От этногенеза к этнофутуризму. Индоевропейские народы России

Елма Лил

Курганы, древние города, наша степь – тысячелетняя история легендарного народа, он помчится по миру на своих колесницах под вечным солнцем…

Оглавление

  • Часть III. Индоевропейские народы России

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От этногенеза к этнофутуризму. Индоевропейские народы России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Елма Лил, 2021

ISBN 978-5-0053-6792-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Часть III. Индоевропейские народы России

Введение

В индоевропейской культуре поиск сакрально-мифологического начала и его воплощение в современную действительность, которое в России так ярко отражают сибирский археооат и финно-угорский этнофутуризм, не имеет конкретного термина, в этом заключается наша первая проблема.

Восточная Сторона. Художник Максим Сухарев

Современный французский мыслитель Гийом Фай ввёл понятие археофутуризм — «умонастроение, согласно которому будущее снова обратится к ценностям предков». Свойственная, прежде всего, для Западной Европы идея археофутуризма заключается в восстановлении двух смонтированных концепций итальянских футуристов и традиционалистов начала XX века, основанных, с одной стороны, на реанимации «архео» — витальных архаичных ценностей Европейской Империи, а с другой, агрессивной эксплуатации «футур» — новейших научных технологий. Само понятие археофутуризм не укладывается в форму академизма, но концепция классического традиционализма ведёт к изучению составляющих его архаичных ценностей.

В России похожее по названию понятие — археомодерн, сформулированное философом Александром Дугиным, родилось, по его словам, из несоответствия российской современной действительности канонам постмодерна, которого в нашей стране никогда не было, так как Россия не проходила стадию модерна — освобождения мира от сакрально-мифологического начала (Декарт, Лейбниц, Ньютон, Спиноза, Лаплас, Тюрго, Фейербах и Ницше).

Именно само понимание сокрально-мифологического начала, положенное в основу этнофутуризма и археоарта, является нашей второй проблемой в изучении индоевропейской культуры.

Проблема заключается в том, что в современном изучении истории родной культуры нам не хватает элементарных знаний. Происходит подмена символов, понятий и идеологии в целом. Устоявшееся преподнесение термина «Русь», как гротеска, доходящего до абсурдного неославинизма с одной стороны и вездесущего православия с другой. И если первая сторона заняла свою нишу в рамках довольно качественной субкультуры, то другая претендует не только общее религиозное мировоззрение и культурные ценности, но и на научные гипотезы.

Мало кто сейчас сможет ответить на вопрос, какие памятники оставили нам древние народы обширной индоевропейской семьи на территории современной России, не уходя в «славянскую гиперборею».

Индоевропейцы — популярная и хорошо исследованная тема, но до сих пор вызывающая много споров. Как известно, исследователи и псевдоисследователи всего мира разделились на две группы в поисках индоевропейской прародины — южную и северную.

Южная группа:

К ней принадлежит большинство учёных исследователей, опирающихся на сопоставление археологических и лингвистических данных первых степных культур эпохи бронзы с письменными источниками — древнейшими текстами Авесты и Ригведы, а также генетический и конвергентный анализ данных в исследовании ареала распространения археологических культур (Уильям Джонс, Вир Гордон Чайлд, Мария Гимпутас, Клейн Л. С., Кузьмина Е. Е., Шнирельман В. А., Бонгард-Левин Г. М. и многие другие)

Северная группа:

К ней относятся теоретики «Нордического кольца» и «Общества Туле», теософы «Арктической гипотезы» и искатели арье-славов на постсоветском пространстве, которые ссылаются на сопоставление с древними текстами Авесты и Ригведы данных ономастики и астрономии (Омалиус д'Аллуа, Бал Гангадхар Тилак, Густаф Коссинна, Карл Пенка, Жарникова С.В, Сидоров Г. А. и многие другие)

Мы с вами, опираясь, прежде всего, на полученные данные археологических исследований, их научный анализ и аргументированное мнение авторитетных учёных, проследим складывание первых племенных объединений индоевропейских народов, не вдаваясь в поиск «арийской прародины» и не обращаясь к новомодным теософским «открытиям». В тоже время, во избежание схоластико-догматической крайности, выйдем за пределы строгих научных форм, обращаясь к первоначальным архетипам и их влиянию на мировоззрение современного человека.

