АКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНОМ ПОЗИЦИОНИРОВАНИИ

Елена Рыбакова

Книга «Активное здоровьесбережение в человекосообразном позиционировании» раскрывает инновационные, перспективно ориентированные компоненты здоровьесберегающих тенденций и технологий во взаимодействии с классическими взглядами, подходами и достижениями. Сообразно прогрессивным преобразованиям социума и науки авторы изучают аспекты здоровьесбережения, отвечающие сущностным особенностям человеческого сознания и деятельности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги АКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНОМ ПОЗИЦИОНИРОВАНИИ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

РОЛЬ И МЕСТО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Дискуссионность ведущих понятий здоровьесбережения неслучайна в настоящее время, так как данная область развивается и динамично, и, в некоторой степени, диалектически парадоксально, — тем более в условиях решительного преобразования собственно образовательного пространства. В современной социально-образовательной парадигме понятие «здоровьесберегающие технологии» занимает всё более важное место, всё более сложно позиционируемый концепт: если классические представления сочетали санитарно-гигиенические основы здоровьебережения с общей философией развития, образования, социализации и соответствующих условий обеспечения таковых, то в настоящее время социально-личностные, субъектно-коммуникативные, деятельностные компоненты развития, обучения и коррекционного сопровождения системно растут сообразно развитию и запросам социума, отягощению сопутствующей проблематики, новым вызовам современности, переосмыслению статуса личности в обществе.

Дополнительно усложняют данную картину и её прогностически значимые аспекты: нозологические, структурные, проблемно-ресурсные преобразования в специально-образовательном пространстве, оказывающие значительное воздействие также и на ситуацию в области сопровождения относительно нормативно развивающихся социально-образовательных групп.

Между тем сохраняют, конечно, самодостаточную ценность традиции классического здоровьесбережения в системе общего и специального образовательного процесса. Его разработка и мониторинг являются сущностным функционалом образовательных организаций и ведомств, а осуществление и анализ относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача целенаправленного, перспективно значимого сохранения здоровья взрослых и детей.

Общие понятия о здоровье представляют собой отдельную понятийно-предметную область позиционирования здоровьесбережения.

Мы, конечно, поддерживаем классическую точку зрения о том, что здоровье среди жизненных ценностей человека и человеческого сообщества представляет важную составляющую благополучия, счастья.

В настоящее время существует целый ряд определений здоровья человека, важные также для детского сознания, которые, как правило, содержат пять неотменимых основных критериев:

— отсутствие болезни;

— нормативное функционирование организма в парадигме «человек — окружающая среда»;

— полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

— компетенции в области приспосабления к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

— способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения определено, что здоровье — это «состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Отечественная передовая научная позиция, в том числе нашей авторской группе, предполагает дополнить это, ставшее классическим, определение, контекстным и интерсубъектным компонентами понятия здоровья: то есть рассматривать, во-первых, здоровье как принадлежность индивида — группы — семьи — категории — сообщества, то есть своего рода синтагмальную сущность; во-вторых — раскрываемый нами здесь принцип человекосообразности здоровьесбережения задаёт необходимость социально-личностной и деятельностной включённости субъекта, группы субъектов в формате всех мероприятий здоровьесбережения сообразно текущим и перспективным способностям, что отвечает современным социальным запросам и динамике научных процессов. Конечно, в известной мере в качестве целевого ориентира позиция социального благополучия в определении ВОЗ задаёт и эти направления, но орудийных, организационных, структурирующих аспектов проблемы, на наш взгляд, ещё не определяет. Что, собственно, ещё раз показывает, что динамично развиваемая область науки и практики обнаруживает, продуцирует — и преодолевает противоречия различного уровня и степени сложности.

В формате достаточно стабильного общества и состояния экологии здоровье, конечно, можно было бы определить, как возможность и умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности для полноценной жизнедеятельности, то есть обеспечивать, поддерживать свое благополучие. Смысл слова благополучие в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова определяется как «спокойное и счастливое состояние», а счастье — как «чувство и со стояние полного высшего удовлетворения».

