Святые земли Кинешемской. Историко-краеведческий сборник

Елена Потехина

Историко-краеведческий сборник «Святые земли Кинешемской» включает в себя жития 27 святых Кинешемской епархии, изложенные в алфавитном порядке. В сборнике использованы ранние стихи автора 1986—2003 г.г.

Оглавление

Священномученик Августин (Беляев)

28.02.1886 г. — 23.11.1937 г.

Покойно нам, коль нас не задевая,

Идет чужою улицей беда.

И в траурных платках чужие жёны

И на чужих могилах лебеда.

Пока не грянет, головы не вскинем

И не помянем: «Господи, прости!»

Тепло и сытно, только сердце стынет.

Оно остынет, если не в пути.

Не дайте сердцу нежиться в покое.

Заставьте сердце трепетно стучать.

Оно, как солнце, вот оно какое.

Учите сердце для других сиять.

Несите свет, как хлеб, любовь, как воду.

Да не иссякнет чистый ваш родник.

А сколько можно напоить народу!

И сколько нищих можно накормить!

Александр Александрович Беляев родился 28 февраля 1886 года в Юрьевецком уезде Костромской губернии в небольшом, по тем временам, селе Каменка в семье священника. У его родителей — протоиерея Александра и матушки Евдокии было пятеро детей. Саша был самым младшим ребёнком. С детства в нём наблюдалась редкая сосредоточенность и задумчивость. Он часто уединялся и любил подолгу бывать в храме. Однажды, по малолетству, его не взяли на ночную службу в Пасхальную ночь. Но ему так хотелось самому увидеть чудо воскресения Христова, что он, убежав из дома, тайком пробрался в храм, и там за поздним часом уснул. После долгой службы родители пришли домой и тут обнаружили, что сына нет дома.

Когда Александр был ещё ребёнком, в дом к его родителям часто приходили странники. Особенно ярко ему запомнился один из них, которого многие почитали тогда за благочестивую и праведную жизнь. Этот странник, обращаясь к Саше, называл его «архиереем». Мальчика это не тревожило, а вот родители ещё тогда поняли, что для их Сашеньки уготован путь в священство.

В 1901 году Александр заканчивает Кинешемское духовное училище и поступает учиться в Костромскую Духовную семинарию, после окончания которой в 1907 году направляет свои стопы в Казанскую Духовную академию. По завершении учёбы в академии Александр в 1911 году был назначен преподавателем русского языка и литературы в Пензенское епархиальное женское училище.

Александр Беляев. 1913 г.

Позднее его попросили давать уроки и в мужском учебном заведении Пензы. Вот строки из дневниковых записей Александра тех лет:

«Я не интересуюсь карьерой и положением в обществе и часто бываю, вопреки пословице, один в поле воин… Патриархальный уклад семейной жизни отца внедрил глубоко в моём сознании нравственную ответственность за каждый шаг. Вот почему я, учитывая себя, делаю учет и другим. И от степени требовательности к себе, зависит требовательность моя и к другим…»

В 27 лет Александр женится на Юлии Александровне Любимовой (выпускнице Пензенского епархиального училища). Юленька была дочерью священника Александра Евлампиевича Любимова (во время жестоких гонений на Русскую Православную Церковь отец Юлии был арестован и умер в ссылке).

Перед венчанием Александр едет к родителям за благословением. И вот там его вновь встречает тот же самый удивительный странник со словами: «Здравствуй, Саша-архиерей!»

Слова старца удивляют жениха, накануне свадьбы. Но, он до времени, «слагает их в сердце своём».

А. Беляев с ученицами епархиального училища. 1913 год

У Александра Александровича и его жены Юлии было двое детей: дочь Юлия 1914 года рождения и дочь Нина 1919 года рождения.

Для семьи Беляевых это были самые счастливые, но и трудные годы. Начинались гонения на Русскую Православную Церковь.

В это время в Пензе возникает так называемая «народная церковь» во главе с лишенным архиерейского сана раскольником Владимиром Путята.

Александр Александрович выступает неустрашимым защитником православия против раскольников. В это время он служит старостой в храме. Это вызывает ярое противление властей и их ставленников.