Актуальность темы:

1. Сегодня, говорящие на индоевропейских языках, народы по совокупной численности вышли на первое место в мире.

2. На протяжении четырёх тысяч лет индоевропейцам принадлежало ведущее положение в мире, которое продолжает набирать силу.

3. Индоевропейское происхождение имеет огромное значение для русского народа, его истории и культуры т к, по мнению большинства учёных, индоевропейская прародина — это южно-уральские степи.

Дискуссионные вопросы:

1. Дискуссионными остаются вопросы о происхождении срубной и катакомбной КИО, а также о влиянии ямной культуры на культуру шнуровой керамики и боевых топоров (КШК).

2. Предметом спора продолжает оставаться установление времени и места проповеди пророка Заратуштры, отражённых в ранней части Авесты — Гат — важнейшего источника индоарийской культуры.

3. Неразгаданными остаются название и локализация легендарной страны, упоминаемой в Авесте и Ригведе, — прародины индоиранцев Арианам — Вайджо (Широкий арийский простор), где высятся горы Рипа и протекает река Ра. Некоторые учёные полагают, что Ра — это Волга, Рипа — Уральские горы.

4. До сих пор не решена проблема хронологии и региона сложения скифского комплекса, которая зависит от уточнения датировки курганов Аржан в Южной Сибири.

5. Также предметом спора является так называемый догреческий субстрат — происхождение и языковая принадлежность народов, населяющих Балканский полуостров и острова Эгейского моря в догреческий период, известных нам по письменным источникам.

6. Сегодня в академической школе не существует общепризнанной версии формирования славянского этноса. Современной науке не удаётся проследить смену и преемственность ранних археологических культур, носителей которых можно было бы отнести к славянским народам.

Тем не менее, с учётом всего вышесказанного, проложим этногенез индоевропейских народов и поищем его отражение в современном мире.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ БРОНЗОВОГО ВЕКА. СКЛАДЫВАНИЕ ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ ОБЩНОСТИ

Ямная культура

Древнеямная культурно-историческая общность (КИО)

Энеолит и ранний бронзовый век (3600—2300 гг до н э).

Ямная культурно-историческая общность охватывает весь ареал ямных памятников от Приуралья до Дуная, которые можно рассматривать как культурно-исторические общности, основанные на доямном, энеолитическом единстве культурных, социально-экономических и даже, возможно, этнических факторов.

Внутри этого ареала выделяются два региона:

1. Восточный (от Днепра до Урала), эта часть ареала может рассматриваться в качестве общности с присущими ей признаками собственно ямной культуры.

2. Западный (от Дуная до Днепра), в этой части ареала ямные традиции привнесены извне и наслаиваются на уже существовавшие в этом регионе культуры иного генезиса (трипольской и прочих раннеземледельческих культур).

Давайте выявим общие черты ямной культуры:

• Устройство захоронений под курганными земляными насыпями.

• Погребальные ямы прямоугольной формы с отвесными стенками или с уступами.

• Положение умерших в скорченной позе с ориентировкой головы в восточный сектор.

• Наличие органических подстилок и посыпка охрой.

• Наличие круглодонных сосудов, медных листовидных ножей и шильев, украшений из раковин, костей и меди.

Этапы развития ямной культуры:

0. Доямный энеолитический период (первая половина IV тыс до н э), к которому традиционно относят Хвалынско-бережновские погребения, выделенные в отдельную группу, именно тут происходит возникновение подкурганного обряда захоронения. Древнейшие подкурганные погребения, как новая традиция конвергентно зарождается в ареале от Заволжья до Поднепровья.

1. Первый (ранний) «репинский» этап (рубеж V/IV тыс. до н э), в отличие от последующих этапов, представлен и поселенческими, и погребальными памятниками. К нему относятся: Репин Хутор, расположенный на правом берегу Дона, Турганикское поселение в Западном Оренбуржье, поселениия Кзыл-хак I и II в Северном Прикаспии.

