Прошлое, далекое-близкое

Елена Колобова

Второе издание книги. Елена Викторовна Колобова, 1961 г. рождения, член Профессионального Союза художников РФ – классик и легенда советского и российского искусства. Она написала более тысячи живописных и графических работ, приняла участие в более 50 выставках. Её работы находятся как в государственных, так и в частных коллекциях. Она профессионально работает в разных жанрах: портрет, натюрморт, пейзаж. Она сочетает в себе множество традиций, практик и стилей.

Оглавление

  • 1.Записки дневника о художниках, поэтах и других деятелях искусства

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прошлое, далекое-близкое предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Елена Колобова, 2022

ISBN 978-5-0056-6586-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Посвящается дорогой моей матушке

Лупашовой Лидии Андреевне (1933г.р.),

уроженке поселка Териберка

Мурманской области,

которая ушла в вечность

16.09.2019 года в 15—55 часов

в г. Подпорожье Ленинградской обл.

1.Записки дневника о художниках, поэтах и других деятелях искусства

1.Глава первая

В память о художнике Владимире Иосифовиче Нестреляе

В 1971 году в Подпорожье Ленинградской области открылась Детская художественная школа. Её первым директором стал Владимир Иосифович Нестреляй.

Много сил и времени Владимир Иосифович уделял общественной работе. Он был секретарём парторганизации при ДК, членом райкома профсоюза работников культуры.

За свой труд Владимир Иосифович удостоен медалей «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», «Ветеран труда», знака победителя социалистического соревнования. В 1985 году ему присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР. В 1994 году — звание «Почётный житель города Подпорожье». Указом Президента РФ в 1999 году за заслуги в области культуры и искусства В. И. Нестреляй награждён Орденом Дружбы.

Большое наследие оставил он после себя, в краеведческом отделе Подпорожской районной библиотеки хранится около тридцати живописных и графических работ (выполненных в стиле соцреализма, импрессионизма, абстракционизма),около тридцати работ хранится в музее Подпорожской художественной школы, несколько работ хранится в краеведческом музее города Подпорожье, несколько акварелей большого размера хранится в музее имени Пушкина города Москвы, а также в частных коллекциях России и за рубежом, много его учеников занимается живописью и рисованием.

27 мая 2018 года Владимиру Иосифовичу исполнилось бы восемьдесят лет. Это будет день памяти большого художника и хорошего человека. Вчера 13.03.2018 года был день, когда 12 лет назад в 2006 году Владимир Иосифович ушел из жизни, мы, его ученики, будем помнить о нем.

Нестреляй ВИ 1999 год

Нестреляй Владимир Иосифович

Нестреляй В. И.

Знакомство с художницей, город Москва

— Вера Ельницкая, давно наблюдаю за вами, мне Ваше творчество довольно давно знакомо и очень близко. Как Вы сами можете сформулировать творческое кредо? Как формировался Вам оригинальный, такой узнаваемый стиль?

— Добрый день! Спасибо большое за внимание и интерес. Особенно приятно когда работы нравятся литераторам, поэтам, музыкантам. людям искусства. Это же все такие близкие вещи… У меня проходили выставки с названиями «Поэзия городской повседневности», «Мелодия города», «Сага о Москве». Мой стиль в живописи называют Московским импрессионизмом и Романтическим экспрессионизмом. Мне дорого ощущение красоты окружающего пейзажа завораживало, заставляло стоять на одном месте часами и наблюдать, как течет жизнь, что-то происходит, меняется освещение, ты находишься как бы внутри картины уже… Это ощущение было так прекрасно и интересно, что даже начинало казаться достаточно одних этих переживаний. Но задача художника состоит всегда в том, чтобы передать их в картине. Начинаю с рисунков, набросков, ищу наиболее удачную композицию. Задача — передать ускользающую красоту, которая есть вокруг всегда.

— Недавно приобрела вашу картину «Натюрморт с трубкой», он понравился мне и моей сестре, скажите пару слов о нем.

— Этот натюрморт был написан в один прием (а-ля-прима),выполнен в духе «Бубнового валета», гармоничный и выполнен в голубых и бежевых тонах, рада, что вам понравился. Техника живописи «A la prima"как японская каллиграфия несет отпечаток руки, эмоций автора. Здесь необходима полная свобода и открытость всему.

— Спасибо большое за доставленное удовольствие. Желаю творческих успехов.

Недавно узнала, что художница Вера Ельницкая вошла в топ-лучшие художники России (вышла книга с таким названием от Академии художеств г. Москва).

Венецианский натюрморт, г. москва

Елена Колобова

11 марта 2018 года в галерее Арка (город Москва) состоялся мастер-класс «Венецианский натюрморт» под руководством замечательной художницы Веры Ельницкой, это был праздник души.

Главное в натюрморте правильно расставить предметы и скомпоновать их. В «Венецианском натюрморте» работали все контрасты: и по форме, и по размеру, и по тону, и по степени детализации, и по цвету, очень удачное решение.

Вот, что говорит сама Вера Ельницкая:

— Художники участвуют в постановке натюрморта, Приходите; Индивидуальный подход к каждому ученику, и творческий полет — наш метод;

Все участники остались очень довольны! И нам зрителям доставили большое удовольствие, прекрасное сочетание цвета и формы, изумительно по цветовым пятнам и пластике. Мы зрители получили много новой информации и эмоций, спасибо большое Вере Андреевне Ельницкой за замечательный урок.

Творчество-это главное, Вера Ельницкая, г. москва

Елена Колобова

Вера Ельницкая родилась и живет в Москве. Окончила художественную школу Краснопресненского района Москвы (1983). Член молодёжного объединения Союза художников (1984) и с 1981 участница молодёжных московских выставок. Член Союза художников России (1991). В 1990г. За серию пейзажей получила 1-ю премию по живописи среди молодых художников Москвы. Работала в творческой группе «СЕНЕЖ» 90—91г. В 1991 г. Вступила в Московский Союз Художников. В 1993г. полгода жила в Канаде и посещала класс рисунка, в Школе Изящных Искусств г. Оттава.

