Травить нельзя остановить. 25 школьных историй о том, как защитить себя и друзей

Елена Серая, 2022

Школьная жизнь – не только про первую любовь и дружбу на всю жизнь, но и про поиск и принятие себя. Поэтому молодые люди часто сталкиваются с травлей, или буллингом. Причиной может быть как яркий цвет волос или фамилия, так и неполная семья или ограниченные возможности здоровья. Эта книга в форме дневника чуткого и отзывчивого мальчика по имени Вася научит, как постоять за себя в трудной ситуации, почему стоит бороться за мечты и к кому обратиться, если справиться своими силами не получается. Дополненная советами психолога и юриста, она поможет каждому: жертве буллинга, тому, кто наблюдал за травлей со стороны или даже травил других. Авторы, которым не хватило совета и поддержки, когда травили их, теперь протягивают руку помощи вам. В формате PDF A4 сохранен издательский дизайн.

Оглавление

Из серии: Young story. Книги, которые тебя понимают

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Травить нельзя остановить. 25 школьных историй о том, как защитить себя и друзей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 8. Какого цвета молния?

13 октября, вторник, в столовой

Яна покрасила волосы в фиолетовый цвет.

Когда сегодня она зашла в класс, первая реплика, которую она услышала, звучала так:

— Яна, тебя что, парень бросил?

И вдогонку:

— А что сказали твои родители? А ты не боишься, что волосы выпадут? А стрижка тоже новая?

— А ты, случайно, не хочешь подстричь язык? В парикмахерской сейчас как раз скидки, — ответила Яна моей соседке по парте, Кате.

У Яны даже выражение лица не изменилось, она спокойно продолжила путь к своему месту. Как будто Катя — это надоедливый комар. Катя тоже старалась не измениться в лице — и у нее получилось, только ноздри предательски раздувались и громко пыхтели. Если честно, мне даже было стыдно сидеть с Катей за одной партой.

— Интересно, что ей скажет Светлана Геннадьевна? — шепнула Катя уже мне.

— Есть ли в мире что-нибудь, что тебя не интересует?

— Да. Мне совсем не интересен ты! Ты постоянно молчишь.

— Ну, тогда я и сейчас промолчу.

Катя заерзала на стуле.

— А я не могу молчать. И почему я должна молчать, если мне не нравится? Вот тебе нравятся ее волосы?

— Неважно, нравятся они мне или нет. Я не хочу, чтобы от моего взгляда или оценки было грустно хоть одному человеку на Земле.

— В смысле?

— Ты не замечала, что, когда мы смотрим на кого-то и оцениваем, мы как будто становимся выше него… Знаешь, словно у нас есть право решать, как человеку выглядеть. Если нам что-то не нравится, то человек может расстроиться. Начать стесняться, стараться скрыть то, что нам, видите ли, не понравилось. Мне не хочется быть тем, кто оценивает других и решает, что кому идет. Пусть люди сами выбирают, что им нравится! К тому же это классно, когда мы все разные.

— Ну да… Я согласна, тоже так думаю. Но волосы в фиолетовый — это уже слишком…

Прозвенел звонок, и в класс зашла учительница русского и литературы, Светлана Геннадьевна.

И тут началось.

— Полянская, что с тобой? Ты в школу пришла или куда? А завтра что, пирсинг? А потом татуировка? А потом что? Оценками и так не блещешь, зато волосы вон какие красивые!

Яна молчала.

— Полянская, я с тобой разговариваю! По уставу школы крашеные волосы ученикам запрещены! Так, все, вставай, пошли к директору.

— Насколько я знаю, закон о школьной форме не распространяется на цветные волосы, — ответила Яна.

Гену как разорвало от злости.

Яна очень умная. Но даже самых лучших забирают…

— К директору!!!

И они ушли. Через несколько минут Гена вернулась, вся красная, но без Яны.

— Видимо, Яну выгоняют из школы, — «прошептала» Катя мне и всему классу.

