Мышление поколения Х. Жизнь без иллюзий

Ерлан Рахманов

«Мышление поколения Х. Жизнь без иллюзий» написана автором, являющимся представителем поколения Х, и книга посвящена сверстникам автора, которые родились и формировались в коммунистической стране, но после распада СССР были в поисках смысла жизни и новых жизненных концепций. В ней изложены концепции и модели образа жизни, который присущ поколению Х.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Концепция формулировки личной миссии человека

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мышление поколения Х. Жизнь без иллюзий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Концепция формулировки личной миссии человека

Три превращения духа: сначала дух стал верблюдом,

потом сделался львом, и наконец лев стал ребенком.

Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра»

В настоящее время поменялась парадигма представлений о предназначении личности. Если в прошлом человек воспринимал себя как инструмент, ресурс для достижения определенной цели, которая представлялась неким возвышенным идеалом, ради которого можно даже пожертвовать своей жизнью, то в настоящее время он ищет смысл жизни в удовлетворении своих потребностей. Да, для старшего поколения, воспитанного в традициях аскетизма и самопожертвования ради идеалов коммунизма, жизнь ради себя любимого кажется деградацией личности. Но нужно принимать и тот факт, что сегодня мы живем в условиях капитализма, где отправная точка — это индивидуальные интересы личности.

Именно внутренняя перестройка является самым сложным для человека. Как говорили мудрые люди в прошлом, «для появления полноценного человека нужно не одно поколение». После распада СССР люди столкнулись с идейным вакуумом: в СНГ начали выстраивать капиталистическую модель, но внятно никто так и не смог сформулировать идеологическую концепцию нового миропорядка.

Автор, будучи преподавателем университета и наблюдая за студентами, отмечал у них этот внутренний вакуум, который они стремились заполнить различными идеями из внешних источников. Многие студенты старались прочитать как можно больше книг, подобных книге Виктора Франкла «Человек в поисках смысла», чтобы сформулировать смысл своей жизни, а кто-то копировал идеи у окружающих.

В мире — как у нас в СНГ, так и в западных странах — существует множество идеологических концепций, объясняющих смысл человеческой жизни. Наиболее интересной из них автору представляется концепция самореализации человека. Во многих словарях понятие самореализация определяется как реализация потенциала личности. Кинематограф также поднимает проблему самореализации, которой посвящен, например, фильм «Билли Эллиот», поставленный по сценарию Ли Холла режиссёром Стивеном Долдри. Его основная мысль: «Внутри каждого из нас есть особый талант, ждущий своего выхода наружу. Хитрость в том, что нужно найти этот выход». Или фильм «Боец» режиссёра Дэвида О. Расселла о боксере, который смог реализовать свой талант на ринге.

Большинство людей не воспринимают концепцию самореализации, что, по-видимому, связано с культурным фоном, где во главу угла ставятся общественные интересы, а потребности индивидуума всячески подавляются. Связь понятия потребность с самореализацией человека очевидна, так как именно потребность индивидуума лежит в основе самореализации. Видимо, в связи с тем, что личная потребность человека является средством, приводящим в действие механизм самореализации, в истории все тоталитарные системы всячески подавляли потребности человека, взамен предлагая служить общественно-государственным идеям, будь то идеи коммунизма или фашизма. В СМИ часто встречаются репортажи о нелегальных сектах, которые в качестве инструмента для обращения граждан в свою веру используют следующий приём: жертву обманом заманивают и запирают в помещение, где на протяжении определенного времени человек не может удовлетворять простейших физиологических потребностей в пище и воде. В результате жажды и голода человек становится восприимчивым к вероучениям секты: психологически он как бы замещает удовлетворение своих потребностей идеями секты. Недаром иезуиты говорили: «Дайте нам ребенка, которому не исполнилось 6 лет, и мы сделаем из него человека», видимо считая, что на фоне подавления естественных потребностей ребенок станет более восприимчив к религиозным идеям. У многих жителей стран СНГ развиты фобии относительно удовлетворения личных потребностей. Можно вспомнить советский фильм «Самая обаятельная и привлекательная», где есть пара моментов, когда герои покупают новую одежду и приходят в ней на работу. Придя на работу, они не могут прямо сказать сослуживцам, что они купили эту одежду по желанию, а не по крайней необходимости, и соответственно придумывают неправдоподобные истории о том, почему они пришли в обновке.

