Учением Жизни последователи назвали Агни Йогу, или Живую Этику, переданную семье Рерих духовными Учителями Шамбалы. Живая Этика, выдающееся эзотерическое учение современности, не случайно была послана людям в переломный момент истории Земли – время смены космических циклов и наступления новой эпохи, Сатиа-юги. В данном сборнике представлены самые интересные и содержательные письма Е.И. Рерих, в которых основы Учения Жизни раскрываются в доступной и понятной всем форме. Письма Елены Рерих были и остаются самым компетентным источником по всем проблемам эзотерических восточных учений.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учение жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Без даты, 1934
[Спиритизм, психизм и одержание•[1]]
…Нужно раз навсегда понять, что люди, занимающиеся спиритизмом, открывают себя для всякого рода одержания, и кто может сказать, когда наступит та степень одержания, при которой жертва уже не будет в состоянии освободиться от своего поработителя. Именно этими послушными орудиями пользуются темные силы, чтобы через них проникать в светлые начинания и предательски разрушать их. Безумцы не понимают всей страшной опасности, которой они подвергают себя, позволяя астральным сущностям проникать в свою ауру! Потому Вел[икие] Уч[чителя] так против не только медиумов, но иногда не принимают в ближайшие ученики так называемых психиков, ибо психики, не имея духовного синтеза, также часто становятся добычей сатанистов. Потому сторонитесь всех спиритов и медиумов. Нам с ними не по пути! Пусть следуют своим путем. Наивные люди обычно полагают, что темные силы всегда грубы и преступны в своих действиях и намерениях. Это пагубное заблуждение. Ибо так действуют темные силы малых степеней. Гораздо опаснее те, кто проходит под личиною света и с нашими формулами на устах, как в описанном мною случае. Темные всегда действуют по сознанию своих жертв, и, надо отдать им справедливость, действуют они часто очень тонко и изобретательно, играя на самолюбии и слабых струнках своих жертв. Обычно жертвы эти набираются из лиц, поглощенных самостью и самомнением, которым не доступно понимание подвига и, следовательно, истинная духовность, которые всегда стремятся лишь к собственной выгоде. Потому всегда распознавайте людей по огням сердца, по их преданности и готовности к самопожертвованию и всякому сотрудничеству; другого мерила нет. Конечно бывают еще такие типы, которые, жертвуя всем, таят надежду на вознаграждение за свою жертву, обычно такие встречаются среди фанатиков. Такие также далеки от истинного ученичества и духовного восхождения. Сужденный ученик никогда и ничего не ждет, но идет радостно, имея целью лишь Служение всеми своими способностями и возможностями. Существует странное явление, я сказала бы закон, что обычно больше всего принесший и отдавший меньше всего просит и ждет. Но принесший лишь бремя своей кармы почитает себя пожертвовавшим своей жизнью. Это замечательное психологическое явление отмечено и разобрано в деталях в буддийских учениях. Конечно, нигде не заповедано отдать все и самому пребывать в нищете. Помните, как сказано: «Кто сказал, что нужно отдавать безумно? Истинно безумным так и останется…» Перечтите 138 стр. в первой части Л. С. М.[2]Во всем всегда нужна великая соизмеримость. Без соизмеримости, распознавания, четкости и преданности трудно продвигаться по пути. Это четыре краеугольных камня, на которых зиждется каждое построение.