За активную деятельность по защите православия и борьбу с раскольничеством Александр Беляев 16 декабря 1919 года был арестован Чрезвычайной Комиссией города Пензы. Он был обвинён в «участии в контрреволюционной деятельности Пензенского братства православных христиан». Александр Александрович пребывает в тюремном заключении около полугода, его освобождают по амнистии ГЧК 26 мая 1920 года.

Его супруга, оставшись без средств существования, все силы отдавала детям и, как могла, поддерживала мужа. Но её здоровье оказалось подорванным. У неё развивается скоротечная чахотка. И 22 июня 1920 года она умирает.

Александр остаётся один с двумя сиротами на руках. Младшей Ниночке на то время ещё не было и года. Девочек ему тогда помогала воспитывать их няня — Анисия Ефимовна (женщина неграмотная, но глубоко верующая). С детства Анисия из-за нужды рано была отдана овдовевшей матерью «в люди» — была вынуждена работать прислугой и нянчить чужих детей. Её лицо, после перенесённой в детстве оспы, было неприглядным, что приносило ей много страданий.

Анисия Ефимовна попала в семью Александра и Юлии, когда те только что поженились, искренне привязалась к ним и всю жизнь воспитывала их детей.

Лишившись супруги, Александр не отчаялся, но с большим усердием обратился за помощью к Богу. Заточение укрепило его дух. И вот 28 августа 1920 года Александр Александрович Беляев рукополагается в сан священника с назначением на служение в Рождественский храм города Пензы. Но его священническое служение Церкви оказывается недолгим. 22 апреля 1922 года Александр вновь арестован. Пензенская ЧК обвинила его в «сопротивлении изъятию церковных ценностей и хранении запрещённой литературы». Священника продержали в заключении до 15 июля 1922г. ода.

Выйдя из тюрьмы, он с детьми переезжает на родину в Кинешму, где служит в одном из городских храмов. Его подвижническое и горячее пастырское служение вскоре привлекло в храм новых прихожан, сделало его имя известным не только среди жителей города Кинешмы, но и по всей Иваново-Вознесенской епархии. Верующие потянулись к священнику, как к доброму пастырю, который старался помочь каждому страждущему. Люди видели, что, несмотря на своё затруднительное семейное положение, он оставался ревностным служителем Бога и Его святой Церкви. Вскоре отец Александр был возведен в сан протоиерея.

13 сентября 1922 года следует очередной арест отца Александра уже в Кинешме. Власти обвиняют священника в «сопротивлении изъятию церковных ценностей и хранении литературы контрреволюционного характера». Отец Александр пробыл в заключении до 15 ноября 1922 года.

1922 год ознаменовался новым обновленческим движением, которое в 1923 году достигло большого размаха. При поддержке безбожной власти многие храмы Иваново-Вознесенской епархии были заняты обновленцами. Епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев) отпал в обновленчество, а викарный епископ Кинешемский Василий (Преображенский) был арестован властями. И вот в этой непростой ситуации 14 сентября 1923 года в Покровском кафедральном соборе Иваново-Вознесенска проходит собрание одиннадцати православных религиозных общин города. На повестке дня вопрос о приглашении православного епископа на свободную архиерейскую кафедру.

Собрание постановляет: «принять кандидатуру протоиерея Александра Беляева, проживающего в городе Кинешме, временно, впредь до возвращения епископа Василия и просить Патриарха Тихона посвятить протоиерея Александра Беляева на просимую должность». Было составлено письмо на имя Патриарха Тихона, в котором говорилось: «…просим Ваше Святейшество благословить наше общенародное избрание протоиерея Александра Беляева во епископа города Иваново-Вознесенска и совершить над сим народным избранником хиротонию во епископа».

17 сентября Патриарх Тихон постановил:

«Ввиду явного уклонения в раскол Иваново-Вознесенского епископа Иерофея, считать кафедру города Иваново-Вознесенска свободной; назначить на неё протоиерея Александра Беляева».

21 сентября 1923 года протоиерей Александр был пострижен в монахи с именем Августин и хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского.

Епископ Иваново-Вознесенский Августин (Беляев) 1923 г.