Существуют различные теории о потребностях человека, но, пожалуй, наиболее целесообразно с точки зрения самореализации классифицировать личные человеческие потребности по следующим уровням:

Первый уровень — это физиологические потребности человека в еде, воде, сексе, жилье, одежде и так далее.

Второй уровень — это потребность человека в душевном спокойствии и безопасности.

Третий уровень — это потребность человека в выживании и в адаптации в окружающем мире, будь то в дикой природе или в условиях рыночной экономики.

Четвертый уровень — это духовная потребность человека в познании смысла собственной жизни путем постижения неких философских истин.

Пятый уровень — это человеческая потребность в удовольствии от творчества и созидания.

Шестой уровень — это потребность человека быть частью общества, в котором он живет, потребность делать вклад в общее дело. Это, как правило, выражается в переходе неких материальных ресурсов из частных рук в общественную собственность. Можно вспомнить завещание Гая Юлия Цезаря, согласно которому сады над Тибром передавались в общественное пользование.

Вышеуказанные уровни потребностей определяют общие нужды, подлежащие удовлетворению. Естественно, все люди разные и каждый удовлетворяет свои потребности по-разному. Потребности человека, направленные на конкретные объекты, именуют интересами (и, как правило, чаще употребляют слово интерес, чем потребность).

Интересно, что счастье многие понимают как полное удовлетворение всех потребностей, так что можно сказать, что современная парадигма смысла жизни определяется как стремление человека к личному счастью, а точнее — к удовлетворению всех уровней потребностей.

Следующий шаг после осознания своих потребностей — это выбор пути к достижению «счастья». Именно модель самореализации является путем к удовлетворению потребностей человека. Давайте более подробно рассмотрим эту модель.

Самореализация состоит из трех процессов:

Первый процесс — это самовыражение, которое не что иное, как выполнение функций, реализация проектов, благодаря чему удовлетворяются потребности человека. Так, например, на уроках гончарного мастерства, изготовляя глиняную посуду, мы удовлетворяем свою потребность в творчестве. Можно еще добавить, что, когда мы пьем, едим, ведем активный образ жизни, мы удовлетворяем свои физиологические потребности. Важно помнить, что самовыражение возможно при наличии потенциала, то есть дееспособности, возможности выполнять эти функции, реализовывать эти проекты, путём которых мы удовлетворяем потребности. Скажем, наличие физического здоровья позволяет организму выполнять такие функции, как бег, плавание, еда, дыхание — тем самым удовлетворять наши физиологические потребности.

Второй процесс — это самоактуализация, превращение предпосылок в потенциал, наращивание потенциала. Например, предпосылкой для наращивания физического здоровья является состояние организма человека, которое можно определить как наличие или отсутствие различных заболеваний, травм опорно-двигательного аппарата и очагов хронической инфекции, нормальных физиологических и функциональных показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.

Третий процесс — это уход за предпосылками, под которыми следует понимать исходное состояние человека на всех шести уровнях потребностей. Так, на физическом уровне предпосылкой является организм, за которым нужно ухаживать и принимать меры по его сохранности. В частности, это выражается в водных процедурах, соблюдении режима, чистке зубов, уходе за кожей и так далее.

Относительно этих трех процессов: самовыражения, самоактуализации и ухода за предпосылками — можно выявить следующие ключевые элементы: 1) предпосылка, 2) потенциал, 3) функции и/или проекты. Давайте рассмотрим эти элементы на каждом уровне потребностей.

На первом уровне, то есть относительно физиологических потребностей, предпосылкой является человеческий организм; потенциалом выступает здесь физическое здоровье; в качестве функций, приводящих к удовлетворению физиологических потребностей, можно назвать принятие пищи, сон, физическую нагрузку и так далее.

На втором уровне, то есть при потребности в душевном спокойствии, в качестве предпосылки выступает психика человека; в качестве потенциала — психическое здоровье; а что касается функций, то их можно сформулировать как способность человека справляться со стрессами.

По третьему уровню потребностей в качестве предпосылки можно определить ум как мыслительную способность, данную от природы и лежащую в основе сознательной деятельности. Что касается потенциала, то в этом случае его лучше определить как интеллект, под которым следует понимать накопленный опыт, усвоенные знания и навыки. На базе развитого интеллекта человек логически мыслит, анализирует и решает задачи по выживанию и адаптации к окружающему миру — это функции.