[Космическая битва и позиция непротивления злу]
Сейчас распознавание людей особенно нужно, ибо мы вступили в самый разгар великой Космической битвы. Силы тьмы борются за самое существование свое, отчаяние делает их сплоченными и упорными в нападениях своих. Большинство же светляков облеклось в серые одежды непротивленцев — кто по осознанному лицемерию, кто по малодушию, кто в силу недоумия или же страха, но результат этого непротивления или духовной теплоты один — именно участь, предуказанная в Апокалипсисе: «За то, что ты не холоден и не горяч, извергну тебя из уст моих». Но как мало людей, вдумывающихся в научную точность этой формулы! Но, впрочем, нам запрещено вопрошать и вдумываться в великие формулы Писаний: анафема грозит тем, кто осмелится потребовать просмотра искаженных Заветов Христа, и готово клеймо нового модного позорящего слова «масон». Но, конечно, слово это имеет такое клеймящее значение лишь в сознании и умах наших соотечественников. <…>
[О масонстве]
По-видимому, нашим сородичам не известно, что все главы государств, все Короли возглавляют масонство в своих странах, вся аристократия Англии и др. стран, многие высшие чины правительств имеют разные степени масонства и свои ложи. И даже здесь в Индии, ежегодно в особый памятный день масоны, официальные чины Британской Империи парадируют по улицам главных городов при всех своих масонских регалиях. Все делается совершенно открыто, и газеты и журналы полны снимков как разных королей, дюков и принцев в масонских одеяниях, так и их лож и собраний. Масоны в Америке и Англии, кроме многочисленных лож, имеют во всех главных городах даже свои особые грандиозные храмы. Конечно, ввиду такого распространения этого движения и даже профанации его, ибо каждый лавочник и кондуктор — масон, можно встретить наряду с такой бутафорией и вредные ложи. Как всегда и во всем все прекрасное является сейчас редчайшим исключением. И во всей силе остается пословица «одна паршивая овца заражает все стадо». Но умам, претендующим на просвещенность, следовало бы строить свое мнение на фактах и не изображать из себя попугаев, бессмысленно повторяющих услышанные ими формулы. Так и мой прадед Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, светлейший князь Смоленский, называемый спасителем России, был масоном, и ему было указано, что он спасет Россию. И история свидетельствует, насколько жизнь его была верным служением своим государям и своей родине. Потому зачем проявлять невежество? И не будет ли справедливее и научнее изучить, чем было и чем стало сейчас масонство? Ознакомившись с первоосновами масонства, мы изумимся высоконравственному кодексу его. Да, нужно бороться с косностью и невежеством, с темным сознанием, с ограниченным мышлением. Это самое неотложное и светлое задание. Ведь жизнь питается только высокою мыслью, потому удушение мысли неминуемо приведет к разложению. Привожу строки из Учения: «Так же как сознание может быть залогом расцвета, так оно может явиться разложением. Мысль ограниченная является проводом для темных проявлений. Потому мысль может развиться в великое напряженное начинание или может разрушить каждое начало. Ограниченное мышление сокрушает все возможности, ибо явление строительства зиждется на росте сознания. Как можно устремляться к Высшему Идеалу без расширения сознания? Ведь облик Высший может быть осознан огненным и бесстрашным сознанием, ибо нет предела мощи огненного сознания».
Потому так важно и так светло задание внесения в жизнь основ Живой Этики на осознании и принятии Великой Иерархии Света. Перечтите § 231 «А[гни] Й[оги]»[3]: «Пусть немногие, но твердые стволы образуют будущий лес, но мелкий кустарник поедает друг друга и является зарождением вредных существ».
[Положение русских эмигрантов в Харбине]
Теперь Вы спрашиваете меня, скоро ли вернется Н.К. [Рерих]. Нет, ибо экспедиция продолжится и на грядущее лето и осень. Также Н.К. уже покинул Харбин. Вести оттуда он прислал весьма грустные. Страшная нужда царит среди эмигрантов. Большинство русских фирм уже закрылось или закрывается. Безработица большая. Конечно, обрусение края не улыбается новому государству. Но самое ужасное — это то разъединение и почти поголовное самоедство, которое наблюдается среди сородичей. Враг наседает, а они продолжают разъединение и предают друг друга. Должно быть, так в грызне своей и не заметят, как почва уйдет из-под ног! Конечно, такое самопожирательство объясняется низким уровнем сознания. Ведь малое сознание во всем увидит противоречие, синтетическая вместимость не его удел. Н[иколай].К[онстантинович]. основал в Харбине Комитет по Пакту и объединил несколько лиц, которые могут поднять образовательный уровень эмигрантской молодежи. Уровень этот очень снизился. Очень подружился Н.К. с епископом Нестором, человеком большого ума. Между прочим, врагов у епископа Нестора много, и тут они пускают против него обвинение в масонстве!!! Но все же он пользуется большим уважением, и, конечно, все выпады врагов создают ему ореол значительности и мученичества.