Сотрудничала с галереями в г. Москве: Экспо-88, Манеж, Les Oreades, Марс. 1997-

Персональная выставка г. Таллин. 1999г. Поездка в Италию — Персональная выставка в г. San Pierto in Casale. 2003г. — Работала в Cite Internationale des Arts. — Серия работ по Парижу. 2003—2005г. — Посещала выставки и лекции Центра Современного Искусства г. Москвы. — Увлеклась фотографией и Абстрактным Искусством. 2005г. — Участие в выставке Зверевского Центра, в Москве. 2006 г. — Фестиваль Русского Искусства в Италии «Аrte e cultura dalla Russia». Viterbo, г. Витербо, Италия.

Искусство Веры Ельницкой воспевает московские пейзажи, улочки и площади, переулки, дворики и бульвары, полотна Веры Ельницкой воспевают таинственные уголки Москвы.

Художница пишет пространства, где встречаются церкви и высотные здания, составляя особую волшебную слоистость Москвы. Знакомство с творчеством Веры Ельницкой рождает чувство встречи со старым добрым знакомым после многолетней разлуки. Она много пишет маслом на холсте, это и пейзажи, и натюрморты, и фигуратив. Творчество ее многогранно и вызывает у зрителя сложную и неоднозначную гамму чувств и эмоций. Вот лишь несколько цитат:

«С брезгливостью ангела, посланного по земным делам, художник ограничивается основой формы, сутью цветовых отношений.» «И здесь, как нельзя более помогает та самая неудобная субстанция масляных красок, приручаемая художником, как приручается человеком материальный мир, так, как хотелось бы приручать бытие — царственным жестом — и древним мановением царей и футуристическим жестом киногероев, на который, как кажется, будет отзываться пространство.»

«…Вот интересно, что значит в живописи создать образ.!!!!!.а это главное в живописи… вот я смотрю на картины и везде чувствуется присутствие человека..взять например картину «с трубкой и шампанским» — кажется, что человек на минуту отошел..почитал в очках книгу. положил очки, выпил шампанского, закурил и вышел на минуту, а потом придет и опять глотнет шампанского и оденет очки и почитает… вот почему натюрморт с трубкой и шампанским читаемое изображение, потому что натюрморт разный по плотности, в центре две бутылки и бокал и пепельница (все сгрудились и много деталей, текстуры, освещение контрастное, яркость разных элементов, что дает глубину),а по краям другие предметы-трубка, книга, подсвечник и пачка сигарет, что тоже дает глубину картины… создавшийся образ вызывает чувства и переживания, вызывает интерес к изображению,… а во второй картине «завтрак на море» — апельсины, и пирог, и шампанское..сейчас человек искупнется, и придет, и запьет шампанским, и откусит пирога, такой пирог материальный, что самой хочется откусить и розы на столе, как поздравление!!!

Творчество Веры Ельницкой отмечено как искусствоведами и галеристами, так и коллегами-художниками. Имеет она и свой круг ценителей-коллекционеров в России (работы находятся в коллекциях М. Алшибая, А. Зарипова, А. Миронова, Е. Кудрявцева, Л. Гадаева, Р. Гера, О. Кузина, Д. Толокнова, А. Хазиевой, Б. Гельбмана, Э. Розенфельда) и за рубежом. Недавно приобрела и я несколько работ этой замечательной художницы,«Натюрморт с шампанским и трубкой» и «Завтрак у моря».

Натюрморт картон масло 30х40 2020 год Колобова Елена

Мастер-класс живописи Колобовой ЕВ, город подпорожье

08.01.2018 года состоялся мастер-класс живописи «У реки, в горах» под руководством художницы Колобовой Елены.

Главное в пейзаже определить композицию, планы (первый, второй и третий), определить, что такое пятно, организующее композицию в пейзаже, что создает настроение в картине и как это настроение выразить? Весь пейзаж сформирован в голове у преподавателя как идея, и только потом эта идея воплощается на листе.

Сначала пейзаж на листе был скомпонован, где присутствовало сразу две темы: это тема небес и тема земли, сделали рисунок, лист был разделен на два участка (небо и земля),нашли зоны напряжения на листе. А также присутствовала тема света, потому что свет диктует всю работу в целом, и также цвет является основанием всего пейзажа (чтобы работа получилась гармоничной).

Все участники остались довольны, получилось три работы, которые в дальнейшем будут принимать участие в выставках. Зрители получили много нового, новых знаний, ощущений и эмоций.

Персональная выставка Колобовой Елены город подпорожье

В Подпорожском краеведческом музее Ленинградской области открылась персональная выставка самобытной художницы Елены Колобовой (выставка проходит с шестого февраля по двадцатое февраля 2018 года). Елена Викторовна родилась и живет в городе Подпорожье Ленинградской области. По образованию она инженер-экономист. Но с детства увлекалась рисованием, посещала изостудию (руководитель Нестреляй ВИ). Картины Елены отличаются своеобразием, широтой тематики и сочностью красок, своим видением окружающего, а также она занимается росписью по дереву, вязанием крючком, вышивкой крестом и решелье, плетением из бересты, шьет куколок и другие игрушки, пишет сказки, стихи и прозу (которые вошли в книгу «Прошлое, далекое-близкое»).

На выставке представлено 25 новых работ (ранее не выставлявшихся), две работы в стиле кубофутуризма («Композиция с гармонью» и «Лунный свет»), семь работ в стиле супрематизм-композиции (со шрифтами), шестнадцать работ в стиле примитивизма (в основном натюрморты). Наиболее значимая на выставке футуристическая работа «Лунный свет» — выписано лирическое настроение и глубокое пространство (2017 г., масло, холст на картоне),а также интересная работа «Композиция с гармонью» (гармонь вписана в динамичный треугольник) (2017г, масло, холст на картоне). Также представлена наивная работа «Еврейский мальчик с котенком» (2017 г., масло, картон). Двенадцать работ из представленных в стиле наивного искусства (натюрморты) приобретены музеем наивного искусства города Екатеринбурга.

«Еврейский мальчик с котиком» Колобова Елена картон масло 30х40 2020 год

Журнал интернета PostKlau

Елена Колобова

Недавно в 2013 году обнаружила в интернете журнал PostKlau — Культурно-просветительный публицистический журнал. Редактором которого является Несмеянова Ольга Алексеевна, которая неоднократно брала файлы с моими картинами для этого журнала. В журнале очень интересные статьи Сергея Заграевского академика Российской академии художеств, он учредитель и главный редактор справочника «Единый художественный рейтинг». В журнале PostKlau есть, что почитать, там много содержательных интересных статей про искусство.

