Административно-правовое регулирование рассмотрения жалоб на незаконные действия сотрудников уголовно-исполнительной системы. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения

Елена Михалукова

Право осужденных на обращения, и в частности жалобы, – это не только личное или конституционное право, но и гарантия обеспечения других нарушенных прав и законных интересов. Реализация данного права позволяет оказывать влияние на организацию работы как самих учреждений входящих в уголовно-исполнительную систему, так и на процесс исправления в целом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административно-правовое регулирование рассмотрения жалоб на незаконные действия сотрудников уголовно-исполнительной системы. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ ОСУЖДЕННЫХ НА НАРУШЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УИС

2.1. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения

Осужденные обладают правом на обращения в той же мере, что и остальные граждане России, однако порядок его реализации различается в зависимости от вида отбываемого ими наказания.

Административная деятельность по рассмотрению жалоб сопровождается следующими административными действиями:

— приём жалобы;

— регистрация жалобы;

— рассмотрение жалобы;

— личный приём;

— упорядочивание обжалования, действий (бездействий) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе работы с жалобой;

— определение порядка и форм контроля;

— ответственность за нарушение выполнения административных процедур.

Актуальным является вопрос о том, в какой орган следует обращаться осужденному в случае нарушения его законных прав сотрудниками УИС РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ об обращениях от 02.05.2006 г. №59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1313, Минюст России по вопросам, относящимся к сфере деятельности ФСИН России, не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также не вправе давать правовую оценку действиям (бездействию) должностных лиц ФСИН России.

Федеральным государственным гражданским служащим Минюста России запрещены любые формы вмешательства в оперативно-служебные, финансово-хозяйственные, кадровые и иные вопросы деятельности ФСИН России.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, является ФСИН России, к основным задачам которой в том числе относится исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных.

Надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания осуществляет прокуратура Российской Федерации.

Действия (бездействие) должностных лиц ФСИН России осужденные вправе обжаловать в порядке подчиненности во ФСИН России, в прокуратуре и суде в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ41 (далее — КАС РФ).

Рассмотрение указанных жалоб к компетенции Минюста России не относится. В этой связи жалобы на действия (бездействие) сотрудников УИС РФ на основании ст. 8 ФЗ об обращениях от 02.05.2006 г. №59-ФЗ будут направляться для рассмотрения в соответствии с компетенцией во ФСИН России и прокуратуру.

ФСИН России осуществляет меры по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей (абз. 22 подп. 2 п. 7 Положения о ФСИН России от 13.10.2004 №1314).

Статьей 2 ФЗ об обращениях от 02.05.2006 г. №59-ФЗ предусмотрено «право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам».

В соответствии с ч.1 ст. 8 ФЗ об обращениях от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов». При этом в ч.3 ст. 8 ФЗ об обращениях от 02.05.2006 г. №59-ФЗ определено, что «письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в ч. 4 ст. 11 ФЗ об обращениях от 02.05.2006 г. №59-ФЗ».

В соответствии с Правилами внутреннего распорядка ИУ от 16.12.2016 №295 администрация ИУ ежедневно обходит камеры и принимает от осужденных, находящихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, общих и одиночных камерах, безопасном месте и запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания, ТПП, предложения, заявления, ходатайства и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы, принятые в устной форме, записываются в журнал приема осужденных по личным вопросам и докладываются начальнику ИУ (п. 65 Правил внутреннего распорядка ИУ от 16.12.2016 №295).

Регистрация предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, изложенных письменно и адресованных администрации ИУ, осуществляется службой делопроизводства ИУ в течение 3-х дней с момента их подачи (п. 66 Правил внутреннего распорядка ИУ от 16.12.2016 №295).

Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись выдаются осужденным на руки. При отказе осужденного хранить ответ у себя он приобщается к его личному делу (п. 67 Правил внутреннего распорядка ИУ от 16.12.2016 №295).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административно-правовое регулирование рассмотрения жалоб на незаконные действия сотрудников уголовно-исполнительной системы. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

41

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ (в ред. федер. закона Рос. Федерации от 28.03.2017 №39-ФЗ) // Российская газета. 2015. №49.; 2017. №68.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я