Вступив в должность и переехав на жительство в Иваново, владыка ревностно принялся за исполнение архиерейских обязанностей. На Литургии после чтения Евангелия он непременно произносил вдохновенное слово, укрепляя в вере своих прихожан. Жители Иваново полюбили своего архиерея. У входа в храм владыку встречали и провожали толпы богомольцев. Его богослужения привлекали верующих сосредоточенностью и наполняли страждущих духовным миром. После каждой литургии владыка благословлял всех, подходивших к нему.

Изучив состояние дел в епархии относительно обновленческого раскола, преосвященный Августин направил доклад Патриарху Тихону, в котором писал:

«Почитаю долгом уведомить Вас, Ваше Святейшество, что по прибытии на вверенную мне Иваново-Вознесенскую кафедру я нашел в некоторых приходах рознь между духовенством и мирянами, решительно не принимающими обновленческого епископа Иерофея. Последним духовенство запугано. Однако, всё же некоторые причты явились ко мне, испрашивая прощение и благословение… Духовенством было выражено раскаяние в уклонении от Православной Церкви, и после приличного случаю слова с моей стороны, под напев молитв пасхальных произошло в подлинном смысле трогательное примирение духовенства и мирян. После в храмах с этого момента стали возносить Ваше имя…»

Разумеется, что активная деятельность епископа Августина по борьбе с раскольничеством ожесточила местные власти. 27 сентября 1923 года, после литургии владыка был вызван в местное ГПУ. Причиной этому стал донос на Владыку недоброжелателей, якобы тот настраивает народ против новых властей и был за то ранее выслан из города Пензы. Владыка ответил на вопросы сотрудников ГПУ и открыл истинное положение вещей о себе. Но, в ответ, получил предложение выехать в течении 24 часов в Кинешму и жить там под подписку о невыезде до выяснения своей деятельности в Пензе. Отслужив после этого вечерню в Александро-Невской церкви при плаче верующих, наполнявших храм, утром следующего дня владыка Августин выехал в Кинешму.

Но и в Кинешме епископ Августин продолжал своё пастырское служение.

6 октября владыка принял делегацию из Шуи и близлежащих сёл с письмом от благочиннического собрания «выразить свою преданность Святейшему Патриарху в лице преосвященного Августина».

10 октября к нему явились представители от Крестовоздвиженской общины города Иванова и вручили протокол общего собрания с просьбой принять их под свое управление ввиду желания общины порвать отношения с обновленцами. Владыка благословил их решение и принял в общение.

Таким образом, обновленческий епископ Иерофей остался без кафедры в городе…

В Иванове в доме владыки Августина жил его келейник, иподиакон Борис Семёнов, и преданная няня Анисия Ефимовна с его дочерями. Любовь, великое смирение, терпение и милосердие к ближнему — всеми этими качествами обладал владыка Августин. Он смирялся перед каждым, даже перед нищим. Никогда не стремился жить в комфортных условиях, ограничивал себя во всём и довольствовался малым. Не имел ничего, кроме одежды на себе, и ту по усмотрению других. Имея возможность питаться разнообразной постной пищей даже в то сложное время, он ел мало и скудно. С первых дней пострига это был истинный монах, смиренно несущий свой крест гонений, скитаний по тюрьмам и ссылкам. На сетование близких о его скорбной участи он всегда спокойно и непринуждённо отвечал:

— Что же тут удивительного, это наш путь. Господь об этом предупреждал, а иначе никогда не будешь со Христом.

Разумеется, что как все избранники Божии, он подвергался искушениям. Перед монашеским постригом и рукоположением в сан архиерея близкие уговаривали его не спешить, не подвергать испытаниям себя и близких; а подождать, пока дети не подрастут, не станут материально и морально независимыми. Но он оставался непреклонен. Говорил, что его дети — сироты и его искреннее желание поскорее вручить своих детей попечению Божией Матери, как высшей покровительнице и заступнице о сирых. Только под Её покровом они никогда и ни в чем не будут нуждаться. Эта его удивительная вера оправдалась позднее полностью. И действительно дочери владыки Августина впоследствии никогда и ни в чем не нуждались — ни материально, ни морально. И ходя жили они вдали от отца, но его молитвы, напутствия, наставления и письма стали для них не только главным воспитывающим руководством, но и путеводной звездой на их сложном жизненном пути, вдохновляли и согревали их. И даже то враждебное окружение, с которым они столкнулись впоследствии, не смогло подорвать благодатного влияния их отца. Подвижник-архиерей воспитал в своих детях послушание воле Божией, терпение, незлобие и доброту, и всегда все окружающие чувствовали, что эти дети находятся под молитвенной защитой святого.

