях почтительного благоговения.
Так закончилась Иудейская война диаспоры. Евреи ее называли Меред ха-Галуйот, или Меред ха-Тфуцот: «восстание в изгнании».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Популяризатор с евреями в машине времени предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других