Школьная жизнь – не только про первую любовь и дружбу на всю жизнь, но и про поиск и принятие себя. Поэтому молодые люди часто сталкиваются с травлей, или буллингом. Причиной может быть как яркий цвет волос или фамилия, так и неполная семья или ограниченные возможности здоровья. Эта книга в форме дневника чуткого и отзывчивого мальчика по имени Вася научит, как постоять за себя в трудной ситуации, почему стоит бороться за мечты и к кому обратиться, если справиться своими силами не получается. Дополненная советами психолога и юриста, она поможет каждому: жертве буллинга, тому, кто наблюдал за травлей со стороны или даже травил других. Авторы, которым не хватило совета и поддержки, когда травили их, теперь протягивают руку помощи вам. В формате PDF A4 сохранен издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Травить нельзя остановить. 25 школьных историй о том, как защитить себя и друзей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 7. Сам
9 октября, пятница, вечер, дома
Столько всего происходит за неделю, что, пока я успеваю осмыслить старое событие, уже происходит новое! Я и без того медленно соображаю, а с таким ритмом жизни так вообще… Поэтому пишу в дневник не каждый день — чтобы рассказать все невероятное сразу.
На этой неделе было одно ужасное событие и несколько классных. Начну с ужасного.
С нами в классе учится Саша. Он бывает в школе не каждый день, чаще учителя приходят к нему домой.
У него процедуры, да и в целом наша школа не приспособлена для людей с повышенными потребностями здоровья (об этом термине мне рассказала моя мама). Но он любит школу, поэтому мама привозит его на некоторые уроки.
В тот день — это был четверг — уроки прошли нормально. На переменах Саша болтал с Яной про музыку и математику. Они соревнуются в математике, потому что оба очень умные. Но Саша улыбчивый, все учителя его любят, а Яна колючка. Своим оптимизмом Саша иногда бесит Колю, и тот к нему лезет. Но чтобы понравиться Коле, нужно быть, наверное, самим Колей. Так что… Яна просто смотрит на Колю как на пустое место, и он отстает. Все просто.
После последнего урока все поспешили домой. И если кто-то думает, что худшее место — это автобус в 7:30 утра, то он еще не был в раздевалке, когда толпа разъяренных школьников спешит домой.
Мы с Машей и Яной не торопились. Это бесполезно, да и я тянул время, чтобы поболтать с Машей подольше. Но когда мы стали приближаться к раздевалке, то поняли, что зря так плелись…
В дверях застрял Саша, а сверхразумы из параллели орали ему: «Че встал, катись отсюда!»
Саша все стремится делать сам, когда может. В тот день его мама опоздала и не приехала к концу урока, поэтому он отправился в раздевалку один.
В раздевалке ообразовалась пробка. Как будто учителя решили отпустить всех домой одновременно. Саше не удалось открыть дверь, и толпа буквально поглотила его. Самые отбитые толкали Сашу и кричали: «Че ты сюда вообще приехал?! Давай вали!»
Они пытались затолкать его внутрь, а он кричал, чтобы его не трогали, и отмахивался руками. Но школьникам было все равно, они продолжали пихать Сашу.
Мы пробовали пролезть через толпу, просили, чтобы нас пропустили к Саше, но ничего не было слышно в общем потоке ора.
Тут появился Коля.
Начал расталкивать всех, пролез в самый эпицентр толпы. Ему нужна была его куртка.
Когда он увидел, что делают с Сашей, он заорал:
— Отошли отсюда быстро!!! Свалили, я сказал!!!
Все понемногу замолчали. Коля спокойно завез Сашу в раздевалку.
— Все, все, спасибо, дальше я сам, — объявил Саша громко и жестами показал, чтобы Коля убрал руки от коляски.
— Да дай я хотя бы до куртки тебя довезу, — ответил Коля недоумевающе.
— Нет, спасибо, я могу сам! — сопротивлялся Саша.
— Окей, но давай я буду идти рядом? Вдруг чего, — согласился Коля, отпустив ручки коляски, но продолжая следовать за Сашей.
