1. Книги
  2. Книги о путешествиях
  3. Елма Лил

Древняя москвичка

Елма Лил
Обложка книги

Во все времена женщины смотрели на свое отражение, они создавали костюмы, делали прически, носили украшения. Шли годы, века, тысячелетия, исчезали целые племена, на их место приходили другие, менялась культура, менялась мода, старые традиции исчезали и со временем забывались полностью. Помнит ли себя Москва, такая современная, такая стильная сегодня, но что было на этой земле тысячи лет назад? Как выглядели первые москвички, где они жили, что носили и как назывались?

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Древняя москвичка» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Москворечье в эпоху РЖВ, первые городища, дьяковская культура

Дьяковцы

Москворечье в эпоху РЖВ

В нач. I тыс. до н.э. на Московской земле из местных болотных руд начинается добыча железа, происходит его обработка и дальнейшее использование, таким образом открывается новая эпоха периодизации — эпоха раннего железа (РЖВ), которая продлится до V в. н. э. Почти всю территорию Московской области занимают племена дьяковской культуры, получившей своё название от городища, расположенного в бывшем селе Дьяково, сегодня это южная территория музея-заповедника Коломенское в Москве.

Важной особенностью дьяковской культуры, характерной именно для населения бассейна Москвы-реки, являются уникальные изделия — это глиняные орнаментированные таблички и антропоморфные фигурки, выполняющие ритуальные функции, знаменитые грузики дьякова типа для плетения, а также уникальные бронзовые украшения, выделяющие особую москворецкую культуру.

Периоды дьяковской культуры

Важно понимать, что многовековая дьяковская культура не была однообразной, время от времени в жизни обитателей Москворечья происходили серьезные культурные трансформации, полностью менявшие их жизненный уклад, на этом основании ученые выделяют следующие периоды:

Преддьяковский период — конец IX — VI вв. до н.э.

Раннедьяковский период — V — II вв. до н.э.

Позднедьяковский период — I — IV вв. н.э.

Постдьяковский период — V—VII вв. н.э.

В IX — VI вв. до н.э. появляются небольшие поселения, укрепленные рвами, предшественники будущих городищ, к таким, например, относится селище Царицыно 1.

В V — II вв. до н.э. происходит быстрый рост населения, появляются первые крупные городища, застроенные длинными многокамерными домами, на сегодняшний день в пределах бассейна Москвы-реки выявлено 162 памятника1, которые могут быть отнесены к раннедьяковскому периоду.

На рубеже эр городища существенно укрепляются, меняются традиции домостроительства, на смену длинным домам приходят небольшие квадратные в плане постройки, всего для позднедьяковского периода в бассейне Москвы-реки известны 73 городища и 101 селище.

В V—VI вв. н.э., на москворецких городищах происходит спад «жизненной активности», а затем и вовсе их запустение, это произошло задолго до прихода славян, хиатус имеет протяженность в несколько столетий. В это же время прекращают свое существование соседние рязано-окская и мощинская культуры, с чем столкнулись эти племена, археологам неизвестно.

Жилища дьяковцев

Исследованные жилого дома Успенского городища в Одинцовском городском округе позволяют проследить изменения традиций домостроительства на всем протяжении существования дьяковской культуры. Древнейший тип жилища — округлая полуземлянка с конической крышей, обнаруженная здесь при раскопках 1959го года. Затем появляются длинные прямоугольные жилища с глинобитными полами и открытыми очагами. На городищах раннедьяковского периода (Дьяково, Боршева, Круглица, Настасьино) сохранились многочисленные остатки построек длинных домов, разделённые перегородками на отапливаемые комнаты с очагами внутри и узкие холодные тамбуры. Стены состояли из плетня и горизонтально положенных бревен, зажатых плетнем и столбами (столбовая конструкция). Очаги были огорожены глиняным бортиком, внутрь насыпался песок, вероятно, над очагами в крыше имелись отверстия — дымоходы, игравшие роль световых окон.