Совсем недавно в 2020 году Ольга Алексеевна опубликовала на странице журнала в рубрике «Коты» мою работу «Еврейский мальчик с котиком» (холст картон масло 30х40 2020 года). Работа была написана специально для группы фейсбука «Шар и крест» на продажу, ее сразу же приобрела коллекционер из Санкт-Петербурга.

Надо сказать, что это повтор, работу по этим мотивам я пишу уже третий раз и сразу же покупают, в группе фейсбука «Картины, репродукции, фотографии» один господин под этой работой написал мне, что я страдаю «иудофобией», мне было смешно, если картины покупают, то почему не написать. Картина принимала участие в персональной выставке 2018 года.

Натюрморт картон масло 2020 год Колобова Елена

Нити любви, Подпорожье

Елена Колобова

15 февраля 2018года исполнилось три года как ушла из жизни Лилия Яковлевна Букат, поэтесса, писатель, педагог, очень интелегентный человек.

Родилась Лилия Яковлевна Букат 3 октября 1930 года в г. Нижний Новгород. В 1950 г. по распределению после получения профессии она была направлена на Сахалин для работы учителем русского, немецкого языков и литературы, где вышла замуж за военного моряка, родила сына. После пережитого цунами вместе с сыном она уехала в Ленинград, а позже, после выхода мужа в отставку, переехала на север, а оттуда — в Подпорожье Ленинградской области.

Сама она пережила очень многое. На ее глазах проходила индустриализация страны, она испытала тяготы войны, ужас цунами и суровые будни Арктики, общалась с жертвами репрессий и другими людьми с трудной судьбой… Глубоко любила Россию и презирала ее горе-правителей в годы перестройки, не боялась своим пронзительным словом критиковать власть… И всегда согревала теплотой своего ранимого сердца тех, кто в этом нуждался.

«Если говорить о главном, — пишет в своей книге Лилия Яковлевна, — то след в душе оставили Нижний Новгород, Курильский остров Шумшу, Ленинград, Север. Но близким сердцу оказалось Подпорожье».

Букат Л. Я. выпустила несколько сборников: «Родничок мудрости» 2002 г 56с (стихи и рассказы), «Нити любви» 2006 г 46с (статьи, стихи), «Раздумья» 2011 г 48с (сборник стихов), «Дороги трудных лет"2014 г 124с (статьи, рассказы и стихи).

По-доброму рассказывает она о своих учениках, коллегах, знакомых — наших земляках. Рассказы Лилии Яковлевны дополняют фотографии из семейного архива.

Мы, ее ученики будем вспоминать о ней добрым словом и перечитывать ее книги, светлая память.15.02.2018г город Подпорожье Ленинградская область.

Поэтесса города Подпорожье Букат Лилия Яковлевна

Соседка Наташа, город подпорожье

Елена Колобова

Как-то однажды приходит соседка Наталья и говорит:

— Скоро нашей соседке поэтессе Лилии Яковлевне Букат день рождения, юбилей 80 лет, давайте сделаем подарок.

— Хорошо, только у меня ничего особенного нет, я могу подарить пару тетрадей и ручку, ну и духи. — отвечаю я.

На что Наталья мне отвечает:

— А я сошью Лилии Яковлевне новые занавески на кухню, все в рюшечку. У меня есть ткань яркая в цветочек, очень подойдет для этого дела. Так и решили, настал день рождения, мы подарили подарки, я купила для нее новенький халатик, он ей очень подошел, Лилия Яковлевна зачитала нам свои новые стихи:

«Как птицам простор, нужен людям очаг

Пещерный огонь-их открытие.

И в жизни людской он совсем не пустяк:

Ведь дом без огня — лишь укрытие.

И пламя горит красно-синим огнем

В горелке, в камине, иль печке.

Но теплым бывает лишь только тот дом,

Где светятся взгляды при встрече.

И этот огонь зажигает сердца,

Все темное, злое сметая,

И если добром прорастает душа,

Тот дом очагом называют.»

Вечером мы попили чаю в честь праздника, день удался.

Художник и поэтесса Гуркова Зинаида Васильевна г. Подпорожье

Елена Колобова

В 2003году я познакомилась с Подпорожской художницей-примитивисткой Гурковой З. В. на ее персональной выставке (город Подпорожье Ленинградская область). Гуркова Зинаида Васильевна родилась 2 июня 1936 года в семье Карабашиных Василия Степановича и Анны Гавриловны. В семье было трое детей — две дочери и сын. В 1943 году Зинаида Васильевна пошла в школу в Вологодской области, где она находилась с семьей в эвакуации.

Выйдя на пенсию, Зинаида Васильевна начала писать стихи и рисовать. Неоднократно её выставки проходили в Подпорожской библиотеке и краеведческом музее города Подпорожья Ленинградской области. Была бессменным участником ежегодного районного конкурса декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Мой мир». С удовольствием посещала все творческие встречи и вечера, которые проходили в библиотеке, занимала там призовые места в конкурсах прикладного искусства.

Последние годы своей жизни Зинаида Васильевна училась на заочном отделении Санкт-Петербургской Академии художеств. Писала картины в стиле примитивизма пейзажи, портреты, натюрморты, написано более 200 картин маслом, гуашью, акварелью и много графики. Картины Гурковой З. В. находятся в музеях, частных коллекциях в России и за рубежом.

Зинаида Васильевна выпустила три сборника своих стихов со своими рисунками:

1.Обличаю войну. Гуркова З. В. Подпорожье 2005 г

2.Океан Любви, Гуркова З. В. Подпорожье 2006 г

3.Я — россиянка, Гуркова З. В. Подпорожье 2003 г

17.03.2018 года исполнилось три года как ушла из жизни Гуркова Зинаида Васильевна, но мы помним о ней, как о прекрасном творческом человеке.