Для верующих вдохновенное служение преосвященного Августина всегда было знаковым. Сердца молящихся за Божественной Литургией вместе с епископом наполнялись чувством благоговения к совершаемому таинству. Приходило осознание значимости общей церковной молитвы. Это чувствовали даже те люди, которые по тем или иным причинам не имели глубокого церковного опыта. Во время богослужений с участием владыки Августина храм всегда был переполнен. Казалось, что богослужение заканчивается слишком быстро, никому не хотелось во время службы присесть и отдохнуть. После службы владыка сам всех благословлял и отвечал на вопросы. По этой причине он часто задерживался после службы в храме. Часто владыку видели в окружении толпы детей, провожающей владыку до дома. Дети очень любили владыку, чувствовали его любовь и сердечное расположение. Они всегда при владыке вели себя чинно и воспитанно. Бывало, что детей приглашали к владыке во двор или в дом и раздавали им всё, что было принесено епископу посетителями (часто в ущерб своим детям).

Как то раз его младшая пятилетняя дочь попросила отца, собиравшегося отдать нищему свёрток: «Папочка, ты дай мне только посмотреть, что там есть». Владыка покачал головой и тут же отдал нищему свёрток, принесённый кем-то всего полчаса назад, а затем, оставшись с дочерью наедине, ласково объяснил ей, что не стоит доверяться чувству любопытства, как бы оно нас не донимало.

Преосвященный Августин всегда ценил искренность, любил неспешное уставное богослужение, благоговейное церковное пение и чтение, чуждое духа тщеславия. Он очень сокрушался от того, что регенты многих храмов в Иванове практиковали вычурное пение. Вопреки терпеливым разъяснениям владыки об убивающей дух церковности театральности, они не желали изменить свои вкусы. Возможно именно поэтому владыка любил служить в простых деревенских храмах. Сельские храмы Ивановской епархии, когда в них служил владыка, были всегда полны молящихся. Прихожане заранее узнавали, где будет служить епископ. Причём приезжали туда задолго, чтобы вовремя попасть на службу. Если было лето, то все приезжие в ожидании богослужения располагались в ограде храма или в ближайшем лесу. Причём всенощные продолжались в то время по четыре — пять часов.

Часто верующие, знающие что владыка вдовец, приносили что-нибудь для его детей, желая утешить и порадовать сирот. Но владыка ещё по дороге все свёртки раздавал нищим и детям. На домашний стол попадало иногда несколько яблок или случайный сверток, предусмотрительно припрятанный келейником. При этом дети не роптали на отца, но ещё больше уважали его, понимая, какой он несёт крест и подвиг. Отец был для них настоящим примером для подражания, примером во всём.

По долгу службы владыке приходилось сталкиваться и с лицемерием, и с притворством, и с лестью. Он всё это видел, внутренне сокрушался, но старался этим людям уделить побольше внимания и любви.

Иногда бывало, что перед возвращением епископа из храма заботливые прихожанки несли к нему домой много дорогих и вкусных вещей. Но вот приходил из храма владыка — усталый, но бодрый, и приглашал к себе в комнату всех пришедших к нему на приём. Каждый посетитель выходил от владыки утешенный, с узелком для детей или для больного родственника.

Зачастую домашний приём затягивался допоздна и дети начинали волноваться — когда же владыка пойдет обедать и отдыхать, так как приближалось время вечернего богослужения. Наконец, уходил последний посетитель, младшая дочь запирала дверь, и через несколько минут владыка, келейник и дети садились за стол и принимались за скромный постный обед. От всего изобилия оставалось всего лишь несколько конфет или яблок, которые епископ отдавал детям после обеда. Если же что-нибудь всё же оставалось, то он запрещал детям это есть, как уже лишнее, и предлагал оставить для угощения — мало ли какой посетитель или странник ещё может прийти. Дети слушались и всем были довольны.