В этот момент вбежала запыхавшаяся мама Саши:
— Сынок, прости, я задержалась! Ты в порядке, справился сам?
— Справился, только с дверью возникли проблемы, но мне помог Коля, — сообщил Саша спокойным голосом, будто пять минут назад ничего не произошло.
— Спасибо вам за помощь! — сказала мама Саши и протянула Коле ладонь для рукопожатия.
Коля смутился, покраснел, замешкался и от волнения поцеловал маме Саши руку. Все, кто это видел, заулыбались. Коля хлопнул Сашу по плечу, бросил: «Давай, увидимся», — и быстро ушел.
……
На следующий день был концерт ко Дню учителя. Все классы собрались в актовом зале. Саша выступал. Он круто играет на саксофоне. Когда я смотрел на него на сцене, меня посетило чувство, которое возникает при просмотре клипов любимого исполнителя: «Ну почему я так не умею?»
Наш класс аплодировал Саше.
В это время Коля смотрел на параллель. Он показал тем пацанам из раздевалки кулак, и они тоже стали хлопать. Яна улыбнулась и кивнула Коле. Он снова смутился.
Мы с Яной сидели рядом, и я, кажется, слышал, как она шепнула Маше, что «Коля иногда бывает нормальным».
……
Меня очень взволновала эта история, и я захотел поделиться ей с мамой. Сначала она улыбнулась и сказала, что Коля показал себя чутким человеком, а это здорово. Но потом гораздо более серьезным и грустным голосом заметила, что не всегда бывает так, что люди с пониманием и сочувствием относятся друг к другу. Я это понимал. С Сашей в школе такая ситуация случилась впервые. Он открытый и общительный, к нему хорошо относятся в классе. Это происшествие — скорее исключение из правил, после которого, я уверен, все будут внимательнее относиться к Саше. Но что делать людям с повышенными потребностями здоровья, которых травят? Я не знал ответа и поинтересовался у мамы.
Как психолог она ответила так:
Есть вещи, на которые человек повлиять не может. Они происходят без нашего согласия. Имея серьезную болезнь, человек едва ли может говорить о справедливости в этом мире. Но условия вынуждают его быть сильнее. Сильнее, выносливее, интереснее.
Так устроены люди — они всегда порицают физические изъяны. Но сейчас общество меняется, люди учатся принимать друг друга такими, какие они есть: с разными фигурами, цветом кожи, убеждениями. С разными физическими потребностями. Стараются принимать физические недуги как особенность. И любой человек, не обращая внимания на свои недостатки, может стать кем-то «вопреки».
Если человек не такой, как окружающие, то ему кажется, что он хуже других. Это не так. Свои слабости можно сделать сильными сторонами. Да, физически человек другой. Но у него остаются его мечты, творчество, мысли.
Особенность здоровья нельзя устранить, но ее можно принять. Если же человек стесняется своего недостатка, тот становится его слабым местом. Другие люди чувствуют слабость и стремятся надавить именно туда.
Но среди людей всегда находятся те, которым не все равно. Здорово, когда рядом есть люди, готовые поддержать. Правда, они могут встретиться не сразу. Но у каждого человека есть тот, кто всегда рядом, — это он сам.
Каждому человеку даются жизненные уроки. И уроки некоторых людей, к сожалению, сложнее, чем у остальных. Когда человеку не нужно ничего доказывать в этой жизни, ему изначально проще. Но даже если человек чего-то не может — например, ходить, — у него еще есть голова, мысли и достаточное количество ресурсов, с помощью которых он может реализоваться. Человек может решить эту проблему только сам, внутри себя, сконцентрировавшись на своих лучших сторонах.
Люди, у которых нет ограничений, часто не реализовываются совсем. Да, у человека может чего-то не быть. Но всегда есть что-то, что выделит его из толпы и позволит почувствовать себя счастливым.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Травить нельзя остановить. 25 школьных историй о том, как защитить себя и друзей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других