Феминология и гендерная политика

Елизавета Зуйкова, 2015

Учебник написан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки “Cоциальная работа”. В нем рассмотрены многочисленные аспекты социально-экономического, политического и духовного положения женщин в России, даны рекомендации по эгалитарному решению проблем, существующих в обществе. Для студентов, аспирантов, преподавателей, а также тех, кто занимается проблемами равенства женщин и мужчин, реализации гендерной политики и ликвидации “двойного стандарта”.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Феминология и гендерная политика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава II. ГЕНДЕРОЛОГИЯ КАК НОВОЕ НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

2.1. Гендер как социальный феномен

Словарь гендерных терминов определяет слово “гендер” как “совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола”. Гендерная система как таковая отражает культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола15.

Гендер — это социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех областях общественной жизни, включая политику, экономику, право, идеологию, культуру.

Первое определение гендера возникло в связи с феминистским анализом современного общества и критикой дискриминационного положения женщин в нем. В статье антрополога Гейл Рубин “Обмен женщинами: заметки по поводу “политической экономики” пола” (1975) гендер определяется как “комплекс соглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности”16.

В США, где гендерные исследования получили статус официальной учебной и научной дисциплины, обязательной, например, для социальных работников и государственных служащих, в справочных изданиях дается следующее определение гендера: “Термин, введенный феминистами с целью выделения социального аспекта различия полов. Когда говорят о различии между существами женского и мужского пола как о различии “пола”, то имеется в виду их биологическое различие. Когда говорят о гендере, то исходят из определенных социокультурных дефиниций (определений) понятий женщины и мужчины и предполагают изначально установленное различие их социального положения”17.

Американский социолог Э. Гидденс по поводу этого термина отмечает: “Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, то понятие “гендер” затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Разграничение пола и гендера является фундаментальным, так как многие различия между женщиной и мужчиной обуславливается причинами, не являющимися биологическими по своей природе. Если пол индивида биологически детерминирован, то род (гендер) является культурно и социально заданным. Таким образом, существуют два пола (мужской и женский) и два рода (мужественный и женственный)”18.

Это определение акцентирует внимание на социальных различиях между мужчинами и женщинами, которые нельзя игнорировать в условиях патриархального общества, где утверждается превосходство мужчины во всех сферах жизни и осуществляется дискриминация по признаку пола. В таком обществе женщина, как правило, рассматривается прежде всего как существо биологическое с преобладанием репродуктивных начал.

В отечественной и зарубежной исследовательской литературе могут существовать и другие подходы к определению гендера. Однако следует согласиться с тем, что основными принципами этой категории являются — реализация равенства женщин и мужчин в обществе, обеспечение равного правового статуса, ликвидация и предотвращение дискриминации женщин, улучшение их положения, проведение гендерной экспертизы нормативно-правовых актов, принимаемых органами государственной власти.

Однако гендерные экспертизы российского законодательства в современных условиях проводятся еще только в порядке исключения под воздействием женских общественных организаций и пока не имеют достаточной методологической основы.

Предметом гендерных исследований являются существующие в данном обществе представления, стереотипы о различиях между мужчинами и женщинами, их специфических особенностях, отличительных социальных чертах. Эти представления обозначаются терминами “маскулинность” и “феминность”, являются устойчивыми для данного общества в данный исторический период.

Таким образом, гендерные исследования направлены на изучение определенных стереотипов восприятия и межличностных отношений, стереотипов формирования собственной модели поведения и оценки, конструирования идеала с точки зрения принадлежности к биологическому полу.

Гендерные исследования носят междисциплинарный характер, стереотипами на уровне отдельных индивидов занимаются, например, психология, педагогика, философия, а на уровне общества — социология, демография, экономика.

Гендерные стереотипы индивида формируются с раннего детского возраста, по мере социализации ребенка в конкретной культурной среде под влиянием множества различных факторов этнического, семейного, бытового, экономического, социально-средового, образовательного, имущественного и иного характера.

Стереотипы на уровне общества развиваются в единстве с социально-экономическими, политическими, культурными процессами.