[Случаи необычной помощи Н.К. Рериху со стороны Учителя]
Были там проявлены и чудеса Преподобного Вл[адыки] Сергия[4]. Одно было в связи с чудесным спасением Н.К. и моего сына от страшной опасности, другое в связи с обвинением в масонстве. Человек, написавший статью о якобы масонстве Н.К., готовился на следующий же день сдать ее в печать. И вот в ночь он имел видение Св. Сергия, которое так потрясло его, что он тут же разорвал свою статью и на следующее же утро поехал знакомиться с Н.К., которого раньше в глаза не видел. Подробности этого видения изумительны, но они не для почты. При свидании расскажу.
[Судьбы русских гениев]
Да, нет тяжелее креста, как родиться русским гением. Исполины русского искусства, русской мысли всю жизнь пили отравленную чашу оскорбительной мелкой травли со стороны всех, кому не лень. Горькие слова Пушкина, вырвавшиеся в пароксизме мрачного отчаяния: «Черт угораздил меня родиться в России» по сей день не утеряли своей обличительной остроты и едкости, ибо мы снова и снова становимся свидетелями, как «русский человек выискивает случая, как бы ему опорочить, укусить, «поддеть бы» другого русского же, лишь потому, что тот, другой, осмелился быть лучше его». Так пишет один из талантливых современных писателей Альфред Хейдок. И мы всецело присоединяемся к этим его скорбным словам. Истинно, сказано: «Больше половины человечества действуют под влиянием одержателей». Но близко время большого сдвига, и большое очищение произойдет. Потому, не будем печаловаться, что мало единомышленников. У нас есть верные, и я скажу — вернейшие, прошедшие испытание на протяжении многих лет, именно не в благополучии, но на краю пропасти, — с ними мы строили и будем строить. А самое главное, что Лестница Иакова стоит за нами, потому все враги посрамлены будут. Рука Преподобного Сергия простерта над нами, потому нет страха в нас, но лишь огромная радость живет в сердце нашем. И хотя мы знаем, что время страшное, время грозное, но оно так же прекрасное и строительно!
[«Письма Махатм» и работы Блаватской в России]
Я признательна Вам, что Вы приостановили распространение «Чаши Востока», если это могло повредить Вам и сочленам Общества. Но ведь книга эта не наша, ибо она дана, как Вы знаете, в 1880 годах английскому выдающемуся журналисту и издателю газеты «Пионер» в Индии, и представляет из себя лишь малую часть выдержек из тома в тысячу страниц под заглавием «Письма Махатм Синнету». Сейчас книга эта выдержала уже до двадцати изданий и, если не ошибаюсь, переведена на другие европейские языки, так же как и труды Е.П. Блаватской, конечно, за исключением русского. Ведь мы должны сидеть еще в киндергартене. Не доросли мы до свободы мышления. Мы еще в младенчестве, и нам нужны заборчики и повода, так решают за нас наши духовные водители[5]. Впрочем, наше самоедство лишь подтверждает эту незрелость мысли. Но давно сказано, что не хулители от малого сознания спасут Россию, но здравый рассудок наших Иванов. Именно — «Иван стотысячный спасет Россию». Именно черед за Иваном. Именно Ивану Стотысячному будет дана возможность проявить свой потенциал. Но Иван этот не тот, каким представляют его себе эмигранты-соотечественники. Иван этот предъявит новые требования и запросы, ему нужна будет вера прочная, вера обоснованная и не расходящаяся с жизнью. И провозвестники ее должны будут применить веру эту в жизни на личном примере, иначе не утвердить. Сознание исстрадавшихся людей, потерявших веру в справедливость, милосердие и защиту Отца Небесного, нельзя вернуть в прежние мертвящие оковы. Если и возможен тот религиозный подъем, который ожидается, то по своему качеству он будет иным, и, чтобы утвердиться, ему нужны будут тезисы, обоснованные разумом и логикой. Нельзя закрывать глаза, большой сдвиг произошел в сознании масс. Ведь страдания — великий учитель и трансмутатор. Не серенькая спокойная жизнь просвещает нас.