2. Второй (развитой) этап Ямной культуры (III тыс. до н э) представлен исключительно погребальными памятниками. Яркие комплексы с большим количеством разнообразных металлических изделий, литейными формами, колёсными повозками, типичными круглодонными ямными сосудами отражают расцвет ямной культуры. Тут можно выделить девять локальных вариантов, соответствующих родственным племенным группам и археологическим культурам: Волжско-Уральский, Предкавказский, Донской, Северо-Донецкий, Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Северо-Западный, Юго-Западный.

3. Третий (поздний) «полтавкинский» этап ямной культуры (конец III — начало II тыс. до н э), характеризуется влиянием катакомбных культур, охвативших территорию Восточной Европы к западу от Волги.

Об огромном мировом значении ямной культуры свидетельствуют два фактора:

1. Открытие важнейшей отрасли экономики — металлургии и металлообработки, связанное с исследованием Каргалинского месторождения медной руды под Оренбургом, в ходе которого было установлено, что начало добычи медной руды связано с населением ямной культуры Приуралья.

2. Появление комплексов ямной культуры в районах, достаточно удалённых от Волго-Уральского региона.

Эти факторы свидетельствуют о ямной экспансии и её влиянии на формирование многих культурно-исторических общностей (КИО). Влияние приуральского очага металлургии отмечается на памятниках ямной культуры Подонья, Нижнего и Среднего Поволжья. Начиная с позднего энеолитического времени и репинского этапа ямной культуры фиксируется влияние южного населения Волго-Уралья на формирование волосовско-гаринско-борской КИО, в частности на становлении волосовско-гаринской металлургии. Последние исследования металлических изделий ряда памятников ямной культуры Зауралья, Притоболья, Восточного и Северо-Восточного Казахстана показало, что они изготовлены из приуральской меди. Чётко прослеживается распространение аналогичных памятников на юг Сибири и роль ямной культуры в формировании афанасьевской культуры.

Важнейшей инновацией ямной культуры было появление в степях колёсного транспорта (на 500—1000 лет раньше Шумерских изображений волокуш), это были открытые возы или крытые кибитки с цельными деревянными колёсами, запряжённые волами при помощи ярма. Установлено, что в индоевропейских языках смысловое значение слов «повозка», «колесо», «круг» взаимозаменялось и имело сакральный характер, с идеей вращения колеса, круга были связаны представления о движении Солнца, что стало основной мифологемой религиозных представлений всех индоевропейских народов.

1. Деревянные повозки ямного периода. 2. Ходовая часть повозки ямной культуры. Реконструкция по А. М. Гею

1. Петроглифы с солнцеликим персонажем и сценой охоты. 2. Микенские орнаменты (по Г. Каро и А. Фурумарку), представленные на псалиях, бляхах и керамике комплексов эпохи ранней бронзы в евразийских степях // Кузьмина Е. Е. Откуда пришли индоарии, 1994 г.

Также важнейшим фактом установления индоевропейской прародины является изучение остеологических и археологических материалов ранних культур эпохи неолита, свидетельствующих о появлении и доместикации дикого предка коня.

Давайте выделим самые известные древнейшие памятники со следами зарождения культа коня:

• Самые древние конские останки были найдены на стоянках Муллино и Давлеканово на Южном Урале.

• На неолитической стоянке Варфоломеевка в Поволжье были найдены жертвенники из лошадиных зубов с насечками, орнаментированные путовые лошадиные кости, костяные зооморфные фигурки коней, каменный скипетр с головой коня.

• На энеолитических могильниках Съезжее и Липовый овраг и стоянке Виловатое на Волге обнаружены костяные фигурки лошадей.

• В Новоорске на Урале найден каменный молот-скипетр с головой коня.

I. Украшенные путовые кости коня со стоянок Самарской культуры (1—4 — Варфоломеевская, 5 — Виловатовская, 6 — Ракушечный Яр). II. Костяные подвески в виде коня (1—3 — Варфоломеевская, 2 — Липовый Овраг, 5—6 — Виловатская, 7—8 — Съезжее)

Обряды ритуального захоронения черепа и ног коня были унаследованы представителями ямной культуры.

По археологическим признакам можно проследить социальное устройство древнеямного общества, в качестве главного признака учитывается размер насыпей курганов, а также положение инвентаря. Основным и важным критерием является количество трудовых затрат на совершение захоронения и устройство погребальной камеры. Их этих признаков следует полное соответствие принятой концепции о социальной дифференциации арийских племён накануне распада индоевропейского единства — разделение массы свободного населения на три сословия или касты: священную, военную и общественную. Особенностью ямной культуры Волжско-уральского междуречья является престижное положение сословия ремесленников-металлургов.