Часто к епископу приезжали духовные дети из других городов, их владыка оставлял жить у себя в доме. Он искренне и радушно принимал всех, и верующие чувствовали в нём отца, чья любовь и самоотверженное служение многих вывели на узкий, спасительный путь, уведя с широкого, приукрашенного яркими, но пустыми утехами погибельного пути, пробудив в них жажду чистого жития во Христе.

По благословению владыки были организованы евангельские кружки, в которых занимались и дочери владыки. Большое внимание в этих кружках уделялось религиозному воспитанию. С детьми готовились спектакли на христианскую тему. Девочки выпускали журнал, в котором размещали свои статьи и рассказы.

15 февраля 1924 года власти арестовали епископа Августина, и он был заключен в тюрьму в городе Иваново. Владыка был обвинён во вмешательстве в государственные дела, «выразившемся в назначении следствия о выяснении возможности вступления в третий брак» некоего гражданина. Кроме этого его обвинили в использовании служебного положения в противостоянии советской власти. Владыка, выступавший против обновленчества, и объединявший вокруг себя верующих, поощрял покаяние обновленческих священников и возвращение храмов, занятых обновленцами, в Православную Церковь.

8 августа 1924 года Коллегия ОГПУ рассмотрела «дело» епископа Августина и, за недостаточностью обвинительного материала, решила дело прекратить. Владыка был выпущен из-под стражи.

В 1925 году преосвященный Августин принял участие в погребении почившего Патриарха Тихона и избрании Местоблюстителем митрополита Петра. По возвращении владыки из Москвы в Иваново возмущенные власти потребовали, чтобы он покинул город. В связи с этим ему пришлось жить в Москве и Кинешме, появляясь в Иваново лишь для совершения богослужений, когда в связи с большими церковными праздниками православным удавалось добиться разрешения на приезд епископа в город.

Однажды на Рождество владыка устроил ёлку для своих дочерей и для детей своих прихожан. С какою непередаваемою радостью он украшал эту ёлку и раздавал детям подарки. Пожалуй, это были одни из его самых счастливых дней в кругу семьи. После праздников он был вынужден по требованию властей вновь покинуть город. В Москве владыка Августин служил в храме Петра и Павла на Преображенской площади, жить ему приходилось в подвальном помещении под церковью Архангела Михаила на Пироговской улице. Но и здесь у владыки появилось много духовных чад. Людей притягивала его высокая духовность, трепетное служение Богу. Многие шли к нему за мудрым советом и поддержкой.

Ивановцы стали собирать подписи под обращением к властям с просьбой вернуть епископа Августина в Иваново. Была направлена делегация во ВЦИК к Калинину с письмом. И произошло чудо — решение о высылке епископа Августина из Иваново было отменено, и владыка вернулся в областной центр.

Епископ Августин (Беляев) с дочерями Юлией (слева) и Ниной. 1926год.

Почти ежедневные проповеди, все возрастающая известность архиерея, любовь к нему ивановской паствы, а также почти полное поражение обновленцев в Иванове приводили в ярость местных безбожников. И вот 1 сентября 1926 года начальник Ивановского ОГПУ отправил донесение начальнику 6-го секретного отдела ОГПУ Тучкову в Москву, испрашивая от московских властей разрешения на высылку епископа Августина за пределы Ивановской области.

8 сентября 1926 года Тучков распорядился арестовать епископа и под конвоем доставить в Москву. 9 октября епископ Августин был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.

Епископ Августин. Москва. Бутырская тюрьма. 1926 год.

Начались изнурительные допросы, выдвигались самые нелепые обвинения.

Но епископ Августин спокойно излагал факты:

— Кружков я не организовывал…, рекомендовал лишь использовать… верующими законную возможность изучать Закон Божий… Это я говорил с амвона в церкви.

В заключении по делу епископа значилось и возводилось ему в вину, что им бала создана для управления Иваново-Вознесенской епархией епархиальная канцелярия как нелегальная организация, не зарегистрированная в отделе Управления. Кроме этого епископ Августин обвинялся в создании нелегального кружка, куда вовлекались несовершеннолетние дети дла изучения Закона Божия.