На четвертом уровне потребностей в качестве предпосылки можно определить ту картину мира и те стереотипы, которые были сформированы у нас с детства окружающими. Под картиной мира следует понимать представления о мире отдельно взятой личности, в которых отражается её понимание окружающего мира по отношению к собственной жизни. Картину мира человека составляет совокупность общепринятых представлений о реальности, накопленных многими поколениями в рамках той культуры, в которой человек формируется. Человек чувствует потребность в познании смысла собственной жизни, в нахождении своего пути, которое опирается на истину, а не на стереотипы и предрассудки. Для удовлетворения данной духовной потребности человеку нужно путём размышлений и анализа сформулировать для себя определенные концепции и парадигмы. Потенциал, который нужен человеку, это мудрость, выражающаяся в перечне постоянно обновляемых моделей понимания себя и окружающего мира и позволяющая углублять степень познания. Мудрость отличается от интеллекта тем, что здесь речь идет о новом видении мира через призму более продвинутых моделей понимания окружающего мира.

Человек при своем формировании получает определенный набор стереотипов, которые представляют собой шаблоны восприятия и интерпретации информации, поступающей от окружающего мира. Благодаря стереотипам человек ощущает осмысленность своей жизни, чувствует себя частью мира, а его убеждения и точки зрения состоят из предрассудков, которые как суждения имеют статус истины.

В процессе своего духовного развития человек путём размышлений и изучения окружающего мира пересматривает усвоенные с детства стереотипы и предрассудки на основе фактов и новых парадигм, чтобы исключить искажение действительности, то есть находиться на пути к постижению истин.

На пятом уровне потребностей человек стремится удовлетворить свои потребности в творчестве и созидании. Природа наделяет каждого человека воображением, умением фантазировать, которое представляет собой способность к созданию образов, что является предпосылкой для появления идей, моделирования абстрактных объектов и процессов. Именно эти идеи, абстракции являются потенциалом, необходимым для самовыражения в творчестве и созидании. Самовыражение в творчестве представляет собой действия по созданию нового, уникального продукта с характеристиками, отражающими индивидуальность. Понятие созидание связанно с понятием творчество, и во многих словарях эти понятия смешивают, но, пожалуй, будет правильнее различать их. Как опыт созидания мы можем вспомнить собственноручно собранную модель корабля по инструкции, а как опыт творчества — работу над сочинением на свободную тему в школе. Различие заключается в том, что при творчестве мы изначально сами не знаем, что получится в результате, а при созидании мы больше ориентированы на синтез по заранее заданному алгоритму.

На шестом уровне потребностей человек свою жизнь рассматривает в контексте того общества, в котором он живёт. Предпосылкой является принятие человека в общество, восприятие его другими членами социума как полноправного и достойного члена общества. По мере социализации человек находит достойное место в обществе, формирует репутацию среди окружающих его людей, что и является потенциалом на этом уровне потребностей. На этом уровне человек также чувствует потребность сделать вклад в общее дело, им движет уже не только забота о себе и о своей семье, но и забота об интересах всего общества. Здесь человек может самовыражаться по-разному: заниматься благотворительностью, тратить личное время на волонтёрство, строить мосты, дороги для общественного пользования и тому подобное — суть в том, чтобы делать вклад в общее дело, удовлетворяя общественные интересы.

К сожалению, до удовлетворения шестого уровня потребностей многие не доходят в силу культурных и/или других ограничений, которые присущи тому обществу, которому они принадлежат.

В примитивных обществах условием принятия человека в общество является наличие у него неких объектов: автомобиля, квартиры, красивой внешности, пафосного наряда и модных аксессуаров, членства в элитных клубах и прочее. Люди находятся в плоскости «что иметь» в плане машин, квартир, бизнес-систем, стремятся заполучить идеальные признаки путем пластических операций, красивых манер. Все это делается, чтобы влиться в определенное примитивное сообщество, которое по природе иерархично.