Формы керамики ямной культуры // Шапошникова О. Г. и др., 1986 г.

Керносовский идол III тыс. до н. э. (энеолит), ямная культура. По наиболее распространённой гипотезе изображает божество индоевропейского пантеона.

Далее рассмотрим археологические культуры и КИО, которые, по мнению большинства учёных, сложились под влиянием древнеямной КИО, но вопрос остаётся спорным.

КШК — культура шнуровой керамики и боевых топоров (одиночных могил)

Энеолит и ранний бронзовый век (точная датировка не установлена).

Ареал распространения — это обширные территории Центральной и Восточной Европы. Название основано на характерном способе орнаментации керамики и погребальном обряде. Проведённые исследования показали, что распространение КШК в Центральной Европе сопровождалось замещением генов местных неолитических земледельцев (культуры шаровидных амфор и воронковидных кубков) генами скотоводов, пришедших из южнорусских степей.

Культуру шнуровой керамики и боевых топоров можно разделить на множество локальных вариантов:

• Культура одиночных погребений (северный вариант КШК, Германия, Польша)

• Культура кубков с утолщённым дном (Голландия, Германия)

• Культура свайных жилищ (Альпийская КШК)

• Центральногерманская КШК

• Богемско-моравская КШК (Чехия)

• Малопольская КШК

• Культура Злота (Польша)

• Культура ладьевидных топоров (Швеция, Норвегия, Финляндия, Эстония)

• Жуцевская культура (Южный берег Балтийского моря)

• Комаровская культура (Украина)

• Среднеднепровская культура (Украина, Россия, Белоруссия)

• Фатьяновская культура (Центральная Россия)

• Балановская культура (Центральная Россия, восточная часть ареала фатьяновской культуры)

Катакомбная КИО

Средний бронзовый век (XXV — XX вв. до н э).

Ареал распространения — степная и лесостепная полоса от Приуралья и Северного Кавказа до низовий Дуная. Названа по характерной конструкции погребальных сооружений — катакомбе под курганом.

Представлена памятниками следующих катакомбных культур:

• Раннекатакомбной (XXV — XXIII вв. до н э)

• Донецкой (XXIII — XX вв. до н э)

• Харьковско-воронежской или среднедонской (XXVIII/XXVII — XX вв. до н э)

• Ингульской (XXVIII — XX вв. до н э).

Полтавкинская культура

Средний бронзовый век (≈ XXIX — XXV вв. до н э)

Ареал распространения Среднее Поволжье, Поуралье до границ Казахстана, по долине реки Самара западнее Оренбурга.

Бабинская культура (многоваликовой керамики)

Конец среднего — начало позднего бронзового века (≈ XXII — XVIII вв. до н э).

Ареал распространения от Дона и до Дуная, восточной границей распространения была Волга. Получила своё название от глиняной посуды, украшенной большим количеством налепных валиков. Делится на два больших локальных варианта:

• Днепро-Донскую бабинскую культуру

• Днепровско-Прутскую бабинскую культуру.

Срубная КИО

Поздний бронзовый век (XVIII — XII века до н э).

Ареал распространения — степная и лесостепная полосы Восточной Европы между Днепром и Уралом. Названа по обряду захоронения умершего в деревянных срубах.

Представлена памятниками срубных культур:

• Покровской (XVIII — XV вв. до н э)

• Бережновско-маёвской (XVII — XII вв. до н э)

Андроновская культура

Андроновская КИО

Поздний бронзовый век (XVI—XII вв. до н э).

Ареал распространения — территория Южного Зауралья, юга Западно-Сибирской равнины, Казахстана, Алтайского Приобья, Кузнецкой и Хакасско-Минусинской котловин. Названа по могильнику у села Андроново (Хакасия).