Поэтесса художник Гуркова Зинаида Васильевна

Гуркова Зинаида Васильевна

Воспоминание о выставке, город Подпорожье

Елена Колобова

Было это давно, приблизительно в 2003 году, пошла я как-то раз на выставку Гуркой Зинаиды Васильевны. Выставка проходила в Подпорожской районной библиотеке. Было экспонировано около тридцати работ, это и живопись, и графика, живописи было около двадцати работ, в основном масло на холсте. Особенно запомнился пейзаж написанный маслом размером 30х40 на холсте, это было маковое поле, взгляд так и проваливался за горизонт, очень экспрессивная динамичная композиция и исполнение. Также неплохая серия портретов, все портреты были написаны в стиле примитивизма, очень характерные и выразительные, в том числе портрет Д. Медведева и В. Путина. В основном она использовала в своих работах фронтальную композицию, но были работы очень интересные, где она использовала контраст в цвете, формах, текстуре. Ее живопись можно назвать интуитивной, в которой она использовала многоплановость построения пространства. Выставка мне очень понравилась.

Через какое-то время мне повезло познакомиться в этой удивительной художницей Зинаидой Васильевной. Она много времени посвятила живописи, стала писать картины, когда вышла на пенсию, всего она написала более двухсот работ маслом и гуашью. Она вообще была личность творческая, писала прозу и стихи, выпустила три сборника стихов со своими рисунками.

17 марта 2018 года исполнилось три года как она ушла из жизни, но мы помним Зинаиду Васильевну и чтим эту удивительную сильную, творческую личность.

встреча с Гурковой Зинаидой Васильевной г подпорожье

Елена Колобова

Как-то раз я пошла в фотосалон Максименко, было это приблизительно в 1997 году, я тогда временно не работала, стояла на бирже труда и времени свободного было много. Сфотографировалась и стала ждать своей очереди на стрижку.

В это время пришла поэтесса и художница Гуркова Зинаида Васильевна, я еще тогда не была знакома с нею лично, (мы с ней познакомились значительно позднее в 2003 году), она попросила фотографа снять ее на видеокамеру, чтобы дома смотреть видеокассету, тогда в моде были видеомагнитофоны. Она читала свои стихи, рассказывала свои рассказы, показывала рисунки. Она дела это с таким юмором, что нам было очень весело, прошло часа два, прежде чем съемка была закончена. Зинаида Васильевна еще долго рассказывала свои чаяния и переживания, она тогда задумывала написать книгу.

Я в тот день так и не подстриглась, хотелось до конца посмотреть видеосъемку. Этот чудесный материал остался на память об этой прекрасной женщине.

Из хроники Подпорожского района

Елена Колобова

Гетманский Николай Васильевич 12 февраля 2015 года отметил своё 70-летие.

Родился в Белгородской области. После школы учился в Харьковском ремесленном училище на слесаря по ремонту промышленного оборудования. Потом — служба в армии в Ленинградском военном округе. Уже много лет Николай Васильевич живёт в городе Подпорожье Ленинградской области. Работал мастером по ремонту оборудования, художником-оформителем на Подпорожском мехзаводе, в Подпорожском доме культуры, в Подпорожской районной библиотеке. (Из хроники Подпорожской районной библиотеки)

С 23 июня 2015 года в Подпорожском краеведческом музее открылась выставка «Акварели Николая Гетманского». Эта выставка — впервые в музее, она посвящена 70-летнему юбилею художника. Представлены работы разных лет: от 70-х годов ХХ века до наших дней. Один из любимых жанров Николая Васильевича — это пейзаж в технике — акварель, особенно наших присвирских мест — озер, лесов, деревушек. Легким мазком кисти художник раскрывает глубину своей любви к своей малой родине… (из хроники Подпорожского краеведческого музея)

Сегодня февраль 2015 года, была на выставке Гетманского Николая в Подпорожской библиотеке, очень сильный рисунок, прекрасный портрет Виктора Цоя выполненный маслом, очень тонкие в цвете акварели, очень понравилась… (из хроники личного дневника Колобовой Е. В.)

…Сегодня 23 июня 2015 года, была на выставке Гетманского Николая в Подпорожском краеведческом музее, посвященной семидесятилетию художника, прекрасные акварели, виды города и близлежащих деревень, пейзажи, натюрморты, все работы очень сильные, прекрасная компоновка и цветовые решения… (из хроники личного дневника Колобовой Е. В.)

Творческое объединение художников «Свирь 80»

Художники живописи, а также художники прикладного искусства города Подпорожья Ленинградской области

Елена Колобова

Приблизительно в 2003 году моя хорошая знакомая Барабанова Жанна Львовна (педагог начальных классов города Подпорожья Ленинградской области школы номер восемь) рассказала мне о своей родственнице Варовой Надежде, она была женой племянника Жанны Львовны. В 2008 году совершенно случайно (мы гуляли по липовой аллее города Подпорожья) мне довелось познакомиться лично с Варовой Надеждой, она является художником прикладного искусства, вяжет изумительные по своей красоте кофты и кардиганы, шапки и косынки, вяжет на спицах и крючком, сколько уже связано изделий художницей никто не считал, но довольно много. В этом 2019 году Надежда взялась обучать мою приятельницу Полевикову Ольгу Николаевну и довольно успешно, Ольга Николаевна оказалась способной ученицей, они сделали эскиз кардигана, изделия и образцы вязки, таким образом был связан первый кардиган в стиле печворк. Сейчас приступили к изготовлению второго изделия, это будет детский кардиган, это успешное обучение происходит в результате дружеских отношений, но на этом художницы не останавливаются, они начали вязать крючком, связаны первые изделия.

В 1998 году я познакомилась с художницей прикладного искусства Маяцкой Тамарой Ивановной, она вязала крючком изумительные платки, косынки, покрывала, салфетки, и мне она связала несколько салфеток. Сейчас ей уже семьдесят восемь лет, но она такая же бодренькая и вяжет крючком.

Приблизительно в 1996 году я познакомилась с художником-прикладником Сытовой Татьяной Николаевной, она вышивает картины, ее коллекция насчитывает несколько десятков работ, мотивы совершенно разные, рисунки разные, это пейзажи и натюрморты.

На всех конкурсах в Подпорожской районной библиотеке по прикладному искусству участвует Осипова Надежда, она прекрасно вяжет изделия крючком, это и покрывала, и скатерти, и салфетки и занимает призовые места.

