Знак. Символ. Человек. Повесть-исследование

Елена Татаринцева

Эта книга – путешествие в страну орнамента и символов, и не только. Она будет полезна всем, кто увлекается искусством, орнаменталистикой, этнографией и антропологией, а также начинающим искусствоведам, художникам и историкам.Повествование написано в форме диалога с профессором, знающим абсолютно всё о тайнах орнамента – этого самого древнего знакового языка, известного человечеству. В книге освещены основные законы развития европейской культуры через символические образы.

Оглавление

Как орнамент стал оберегом

Изменялось, индивидуализировалось, представление нашего предка, оценивающего мир. Одновременно с сознанием менялись и быт, и жилище древнего человека, его одежда, пища.

Он затеял большое путешествие к познанию самого себя. Этому способствовали и длинные по протяженности передвижения людей по всей планете, так называемые миграции, посеявшие смятение в человеческой душе. Но результаты этого смятения в культуре древних проявились не сразу.

Учёные считают, что пятьдесят пять тысяч лет назад наши предки оставили жилища благодарных и послушных детей Мира — собирателей и охотников… Они покинули Африку.

Что заставило их сделать этот немыслимый для первобытного человека шаг? Какая беда, какие болезни-эпидемии погнали маленькие группы людей в разные стороны Земли в поисках нового дома?

Конечно, в первую очередь, природные катастрофы. И люди, принявшие на себя их удар, стали сомневаться. Не в своих божествах. Тогда над их сознанием уже властвовали древние духи природных стихий, которые будут долго сохранять свое первенство. Древние люди усомнились в ощущении незыблемости связей этих духов с землёй предков.

— А что, ещё раньше — природных катастроф не было? — удивились мы.

— Не было в масштабе целой планеты, как считают многие учёные…

Для первобытного жителя нашей планеты когда-то святыней25 мог быть даже след предка, затвердевший в глине. Привязанность к своей земле и преданность ей были особенностью сознания древнейшего человека, мы говорили об этом. Но, подхваченный процессами передвижения, человек вдруг осознал себя беззащитным перед грозными явлениями природы.

Дар свободно творить, согласно замыслу Бога: танец, орнамент — пространство, наполненное добротой — маленькое соответствие Вселенной, стал необходимостью создания собственного предметного мира, который оберегал бы человека от остального, ему враждебного.

К III тысячелетию до нашей эры, то есть к началу эпохи бронзы26, предназначение орнамента окончательно изменилось.

Огромное значение приобрели телесные и оружейные обереги, орнаменты на теле и на оружии. Человек создаёт нечто вроде энергетического скафандра, защищающего его от неожиданных несчастий. Это была система знаков, входящих в костюм или упряжь для коня, предметы быта. Здесь, как вы понимаете, все ещё оставался, работал закон подобия, но… он невероятно сузился до размеров личного ощущения человека.

А ещё, надо добавить об участившихся несчастьях: войнах за территории или стада животных, позднее — за обладание рабами. Набеги кочевников несли смерть, и, казалось, не было силы, способной защитить людей от неё. Появились военные вожди, обладающие знаниями воинского дела, а также большей храбростью, физической силой и волей к жизни.

Именно в это время появились жрецы и шаманы, которые в большей степени, чем остальные соплеменники, владели тайной орнаментов и знаков. При помощи этих знаний они могли объяснить человеку причину его болезни или неудачи, создать для него оберег, который сможет оградить от зла.

Хоровод человечков, дружно держащихся за руки, распался. Появилось неравенство: духовное — внутреннее и материальное — внешнее, — подвёл итог Иван Георгиевич.

Но жизнь не остановилась. Вместе с её развитием и орнаментальному алфавиту предстояло долгое историческое путешествие. Я немного расскажу вам о жизни героических скифов, и вы поймете, какое важное место в ней занимало искусство…

Скифы… это название древние греки дали кочевым племенам, пришедшим из Азии. Наиболее известны, благодаря описаниям греческих авторов, европейские скифы, обитавшие в степях Северного Причерноморья с VII по III века до нашей эры. Если мы посмотрим на карту, то увидим, что это земли между реками Дунаем — на западе и Доном — на востоке.

У скифов была трудная жизнь. И то, что она сопровождалось Красотой, как нельзя лучше доказывает ценность этой категории для человека, быт которого был чужд просто пустому украшательству…

Иван Георгиевич показал нам копию золотой пекторали из погребального кургана Толстая Могила, раскопанного в Приднепровье.

Пектораль — очень большое, тяжелое нагрудное украшение, как кружевной ворот, охватывающий шею человека и несколькими полукружиями ложащийся на грудь. Мы видели её впервые, хотя профессор сказал нам, что это произведение искусства знает весь мир.