Этапы развития андроновской культуры (по К. В. Сальникову):

1. Фёдоровский этап (ранняя бронза XVIII — XVI вв. до н э) культ огня, появление кремации

2. Алакульский (средняя бронза XV — XIII вв. до н э) появление конской сбруи и оружия (копья, кинжалы)

3. Замараевский (поздняя бронза XII — IX вв. до н э) керамика с налепным валиком, геометрическим штампованным орнаментом

В составе андроновской КИО выделяются 4 родственных культуры, давайте рассмотрим их подробнее:

1. Синташтинская культура

Конец III — начало II тыс. до н э.

Ареал распространения — Южный Урал и северный Казахстан.

В настоящее время в Челябинской и Оренбургской областях найдено более 20 укреплённых центров, святилищ и селищ. Самые известные из них — Синташта, Аркаим, Устье, Каменный Амбар, Сарым-Саклы в Челябинской области и Аландское в Оренбургской. Это так называемый Волго-уральский очаг культурогенеза или «Страна городов».

Сюда входит комплекс укреплённых монументальных сооружений, имеющих круглую или прямоугольную форму и богатые могильники. Вопрос о том, являлись ли эти сооружения крепостями, городищами, сакральными, металлургическими или торговыми центрами, остаётся дискуссионным. Захоронения осуществлялись в курганных могильниках, в глубоких ямах-склепах. В могилы клали бронзовое оружие, украшения, бытовые и ритуальные предметы, ряд захоронений сопровождался жертвоприношениями лошади и остатками боевых колесниц.

Синташта

Одним из первых (в 1968м году) было найдено городище у реки Синташта, давшее название всему комплексу и культуре в целом. Поселение Синташта многослойное, круглой формы, в древности было кольцо оборонительных сооружений с глинобитными стенами и рвами, за которыми располагались жилые строения с колодцами, погребами, канализационными ливневыми стоками. Найденные в погребальных камерах боевые бронзовые топоры, наконечники копий, кинжалы, украшения, предметы быта, орудия труда, говорят о высоком развитии металлургического производства.

1. Погребальная камера, сложенная из сырца, деревянные конструкции и вход. Реконструкция В. Ф. Генинга. 2. Реконструкция храма высотой 9—11 м., стоящего наверху. // Зданович Г. Б., Малютина Т. С. Большой синташтинский курган — древнейшее храмово — погребальное сооружение степной Евразии.

Аркаим.

Поселение окружено двумя кольцами оборонительных стен и рвом. Имеет четыре входа, ориентированных по сторонам света. Жилища располагались по кольцевой улице, которая связывала их с центральной площадью и между собой, на поселении имелась система водоснабжения, постройки связанные с металлургическим производством с остатками литейных форм.

1. Аркаим — небесное колесо. Художник Галина Андреева-Сапфиро. 2. Аркаим сияющий. Художник Лола Лонли

Триптих Аркаима. Художник Александр Разбойников

Аркаим: 1—2. Графическое изображение общего вида и внутреннего интерьера жилищ. 3. Макет. Реконструкция Г. Б. Здановича

Сарым-Саклы

Поселение имело правильную круглую форму, оборонительную стену, внешний ров и вал. Жилища располагались по кругу за оборонительной стеной. Находка шлаковой лепешки, свидетельствует о существовании здесь производства меди.

Устье

Городище имело прямоугольную форму со скруглёнными краями, оборонительную стену и ров, помещения упирались в оборонительную стену и примыкали друг к другу и, скорее всего имели одну крышу, в каждом помещении находился колодец.

Каменный Амбар (Ольгино)

Поселение имело прямоугольную форму с замкнутой системой ограждений, было укреплено мощной стеной, рвом и невысоким валом. Жилища располагались параллельными рядами, имели общие стены и колодцы.

Аландское

Аналогично челябинским сооружениям, Аландское городище имело мощные стены с каменной облицовкой и ров, внутри располагались жилища, на их месте сохранились углубления с остатками плавильных печей. Аландское — одно из самых крупных, но мало исследованных поселений «Страны городов».

1—2. Сарым-Саклы. 3. Устье. 4. Ольгино. 5. Аландское. 6 — 7. Реконструкция жилищ и пгребений синташтинского типа // Государственный историко-культурный заповедник «Аркаим»

2. Алакульская культура

XVI — XIII вв. до н э.

Ареал распространения — междуречье рек Амударья и Сырдарья, до Южного Казахстана. Названа по могильнику около озера Алакуль (Курганская область).