[Духовные задачи России будущего]
Нужно готовить сознание свое к разрешению многих проблем. Трудно будет сознанию закостеневшему, не изжившему старые предрассудки. Новая Церковь должна явиться на смену старой в полном сиянии Красоты Подвига Иисусова, она должна будет собрать Великий Вселенский Собор просмотреть при свете нового сознания все постановления бывших Соборов, должна будет изучить сочинения первых христианских философов и Отцов Церкви, ближайших ко времени Иисусову; и тогда вся красота подвига Иисуса Христа, вся ширь Его Учения будет понята ими в духе, но не в мертвой букве часто искаженных писаний. <…> «Не на горе сей, не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе. Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4, 21-24).
[Миссия Архангелов на Земле. Архангел Михаил]
Также хочу напомнить Вам, что все Архангелы должны были пройти через человеческую эволюцию. И Архангел Варахаил, или Уриель, был и есть ЧЕЛОВЕК. Также и Архангел Михаил, занимая свое место среди высших Архангельских чинов, мог ходить по нашей грешной Земле, неся ей спасение. Если бы не эти величайшие Духи, давшие импульс к зарождению мысли на заре нашего земного физического человечества и продолжавшие двигать эволюцией сознания на всем протяжении этого труднейшего и самого длительного процесса, то человечество земное и посейчас не вышло бы из состояния пещерных жителей. Именно Великие Архангелы и есть те Семь Кумар и среди них Наивысший, о которых говорится в Восточных Писаниях и в «Тайной Доктрине», пришедшие с Высших Миров и принесшие величайшую жертву тем, что именно Они воплощались в великих основателей Религий и Царств, Философий и т.д. на всех поворотных пунктах Истории планеты, чтобы помочь и ускорить эволюцию человечества. Именно Архангел Михаил один из Них сейчас на страже судьбы нашей планеты. Ему заповедана последняя битва с Князем Мира сего. (О том свидетельствует и Библия.) Прислушивайтесь к Вашей интуиции. Вот почему я изумилась избранию Патроном Высокого Духа, но имеющего лишь косвенное отношение к нашей планете. Гораздо ближе было бы и по времени и по существу избрать Покровителем Архистратига Михаила. Но, конечно, это лишь мои соображения, и каждый волен избрать своим Патроном любого Небожителя, лишь бы не двоился в сознании своем.
[Самосовершенствование и закалка духа]
Призыв дан, и Вы услышали его. Вы полюбили книги Учения и тем приняли Зов. Но приношение подвига требует, кроме принятия Зова, и великой работы над собою. Почему думать, что подвиг должен быть где-то в ином месте, нежели там, где мы живем, или в каких-то иных условиях? Истинно, велик подвиг внесения Учения в жизнь каждого дня, в давании радости и просвещения окружающим и встречающимся нам. Как говорит Кришна в Бхагавадгите: «Человек достигает совершенства, упорно выполняя свою дхарму (долг, карму)». Разве не велик подвиг — работа по самоусовершенствованию для благого воздействия на окружающих и в светлой готовности применить силы свои там, где явится возможность? Карма, или космическая справедливость, каждого ставит в те условия, в которых он должен чему-то научиться или нечто искупить. Притом для несения подвига нужно очень утвердить свой дух. Потому путь ученичества никогда не бывает легким. Много препятствий приходится преодолевать, ибо на чем ином испробуем мы силы наши и закалим клинок духа своего? Ведь без закала духа не можем мы стать носителями подвига и, следовательно, сотрудниками Вел[икого] Бел[ого] Бр[атства]. Велико должно быть самоотречение всех истинных носителей подвига.