22 октября 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа к трем годам ссылки в Среднюю Азию. Время высылки владыки (26 октября) стало известно его духовным чадам из Москвы и Иваново заранее, и к поезду на Казанский вокзал собралось множество народа. Среди провожающих были и дочери епископа. Женщины упросили конвоиров разрешить епископу проститься со своими детьми, которым на то время было 12 и 7 лет. Владыка вышел из вагона и благословил девочек.

Епископ Августин (Беляев).

Сразу же после высылки владыки верующие Иваново произвели сбор денежных средств как для самого епископа, так и для находившихся в тех же местах ссыльных священнослужителей. Власти на это ответили жестоким террором. Инициаторы были осуждены на различные сроки заключения за организацию «несанкционированного властями Красного Креста».

Первоначально епископ Августин попал в город Ходжент, позднее в город Педжикент Таджикской ССР, где он пробыл до марта 1930 года. Здесь его и нашёл приехавший к нему его преданный келейник и иподиакон Борис Семёнов. Поселился владыка в небольшой комнате, где оборудовал домашнюю церковь. Здесь он служил сам, сюда приходили некоторые ссыльные, которым он мог доверять.

Его духовные чада утешались редкими письмами, приходящими из ссылки. Эти письма читались вслух, пересказывались, обсуждались в узких кругах. У каждого болела душа за любимого пастыря. А владыка старался утешить и успокоить каждого:

— Верю, что если моё пребывание среди вас было добрым семенем, то эти добрые семена в вас не умрут…

Более всего владыка просил своих чад уповать на Бога, не терять веру (не смотря на внешнюю пропаганду и жестокие гонения), не оставлять по возможности богослужения и посещать храм Божий:

— Родные деточки мои о Господе. Весьма радуюсь вашим учебным успехам, но скорблю, что в такой тесноте ваша религиозная совесть, вам уже заметили, что ношение креста позорит науку. Вот это характерно очень, ведь крест — символ терпения, самоограничения, которые необходимы для тех, кто встал на путь борьбы со всякой подлостью, живущей в человеке и в человечестве. Как же поэтому возражать против крестоношения…

По завершении срока ссылки Особым Совещанием ОГПУ 14 октября 1929 года было принято решение: запретить преосвященному Августину в течение трех лет проживать в крупных городах и областях России и в Ивановской области.

Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий назначил епископа Августина на Алма-Атинскую кафедру. Но в Алма-Ате владыке было отказано в проживании. Вследствии чего митрополит Сергий направил владыку на кафедру в Сызрань. В апреле 1930 года преосвященный Августин прибыл в Сызрань, где снял часть дома. Сюда к нему приехал его келейник Борис Семёнов. Здесь, в Сызрани, владыка рукоположил его в сан диакона.

Весной 1930 года в Сызрани развернулась активная кампания по изъятию церковных ценностей и закрытию храмов. Прихожане закрытых церквей направили в Москву делегацию. В этот период епископ Августин объединил вокруг себя все духовенство, явившись для всех и заботливым отцом, и мудрым руководителем. Это укрепило его авторитет среди верующих и вызвало глубокое недовольство местных властей, которые стали искать повод для ареста архиерея и активной части духовенства и верующих. Не прошло и года от начала пребывания владыки в Сызрани, как последовал его очередной арест.

21 февраля 1931 года епископ Августин был арестован. Вместе с ним были заключены под стражу шестнадцать священников, монах и тридцать девять мирян (включая церковных старост и членов церковных двадцаток), был арестован келейник епископа Августина диакон Борис. Арестованным были выдвинуты обвинения в борьбе против советской власти, против колхозного строительства и ликвидации кулачества как класса, в организации движения за политические права Церкви, в пропаганде тихоновской церкви, в организации незаконной помощи политическим ссыльным.

В обвинительном заключении значилось:

«С появлением на Сызранской кафедре епископа Августина церковная жизнь почувствовала в нём крепкую опору старых традиций, к нему потянулось самое реакционное духовенство… а также миряне из бывших людей и торговцев…, видя в нём своего по духу человека. И с этого момента епископ Августин под флагом религиозной общины Казанского собора начал вновь концентрировать, до сих пор разрозненный, поповско-торгашский и монашествующий элемент. Таким путем под его непосредственным руководством произошло окончательное оформление ядра контрреволюционной организации…»

Последовала волна допросов. Владыку обвиняли в антигосударственной деятельности, в растлевающем сознание воздействии на умы молодёжи (осуществляемом посредством личного общения и переписки).