Поселения не имеют укреплений. Жилища — полуземлянки столбовой конструкции с удлинёнными прямоугольными котлованами. Характерная особенность поселений — наличие зольников, подобный обычай известен и у арийских племён, согласно «Авесте», каждое утро надо было выносить золу из жилищ в отведённые для этого места.

Большинство погребальных памятников — подкурганные захоронения. В могилы (у изголовья) помещали керамические сосуды с едой, по краям могильных ям — жертвенных животных. Для женских погребений характерно наличие украшений (браслеты, бусы, застёжки, кольца, подвески, накосные украшения из бронзы, золота, кости и раковин). Для мужских — наличие предметов вооружения (каменные булавы, бронзовые кинжалы с намечающимся перекрестием, двулопастные втульчатые наконечники стрел, также подтреугольные наконечники из камня и черешковые из кости).

1. Эволюция керамики алакульского типа Приуралья. 2. Керамика федоровского типа. Уральский вариант. // Кузьмина Е. Е. Откуда пришли индоарии, 1994 г.

3. Фёдоровская культура

2я пол. XIV — 1я пол. XII вв. до н э.

Ареал распространения — Южная Сибирь. Названа по Фёдоровскому могильнику.

Поселения расположены на невысоких надпойменных террасах рек или стариц, не имеют укреплений. Жилищами служили полуземлянки (см. Землянки) или наземные сооружения столбовой конструкции

Большинство погребальных памятников — подкурганные захоронения. Могильники имели невысокие земляные насыпи, окружённые по основанию каменными оградами круглой или квадратной формы, иногда менгирами. Стены погребальных ям обложены камнем или деревом, прослеживается обряд кремации и наличие костей жертвенных животных. Погребальный инвентарь составляют предметы вооружения (бронзовые двулезвийные кинжалы), орудия труда (бронзовые серпы, вислообушные топоры, костяные изделия для обработки кожи), принадлежности конской сбруи (костяные и роговые псалии), украшения (золотые, медные височные подвески, литые браслеты, серьги с раструбом).

Погребальный инвентарь: 1. Алакульская культура. 2. Федоровская культура (по В. В. Евдокимову, В. В. Варфоломееву. // Байпаков К. М., Таймагамбетов Ж. К. Археология Казахстана

4. Абашевская КИО

Начало позднего бронзового века (вторая половина III тыс. до н э — начало II тыс. до н э).

Ареал распространения — лесостепи Восточной Европы от Северского Донца на западе до междуречья Урала и Тобола на востоке, с выходом в степь до излучины Волги и Дона на юге.

На сегодняшний день точное её происхождение не установлено, мнение учёных по этому вопросу расходится. Некоторые исследователи объединяют абашевскую с синташтинской культурой, другие считают, что абашевская культура не относится к андроновской, хронологически ей предшествуя, она распространяется не в степной, а лесостепной зоне и принадлежит к фатьяновскому типу КШК.

Внутри общности выделяются следующие локальные культуры:

• Доно-волжская культура (бассейн Дона, правобережье Волги)

• Средне-волжская культура (бассейн Средней и Верхней Волги)

• Уральская культура (Южный Урал).

Этапы развития:

1) протоабашевский

2) раннеабашевский

3) позднеабашевский

В ареале абашевской культуры находилось два известных очага металлообработки — Донской и Южно-Уральский.

Места поселений абашевской культуры встречаются редко, такие найдены в Приуралье и на Дону. Поселения располагались по берегам рек, на возвышенных мысах, посёлки состояли из слабоуглублённых в землю построек с двускатной или четырёхскатной крышей, стены с деревянной облицовкой. Внутри жилищ располагался очаг открытого типа, хозяйственные и жертвенные ямы и колодцы.

Погребальный обряд представлен курганным способом захоронения с остатками кострищ. Могильные ямы имеют прямоугольную форму, дно выстелено берестой, стенки могильных ям обложены деревом или обмазаны глиной. Сопровождающий инвентарь — орнаментированная глиняная посуда, медные и серебряные украшения, орудия труда из камня и меди, кости домашних животных и колесницы.