Более зрелое общество, где взаимодействие людей основано на правилах, условием принятия в общество является знание и соблюдение правил поведения, установленных государством, а также знание правил этикета. В этом обществе достижения человека оцениваются в соответствии с тем вкладом, который он сделал в развитие общества: скажем, постройка церкви, мечети, дорог, благотворительность и прочее — то, что удовлетворяет потребности общества. Для многих подобный тип жизни в диковинку. Как-то на российском телевидении был показан репортаж о жителе села, который на свои средства выстроил общественную дорогу, и журналистами это было преподнесено как странный и удивительный поступок. Проще говоря, если ты соблюдаешь правовые нормы и правила этикета — ты принят в общество, если же ты ещё к тому же совершаешь что-либо для общественного блага — то получаешь признание и славу за свой вклад в общественное дело.

Самореализация выражается в уходе за предпосылками, полном выявлении и максимальном развитии возможностей человека — способностей до потенциала (самоактуализация) с последующей реализацией в функциях, проектах человека на физическом, эмоциональном, интеллектуальном, духовном, творческом и социальном уровнях (самовыражение).

Возможно, кому-то из читателей будет легче воспринимать информацию по сводной таблице:

Следует отметить, что согласно концепции самореализации смысл человеческой жизни составляют именно действия по самовыражению, самоактуализации и по уходу за предпосылками, а не сами награды или материальные объекты. Сразу вспоминается диалог главных героев советского фильма «Влюблён по собственному желанию»:

— А зачем тебе надо было быть первым в спорте?

— А потому что вторые — это неудачники.

— Ты любил спорт?

— Работал по четыре тренировки в день, меня со стадиона выгоняли.

— Ты же был счастливым человеком!

Как правило, главная ошибка при восприятии концепции самореализации — это ориентация на материальные ценности, удовлетворяющие потребности, вместо фокусирования внимания на процессах самовыражения, самоактуализации и ухода за предпосылками. В связи с этим вспоминается детская песня «Ах, если бы сбылась моя мечта» из советского мультфильма «Летучий корабль», где счастье предстает как совокупность, перечень неких объектов:

«Маленький домик, русская печка,

Пол деревянный, лавка и свечка,

Котик-мурлыка, муж работящий,

Вот оно счастье — нет его слаще!»

Героиня российского кинофильма «Бумер. Фильм второй» Дашка мечтает уехать на острова — лежать на пляже и наслаждаться жизнью. Это «счастье» она связывает с наличием денег, то есть деньги являются условием реализации счастья в её понимании. Такое представление о счастье, обусловленное наличием неких объектов (яхты, машины, набитого деньгами чемодана), которые являются предметом желаний и стремлений, люди часто называют мечтой. При слове мечта многие рисуют в воображении особняк в Калифорнии, автомобиль последней модели, бриллианты, славу. Американский кинофильм «Волк с Уолл-стрита» — олицетворение этой мечты. Его главный герой Джордан Белфорт нашёл способ, как набивать карманы деньгами, и он счастлив — он на вершине пирамиды потребления: у него самое роскошное авто, самая красивая подруга и куча девушек по вызову, а также наркотики, алкоголь и богатство. Жадность играет ключевую роль в жизни героя, ввергая его в водоворот разгула и потребления и подменяя здоровое стремление к самореализации иллюзиями обманчивой мечты.

Давайте обсудим процесс формирования личной миссии человека.

Человек проходит в процессе своего эволюционного развития определенные этапы формирования модели восприятия окружающего мира.

У него меняются, а точнее — усложняются, способы и формы рассуждений, подходы к решениям жизненных задач. То есть по мере взросления человек расширяет горизонты, обретает новый взгляд на себя и на свою жизнь, находит и осознает новые способы решения задач. Можно сказать, что идет эволюционный процесс усложнения мыслительной деятельности человека.

Основной стержень мыслительной эволюции — это самоорганизованность человека. Способы самоорганизации человека от ступени к ступени усложняются в силу расширения его взгляда (мировоззрения) на окружающий мир и своё место в нем.

Существует множество трактовок понятия самоорганизованность. В целом существенными признаками данного понятия называют способность и умение организовать себя, планировать своё время, ставить цели и принимать решения. Многие учебные центры предлагают пройти тренинги по самоорганизованности, рассматривая это понятие как навык, которому можно обучиться. Задача, которую ставит перед собой автор, шире: он хочет представить самоорганизованность как процесс, имеющий эволюционную природу, в контексте определенных концепций.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Концепция формулировки личной миссии человека

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мышление поколения Х. Жизнь без иллюзий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я