В 2003 году я посетила свою давнюю приятельницу Смирнову Тамару Германовну, она является родственницей известного художника города Подпорожья Гетманского Николая Васильевича, она вышивает картины бисером, большие и маленькие (камерные), а также выжигает картины на фанере, недавно я ее посетила и увидела, что она увлеклась рисованием (композиции гуашью, маслом).Старшая ее дочь Климкова Марина Александровна выучилась на художника, окончила художественную школу и институт, а дочь Климкова Наталья Александровна занимается прикладным искусством, вяжет на спицах и крючком.

В художественной школе города Подпорожья много было учеников Владимира Иосифовича Нестреляя, такие художники как Кострицын Аркадий Аркадьевич, Рогозин Николай Владимирович (работает художником в Подпорожской детской школе искусств), Пучкова Светлана Юрьевна (в настоящее время директор художественной школы города Подпорожье), Панкрушова Светлана, и многие другие, они учились и окончили художественную школу и институты. За свой труд Владимир Иосифович удостоен медалей «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», «Ветеран труда», знака победителя социалистического соревнования. В 1985 году ему присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР. В 1994 году — звание «Почётный житель города Подпорожье». Указом Президента РФ в 1999 году за заслуги в области культуры и искусства В. И. Нестреляй награждён Орденом Дружбы. Также его ученицей является Колобова Ольга Сергеевна, она писала пейзажи акварелью и продавала, когда училась в Ленинградском колледже культуры и искусства.

Также ученицами Нестреляя Владимира Иосифовича являются Юшкина Светлана Валентиновна, она пишет миниатюры гуашью на деревянных пластинах и покрывает лаком, ею написано и подарено друзьям более полусотни миниатюр, и ее дочь Юшкина Татьяна Сергеевна, которая в свою очередь закончила Подпорожский лицей «Возрождение», факультет — художник росписи по дереву, занималась плетением из бересты, росписью, рисовала картины гуашью.

Натюрморт с иконой холст картон масло 50х60 2020 год Колобова Елена

Художник города Подпорожье Рогозин Николай

Елена Колобова

16 октября 2018 года в Подпорожском краеведческом музее проходила персональная выставка Николая Рогозина. Этого события ждали ценители и почитатели его творчества. Недавно (31 августа) художник отметил свой юбилей, и данная выставка является как бы итогом его творческой деятельности на сегодняшний день.

На выставке представлены работы разных лет: натюрморты, пейзажи родного края, храмы Присвирья.

Вся жизнь Николая Владимировича связана с родным городом Подпорожье. Мальчишкой увлекался рисованием, был участником многих детских конкурсов рисунка. Родители всячески поддерживали и поощряли увлечения сына.

После окончания художественно-графического факультета педагогического университета им. А. И. Герцена Николай Рогозин преподавал в Подпорожской детской художественной школе. Работать с детской аудиторией ему всегда очень нравилось, ведь по своей натуре он добрый интеллигентный человек, с чувством юмора и такта, интересный собеседник. С детьми он много ездил на пленэр по нашему району и Ленинградской области.

Много лет был участником клубного объединения «Свирь-80», куда входили практически все подпорожские художники.

С 2016 года Николай Владимирович работает в Важинском музыкальном отделении (Важинский филиал школы искусств) преподавателем изобразительного искусства и ведет уроки рисунка, живописи, скульптуры, композиции. Все свои знания, любовь к искусству он старается передать своим ученикам. Его воспитанники принимают участие в районных, областных выставках и конкурсах.

Музей приглашал всех желающих посетить выставку и познакомиться с творчеством мастера. Выставка проходила до 10 ноября 2018г.

Я посетила выставку и осталась очень довольна, особенно запомнился натюрморт с самоваром, идеальная композиция, в центре самовар, на столе и пирожные, и пачка чая, и конфеты, компоновка выверена, предметы друг другу не мешают, в картине много воздуха, по цвету очень гармоничная работа, чувствуется рука мастера. Сходила сама и подруг пригласила, это один из лучших подпорожских художников.

Натюрморт картон масло 30х40 2020 год Колобова Елена

Художник Лодыгина Вера Васильевна, село Винницы Подпорожского района

Елена Колобова

Проект «Жизненные истории» Лодыгина Вера Васильевна с. Винницы Подпорожский район Ленинградской области.

В 2010 году решила научиться ткать дорожки и посоветовали мне обратиться к Вере Васильевне Лодыгиной село Винницы, дали номер телефона. Решила собрать информацию о ней, о художнике прикладного искусства.

Вот что она рассказывает о себе.

Родилась я в деревне Мягозеро бывшего Винницкого, а теперь Подпорожского района

27 сентября 1947 года в церковный праздник Воздвиженье в семье крестьян-колхозников Романовых Василия Ивановича (1908г.р.) и Надежды Васильевны (1909 г.р.). В 1946г. папа вернулся с Великой Отечественной войны. Его рассказов о войне нам не удалось услышать, так как он рано умер. В нашей семье сохранились папина красноармейская книжка и все его награды: медаль «За оборону Советского Заполярья» от 5 декабря 1944г., медаль «За взятие Кенигсберга» от 9 июня 1945года, и благодарность с подписью Сталина от 9 апреля 1945 года, медаль «За боевые заслуги». Мама во время войны работала в колхозе. Не отказываясь ни от каких поручений, она трудилась в поле, на сенокосе, на лесозаготовках, на сплаве, ездила с подводами в Плотично, имея на руках двух престарелых родителей мужа, двоих детей (1937г.р. и 1940г.р.).

В декабре 2010 года получила письмо из редакции Международной энциклопедии « Лучшие люди России» от главного редактора А.В.Бруя, что по рекомендации Президиума редакционного совета в рубрике «Родины славные сыны и дочери» размещена информация обо мне. На вопрос: «Это не розыгрыш? И кто рекомендовал меня для включения в энциклопедию?». Получила ответ, что это рекомендация нашей Подпорожской администрации и подписана В.В.Мосихиным. И вот в руках у меня эта энциклопедия. Спасибо всем за высокую оценку моего скромного труда. Что я могу еще сказать? Значит? Жизнь прожита не зря и пока есть силы, надо, надо не сдаваться, надо трудиться, помогать детям. А ведь, когда я родилась за печкой в нашем старом доме, тётка-повитуха сказала маме, что «Надя, эта дочка у тебя умрет». Но я выжила. И еще, когда умер мой отец, сосед, отец моей подруги, сказал мне, ученице 7 класса, что «Вера, ты на Машу не гляди. У нее есть отец, а ты карабкайся, как можешь сама, тебе надеяться не на кого». Вот я и карабкалась всю жизнь, как могла.

