АКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНОМ ПОЗИЦИОНИРОВАНИИ

Елена Рыбакова

Книга «Активное здоровьесбережение в человекосообразном позиционировании» раскрывает инновационные, перспективно ориентированные компоненты здоровьесберегающих тенденций и технологий во взаимодействии с классическими взглядами, подходами и достижениями. Сообразно прогрессивным преобразованиям социума и науки авторы изучают аспекты здоровьесбережения, отвечающие сущностным особенностям человеческого сознания и деятельности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги АКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНОМ ПОЗИЦИОНИРОВАНИИ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

РОДИТЕЛЬСКИЕ ОЖИДАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАПРОСЫ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Конечно, ведущий родительский запрос в отношении деятельности образовательных организаций и иных форм педагогического, специально-педагогического сопровождения в настоящее время — охрана, сбережение, поддержание соматического, нервно-психического благополучия детей и подростков, их актуальное оздоровление, а также формирование системы активного здоровьесбережения, позволяющей их детям самостоятельно осуществлять комплекс целенаправленных здоровьеохранительных мер в перспективе дальнейшей жизнедеятельности. Действительно, согласно длительному мониторингу родительских ожиданий, запросов и удовлетворённости в области организации и содержания образования, проводимому нашими исследователями в период от восьмидесятых лет прошлого века до текущего времени, родительские запросы последовательно акцентировались от преимущественной проблематики физического развития (80 — е годы), речевого и творческого (90 — е), умственное (нулевые), наконец, состояния здоровья детей (настоящее) время. Здоровье человека — это базовый компонент его существования, устойчивости к вредоносным воздействиям, физической и психической природы, а также эффективной жизнедеятельности, в формате индивида, группы, категории и сообщества.

Позиционируя, развивая и совершенствуя физическое, нервно-психическое здоровье детей и подростков, адекватная социально-образовательная среда способствует успешному развитию всех компонентов их деятельности, это основа формирования личности, согласно высказыванию В. А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». К сожалению, современное состояние здоровья детской популяции далеко от той картины здоровья детей, которую наблюдал великий педагог и писатель. Мы выделяем ныне в группе причин, отягощающих состояние воспитанников и обучающихся, не только позиции соматического неблагополучия, но и ухудшение нервно-психического их здоровья, сопутствующие состояния, скрытые недомогания, вторичные и третичные нарушения, а также проблемы, связанные с прохождением оперативного лечения, длительной сложной медикаментозной терапии, диагностической неоднозначности и динамизма, комплектования и многофакторности сопровождения.

Естественно, охрана, поддержание и развитие здоровья детей и подростков являются приоритетным направлением деятельности всего общества, так как они необходимы для их текущего благополучия и успешного освоения программных компетенций, перспектив дальнейшей жизни, созидательного труда и активной общественной жизни. Таким образом, обучение, воспитание и системное здоровьесбережение детей и подростков — это неразрывно связанные и взаимовлияющие процессы в целеполагающем и институционально определяющем единстве.

Сущность и структура сопровождения здесь определяется в содружестве классических и инновационных тенденций, поверяется научным прогрессом и социальным заказом, локального и глобального формата. Таким образом, плановое, комплексное осуществление здоровьесберегающих технологий в сопровождении детей и подростков является одной из главных и актуальных задач всей системы образования, а для родительского сообщества дошкольных, школьных и иных образовательных организаций, организаций здравоохранения и социального обеспечения, иных контактных государственных. общественных и частных институтов — ведущей задачей. Состояние здоровья детской популяции вызывает обоснованную тревогу учёных, практиков, управленцев и, конечно, родителей. По материалам ВОЗ, согласно данным отечественных и зарубежных специалистов, около 90% детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье; 30—35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в пять раз возросло число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, утроилось число детей с заболеванием органов пищеварения: до 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в Вооруженных силах. Подобное состояние здоровья — результат длительного неблагоприятного воздействия не только социально-экономических, экологических, но и ряда педагогических факторов. Сходные, коррелирующие показатели приводятся и в информаториях ВОЗ.