Это чудесное изделие было выполнено греческим мастером. Пектораль была найдена в числе предметов, захороненных вместе со скифским вождем. Видимо, греки изготавливали на заказ и продавали скифам такие украшения.

Пектораль, как никакой другой предмет скифской культуры, рассказала исследователям о жизни этого народа, о воинах и вождях, власть которых у скифов была так же безгранична, как, например, у древних египтян власть фараона. Вождю, как и царю, по общему верованию, помогало верховное божество, «сыном» которого он являлся.

Только система ритуалов верховной власти у скифов не была так разработана, как вавилонская или древнеегипетская. Она не была сложна, и обряды не были столь продолжительны по времени. (Например, ритуал вокруг фигуры фараона мог занимать целый день. Да что там день! Вся его жизнь состояла из особых знаков-знамений, по которым судили о будущем).

Вождь скифов был близок к своим подчиненным, вместе воевал с ними, вместе спал на сырой земле. Охотился, совещался, праздновал, выслушивал речи гадателей и шаманов об устройстве мира и о судьбе.

Золотая пектораль сверкала на солнце…

Какую мистическую роль она исполняла в мире скифов? Украшение разделено на три яруса (вспоминаем о трёхчастном делении мироздания древними). Нижний ярус — изображение стихийного или мифологического мира, верхний — мира людей. Средний ярус посвящён миру растений. На нём выделяются спирали — символ развития.

Но что хотел выразить художник, сделавший это золотое изделие?

Правильно ли мы понимаем его замысел? Для греков в природных стихиях был заключён основной источник хаоса и смерти, а мир человека был источником разума. Для скифов же всё было наоборот. Образ жизни этого народа определяли природные символы и знаки, скифы только намечали лики богов. Вероятно, греческий художник просто изобразил мироздание таким, как понимали его скифы. Как бы там не было, для нас это — тайна.

РИС. 17. Пектораль. IV век до н. э. Киевский музей

исторических драгоценностей. Материал из Википедии.

Фото Terminator

Значительную роль в жизни скифов играл короткий меч-акинак, очень грозное оружие в руках воина. Акинаку или богу войны, предметным символом которого был меч, возводили своеобразные алтари. Не каменные, не деревянные, не глиняные!

Греческие историки описывали, что видели на всех скифских стоянках огромные горы хвороста с воткнутым мечом вверху. В время ритуалов этот хворост поджигали. И мы видим здесь символическую цепочку: огонь, огненная стихия, меч, Бог войны.

Орнаментальным сюжетом для такого меча часто были зверь или птица, очень виртуозно нарисованные или отлитые в металле, с тонкой передачей свойственной только этому животному позы, поворота головы. И здесь древний художник выступал как прекрасный мастер, знающий и умеющий точно передать характер зверя.

РИС. 18. Золотая бляшка. Около IV века до н. э.

Музей искусств города Кливленда. США.

Материал из Википедии. Фото Wmpearl

Изображения животных и даже насекомых в это время показывают переходный этап развития самого человека, его направленность на серьёзнейшее освоение животного мира и разработку звериной символики, встраивание души животных в символическую цепочку образов, знаков и стихий. Так птица, близкая к небу, восходила к кругу — символу Неба, а олень — к треугольнику, символизируя динамику. Звериным стилем называют учёные орнаментальные образы этого периода.

В поселениях, в захоронениях-курганах найдены ножи, кинжалы, браслеты, пуговицы, пряжки, перстни, зеркала, бусы… Всё это богато украшено оберегающим орнаментом. Часто встречаются бронзовые и медные бляшки в виде свернувшегося льва, тигра, барса, бегущего оленя. Эти изделия соединяли две части пояса на одежде.

В культуре великих держав III тысячелетия до нашей эры, таких как Вавилон или Древний Египет, вообще, закрепилась традиция символического языка. Зооморфный атрибут божества или бога-царя, его животное, настолько сливался с ним, а, значит, и со всей его космической биографией, что сам он рассматривался как божество. Животное становится одним из тайных лиц и имён божества или царя..

Например, если древние люди видели изображенным льва, то подразумевали всемогущего царя-правителя.

Символ этого царственного зверя будет встречаться и в дальнейшем, например, в гербах — обозначениях рода знатных людей: королей, рыцарей, князей, герцогов и графов. Часто лев изображался в короне.

«Мужественный и могучий, как лев», — так будут говорить и писать о выдающихся правителях и вождях.

Конь олицетворял передвижение царя-полководца, а бык — его несокрушимость. Он был обозначением закона, порядка. Бык был символом земной тверди, часто обозначаясь знаком земли — квадратом. Но была у этого животного и небесная роль, связь с высшим пространством. На это указывали длинные загнутые рога быка, похожие на месяц.