На допросах владыка всё отрицал, не смотря на жёсткие и многочисленные обвинения в организации смуты, саботажа и беспорядков:

— В предъявленном мне обвинении виновным себя ни по одному пункту обвинения не признаю. К ранее данным показаниям добавляю, что ни в какой организации я не состоял, среди верующих никакого возмущения ни проповедями, ни агитацией не проводил.

28 октября 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Августина и диакона Бориса к трем годам заключения в концлагерь.

Перед отправкой в ссылку духовные чада владыки помогли организовать его встречу и прощание с детьми. Это было очень трогательно. И только годы спустя дочери владыки смогли оценить и понять сколь великую имел веру и надежду на Промысел Божий их отец.

«За молитвы праведника Бог не оставил нас и мы не пропали. Около нас всегда были добрые люди», — вспоминали они. Позднее дочери владыки Августина вместе со своей преданной няней уехали в Пензу к тётке.

Первоначально Преосвященный Августин находился в концлагере возле станции «Лодейное Поле» (что в Ленинградской области). Заключенные здесь занимались сбором смолы. Лагерь располагался в глухом лесу. Работа считалась легкой, но была установлена столь высокая норма, что далеко не все могли её выполнить, а кто не выполнял, того лишали пайка. Первоначально епископ Августин работал на сборе смолы, но спустя некоторое время ему предложили место фельдшера в медпункте. В концлагере владыка строго соблюдал посты, не вкушал мясного, отдавая его другим. Если бы не помощь духовных детей, переправляющих ему небольшие продуктовые посылки, владыка вряд ли смог бы выжить в лагере.

По отбывании заключения, в 1934 году преосвященный Августин был утверждён на должность епископа Калужского и Боровского. В Калуге владыка снял маленькую комнатку. Позднее владыке помог с жильём местный священник, но из-за постоянных проверок милиции адреса приходилось менять.

От дома до храма владыка всегда ходил пешком, в рясе и клобуке, с панагией на груди и с посохом в руке. Это был самый разгар гонений на Русскую Православную Церковь. Часто в спину ему доносились усмешки и угрозы, но он шёл спокойно и уверенно, словно ничего не видя вокруг себя. Служил владыка в храме великомученика и Победоносца Георгия.

Прихожане любил своего архипастыря, с трепетом слушали проповеди владыки и во время его служб в храме всегда было много молящихся. Молился владыка воодушевлённо и внимательно. Своим вдохновением и серьёзностью увлекал других. Людей удивляла и притягивала его непоколебимая апостольская вера и твёрдость, ввиду которых многие укреплялись в вере, словно ощутив себя крепким зданием на твердом фундаменте, которому не страшно житейское безбожное море. Завершалось богослужение под общее пение всем храмом «Отче наш», «Царю небесный», «Не имамы иныя помощи». В это время владыка благословлял всех и выходил из храма. Зачастую прихожане за беседой провожали его до дома.

По большим церковным праздникам к владыке приезжали духовные чада из Иванова, Кинешмы и Москвы. Он помнил и утешал каждого, старался вникнуть в суть происходящего, помогал чем мог, особенно мудрым и неспешным советом. Владыка Августин обладал удивительным смирением. С дочерью Ниной, которая после окончания седьмого класса переехала в Калугу и для которой снимали комнату неподалеку от дома, где жил владыка, он считал нужным говорить не только на религиозные, но и на научные темы.

2 апреля 1936 года преосвященный Августин был возведен в сан архиепископа.

Осенью 1937 года в Калуге среди верующих возобновились аресты. Архиепископ Августин тоже ждал ареста, спокойно и серьезно готовился к нему. Сжигал письма, просматривал документы и уничтожал всё, что могло скомпрометировать не только его лично, но и близких ему людей. В канун Рождества Пресвятой Богородицы, 20 сентября, ему передали вызов в горсовет. Владыка благословил дочь и сказал:

— Если тебе будут нужны деньги — молись преподобному Серафиму, он поможет тебе. Он всегда мне помогал.

Ночью в дом владыки пришли сотрудники НКВД и забрали все его личные вещи. После ареста владыка был сразу допрошен. И затем допросы продолжались весь месяц.

