Судьба ИН-ДЕЙКА, или Олива – дерево внуков. Откровения девушки предпенсионного возраста

Елена Смирнова

Жизнь – штука интересная, как вкусная конфета, не знаешь, что находится внутри. Наверное, мой девиз по жизни: «Не бойся делать то, что не умеешь. Помни, что любители создали Ковчег, а профессионалы Титаник!»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Судьба ИН-ДЕЙКА, или Олива – дерево внуков. Откровения девушки предпенсионного возраста предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Бабан

Мне посчастливилось застать обеих бабушек, одну совсем не долго, к моему большому сожалению, другая, к счастью, дождалась правнука, чему очень радовалась и чем безмерно гордилась. Так вот речь пойдет о бабушке со стороны отца. С легкой руки моего юморного супруга мы стали называть ее «бабан», нечто среднее между «маман» по-французски и предполагая, что человек, называемый таким словом довольно основательный и фундаментальный. Про галерею ее лучших качеств немного позже, а начну с самого начала.

У бабана был синдром матери-одиночки. Несмотря на то, что она родилась в полной семье, где постоянно рожали детей, у нее самой такого счастья не случилось. Ей пришлось очень рано повзрослеть. Шурка, как ее звали близкие, была старшей в семье младшего сына Захара Шибаева, Степана. Семейная жизнь в те годы у деревенских не отличалась радостью и нежностью. Жили, вроде бы, не плохо, работали, не голодали, но жизнь была гораздо сложнее и тяжелее, чем представлялась мне. Люди были более суровыми, скрывали свои чувства, лишний раз было не принято как-то показать свою нежность, свои эмоции. Люди очень уставали, потому что постоянно были в работе, и не просто сидели за столом, что, как показала жизнь, тоже зверски утомляет, а таскали пудовые мешки, запрягали лошадей, носили воду из колодца, стирали белье в ледяной воде в проруби.

О какой нежности тут можно было говорить? Поэтому первый вопрос, который она обычно задавала моим новым друзьям, о которых она ничего не знала: «Ты замужем? Ты женат?» Возможно, это звучало не всегда тактично и уместно, но ей обязательно надо было это выяснить, чтобы понять масштабы комплекса неполноценности того или иного человека, вращающегося в моем кругу, а главное, лишний раз напомнить о своем комплексе себе самой.

Многие считали ее беззаботной и не очень далекой, не принимающей ничего близко к сердцу, вела она себя примерно так, любила громко посмеяться, пошутить, как говорится, ляпнуть иногда не в бровь, а в глаз. Зато ее шуточки многие вспоминают до сих пор, ведь они же были не злобные. Коронная шутка бабана была про «лавку, на которую хорошо гроб ставить». Пошутила она в процессе организации столов и посадочных мест к моему дню рождения. Когда из сарая принесли добротную лавку, на которую можно было усадить к ряду человек пять. Фраза многих шокировала, особенно в праздничный день. Но постепенно всё было сведено к смеху, никто ни на что не обиделся. И мне кажется, сказала она это не от того, что была не умной, она все время следила за реакцией окружающих и анализировала, кто и как реагирует, таким образом изучала людей. Надо сказать, что бабушка никогда не выворачивала свою душу наизнанку, а припасено там было не мало, и не для слабонервных граждан.

Когда ей исполнилось 18 лет, умер её отец, кормилец, опора и главный добытчик. Ему было всего 48 лет, тогда это считалось уже весьма преклонным возрастом, ему не повезло, у него была онкология желудочно-кишечного тракта. Возможно, обратись он в начале болезни, ему смогли бы помочь, но тогда люди терпели до последнего, и хоть ему закрыли глаза на Большой Пироговской в Москве, где сейчас находится Первый Медицинский Университет имени И.М.Сеченова, вероятно, все было уже на последней стадии. Ну и онкологию в 1936 году еще лечить не особо умели. Короче говоря, бабуля моя стала старшей во всех смыслах. К тому моменту она окончила медицинское училище по специальности «Акушерство» и ее направили работать в родильный дом в деревню Очаково, что под Москвой.

Сначала семья жила в Заокском районе Тульской области, в живописных местах с богатой природой, родниками и водоемами, которые привлекают любителей экотуризма. А раньше там просто жили и работали крестьяне. Деревня называлась Дурнево, сейчас ее переименовали в Лужки, по состоянию на 2010 год там числилось всего 2 человека. Хотя мои предки были далеки от таких ассоциаций. Конечно, «академиев» они не заканчивали, но были целеустремленными и высокомотивированными ребятами.