Как следует из приведённых данных, охрана, развитие и поддержание здоровья детей и подростков являются приоритетным направлением организации и содержания сотрудничества не только в сфере общего, специального образования — а всего общества, поскольку лишь здоровые дети и дети, чьи возможности получили благоприятную компенсацию, эффективно осваивают социально-образовательные компетенции, которые в дальнейшем смогут способствовать их успешной социализации, профессиональной самоактуализации, социальной привлекательности и созидательной общественной активности, совершенствуя общественные отношения, производительные силы и обеспечивая ресурсы социального развития различного масштаба.

Психическое, соматическое здоровье человека, таким образом — одна из основных ценностей человека и его семьи, а также ценностный ориентир, в детском возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и активности, самосовершенствования личности. Поэтому забота о сохранении здоровья и развитии активного здоровьесбережения воспитанников и учащихся — важнейшая обязанность семьи, образовательной организации, воспитателя, специалиста, учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться — но и более младшим детям проблемы со здоровьем системно неблагоприятны. Здоровье взрослых оказывает существенное влияние на устойчивость и жизнеспособность общества в целом, благоприятный общественный климат и достижение прогресса. Этот аспект ещё и представляет собой высокорезонансную составляющую жизни общества.

Здоровьесбережение, таким образом, является одним из ведущих ценностных ориентиров социального сотрудничества. Вместе с тем общая здоровьесберегающая направленность образования, адресного сопровождения, инклюзии — должна быть обеспечена в системном динамичном взаимодействии с категориальным, семейным, групповым соответствием всех мероприятий на основе этапной, текущей, выборочной, проблемной, ресурсной диагностики состояния и потребностей здоровья всех участников социально-образовательного процесса, с опорой на рефлексию взрослых и детей, с обобщением опыта, анализом и научной интеграцией.

В Свердловском (Свердловск ныне — Екатеринбург) Риноцентре, где наблюдались дети не просто с ринолалией, но в первую очередь получали помощь отказные воспитанники-пациенты, с отягощённым и особо тяжёлым состоянием, врачи находили время для немедицинского, непринуждённого общения с детьми в игровой деятельности, обсуждали с педагогами частные, казалось бы, вопросы организации детской деятельности в непростой дидактической ситуации — так, и для формирования здоровой осанки у детей раннего, младшего дошкольного возраста, и для моторной разгрузки, и для предупреждения утомления, и для эмоционального вовлечения детей использовались огромные мягкие игрушки, дети на них усаживались, получая возможность варьировать различные позы, держались за них, иногда прислонялись при утомлении, испытывая эмоциональный комфорт — и, между прочим, такими «стульями» было трудно шуметь! А когда курсовки в подведомственные учреждения здесь получали детей из семей — комплексное медицинское сопровождение получали все члены семьи.

Как известно, обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью, как правило, проявляют пониженную компетентность и заинтересованность в занятиях оздоровительного плана. Конечно, выполнение необходимых правил здоровьесбережения требует от обучающихся и воспитанников дополнительных интеллектуальных, значительных волевых усилий, что затрудняет ребенка с нарушенным интеллектом, имеющего, как правило, расстройства эмоционально-волевой сферы. Поэтому в образовательном сопровождении таких обучающихся применимо правило русского режиссера К. С. Станиславского: трудное надо сделать привычным, а привычное — легким и приятным. Сравните: «Посеешь привычку — пожнёшь характер. Посеешь характер — пожнёшь судьбу»

Профессор В. В.Коркунов отмечал, исходя из многолетних катамнестических исследований (то есть наблюдения, анализа, осмысления, позиционирования и прогнозирования дальнейшего развития целевых групп изучения, производимых впоследствии, после организации и обеспечения системного адресного сопровождения детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью), что при благоприятных условиях и успешной социализации выпускников специализированных школ бывает трудно отличить от их более одарённых в интеллектуальном развитии сверстников: они не только внешне, по поведению не отличаются, но и следят за своим здоровьем, активны, уравновешенны, доброжелательны. Конечно, есть объективные трудности, не позволяющие достичь такого относительного благополучия всем бывшим ученикам образовательных организаций специального компенсирующего обучения — но убедительные наблюдения подтверждаются и в ходе наших исследований, подчас даже не все достижения могут быть соотнесены с определёнными условиями обеспечения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги АКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ В ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНОМ ПОЗИЦИОНИРОВАНИИ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я