1.Доно-волжская абашевская культура. 2.Средневолжская абашевская культура, реконструкция женского головного убора. 3.Уральская абашевская культура // Эпоха бронзы лесной полосы СССР. Археология СССР. 1987 г.

Андроновскую культуру характеризует высокое развитие горного дела и металлургического производства, достигшего расцвета в эпоху финальной бронзы.

Реконструкция металлургического производства. Синташтинская культура.

Другим важным достижением андроновцев было усовершенствование прежней тяжёлой повозки с запряжёнными быками и массивными цельнодеревянными колёсами. Теперь в повозку стали запрягать коней, с целью её облегчения и увеличения скорости было изобретено колесо со спицами. Так появились колесницы — один из определяющих символов индоевропейской культуры.

Реконструкция кибитки кочевника медно-бронзового века

1. Следы колесницы; фото Н. Б. Виноградова. 2-3. Реконструкция колесницы из погребений 28 и 12 большого грунтового могильника. Синташта.

1. Изображения колесниц на андроновском и срубном сосудах и петроглифах Казахстана, Памира, Индии и Тувы // Кузьмина Е. Е. Откуда пришли индоарии, 1994 г. 2. Реконструкция колесницы по древним технологиям без единого гвоздя. // Государственный историко-культурный заповедник «Аркаим», 2017 г.

Андроновская тяжёлая боевая колесница Страна Городов, XX-XVI век до н.э. Скульптор Андрей Хоробров. Художник Юлия Мошура.

Реконструкция андроновской боевой колесницы. Художник Михаил Лобырев

В XII — XI вв. до н э, в поисках новых пастбищ и рудных месторождений, андроновцы начинают миграцию в Среднюю Азию, способствуя тем самым, распространению коневодства, металлургии и колёсного транспорта.

Другой важнейшей инновацией финальной бронзы стало распространение верховой езды, об этом свидетельствует археологический материал (новые типы стержневидных псалиев). Следствием появления воинов-всадников стало увеличение арсенала, создание новых видов оружия и конской сбруи, результатом чего явилось существенное расширение металлообрабатывающего производства, его специализация и первое появление железа.

Жара. Художник Максим Сухарев.

.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ РЖВ

Скифо-сарматская культура

Первым историческим населением андроновской и срубной культуры, согласно ассирийским хроникам, были киммерийцы и скифы, известные нам по греческим источникам со времён Гомера. В ахеминидских надписях Дария и Ксеркса они назывались саки.

Под скифской культурой принято понимать вещественные памятники VII — III вв. до н э на территории Украины, Северного Кавказа и Сибири, их отличительной чертой является «скифская триада», сопровождающая погребальные комплексы:

1. Специфическое оружие акинак — короткий железный меч с бабочковидным перекрестием.

2. Конская упряжь — бронзовые или железные удила и псалии.

3. Звериный стиль — бронзовые или золотые фигурки стилизованных животных.

Знаменитая Долина царей в Сибири, где расположены курганы Аржан 1 и Аржан 2 — самые древние царские захоронения скифского периода, датируемые IX—VII вв до н э, позволяет отодвинуть даты на более ранний срок и пересмотреть первоначальную территорию расселения скифских племён.

Окончание скифской культуры также рассматривается по разному. Принято считать, что с III века до н э скифов вытеснили родственные им сарматы, пришедшие с южно-уральских степей. Но в Крыму скифское царство продолжало существовать, изменив греческое влияние на римское. Там была построена их столица — Неаполис Скифский. Только во II веке нашего времени вторгшиеся с северо-запада готы захватили степи между Дунаем и Днепром, в IV веке вторгшиеся с востока гунны захватили степи Подонья и Украины.

1. Киммериец VII век до н э. 2. Знатный скифский воин. Южная Сибирь VII — VI век до н э (по материалам раскопок могильников Гилёво-10 и Кичигино 1). 3. Скиф. Келермесские курганы VII век до н э. Художник-иллюстратор Евгений Край.

Сарматская культура, существовавшая с IV века до н э по IV век н э, занимала обширную территорию от Западного Казахстана и Южного Приуралья до Северо-Западного Причерноморья.

В рамках сарматской культуры выделяют три этапа:

1. Раннесарматская — прохоровская

2. Среднесарматская — сусловская

3. Позднесарматская.