[Неизбежность трудностей и испытаний]
В древнем Египте неофиты должны были пройти через страшные искусственно приготовленные опасности и искушения, и лишь ничтожное число их выдерживало это страшное напряжение всех сил. В наше время все искусственные испытания отменены, и ученик должен в жизни уметь преодолевать трудности и препятствия, при этом принимаются во внимание его внутренние побуждения и взвешиваются его способности находчивости, зоркости и осмотрительности, честности и преданности и т.д. И, конечно, как и раньше, лишь ничтожное число выдерживает. Но ученики, в которых потенциал прежних накоплений велик, умеют радоваться всем трудностям. Так мы и наши ближайшие научились ходить по краю пропасти. И до сих пор всегда были охранены на пределе чудесною помощью. Великое доверие и преданность, и признательность к Иерархии Света живет в сердцах истинных учеников, конечно, потому и возможно такое чудесное Покровительство и Охранение.
[Покровительство и помощь Великих Учителей]
Когда серебряная нить, связующая сердце ученика с Учителем, цела, то ничто не страшно, и все необходимое приходит в последний час, когда все способности и усилия наши достигли своего высшего напряжения, ибо иначе как же трансмутировать наши энергии в высшие огни? Ведь и по физическому закону все энергии трансмутируются лишь на пределе высшего напряжения. Трансмутация наших энергий, или преображение их в высшие огни, и есть цель нашего существования. Лишь при достижении этой трансмутации наш организм становится достойным и согласованным приемником Высших и тончайших энергий, исходящих из Иерархии Света. Потому примем несение подвига в работе, в жизни каждого дня. Будем жить радостью возможности приближения к Вл[адыкам] Света, ибо, истинно, возможность эта в нас самих, и лишь сами мы можем ускорить достижение ее. Все горе, все счастье в нас самих. Великие Учителя всегда готовы протянуть Руку Помощи, но нужно уметь принять ее. Помните, как в § 164 «А[гни] Й[оги]» сказано о взывающих о высшей помощи и не умеющих принять ее. «Каждый, мечтающий о помощи, самолюбиво определяет направление и размер помощи. Но просителю нет дела до размера и соответствия. Среди зимы должны распускаться лилии, и среди пустыни должен забить родник, иначе Учитель не многого стоит… Мой родник остался вне твоего взгляда, и ты не обернулся на Мои Цветы… Моя помощь отлетела, как испуганная птица, Мой посланец спешит назад… Моя помощь отвергнута… Но путник продолжает взывать о какой-то помощи и устремляет внимание на место своей будущей гибели…»
«Потому мы предлагаем всегда зоркость, подвижность, непредубежденность, нельзя иначе сопутствовать действительности».
[Значение применения Учения в жизни]
Так, с полным доверием к Мудрости Руки Водящей будем продолжать утончать и совершенствовать наш внутренний аппарат путем очищения и расширения сознания, и Подвиг ярко встанет перед нами во всей своей красоте. Ведь книги Учения наполнены самыми исчерпывающими указаниями, только бы научиться применять их в жизни! Ведь каждое Указание, проведенное в жизни, есть шаг приближения к Владыке. Для каждого пробьет свой час! Истинно, не знаем ни дня, ни часа! Потому шлю Вам пламенное желание сердца моего, чтобы Вы дружно работали, заботясь о гармонической атмосфере на Ваших собраниях и собеседованиях. Пусть будут они немногочисленны, но светлы и согреты чувством горячей любви к Вел[икому] Уч[ителю], Вас позвавшему. Время такое грозное, что лишь величайшей преданностью можно пройти до великого срока, назначенного для нашей Родины. Единение и взаимоуважение среди наших наиболее просвещенных соотечественников много помогут этому великому Действу.