В позднедьяковский период появляются квадратные в плане небольшие бревенчатые постройки на опорных столбах с земляными полами и печами-каменками, похожие на северорусские срубы. Обнаружены кирпичи специфической формы («рогатые»).

Домик мёртвых

Племена дьяковцев, оставившие после себя множественные укрепленные поселения, не имели ни одного могильника, но не случайно в русской культуре возникло поверье об избушке на курьих ножках, оно связано с погребальными сооружениями дославянского населения, это так называемые «домики мёртвых», которые ставились на пеньки или комлевую часть деревьев с корнями.

На территории Московской области исследовано лишь одно такое погребальное сооружение у Саввино-Сторожевского монастыря в городе Звенигород Одинцовского городского округа, это небольшая прямоугольная полуземлянка из сруба высотой около двух метров, с двускатной крышей, стены с наружи обложены камнями, внутри полка (или ступенька), на которой размещались остатки трупосожжений в сосудах, накрытых другими, перевернутыми верх дном, сосудами, не менее чем 24 человека. На полу небольшое кострище, здесь же найдены височные подвески, грузики дьякова типа, миниатюрные сосуды. Интересно, что «Домик мёртвых» был сооружен на заброшенном поселении — городище, автор находки — археолог Ю. А. Краснов интерпретировал его как погребальное сооружение, где хранился прах умерших людей для возможного поклонения и «общения» с душами предков.

Культура москворецких городищ

Дьяково городище

Расположено, как мы уже упоминали выше, в музее-заповеднике Коломенское, сегодня это небольшой холм на берегу Москвы-реки, в дьяковские же времена представляло собой круговое укрепленное городище, окружённое валом и рвом огромных размеров, также для укрепления городищ дьяковцы максимально использовали имеющиеся ландшафтные условия (склоны мыса, реки, ручьи и т д). Основа оборонительных сооружений Дьякова городища была создана в V в. до н.э. и просуществовала до полного исчезновения дьяковской культуры.

Исследования Н. А. Кренке выявили в расположении городищ на Москве-реке определенную закономерность — одинаковое расстояние, а недалеко от них (около пяти километров) располагались селища, которые образовывали с городищами единую поселенческую систему. Возле городища Дьяково располагались несколько селищ:

Селище Чертов Городок (название дано по находке «чертовых пальцев» — белемнитов), расположенное в Коломенском парке.

Селище Царицыно-1 Церера, уже нам известное, расположенное в Царицынском парке, в дьяковские времена оно было окружено пашнями, что говорит о развитии земледелия.

Селище Шипилово-1 расположенное на пологом склоне южного берега Борисовского пруда в парковой зоне.

Кунцевское городище

Расположено на Филевской набережной, между Москвой-рекой и Рублёвским шоссе (дом 16, корпус 3), в Суворовском парке (Кунцево-Фили) на крутом холме, между двумя глубокими оврагами. Москвичам известно оно как «проклятое место» по названию романа Михаила Воскресенского, в 1872м году художник А. К. Саврасов написал здесь картину «Осенний лес. Кунцево. Проклятое место». Когда-то это было одно из самых защищённых москворецких городищ. Укрепления Кунцевского городища образуют сложную трехъярусную систему. С южной стороны узкий перешеек защищен тремя валами и тремя рвами. На западном и восточном склонах рвы переходят в террасы-эскарпы, по кромкам террас имелись столбовые ограды.

Щербинское городище

Расположено в городском округе Домодедово, рядом с деревней Щербинка, на правом берегу реки Пахры близ устья реки Конопелька, откуда и получило второе название — Конопелкинское. Это самое известное «классическое» городище дьяковской культуры, несколько кладов и остатки жилого дома находятся в постоянной экспозиции Государственного исторического музея и Музея Москвы. Городище располагалось на останцах, имело кольцевые системы укреплений по периметру возвышенностей и дополнительные валы на въезде. За пределами оборонительной системы был спрятан клад из 130 вещей, на основе которых учеными была произведена реконструкция женского костюма, к этой теме мы вернемся позже. Стоит напомнить, что в октябре 2021го года бульдозерами «Робметаллсталь» было уничтожено 90 процентов культурного слоя городища и это далеко не единственный памятник археологии, подвергшийся уничтожению из-за алчности застройщиков и самоуправства местных властей.