Таким образом, здоровье человека не отделимо от его жизнедеятельности и составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается благополучие и счастье.

Однако сущность человека, активно преобразующего общество и природу, определённая ещё в античной философии, расширяет данный понятийный регистр. Получается динамичная, антиэнтропийно заданная структура, где субъект — сообщество — социум и приспосабливаются к изменяющимся жизненным условиям, и активно, а то и целенаправленно (и, быть может, где-то и целесообразно!) способствуют изменению внешней среды. В формате наших исследовательских интересов мы изучали, в частности, коррелирующий характер изменения информационной среды и занятости человека с особенностями неврологического состояния значительных групп детей с ограниченными возможностями здоровья, — причём не только проблемного характера, но и определённо ресурсного. То есть цифровизация общества, вызывающая интенсификацию и как будто перегруженность оперативной коммуникации, сопутствуется и выраженной потребностью значительной доли подрастающих поколений именно в таком формате занятости, дети с ОВЗ зачастую испытывают выраженное беспокойство в традиционных условиях информационного потока и удовлетворяется при его уплотнении, ускорении и известной дискретности, дробности. Конечно, данная ситуация опять-таки неоднородна и неоднозначна, не следует игнорировать известную коммерчески обусловленную заданность детской и подростковой занятости, мотивированности в цифровом пространстве, в том числе темпоритмической и содержательной организации, но современные тренды развития человековедения, здоровьесбережения ориентируют нас на целостное позиционирование и обеспечение концепций, моделей, институций. Что, между тем, вполне человекосообразно.

Однако вернёмся к классическим понятиям о здоровье, в частности — здоровье человека.

Итак, физическое здоровье — это совершенство строения, функционирования и саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, гибкая оптимальная адаптация к окружающей среде.

Психическое здоровье — это соответствующая возрасту интеллектуально-мнестическая функциональность, высокое сознание, развитая саморегуляция мышления, рефлексия, большая внутренняя и моральная сила человека, мотивирующая его к созидательной деятельности, гармония его внутреннего мира и внешнего окружения

Оптимальная, целесообразная, умственная работоспособность и здоровая критичность мышления — основные показатели психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.

Это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

И психическая, и физическая работоспособность при их гибком динамическом мониторинге и осмыслении позволяют не только вовремя обнаружить назревающие проблемы в состоянии взрослого или ребёнка — но и своевременно обнаружить повышение его ресурсных возможностей.

В настоящий момент всё чаще встречаются дети, довольно быстро осваивающие компоненты возрастных компетенций и даже превышающие отдельные параметры компетентности — но в деятельностном единстве легко теряющиеся, утрачивающие уверенность, целостность активности, целенаправленность, организованность, мотивированность. В таких случаях именно наблюдение за динамикой моторной и психической продуктивности, эффективности позволяет педагогам и родителям своевременно скорректировать организацию и содержание детской занятости, избежать ухудшения физического состояния, психического отягощения, дидактического, социального, деятельностного негативизма.

Социальное здоровье — это здоровье человека в обществе, а также окружающей общественной среды для каждого человека, степень и качество его включённости в общественную жизнь, его удовлетворённость в данном аспекте жизнедеятельности. Мы рассматриваем данную парадигму в движении, во взаиморазвитии, позиционируем — в целеполагающем единстве.

Нравственное здоровье — это комплекс характеристик мотивационной и потребностной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, созидательное — к обществу, овладение богатствами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих социально приемлемому образу жизни.

Духовное здоровье — это система ценностей и убеждений высокой человеческой направленности. Поддерживается превышающей материально ценностные ориентиры системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий. В немалой степени духовное здоровье обеспечивается верой. Во что верить и как верить — это дело совести каждого, но для семейного круга вопрос крайне важный.

В характеристике понятия «здоровье» подразумевается как индивидуальное, так и семейное, групповое, категориальное, общественное содержание.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни, личного и контекстного. Этот стиль персонифицирован, но неотрывен от окружения, в той или иной степени и формате взаимовлияния. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья, сообразно его текущим и перспективным устремлениям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги АКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНОМ ПОЗИЦИОНИРОВАНИИ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я