[Опасность некоторых приемов психотехники]
Мне не ясно Ваше противопоставление моим словам выдержек из писаний Н[иколая]К[онстантиновича] о развитии внимания. Развитие внимания одно, но концентрация на вращении центра и удержание — другое, две совершенно разные вещи. Конечно, все опыты, способствующие развитию внимания, изложенные Н.К., не могут считаться насильственными и быть поставленными в ряд механических упражнений, о которых идет речь, иначе каждое заучивание наизусть для развития памяти тоже пришлось бы отменить. Далее, Вы снова цитируете Н.К.: «Мы стремимся изучать и воплощать так называемую абстракцию в реальность». Конечно, только идиот может говорить против. Но я опять-таки не вижу, какое отношение имеет это к невежественному подходу к опаснейшим опытам, о которых идет речь? Говорится не против самого исследования феноменов, но против некультурного, ненаучного, невежественного к ним отношения. Нельзя детям давать играть с радием. Я знаю зарождение и развитие почти каждой мысли Н.К. и потому могу утверждать, что Н.К. чаще всего имеет в виду ту отвлеченность или абстрактность, в которую люди облекли все Учения Света, и хотел бы видеть Учение воплощенным в жизни. Далее Вы цитируете: «Все новейшие школы должны иметь лаборатории, посвященные естественным наукам», и в другом месте: «Лучшие умы многообразно направляют человеческое мышление к расширению сознания, в котором только и заключена истинная профилактика и предвидение возможности светлого строительства». И тут я не могу усмотреть никакого противоречия моим утверждениям. Кто же будет возражать против ознакомления детей от возможно раннего возраста со всеми процессами в окружающей нас видимой природе для того, чтобы с годами они могли во всеоружии подойти к дальнейшим тончайшим исследованиям, именно не в невежестве, но при соблюдении всех необходимых для этого условий. Ведь все это сказано и в книгах Учения. Также не все ли Учение направлено именно к расширению сознания? Но концентрация на кончике носа или пупе без духовного синтеза или накоплений и без духовной профилактики приведет лишь к идиотизму или одержанию.
[Проблема отсутствия методики изучения психических феноменов в современных научных исследованиях]
Также никто не станет отрицать, что нужны Институты Психических исследований, но так, как обстоит дело исследования в них сейчас, они ничего нового не могут дать. И хотя Общ[ество] Пс[ихических] Исследований было основано уже в 1882 г., но в большинстве случаев все оспариваемые феномены 1882 г. остаются почти такими же и в наше время. У нас имеются книги по всем этим отраслям науки, и если Вы прочтете последнюю сводку всего, ими [Обществами] достигнутого, то Вы увидите, что они зашли в тупик. Мы знаем одного выдающегося ученого проф[ессора], стоящего во главе Ам[ериканского] Общ[ества] Психических исследований, и он совершенно откровенно признался, что так, как поставлены сейчас эти исследования, они ничего высшего дать не могут. Все их опыты не идут дальше того, что было уже установлено. Будучи человеком высококультурным, он понимает, что это происходит от невежественной, ненаучной постановки исследований. То есть от непонимания, что для подобных опытов должен быть особый подбор лиц, обладающих высоким духовным синтезом. Но разве можно найти его среди обычных медиумов? И также редок он среди ученых, посвящающих себя этим исследованиям. Но без наличия этого условия Общ[ество] Психических Исследований будет влачить, как сказано, «свое позорное существование». Итак, много книг по этим вопросам стоят в нашей библиотеке, но я очень редко заглядываю в них, разве что для справки. Не желая похваляться, должна сказать, что ни минуты не жалею, что не потратила ни времени, ни усилий на удержание дыхания и на концентрацию на кончике носа.
[Природа медиумизма]
Вы говорите: «Я не хочу быть медиумом», но разве человек может хотеть или не хотеть быть медиумом? Ведь медиумизм есть врожденная способность, именно особое состояние организма, ничего общего с выявлением высшей психической энергии не имеющее. Много невыявленных медиумов, и особенно многочисленны они среди низших слоев населения. Иногда, как я уже писала, особенность эта, к великому счастью, остается в них спящей, но горе, если она просыпается в сознании малом или отравленном самостью, ничего, кроме разложения, получиться не может. Потому на Востоке в древности медиумистических детей старались изолировать и воспитывать в духовной чистоте, чтобы оградить от пагубных астральных влияний. Но несмотря на чистоту их, никто из них не мог стать Адептом или Архатом и быть принятым в Святая Святых. Лишь Мощь Вел[икого] Уч[ителя] Света может помочь медиуму побороть его медиумизм и то лишь при упорном и многолетнем устремлении самого медиума к Источнику Света. Малейшее уклонение на этом пути устремления разрушает все ранее достигнутое.