— Катя, я смотрю, ты готова отвечать? Так иди к доске!

— Да, Светлана Геннадьевна! Я выучила стих, который вы задавали к сегодняшнему уроку, и тот, что на следующую неделю, тоже! Можно я расскажу два?

— Ой, а можно я тоже расскажу два? — встрял Веня.

— Можно. Вот бы все ученики были такие, как вы! — сказала учительница литературы со вселенским разочарованием в голосе.

Когда урок кончился, мы с Машей пошли в столовую и стали ждать Яну. Я спросил у Маши:

— Как думаешь, что Яне скажет директор?

— Не знаю. Но надеюсь, она не будет ей грубить. Ты ведь знаешь Яну, ей бывает трудно справиться с эмоциями.

Вскоре появилась Яна.

— Как все прошло?! — спросили мы хором.

— Супер! Сейчас расскажу, но сначала мне надо попить. — И Яна залпом выпила стакан чая. — Короче, приходим мы к директору. Гена сразу начала вопить, что я нарушаю устав, позорище школы и на урок она меня с ТАКИМИ волосами не пустит. Директор ее выслушала — видели бы вы, с каким лицом она слушала эти крики! — и попросила Генку выйти. Я подумала, все, конец. Гена была в бешенстве, но не стала перечить и вышла. Мне стало не по себе, я уже представляла, как мне сейчас влетит.

А директор сказал:

«Яна, ну завяжи ты волосы в хвостик, чтобы Светлана Геннадьевна не переживала. Я понимаю, у нас в школе нет запрета на цветные волосы, но и ты пойми — школа есть школа. Учителя бывают разными, у каждого свое представление о том, как должны выглядеть ученики. Просто ходи на уроки Светланы Геннадьевны с хвостом».

Вообще я не люблю хвосты, но все-таки пообещала ей завязывать волосы. А кстати, Маш! Я попросила директора уволить физрука. Она сказала, что ей на него уже кто-то пожаловался и она разбирается.

13 октября, вторник, вечер

Я подумал: а если я захочу покрасить волосы в другой цвет? Я ведь не смогу завязать их в хвост… Когда мама освободилась от работы — она работает дома, — я спросил, что делать, если учителя заставляют тебя выглядеть так, как им хочется. Она ответила:

Когда тебя критикуют одноклассники, с этим справиться немного проще, чем когда это делает учитель или, например, начальник.

В некоторых деловых компаниях существует дресс-код, и сотрудникам приходится следовать правилам, если они хотят работать в этой организации. Школа тоже может назначить свой «дресс-код», и ученикам ничего не останется, кроме как следовать ему. Но если дресс-кода нет или он распространяется, например, только на школьную форму, а не на цветные волосы, то есть способы договориться с учителем, которому не нравится твой внешний вид.

В первую очередь не стоит доказывать, что учитель не прав. Если он ведет себя некорректно по отношению к тебе — не нужно грубить в ответ. Лучше искать компромисс.

Можно стать «полезным». Помочь донести учебники до кабинета, помыть доску, нарисовать плакат, поучаствовать в конкурсе — и так постепенно завоевать уважение учителя.

Не стоит забывать о дружелюбии. Скажем, можно сделать учителю искренний комплимент, ведь в каждом человеке есть что-то хорошее. Так и ему будет приятно, и отношения с ним, возможно, наладятся. Если к тебе относятся плохо, постарайся сделать так, чтобы стали относиться хорошо.

Также стоит попробовать сместить акцент с внешности на внутренние качества. Если ты будешь побеждать в олимпиадах и повышать тем самым рейтинг школы, школа ответит тебе взаимностью. Учителям будет выгоднее с тобой дружить, чем враждовать. Талантливый ученик с зелеными волосами все равно остается талантливым учеником, несмотря на цвет волос.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Травить нельзя остановить. 25 школьных историй о том, как защитить себя и друзей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я