Знак. Символ. Человек. Повесть-исследование

Елена Татаринцева

Эта книга – путешествие в страну орнамента и символов, и не только. Она будет полезна всем, кто увлекается искусством, орнаменталистикой, этнографией и антропологией, а также начинающим искусствоведам, художникам и историкам.Повествование написано в форме диалога с профессором, знающим абсолютно всё о тайнах орнамента – этого самого древнего знакового языка, известного человечеству. В книге освещены основные законы развития европейской культуры через символические образы.

Оглавление

Обретение цвета

Мы знаем, что в жизни человека все события могут быть окрашены разными цветами: праздники, времена года, месяцы, дни, ночи, печаль, радость. Мы говорим: «чёрная тоска», «голубая мечта», «молодо-зелено». Мы не можем обойтись без цветового отображения нашей жизни. Тем более, без этого не может жить искусство, где цвет является основополагающим.

Цвета объединяют людей в общих эмоциях и в отношении к событию или ритуалу, усиливают воздействие на зрителя, успокаивают его или, наоборот, тревожат. Цвета легли в основу особого сигнального языка, например, на флоте.

Цвет развивает наше зрение, усовершенствует глаз и работу мозга. Цвет — это световые лучи, отражающиеся кристаллами различных природных веществ в виде волн, которые улавливает наш глаз. Кстати, мы видим только очень малую часть всего цветового богатства Земли, как считают современные учёные!

На палитре первобытных мыслителей красок было немного. Однако, древний мастер уже хорошо был с ними знаком, и, конечно, основные цвета природы он сумел освоить в своем творчестве. Для истории орнамента значение цвета очень велико, так как именно цвет позволил художникам дополнить орнаментальные знаки, для обычного человеческого восприятия слишком схематичные. Цвет добавил знакам эмоциональные впечатления, разнообразные чувства, приблизившие знаки к жизни.

В Альтамире, о которой мы с вами уже говорили, краски разбавлялись в различных пропорциях, и это позволяло менять тон цвета от тёмного к светлому, создавая объём. Всё, что предоставляла первобытному философу и художнику окружающая природа: оксид железа (это охра, красно-коричневый цвет), уголь (или сажа, чёрный), минерал ртути (киноварь, насыщенный красный), известняк (белый). В огромных залах палеолитических пещер сохранились красные, чёрные, жёлто-коричневые цвета.

В Чатал-Гуюке, уникальном городе ранних земледельцев VII тыс. до н. э., найденном на юге современной Турции, цветные рисунки сочетаются с высокими рельефами и скульптурами из алебастра и глины. Жители этого поселения только на самом позднем этапе развития создавали оружие для защиты — луки, стрелы. Но не вели войн и не завоевывали территорий. Они необычайно развили своё культовое искусство, свою веру, и жили, по всей видимости, довольно свободно и спокойно.

Святилища, найденные в Чатал-Гуюке, сильно воздействуют на зрителя. Цветовыми сочетаниями, в том числе. Одни грозные черные грифы чего стоят! Грифы сопровождают статуэтки богинь-старух и являются атрибутом мира смерти!

Наши предки очень тщательно отбирали краски, требующие усиления того символа или знака, который они изображали. Красным и белым, например, выделяли наиболее важные персонажи, мистические. Черный цвет мог использоваться как контрастный к светлому фону, также добавляя значимости нарисованному. Рождалась цветовая символика, подсказанная природой и собственными эмоциями.

Камням, несущим цвет, в гораздо более поздние эпохи также приписывали магическое воздействие. Считали, например, что зелёный гелиотроп помогал путешествующим и странствующим. Нефрит почитали в Древнем Китае, веря, что одна из небесных сфер состоит из этого минерала. Красный гранат носили, чтобы вернуть человеку жизненные силы. Лазурит — очень редкий, небесно-синий, означал Небо. Камень образовался на нашей планете ещё до появления на ней человека. В Древнем Египте его ценили выше золота…

РИС. 16. Стена святилища в Чатал-Гуюке.

Материал из Википедии. Фото Omar Hoftum

Но с развитием мышления человека, с развитием его эмоций — процессом изменения личности — началось постепенное забвение древних знаний, освоенных общинным или коллективным сознанием. Развивался мир образов и чувств древних, он осознавался собственностью каждого отдельного человека! Человек переживал увиденное. Но не только пережить, осмыслить — надо было еще научиться делать выводы и закреплять их в особые узелки памяти — опыт, поэтому процесс такого осмысления развивался длительное время.

Так, шаг за шагом, древний мастер становился интерпретатором24 орнаментальной информации, художником, постепенно вносящим что-то своё, индивидуальное в первобытное видение вечных знаков.

Но, одновременно с индивидуальным восприятием, и вопреки ему, в IV тысячелетии до нашей эры, на исходе каменного века, начался важнейший исторический процесс! Охраняя и передавая своим детям, как несравнимую ни с чем ценность, знания о символах и первоформах, человечество начало создавать ценнейший фундамент, который мы называем духовными традициями. Знаниями об общих законах мира и природы, выраженными орнаментальным языком.

Мы руководствуемся ими и по сей день.

Примечания

24

Интерпретации — личное (собственное) осмысление исполнителем любого произведения или явления. В нашем повествовании — переосмысление знака, способствующего его развитию.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я