Настасьино городище

Расположено в Коломенском городском округе на террасе левого берега реки Северка, правого притока Москвы-реки. Как и у большинства дьяковских городищ, сохранились остатки фортификационной системы в виде кольцевой насыпи вала и двух рвов, которые разрывались узким проходом на городище. Важной является находка погребений дьяковского времени в виде скопления кальцинированных костей, помещенных в круглые емкости из органических материалов, находилось это всё, что интересно, при входе в жилое помещение, рядом с очагом.

Троицкое городище

Расположено в Можайском городском округе у села Троица на правом берегу Можайского моря. Является позднедьяковским хорошо укрепленным поселком, основанным на месте незначительного более раннего поселения. По краю площадки городища над внешнем земляным валом возвышались «жилые стены», которые выполняли не только оборонительные функции, но и использовалась для хозяйственных нужд, внутри они были разделены на четыре отсека с отдельными выходами на площадку городища. Здесь же была найдена бронзовая фибула-застежка с надписью Avcissa, которая свидетельствует о торговых связях городища со странами Верхней Италии.

Кикинское городище

Расположено на реке Веле у деревни Кикино Дмитровского городского округа, с напольной стороны укрепления представляли собой три ряда частокола из толстых брёвен, пространство между которыми было засыпано землей, по краю площадки найдены следы от столбов деревянной стены из массивных брёвен. Такая же стена была устроена у подножия городища.

Городища Успенское, Звенигородское и Дунино

Расположены в Одинцовском городском округе, первое — недалеко от села Успенское, на высоком левом берегу реки Большой Вяземки, в 0,5 км от впадения ее в Москву-реку, среди местного населения известно под названием «Молоденовский курган». Звенигородское городище расположено в городе Звенигород, у дома отдыха «Связист», от которого и получило свое второе название. Городище Дунино расположено в районе деревни Дунино и входит в Дунинский археологический комплекс, состоящий из 34 объектов раннего железного века. Оно является уникальным по сохранности фортификационных сооружений с хорошо выраженной системой из трех валов и рвов. В окрестностях Дунинского городища находится пять селищ раннего железного века и несколько площадок долинных зандров, где выявлены следы древнего земледелия и скотоводства.

Городища Боршева и Селецкое

Расположены в Раменском городском округе, первое — у села Боршева, западнее него расположено селище, некогда служившее посадом. Селецкое городище расположено у деревни Сельцо, на правом берегу речки Нищенки. На городище Боршева найдены следы самых ранних домов и древних горнов. На Селецком городище обнаружена пока не имеющая аналогов пектораль (женское нагрудное украшение) из цветного металла в технике скань.

Городища Луковня I, Луковня II и Кузнечики

Расположены в Городском округе Подольск, первое Луковня I — у деревни Луковня в излучине реки Пахры, недалеко от него расположено второе — Луковня II. Городище Кузнечики, находится в одном километре к северо-востоку от деревни Бородино в излучине реки Петрицы, другие его названия — Бородинское и Городок. На городище Луковня I найдено много медных и бронзовых украшений и каменные формы для их отливки, а также сопла от плавильных печей и кузнечных горнов. На городище Кузнечики больше вещей из железа, находки тиглей и литейных форм указывают на их местное изготовление.

Конец ознакомительного фрагмента.

О книге

Автор: Елма Лил

Жанры и теги: Книги о путешествиях, Общая история

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Древняя москвичка» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

По размерам памятники V — III вв. до н.э. можно разделить на четыре группы. 1. Крупные городища площадью 1000—2500 кв. м с культурным слоем, насыщенным керамикой и находками. 2. Мысовые поселения средних размеров, площадью 400—1000 кв. м. 3. Небольшие неукрепленные поселения, расположенные на открытых участках, площадью менее 1000 кв. м. 4. Местонахождения единичных фрагментов керамики при отсутствии культурного слоя. (Кренке Н. А., 2019, с. 43)

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я