В I — III вв. нашего времени в Приазовье и Предкавказье пришли аланы, которые подчинили себе сарматские племена. В III веке, в результате готской экспансии, сарматы утрачивают своё влияние в Северном Причерноморье. После нашествия гуннов во второй половине IV века часть сарматов была уничтожена, а часть вошла в гуннский союз.

1. Сарматский воин. Степи Северного причерноморья. II—I вв. до н э; 2. Ранне-сарматский рыцарь. Художник-иллюстратор Евгений Край. 3. Сарматский легковооруженный воин. II в. до н э — II в. н э. Иллюстрация для «Большого Атласа Казахстана».

Поскольку сарматы родственны скифам, учёные часто выделяют памятники тех и других в скифо-сарматскую археологию.

Давайте выделим отличительные черты скифо-сарматской культуры:

Поселения.

Скифо-сарматскими племенами было унаследовано несколько типов жилищ:

Первый тип — монументальное срубно-андроновское жилище каркасно-столбовой конструкции с двускатной или четырёхскатной кровлей.

Второй тип — протоюрта, получившая распространение в эпоху финальной бронзы.

Третий тип — крытая повозка, описанная в античных источниках.

Типы лёгких жилищ кочевников. 1 — шатёр; 2 — чум; 3 — конструкция скифского лёгкого жилища; 4 — реконструкция скифской повозки; 5, 6, 7 — наземные жилища; 8 — современная юрта. // Кузьмина Е. Е. Откуда пришли индоарии, 1994 г.

Погребальный обряд.

Погребальный обряд сохранил преемственность традиционных подкурганных захоронений бронзового века, культа коня, широтной ориентировки. Но скифо-сарматские погребения отличает богатейший инвентарь.

Костюм.

Особенности степного костюма складывались под влиянием суровых экологических условий и хозяйственно-культурного типа скотоводов. Женский костюм составляло длинное платье с довольно широкими рукавами, иногда расшитое по вороту и рукавам бусами. Мужчины носили двубортный кафтан, брюки и войлочные или кожаные колпаки. И мужчины и женщины были обуты в войлочные или кожаные сапожки, украшенные бусами.

1. Скифский курган в разрезе. Художник-иллюстратор Евгений Край. 2. Стела скифа-воина, найденная в селе Ольховчик Амвросиевского района Донецкой области // Собрание Донецкого областного краеведческого музея.

Вооружение.

Как мы знаем, воинственные степные кочевники покорили пол мира, а вместо укреплённых городов они имели хорошо вооружённое, дисциплинированное войско.

Следовательно вооружение имело первостепенное значение в скифо-сарматской культуре. Рассмотрим основные его элементы:

1) Доспехи (шлемы, кольчуги, щиты)

Раннескифские шлемы появились как инновация, связанная с распространением новой тактики боя — верховой езды — и употреблением, наряду со стрелами, ударного оружия. Форма скифского колпака восходит к андроновскому типу, который и был прототипом шлема. На данный момент можно выделить несколько типов скифских шлемов:

— В VI веке до н э — был распространён кубанский тип — тяжёлые бронзовые шлемы с пластинами, прикрывающими щеки.

— С V века до н э входят в употребление импортные шлемы античных типов — халкидские, коринфские, аттические и фракийские.

— Особую группу образуют шлемы-исключения (импортные типы с удалённой нижней развитой частью, шлемы из отдельных пластин и т д)

1. Типы шлемов // Черненко Е. В. Скифский доспех. 1968 г. 2. Шлемы «чешуйчатых типов» 3. Шлемы «кубанского типа» 4. Шлемы античных типов. Художник-иллюстратор Евгений Край.

Основным типом доспехов скифов и сарматов были гибкие кожаные корсеты, покрытые мелкими бронзовыми или железными чешуйками. Тацит в «Истории» упоминает, что доспехи кочевников изготовлены из железных пластинок или очень прочной кожи. Небольшими металлическими пластинами покрывалась и другая одежда скифов (шлемы, щиты, пояса). Панцирь, защищавший туловище, доходил до середины бедра, имел короткие рукава и разрезы по подолу до поясного ремня для удобства верховой езды.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Часть III. Индоевропейские народы России

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От этногенеза к этнофутуризму. Индоевропейские народы России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я