Божественный бык ногами крепко стоит на земле, а рогами упирается в небесный свод и поддерживает его, обеспечивая равновесие, постоянство природы, благоприятное поле для земледельца или кочевника.

РИС. 19. Осирис в облике Небесного быка, несущего на спине мумию. Материал из Википедии

Игры с быком, очень важные в системе ритуалов многих народов — частый сюжет фресок27 и орнаментов. Он был зооморфным атрибутом верховного божества Мардука в культуре Междуречья. Бык был символом ремесел, связанных с землёй, глиной, камнем: гончарного, строительного.

В Древнем Египте его облик принимали многие боги, начиная с верховного, Осириса. В древнегреческой мифологии в это царственное животное превращается Зевс.

Кроме кочевых племён, жизнь которых зависела от их неизбежного передвижения в поисках пастбищ, в эпоху бронзы процветала и другая общность — племена земледельцев, живших оседлой28 жизнью.

Земледельцы жили в тесном взаимодействии с природой. Цветение сменялось плодородием и увяданием. Жизнь основывалась на календарных ритмах или природных циклах.

У оседлых народов орнамент, в силу их размеренного быта, достиг сильнейшего и самостоятельного символического звучания! Сюжетных мотивов не встречается. «Портретов» богов у них тоже крайне мало, образы стремятся к знаку. Именно в орнаменте земледельцев той эпохи мы можем увидеть обобщение законов природы и мироздания, о которых мы так много говорили в начале беседы.

— То есть, у земледельцев отношение к орнаменту сохранилось таким же, каким оно было у первобытного человека? — догадались мы.

— Да, традиции предков свято оберегались… Вот, смотрите — таинственная, так называемая гадательная, чаша. Найдена она в погребении на территории древнего поселения трипольцев, народа, жившего на части территорий современной Украины, Молдавии и Румынии в позднем энеолите, то есть, до середины III тысячелетия до нашей эры.

РИС. 20. Двойные спирали трипольских гадательных чаш.

Рисунок автора

— Можно даже структуру молекулы ДНК в этом увидеть! — воскликнул Иван Георгиевич, показывая изображение невиданной нами ранее волшебной конструкции этой молекулы, присутствующей у всех людей и животных. Две мощные спирали обнимали и переплетались в невообразимо могучем и цельном движении…

Вот такие сюрпризы преподносит нам культура этого периода!

Орнаменты трипольцев изображают энергии, управляющие жизнью и смертью. Спиралевидные, ритмичные, они повествуют о взаимоотношениях людей в жизни на земле, и душ — в потустороннем мире29. Узоры уникальны по графическому рисунку: много видов различных спиралей.

В это время развиваются все ремёсла: литейное, кузнечное, гончарное, кожевенное. Медь и бронзу, драгоценные металлы (позднее — железо) выливали в формах, штамповали, ковали! Сравните с бытом древнего собирателя и вы поймете, как, действительно, изменилась жизнь людей!

Нужно поклониться таланту и знаниям древнего мастера, который искренне верил в магию красоты!

Эпоха бронзы сменилась эпохой железа. В связи с длительными миграциями расширялась территория, где жили земледельцы и скотоводы-кочевники. В архиве исследователей имеются предметы искусства народов Южной Сибири, Кавказа, Причерноморья (скифов), заселявших берега рек Дуная и Вислы, Одера и Днепра (прародины наших предков, славян).

Но мы должны понять, что культура, которая основывалась на чутком слушании музыки и ритма мироздания, постепенно превращалась в ритуальную магию. Это было своеобразным заблуждением или, если угодно, упрощением мировидения древнейших людей.

Человек просто удалялся от состояния чувствования окружающего мира к простому применению заученных ритуалов, окружающих его жизнь.

Примечания

25

Святыня — предмет религиозного почитания или святое священное место. Вне религии этим словом может быть названо заветное, особо почитаемое предмет или явление.

26

Эпоха бронзы (бронзовый век) — время в истории человечества, которое характеризуется ведущей ролью в жизни человека изделий из бронзы. Бронза — второй период эпохи металла (медный, бронзовый и железный века). IV — II тысячелетие до н. э.

27

Фреска (от итальянского слова fresco — «свежий») — техника живописи красками по сырой штукатурке.

28

Оседлые народы — народы, проживающие в одной и той же местности в нескольких поколениях. Они создают мифологию, основываясь на своей любви и привязанности к родной земле.

29

Потусторонний мир — в представлении древних народов область, где обитают духи предков. В современных духовных учениях понятие потустороннего мира более разработано, но, тем не менее, он остаётся областью, куда попадает душа человека после смерти.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я