О художнике Павле Леонове, село Меховицы Ивановская область

Елена Колобова

Павел Петрович Леонов (1920—2011 гг) из с. Меховицы Ивановской области — это художник-примитивист с большой буквы, мечтатель, честный человек, упорный, трудолюбивый и прямолинейный, он написал более 1500 больших полотен на холсте о культуре, о праздниках, о спорте, натюрморты и пейзажи, жанровые сцены. Его работы это большие конструкции в красивом обрамлении, в этих квадратах он пишет жанровые сцены из жизни своих родных и близких. О Павле Леонове часто пишут, что он «бытописатель исчезнувшего государства СССР». Наверное, так и есть.

Он создал свой мир, состоящий из узнаваемых советских штампов: дом культуры, Гагарин, комбайны, физкультурники, Ленин. В этом мире царит согласие, а добро побеждает зло. В этом мире всегда праздник: «П. Леонов с женой Зиной идут на массовое гуляние». В этом мире он в белом костюме и белой шляпе. Жена его молода и красива, занимается спортом. У них большой и чистый дом. В их деревне улицы широкие, а люди приветливые. Фонтаны бьют высоко, до самого неба, а птицы летают совсем рядом только руку протяни. По словам художника, он изображает мир не таким, как он есть, а таким, как он должен быть.

художник Павел Леонов

художник Павел Леонов

Интервью с коллекционером О. Н. Васильевым 2019г

Елена Колобова

— Добрый день Олег Николаевич, рады встретить вас снова на Питерской земле, как давно вы прилетели?

— Прилетел недавно, привез несколько работ художника наивного искусства Павла Леонова, это две больших картины 60х80см, холст масло и несколько рисунков.

— Скажите а вы привезли эти работы для того, чтобы участвовать в выставке или на продажу?

— Через несколько дней будет выставка, она пройдет в галерее «Арбат» города Москвы, а потом я выставлю эти работы на аукцион на продажу (кстати сказать, недавно одну картину Павла Леонова я продал в Лондоне на аукционе за пять тысяч долларов).

— Скажите, а эти работы вы покупали у Павла Леонова лично, или через посредников, скажите как это происходило, где и когда?

— В 1995 году я поехал в Москву к другу и там познакомился с Павлом Леоновым, жил он тогда в селе Меховицы Савинского района Ивановской области. Через какое-то время мы с другом поехали к нему в село Меховицы, чтобы посмотреть его работы, встретила нас его супруга, а сам Павел Петрович был где-то в селе, угостила нас чаем, отправила какого-то мальчонку, чтобы тот нашел и привел Павла Петровича.

Пришел Павел Петрович, стал рассказывать нам про свое творчество, как учился в институте, в каких конкурсах участвовал, показал награды, диплом из Чехии. Потом показал нам свои картины (их было очень много),одну картину он переписывал раз восемь (делал на заказ), мы приобрели у него работ двадцать (несколько натюрмортов и сюжеты из жизни-жанровые сцены),графику он нам подарил, подарил несколько рисунков своей жены. Мы еще посидели, поговорили, а потом попрощались и уехали. Сейчас его картины висят в моей доме.

— Спасибо большое за интервью Олег Николаевич, рада была видеть вас снова в Питере.

Современный художник

Елена Колобова

Анатолий Какалов, современный Российский художник, родился 26 июня 1966 года. Художественное образование получил в Ставропольском художественном училище и Педагогическом институте. Долгое время жил и работал в городе Санкт-Петербурге, сейчас живет и работает в городе Ставрополе.

В настоящее время занимается росписями в ставропольском храме Святого Александра Невского (расписал уже пять церквей), в свободное время пишет картины. Его картины выполнены в гармоничной гамме и тональности, это и жанровые сцены, и натюрморты, и деревенские и городские пейзажи. Анатолий Какалов может все — это живопись, портрет, интерьер, иконопись на заказ. Недавно я приобрела у него картину «Этюд» (масло на холсте 50х50 см) написанную в голубой гамме (изумительное по своему звучанию стекло),натюрморт с розами, очень вдохновляет его живопись, хочется долго смотреть и наслаждаться.

Наивный художник наших дней В. В. Григорьев г. Москва

Елена Колобова

Василий Васильевич Григорьев (1914—1994 гг),художник наивного направления, его работы несут заряд положительной энергии, они очень эстетичны, сбалансированы по цвету и тональности, с прекрасной компоновкой, фактурой вещей и изображенных предметов, гармоничные и целостные (ни убавить ни прибавить),это художник самоучка, который сделал себя сам.

Василий Григорьев родился в 1914 году в городе Киржач Владимирской области, в образованной, культурной семье. Его отец был потомственным дворянином. В школьные годы Василий увлекался рисованием, копировал с открыток и журнальных репродукций картины художников, где изображалась природа и сцены народного быта. Первую самостоятельную картину для продажи Григорьев написал в тринадцать лет. После окончания семилетней школы он уехал в Москву к тетке, где в 1930 году окончил ФЗУ по специальности — кузнец. Работал на подмосковных заводах в Мытищах, Болшево. С 1966 года и до пенсии был начальником литейного цеха на заводе им. В. И. Ленина в Москве. Свои картинки, начиная с 1930-х годов, Василий Григорьев с успехом продавал в Москве в ремесленных рядах на Сухаревском, Тишинском, Преображенском рынках. Когда началась перестройка, он стал приезжать на Арбат, где в конце 1980-х годов его открыли многие художники, искусствоведы, журналисты, писатели.

В Перми в музее советского наива работала выставка живописных произведений (2014 года) последнего «клееночника» России Василия Васильевича Григорьева (1914 — 1994),было представлено более 60 произведений 1980—90 годов. Она была приурочена к 100-летию со дня рождения художника и представляла панораму жизни патриархальной России.