Идеалы феминности и маскулинности под влиянием объективных обстоятельств претерпевают изменения, но не всегда прогрессивного порядка. В российской истории новейшего времени, например, в этом отношении произошел регресс общественно-значимых ценностей в сторону откровенно патриархатных, т. е. к возрождению аргументации по признаку биологического пола в определении роли индивида в социальной, политической, экономической, культурной и других сферах человеческой жизни.

Гендер лежит в основе гендерологии как системы знаний и гендерной политики, предполагающей:

— формирование правовой базы обеспечения равноправия полов;

— создание условий и возможностей для равноправного участия в жизни общества всех граждан независимо от пола;

— паритетное представительство мужчин и женщин в выборных и назначенных должностях;

— внесение новых элементов женщинами в политическую культуру;

— реализация женских инициатив в сфере законодательства, отражающего интересы женщин и детей;

— организация широкого гендерного просвещения населения в России19.

Гендерология как новое научное направление находится в стадии становления и основывается прежде всего на феминологии — науке о женщине и социальном равенстве полов.

2.2. Феминология — основа гендерологии

Феминология — предшественница и основа развития гендерных исследований. Это общепризнанное положение, поскольку по времени и охвату проблемы феминология сформировалась как наука о положении и роли женщин в обществе уже давно. Нельзя не согласиться с президентом Международной ассоциации “Женщины и развитие” профессором Г. Г. Силласте в том, что понятие гендер становится уже таким, который начинает очень свободно произноситься в разных структурах власти. Не следует чрезмерно увлекаться. Первым тезисом следует поставить так: “О гендере и его преемственности”20.

Феминология как наука отражает объективные закономерности взаимоотношения полов, стремясь реализовать принцип равенства женщин и мужчин, исследуя особенности взаимоотношения между ними, анализируя причины противоречий. Особое внимание она уделяет решению проблемы полного равенства и изменения социального статуса женщин в социальнополитической, экономической, духовной и семейной сферах.

Задача феминологии — дать целостную концепцию, в которой отражены: изменение стереотипа мышления о женщине как о человеке “второго сорта”; определение отношений между государством и общественными женскими организациями; усиление роли женщин в сфере политики и экономики; ликвидация двойного стандарта (например, принимаются законы о равноправии, но в действительности не реализуются).

В рамках феминологии разработана программа научного предвидения развития женского движения; раскрыты механизмы действия объективных законов, путей и форм, а также методов их эффективного использования; выработана система оценок социальных процессов и явлений применительно к объекту и предмету этой науки; использован мировой опыт феминизма как социально-политической теории.

Реализация концепции предполагает духовное возрождение личности и должно содействовать формированию в России подлинно цивилизованного общества, где безусловными ценностями и нормами жизни становятся свобода, достоинство и безопасность каждого человека.

Эти же положения входят в содержание и гендерологии, которая, как отмечалось, находится еще в стадии становления.

В основу гендерологии и гендерной политики положены такие глобальные проблемы, как особенности комплексного подхода к изучению всех процессов и явлений, связанных с деятельностью мужчин и женщин в обществе; гендерология как наука и учебная дисциплина; человек как биосоциальный феномен; критика сексизма как идеологии и практики дискриминации женщин; гендерный подход при изучении научных концепций в области философии, политологии и др.; отношение к роли и месту женщины в обществе различных видов религии; феминизм как социально-политическая теория и ее современные подходы к анализу гендерных отношений; роль женщин в экономической, политической и духовной жизни общества советского периода, а также влияние женского движения в Советском Союзе на международное женское движение; гендерные аспекты программ современных политических партий и движений в Российской Федерации; положение женщин и мужчин на рынке труда; женщина и политика; семья и ее функции и др.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Феминология и гендерная политика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

15

Словарь гендерных терминов. — М., 2002. — С. 21.

16

См.: Введение в гендерные исследования. — М., 2005. — С. 9.

17

См.: Введение в гендерные исследования. — М., 2005. — С. 9.

18

См.: Гидденс Э. Социология. — М., 1999. — С. 153.

19

Шведова Н. А. О гендерной модернизации власти // О некоторых проблемах методологии гендерной экспертизы законодательства. — М., 2002. — С. 13.

20

Силласте Г. Г. Аналитический вестник № 8/201/ От равных прав — к равным возможностям женщин и мужчин. Вып. 1. — 2003. — С. 72.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я