[Книги Живой Этики о психизме]
Итак, устремимся к явлениям высшего порядка, ибо иметь дело лишь с низшими слоями астрала не только неразумно, но и страшно опасно. Приведу еще страницы из Учения: «Уже много сказано о психизме, но все-таки недостаточно понят этот бич человечества. Психизм притупляет каждое устремление, и высшее достижение остается недоступным. Мера деятельности такого человека, поглощенного психизмом, образует вокруг него заколдованный круг, в котором находят свое место все задерживающие рост духа энергии. Психизм заключает в себе явление самых низких энергий, и огни центров потухают от этих наслоений. С психизмом неизбежно расстройство нервной системы, кроме того, отрыв от жизненных действий закрывает путь к самоусовершенствованию. Творчество притупляется, и утверждается пассивное состояние, делающее человека оружием наплыва разных сил. В силу ослабления воли контроль ослабевает, и этим усиливается притяжение разных низших сущностей. Желающий приблизиться к Миру Огненному должен бороться с этими силами зла».
Эти параграфы вместе с присланными мною в предыдущих письмах ясно устанавливают точку зрения Великого Учителя.
[Суть «астральных учителей». Опасность общения с астральными сущностями]
В Ваших двух письмах Вы пишете: «Если не считать духовных сношений с моими руководителями…» Конечно, я понимаю, что под этими руководителями Вы подразумеваете духов из астрального плана, и потому не делаю себе иллюзий, что мои взгляды и приведенные Указания из Высшего Источника будут приняты и этими учителями, и Вами. Но тогда к чему книги Учения? Время сейчас такое грозное, такое опасное, ибо, истинно, последняя битва между Светом и тьмою, потому каждый должен честно и твердо решить, в какие ряды воинов, на какой стороне записывается он. Проверьте свой духовный багаж и встаньте определенно на ту или иную сторону. Выбор должен быть сделан, иначе кроме разложения ничего не получится. Наш путь, путь указанный всеми великими подвижниками, путь преображения духовного, путь развития сердца без всяких магий и насильственных приемов. «Истинно, нет теплого, срединного пути, когда меч Света разит тьму».
Теперь что касается Вашего здоровья, могу сказать, что это обычное явление после сильных сотрясений или контузий. Среди участников войны много подобных случаев. При спокойной жизни, без всякого раздражения и психической и физической усталости (избегая, конечно, всякого астрального вампиризма, ибо астральные учителя очень любят пользоваться нашей жизненной энергией), явление это может постепенно исчезнуть. Но почему Ваши духовные руководители не посоветуют Вам хорошего средства и не объяснят происхождения этого проявления?
Итак, надеюсь, что благоразумие одержит верх, и Вы проявите мужество и силу воли отказаться от «духовных» сношений с Вашими руководителями. Но предупреждаю, что в случае благого решения борьба будет тяжелая, ибо подобные руководители не любят выпускать своих жертв. Если решите правильно, нужные силы будут посланы Вам на помощь. Пусть решение Ваше будет ко благу.
Теперь еще несколько строк Вам: знаю, что меня многие сочтут суровой. Но Вам хочу сказать, что лишь страшная опасность, которой подвергают себя хорошие и чуткие души через общение с потусторонним Миром, заставляет меня так твердо и определенно говорить. Преступно сейчас всякое попустительство и легкомыслие. Ближайшие сферы к Земле необычайно уплотнились духами, насильственно отправленными (война, революция) в эти слои и жаждущими прикоснуться к жизненной силе, чтобы получить иллюзию жизни. Ведь то количество одержимых, которое замечается сейчас повсеместно, есть следствие этого вампиризма. Потому прошу Вас, родная, не прикасайтесь ни к каким медиумам, ни к каким психикам. Придерживайтесь чистоты Учения, и все самое прекрасное и радостное придет в должный срок. Но загрязненный астральными контактами организм не воспримет высших энергий.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учение жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3
«Агни Йога» — прежнее название книги, переименованной затем в «Знаки Агни Йоги», чтобы отличать название отдельной книги от названия всей серии учения Агни Йоги. — Прим. сост.