Здесь можно было видеть деревенские пейзажи, натюрморты с дарами природы, сцены трудовых будней и крестьянских праздников, охоты и рыбалки, образы созданные художником имеют сильное психологическое воздействие на зрителей. Для журналистов это были не только художественные, но и исторические артефакты. В картинах были тонко переданы особенности национальной культуры с ее моральными ценностями, представлениями о добре и нормах красоты.

художник Григорьев Василий Васильевич «натюрморт»

артист Евгений Леонов

артист Евгений Лебедев 1979 год

Евгений павлович Леонов, встречи, Ленинград

Елена Колобова

Было это в 1979 году в августе-сентябре, я в тот год вышла замуж и была беременная. Ко мне приехала мама и решила меня как-то немного укрепить (у меня был очень сильный токсикоз), вывезла меня в санаторий Ленинградской области в Репино.

Когда мы пришли на обед в столовую, то были приятно удивлены, с нами за столом был актер Евгений Леонов. Мы познакомились, он пожал нам руки, он сказал, что решил отдохнуть после съемок какого-то фильма. На обед приходил каждый день, приносил лимончик и угощал меня лимончиком, потом съедал тарелку супа и каждый раз выпивал бутылку пива. Я у него спрашивала, что почему он не ест второе, но он не хотел наедаться. После того, как обед был завершен, он неизменно рассказывал нам анекдот, он говорил, что хочет развеселить эту кислую девочку (показывал на меня).

Например такой:

— Познакомилась с мужчиной, пригласил на дачу, предложил шампанское, выпили, прополола свеклу, морковку, вскопала четыре грядки…

мужчина мне сказал:

— ООО… давно мне не делали так хорошо!!!!! — и еще рассказывал много других анекдотов.

С нами за одним столом сидела еще Зинаида Петровна блокадница…,женщина лет 45—50,она рассказывала, что во время блокады просила у Господа, чтобы ей выжить…и когда она выживет, то будет есть всякие разные каши, и она выжила и ела разные каши, но более ничего, потому что оказался больной желудок. На это Евгений Леонов сказал, что за все, что мы делаем здесь на земле, мы будет отвечать перед Создателем на суде, мы можем пить пиво или не пить пиво, но отвечать придется.

Однажды он пригласил нас в актовый зал санатория на концерт, в котором он принимал участие, он рассказывал про фильм «Осенний марафон"и другие фильмы, читал стихи. Концерт был для блокадников Ленинграда, нам все выступление понравилось и мы хлопали от души, с ним вместе выступал артист Лебедев Евгений Алексеевич, он читал короткие эссе, которые сам сочинил. После выступления был праздничный ужин, на ужине распили бутылку красного вина, были фрукты. Евгений Леонов и Евгений Лебедев раздали всем желающим свои фотографии с автографами.

Через две недели Леонов уехал в Ленинград на съемки очередного фильма, а мы остались в санатории, токсикоз прошел (лимончики помогли), настроение было позитивное, а главное очень запомнились встречи с артистами..

Наташа Шерстянова-художник прикладного искусства г москва

Колобова Елена

Год назад совершенно случайно на сайте в инстаграм в интернете познакомилась с художником прикладного искусства Натальей Шерстяновой, она вяжет великолепные свитера и шьет одеяла, ткет на станке ковры ручной работы по своим собственным эскизам. У Натальи золотые руки, она не только вяжет, но еще и вышивает, вся страница в инстаграм посвящена изделиям ее рук. Мы приходим на страницу комментируем, обсуждаем, хвалим, кто-то что-то покупает, кто-то делает заказы.

Я там же на ее странице познакомилась с ее мужем Селимом Бенсаадом. Селим Бенсаад, как выяснилось после, является правнуком Иосифа Виссарионовича Сталина и сыном Галины Джугашвили.

Он был на передаче «пусть говорят» от 6,10,2020 года по установлению родства оперной певицы Марии Максаковой и Иосифа Сталина. Селим сдавал материал для экспертизы днк, но процент сходства с Максаковой Марией небольшой, будем ждать дальнейших передач. Я стала переписываться с Селимом в инстаграм, его мнение по этому вопросу такое, что нужна только правда, правда и еще раз правда…

Я ему ответила и написала:

— Это также… как в живописи, также нужна только правда, то есть, если ты пишешь стол, а на столе натюрморт, чайник и стакан, то не надо придумывать замысловатость, когда ум за разум заходит, а то что настоящее, например цветок, яблоко, груша, детская игрушка и прочее. Изобразительное искусство-это передача смысла, повествование. На ковре вашей жены вышита птица, это о чем-то говорит, какое-то переживание художника, его рассказ на какую-то тему… рисунок это жест, который передал эмоцию, живопись передает цветом состояние, (тепло, холодно, слякоть, ветер, радость, грусть…) и так далее…

2.Глава вторая, художники-авангардисты

Адам и Ева, художник Янкилевский Владимир Борисович, 1985 год, г. Москва

Елена Колобова

Однажды в 1985 году мы с моим другом Олегом Николаевичем Васильевым были на выставке другого искусства в Москве, мне понравилась работа Владимира Борисовича Янкилевского, работа экспрессивная и концептуальная одновременно. Это абстрактная композиция состояла из триптиха,«Адам и Ева», очень эротичная и в то же время драматичная композиция, расположение человека в пространстве, левая часть — женщина, правая часть-мужчина, а центральная часть-напряженное пространство, коричневого цвета, эта работа сразу привлекла наше внимание, мы сфотографировали работу на память. Надо вспомнить, что цены на работы этого мастера только растут: в ноябре прошлого года этот «Триптих №5» был продан на московском аукционе за четверть миллиона евро. В русском искусстве, в котором никогда не было нехватки эротизма, именно Янкилевский первым прорубил окно в мир, в котором есть и право на нестыдливо выражаемую сексуальность.

Работы художника представлены в собраниях ведущих музеев России и мира, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, Государственном Русском музее, Государственном центре современного искусства, Пражской национальной галерее, Дрезденской национальной галерее, Музее Людвига в Кёльне, Музее изобразительных искусств Будапешта, Центре Жоржа Помпиду в Париже.