Мой прадед, Степан Захарович, хотел работать на земле, запасать зерно, думал построить мельницу. Семья росла, надо было всех кормить, делать запасы, вкладывать в дальнейшее дело. Но события 1917 года «обломали» все мечты и идеи. Пригнали дармоедов, моих родственников обозвали кулаками, тех, кто реально горбатился до седьмого пота. Их выдавили из сельской местности, и им пришлось постепенно переехать в город Серпухов от греха подальше. В столь «веселое» время все могло просто закончиться стенкой, Бог всемогущий миловал.

Прадед, конечно, это сильно переживал. Была сломана еще одна судьба, семья осталась без кормильца. Я сейчас думаю, Господи, сейчас женщины спокойно рожают детей после сорока пяти, а моя прабабушка, Мария Федоровна, в сорок пять была похожа на высушенную старушку, сгорбившись у гроба своего Степы в окружении любимых птенчиков. А жить дальше было надо, и что-то придумывать и решать.

Вставлю и я свои пять копеек. Сейчас люди мечутся, ищут себя, страдают, что так и не заработали свой миллиард, не купили очередной «Мазератти», не вложились в очередные три квартиры в престижном районе. В то время были другие понятия. Я не говорю, что надо довольствоваться хлебом с водой — это тоже не вполне себе вариант. Нет, просто тогда реально деловые и рабочие люди очень страдали от того, что у них были какие-то возможности, а с приходом большевиков все эти возможности пошли прахом. Прадед еще какое-то время покрутился в городе, потом заболел и уже не вышел из «штопора». Его старшие братья успели стать знаменитыми, они умудрились открыть лавки щеток и кистей братьев Шибаевых, и эти изделия еще использовались в сапожных ларьках в Москве на улице Горького, ныне Тверской. Моя бабушка однажды это обнаружила в 60-х годах прошлого столетия.

Таким образом, Шура Шибаева стала взрослой в одночасье в 18 лет. Папку похоронили, мамка с сестрой и младшими братьями остались в Серпухове в бараке, сама она, окончив медицинское училище была направлена работать в роддом в деревню Очаково, что под Москвой. Снова вся надежда была на нее. А так хотелось счастья, радости, семьи. Но ничего не получалось, может быть, всему виной был взрывной характер, а, может быть, судьба ждала того самого случая.

Жизнь часто диктует свои правила вопреки твоим помыслам, ты вот напридумываешь себе с три короба, нафантазируешь, а тут, бац, и все идет по другому сценарию. Поработав какое-то время в родильном доме, где надо сказать, Александра показала себя, как выдающийся сотрудник и даже была премирована за проведение ряда сложных родовспоможений, бабан решила идти учиться дальше, пошла на курсы при медицинском институте. И было это как раз тогда, когда на пороге стояла война. Соответствующие коррективы были внесены, не надо сложно объяснять, что обученный специалист с медицинским образованием да еще и с опытом автоматически попадал на фронт.

Слава Богу, что мы не можем даже на йоту представить, как это быть на войне. А она смогла, и представила, и прочувствовала это в полной мере на своей шкуре. Раньше люди были более строгие, скупы на слезы и сантименты. Могу представить, как моя прабабушка, Мария Федоровна, провожала Шуру на фронт. Собрала в узел все необходимое, перекрестила и подтолкнула к выходу, потому что долгие проводы — лишние слезы. Не до телячьих нежностей было всем. Бабан мало рассказывала про войну, вообще все воевавшие в нашей семье, про войну не любили говорить, знаю, что воевала она под Ржевом, думаю, что дальнейшие подробности будут излишними.

Она была операционной сестрой в отделении конечностей, то есть, целую смену помогала спасать солдат, у которых были повреждены руки или ноги. А так как они, в основном, были повреждены, да расплющены в лепешку, что их надо было срочно ампутировать, иначе было не избежать гангрены, особенно в жару. А как отпилить ногу без наркоза — стакан спирта и скрученное полотенце в зубы, чтобы не раскрошились, и работать, день и ночь. А еще постоянно менять дислокацию, потому что непрестанно бомбили и рыть землянки, переносить раненых на своих хрупких плечах. Она мне однажды рассказала жуткую, на мой подростковый взгляд, историю. В жару им очень помогали опарыши, личинки мух. Когда раненый солдат долго лежал под раскаленным солнцем, простите за подробность, его кровавую рану обсиживали мухи, так вот опарыши вычищали раны от гноя, что очень помогало медикам в отсутствие средств дезинфекции в достаточном количестве. И лицо ее всегда было такое спокойное, даже с легкой усмешкой, когда она про все это рассказывала. В очередной раз я убеждалась, что наш народ победить было просто невозможно.

