О самооценке, конечно, слышал каждый. Однако мало кто задумывается о том, что самооценка так или иначе влияет буквально на все сферы жизни. Именно поэтому причина многих проблем и жизненных неурядиц, которые преследуют даже вполне успешных людей часто кроется именно в проблемах самооценки. Которые, в свою очередь развиваются из внутренних установок, убеждений и привычек, заложенных ещё в раннем детстве.В книге очень кратко, простыми словами и понятным языком рассказывается о понятии и сущности самооценки, современных подходах к определению типа, уровня и других её значимых характеристик. Самое важное – это несложные, но эффективные практики, позволяющие читателю самостоятельно работать со своей самооценкой. Или вовремя понять, что пришло время обратиться к специалисту.Книга может быть полезна всем, кто хочет жить в гармонии с собой и окружающими, стремится к психологическому комфорту и жизненному благополучию.Автор книги – Елена Кудинова – опытный психолог, психоаналитический коуч.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самооценка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Самооценка в теории
Считается, что первые сколько-нибудь серьезные попытки изучить природу самооценки предпринял американский психолог и философ Уильям Джеймс. Не вдаваясь в подробности его трудов, обратим внимание лишь на несложную, но имеющую важное практическое значение формулу, разработанную им для самооценки.
Самооценка = Успех / Уровень притязаний
Речь может идти об уровне притязаний в различных сферах жизнедеятельности (статус, семья, карьера, благосостояние, личностный рост и т. д.).
Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий. Это первый важный практический момент.
Второй момент — гибкость. Американец К. Роджерс считал, что самооценка формируется в процессе взаимодействия с окружающей средой, другими людьми. Поведение человека, его развитие, особенно в детском и юношеском возрасте, согласуется прежде всего с его самооценкой. А гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта — условие безболезненной адаптации к условиям жизни [30].
Третье. Всё относительно! Психолог Р. Бернс указывает на особую роль в формировании самооценки сопоставления реального и идеального «Я». При достижении в реальности характеристик идеального «Я» человек формирует высокую самооценку, при разрыве — низкую. Другими словами, индикатором уровня индивидуальной оценки себя становится дистанция между названными позициями. Однако интервал между реальной и идеальной самооценкой — это лишь относительная мера, отражающая их сближение или отдаление, но не абсолютную величину [2].
В отечественной психологии тема самооценки тоже разрабатывалась (и разрабатывается по сей день) довольно активно, но скорее в теоретическом плане. Большинство исследователей сходится в том, что самооценку следует рассматривать как органическую, центральную, стержневую составляющую личности вообще и её самосознания в частности.
Под самооценкой в отечественной практике часто понимают оценивание индивидом себя, своих личных качеств, чувств и эмоций, недостатков и достоинств, а также его представления о важности себя и своей деятельности в обществе.
В принципе, все теоретические подходы к изучению самооценки можно объединить в три основные группы (см. таблицу 1).
Таблица 1. Теоретические представления о самооценке человека
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самооценка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других