Живопись классика-авангардиста Игоря Снегура, город Москва

Елена Колобова

Игорь Григорьевич Снегур родился в Москве в 1935 году. Окончил факультет графики полиграфического института. Участник первых выставок абстракционистов в Москве 1958—60 годах в студии Э.М.Белютина. В 1975 еще больше прославился, когда его работы были представлены на знаменитом вернисаже авангардистов в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ. Работал в кино, книге, театре, плакате. Организатор известной группы «20 московских художников», ежегодные выставки которой проходили на Малой Грузинской в Москве в 1978—88 гг. В общей сложности участвовал в 50 выставках. Теперь его произведения «разлетелись» по коллекциям всего мира и «долетели» даже до Национальной Галереи Сан-Хосе в Коста-Рике. В общей сложности около 1000 живописных и графических работ Снегура находятся в различных собраниях. Член международного художественного фонда.

Мой друг Васильев Олег Николаевич попал на открытие выставки в Институте Искусствознания 23 марта 2010, увидел живопись классика-авангардиста Игоря Снегура.

Вот что он пишет в своих воспоминаниях:-Он пришел от экспрессионизма к абстракции, это был тернистый путь. Вначале и я относился к абстракции не очень серьезно — кубики, квадратики, что в них?! К пониманию абстракции Снегур пришел, думаю, через русский авангард, прежде всего через супрематизм Казимира Малевича. Одни предметы могут иметь различные свойства, другие, наоборот, обуславливают сущность предмета. Эта проблема соседствует с проблемой визуальности. В своих картинах Игорь Снегур составляет некую архитектонику композиции из различных элементов, это плавные перетекания из одной формы в другую, почти отсутствует геометрия и ее составляющие, формы, формы и формы и линии, а в некоторых случаях и их награмождение, их движение и динамика почти во всех композициях, имеют свой неповторимый стиль.

Знакомство с Наттой Конышевой, город Москва

Елена Колобова

Я познакомилась с Наттой Конышевой (1935 гр) на открытии художественной выставки «От Репина до авангарда» 28 сентября 2009 г. в филиале Института реставрации (город Москва),она такая маленькая, худенькая она сказала о себе, что она трудоголик, все время пишет картины. Называет свой метод творчеством репортажным с элементами чудес, это многофигурные композиции, красочные полотна, метод объединяет несколько направлений: реализм, модерн, сюрреализм, натурализм и примитивизм.

Живописец и график. Яркий представитель «советского авангарда». Родилась в Москве в 1935 году. Училась в МПИ у Э. М. Белютина, И. И. Чекмазова (1954—1959). В 1959 году окончила Московский полиграфический, выставлялась в основном в компании «неофициальных» художников. Квартирные выставки, редкие полуразрешенные показы на больших площадках — Конышева влилась в струю советского послевоенного андеграунда. И в итоге попала в списки «другого» искусства.

художник Натта Конышева

Коллекционер Благодатов Николай Иннокентьевич

ВСТРЕЧИ С БЛАГОДАТОВЫМ Николаем Иннокентьевичем, Г. ЛЕНИНГРАД

Елена Колобова

В восьмидесятых годах я училась в Ленинградском институте водного транспорта, где познакомилась с Васильевым Олегом Николаевичем, который тоже работал в институте водного транспорта. Когда на втором курсе мы стали изучать электротехнику, то стали посещать кафедру электротехники, где я познакомилась с известным коллекционером Ленинграда Благодатовым Н. И. (он был преподавателем института)

Коллекционер Николай Иннокентьевич Благодатов — легендарная фигура ленинградской андеграундной культуры, в какой-то мере ее символ. Молодой советский инженер, во время «оттепели» он увлекся новой живописью, постепенно стал коллекционером и знатоком современного искусства, а по сути — одним из самых серьезных искусствоведов, занимающихся этой проблематикой. Огромная коллекция Николая Иннокентьевича (в три с половиной тысяч работ, четырехсот художников) является одной из лучших в России.

Несколько раз я вместе с Васильевым О. Н. посещала семью Благодатова Н. И., где смотрела его коллекцию, таким образом я познакомилась с андеграундной культурой, Раиса Александровна (супруга Благодатова НИ) тепло встречала нас и всегда угощала чаем, когда была свободная минута, Николай Иннокентьевич играл на фортепьяно, он нам дал адрес Рихарда Васми и мы посетили художника, через него мы познакомились и с другими художниками-авангардистами. Я запомнила работы Рихарда Васми, Александра Арефьева, Шолома Шварца, Громова Валентина. Эти встречи во многом на меня повлияли, на мой вкус, (я сама занималась живописью) и выбор работ при покупке, таким образом стала формироваться моя коллекция.

Художники 70—90гг, андеграунда, город Ленинград

Елена Колобова

В конце семидесятых начале девяностых годах я училась в Ленинградском институте водного транспорта, в это время в Питере проходили выставки питерских авангардистов, в основном это были выставки на квартирах.

Приблизительно в 1978 году я познакомилась с Васильевым О. Н.в Ленинградском институте водного транспорта, он был дальний родственник Гробмана Михаила Яковлевича, (мы ходили по мастерским, устраивали застолье, приценивались к работам). Мы часто ездили в Москву и знакомились с художниками — авангардистами, это были и Олег Васильев, и Анатолий Тимофеевич Зверев (он мне продал несколько рисунков), и Владимир Яковлев (посещали его в больнице и покупали его работы), Михаил Васильев (его портрет я нарисовала тушью и подарила ему),Ю. Соостер, ВН Немухин и другими (созванивались, ездили на пленэр, много фотографировались и ездили по мастерским и знакомились с работами, Олег Николаевич много покупал работ, денег у него было много и он помогал художникам).

Посетила выставку в ДК Невский, где выставилось восемьдесят человек (это была газо-невская культура в 1975 году). Много выставок мы тогда в конце семидесятых-восьмидесятые годы посетили в Ленинграде (в Кустарном переулке, в мастерской, выставка под парашутом в совершенно-маленькой квартире Владимира Овчинникова, познакомилась с людьми «голубой лагуны» с Анатолием Белкиным, с Ю Жарких, с Александром Арефьевым, с Дмитрием Шагиным, с Анатолием Васильевым, с искусствоведом Владимиром Назанским, с Шоломом Шварцем, с Рихардом Васми, с Громовым Валентином, с Владимиром Видерманом, с Валерием Вальраном, с Владимиром Овчинниковым (они делали свободное искусство).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • 1.Записки дневника о художниках, поэтах и других деятелях искусства

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прошлое, далекое-близкое предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я