Вместе с архиепископом Августином были арестованы архимандрит Иоанникий (Дмитриев), протоиерей Иоанн Сперанский, псаломщики Алексей Горбачев, Николай Смирнов, Аполлон Бабичев, член церковного совета Михаил Арефьев, а также Феоктиста Ченцова, Анна Остроглазова и Ольга Масленникова.

19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), архимандрита Иоанникия (Дмитриева), протоиерея Иоанна Сперанского, псаломщиков Алексея Горбачева, Аполлона Бабичева и члена церковного совета Михаила Арефьева к расстрелу. Нину вызвали в НКВД, передали епископский посох отца и просили принести для него чистое нательное бельё…

Архиепископ Августин, архимандрит Иоанникий, протоиерей Иоанн, псаломщики Алексей Горбачев, Аполлон Бабичев и член церковного совета Михаил Арефьев были расстреляны 23 ноября 1937 года и погребены в общей безвестной могиле.

Августин (Беляев) священномученик, новомученник канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (РПЦ) в 2000 г. от Иваново-Вознесенской епархии [1].

Дни памяти

7 февраля (переходящая) — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

20 июня — Собор Иваново-Вознесенских святых

12 августа — Собор Самарских святых

23 ноября

Тропарь собору Иваново-Вознесенских святых

Днeсь грaд Ивaново светло прaзднует,/ и с ним окрестныя страны вся ликовствyют,/ прославляюще святыя заступники своя,/ святители, преподобныя, блаженныя, исповедники и мученики,/ и к ним со умилeнием и верою вопиют:/ о полче святый богоизбрaнный,/ молите Христа, єгоже возлюбили есте,/ даровaти мир людем своим,/ и спасeние, и вeлию милоcть.

Кондак собору Иваново-Вознесенских святых

Избраннии от Бога сродницы нaши,/ в мире пожившии, обaче от мира не сyщии,/ яко в предстaтельствах вaших надeжду имyще спасeния,/ благодaрственная приносим пения и хваления,/ недостойнии соoтeчественницы вaши,/ вы же яко стяжaвшии отечество вечное,/ от всяких нaс бед свободите, зовyщих:/ рaдуйтеся, вси святии земли Ивaновския, приснии о нaс к Богу молитвенницы.

Молитва святым Иваново-Вознесенским

О прехвальные угодницы Божии, святии вси в земли Ивановстей просиявшии и яко цвети богосажденнии землю нашу облагоухавшии, многая ваша имена и большая дарования, вашим бо непорочным житием от древних родов до ныне свет Христов просвещается и имя Божие прославляется. Мы же, недостойная чада ваша, последних веков дошедше и исполнение чаемых вами видевше: веры православныя возрождение, храмов и обителей обновление, святых угодников прославление, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога, и к вам, избранным Его, со умилением и верою припадающе молим: не оставите Отечества вашего земнаго, молите всеблагаго Господа даровати нам покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Его, заблуждшыя и безчувственныя светом веры озарити и на путь правый наставити, властей предержащих сердца просветити, еже от церкви благая глаголати, нищыя и сироты препитати, плененныя от уз свободити и во Отечество возвратити, вся во обстоянии и скорби сущыя скоро избавити, и всякую душу людей своих благодатию Духа Святаго во благое наставити, да тем призываеми, очищаеми и просвещаеми, Царствия Небеснаго с вами сподобимся и прославим в Троице славимаго Бога во веки веков. Аминь.

Тропарь святому, глас 4

Священноначальников сопрестольник и новый мучениче, / неусыпный земли нашея к Богу предстателю, / нечестие беззаконных дерзновенно отринул еси / увещая паству твою небоязненно стояти в Православии; / темже сугубым венцем венча тя Христос. / Того моли, святителю отче наш Августине, / умирити мир и спасти души наша.

Кондак, глас 2

От юности глаголом Божественным последуя, / верен даже до смерти пребыл еси, / блаженне Августине, / святительским саном почтився, / Церкве Российския показася страж неусыпный; / и, житие твое страданиями за Христа увенчав, / преселился еси в Небесныя обители, / идеже молиши всех Владыку / умирити мир и спасти души наша.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я