Самооценка

Елена Кудинова, 2023

О самооценке, конечно, слышал каждый. Однако мало кто задумывается о том, что самооценка так или иначе влияет буквально на все сферы жизни. Именно поэтому причина многих проблем и жизненных неурядиц, которые преследуют даже вполне успешных людей часто кроется именно в проблемах самооценки. Которые, в свою очередь развиваются из внутренних установок, убеждений и привычек, заложенных ещё в раннем детстве.В книге очень кратко, простыми словами и понятным языком рассказывается о понятии и сущности самооценки, современных подходах к определению типа, уровня и других её значимых характеристик. Самое важное – это несложные, но эффективные практики, позволяющие читателю самостоятельно работать со своей самооценкой. Или вовремя понять, что пришло время обратиться к специалисту.Книга может быть полезна всем, кто хочет жить в гармонии с собой и окружающими, стремится к психологическому комфорту и жизненному благополучию.Автор книги – Елена Кудинова – опытный психолог, психоаналитический коуч.

Оглавление

Функции, структура и особенности самооценки

Самооценка выполняет три основные функции:

— регулятивную,

— защитную,

— развивающую.

Первая отвечает за принятие решений личностной направленности, вторая обеспечивает личностную стабильность и независимость. Третья — это своеобразный «толчковый механизм», направляющий индивида к личностному развитию.

Подчеркну, что эти три функции считаются основными. Однако, кроме них, есть и другие (см. табл. 2):

Таблица 2. Функции самооценки

Самооценка (иногда в данном контексте в качестве синонима используется термин «самооценивание») содержит в своей структуре два компонента: когнитивный и эмоциональный. Когнитивный отражает всё то, что человек узнал о себе из разных источников (в том числе оценки себя, своих действий и качеств не только окружающими, но и самим собой). Другими словами, когнитивный аспект самооценки включает оценивание своих качеств, свойств и возможностей, происходящее через самоанализ, самонаблюдение, самоотчёт, а также сравнение себя — своих качеств и достижений — с другими людьми [22].

Эмоциональный аспект выражает собственное отношение к разным сторонам личности — поведению, привычкам, свойствам характера и т. д.

Важная составляющая эмоционального аспекта — самоуважение. Высокое самоуважение определяет продуктивность деятельности, реализацию творческого потенциала, в значительной степени — социальную активность и даже самочувствие.

На самоуважение влияют достижения в различных видах деятельности или восприятие своих достижений как успешных или неуспешных, а также отношение других людей. Причём оба этих фактора «работают» совместно[3].

Нужно обозначить некоторые особенности самооценки. Итак, самооценка:

• будучи одним из компонентов Я-концепции (об этом мы поговорим позже) личности и самосознания, находится в тесной связи с другими её компонентами, в том числе самоотношением и самопознанием;

• неотделима от мотивов личности, её целей, убеждений, идеалов, ценностей и ценностных ориентаций;

• является механизмом саморегуляции поведения и деятельности;

• это одновременно и процесс, и результат.

Отметим, что в основе самооценки лежат оценки и эмоции.

Известный американский психолог Гленн Ширальди предлагает среди прочего рассматривать «грани самооценки», среди которых он выделяет:

Самоидентичность. Самоидентичность отвечает на вопросы «кто я?» и «что определяет меня и мою самость?». Эта способность обеспечивает нас ощущением себя и осмыслением своей самости, индивидуальности, внутренней неизменной сути.

Способность ценить. Ценить кого-либо или что-либо — это значит думать об этом объекте хорошо, наслаждаться обладанием этим объектом и принимать с благодарностью и признательностью, по заслугам ценить качество или значимость.

Самопринятие. Самопринятие — это доброжелательное, одобрительное принятие человека себя таким, какой он есть, со своими слабостями и недостатками. «Я признаю свои недостатки. Я люблю себя, хоть и не обязательно люблю все свои поступки».

Уверенность в себе. В широком смысле это вера человека в себя как в личность и понимание, что он способен многого достичь. Такой человек может сказать: «Если другие способны на это, то и я тоже. Может, не сразу или не полностью, но я всё равно приближусь к своей цели».

Гордость. Здоровая гордость — это реалистичное, обоснованное чувство собственного достоинства, самоуважение, благодарность и наслаждение своими достижениями, талантами, служением или членством в какой-либо группе, принадлежность к семье, народу, расе.

Смирение. Здоровое смирение подразумевает отсутствие гордыни, признание собственных слабостей, осознание недостатков, несовершенства и стремление это исправить [36].

Примечания

3

Захарова А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. М.: «Прогресс», 2008. 100 с.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я