На войне у моего бабана случилась любовь с Петром, причем, в нашем понимании это было кино с невероятной перемоткой, потому что тебя могли убить в любую секунду. Убивали постоянно, много, люди исчезали, было ОЧЕНЬ страшно. Любовь была такая, чтобы выжить, хоть кому-то, причем, никто не знал, кто выиграет в этой адской лотерее. Повезло выиграть ей, когда она узнала, что ждет ребенка. Наверное, если б не это, я б сейчас тут не распиналась. Ближе к делу ее отправили домой рожать, а Петр погиб под танком, даже не оставив ей свою фотокарточку где-то под конец 1943 года. В июле 1944 года родился мой папа, на войну она больше не вернулась. Папуля спас ее от ада войны, дальше ждал ад соцреализма матери-одиночки, но это было немного позже. Я думаю, когда она смотрела на туго запелёнатый сверток, она видела своего Петю, солнышко и ромашки в поле, а не землянку со стонущими мужиками, которым постоянно отпиливали, то руки, то ноги, наш мозг пытается забыть плохое, заместив его хорошим. Бабан была из тех, кто никогда не стонал, не просил, не жаловался. У нее был жесткий и волевой характер, с ней было порой очень сложно, но теперь я понимаю почему, хотя понять того, что было с ней, я никогда не смогу и, слава Богу…

У бабана никогда не пропадало ни хлебной крошки, ни зернышка пшена. Она не была жадной, она просто не допускала, что еду можно выбросить. Бабушка одна из немногих в нашей семье знала, как тяжело все это иногда доставалось, поэтому, съев кусочек хлеба, собирала крошки со стола в ладошку и также отправляла их в рот. Это выглядело трогательно, кто-то мог это осудить, назвать некультурным, к счастью, среди нас таких не было. Нас в Советском Союзе тоже воспитывали, что хлеб выбрасывать — это преступление. Но чем лучше и сытнее мы начинаем жить, тем более размытыми становятся грани между вкусным и невкусным хлебом. Совсем не осталось людей, которые блокадные 125 граммов в сутки ждали как манны небесной и делили этот кусочек из клея и опилок на пять частей, чтобы прожить еще один день и постараться выжить.

Закончу главу на позитивной ноте, однажды у нас сгорел дом. Смешно, правда? Это было реально и смешно, и грустно, но об этом я расскажу как-нибудь отдельно. К счастью, кроме дома никто непосредственно не пострадал. Пришло время его разбирать и думать, что же построить на месте пожара. Бабан была самым активным участником разбора дома и подготовки к строительству. В 1996 году страна еще не оклемалась от полного разграбления, производств почти не было, поэтому купить такие элементарные вещи, как гвозди и кирпичи, было практически невозможно. От старого дома осталось много гнутых гвоздей, которые служили крепежом деревянных конструкций, а также некоторое количество кирпичей, из которых была сложена какая-то внутренняя стенка. Так вот, бабушка сначала собрала все гнутые гвозди и методично сидела и выпрямляла их на пне молотком, напевая себе под нос какие-то веселые песенки. Когда гвозди были готовы, она собрала все кирпичи от разрушенной кладки и также аккуратно и целенаправленно очистила их от остатков цементного раствора. Как гвоздей, так и кирпичей оказалось вполне прилично, все они пошли на строительство внутренних переборок. Так вот!

Моя бабушка, Александра Степановна, была очень мощным человеком, ужиться с ней было практически невозможно, мы с ней постоянно спорили, ругались, она не уступала никому до самого конца. Она была счастлива, что жизненный цикл её сложной и многогранной жизни был довольно длинным, 85 лет, и она дожила до своей третьей производной, умирать можно было спокойно. Я очень благодарна ей за гены и черты характера, которые позволяют мне жить в наше не простое время и верить только в хорошее.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Судьба ИН-ДЕЙКА, или Олива – дерево внуков. Откровения девушки предпенсионного возраста предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я