Нарьян-Мар. Литературный путеводитель. Это моя земля

Елена Козина

Не стоит ожидать от городских легенд исторической точности, они сохраняют не факты, а смыслы и образы. Все, что вы услышите дальше, никогда не напишут в учебниках и научных монографиях, эти маленькие истории жители Нарьян-Мара рассказывают сами себе и гостям своего города. Партнеры проекта: Литературная газета, Центр развития бизнеса Ненецкого автономного округа, Ненецкий краеведческий музей, Издательство Appreal. Присоединяйтесь к проекту «Это моя земля».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нарьян-Мар. Литературный путеводитель. Это моя земля предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Кристалл и Белые ночи

Легенда о торжище, где трудолюбивый народец сихиртя торговал с ненцами и русскими. На месте древнего торга стоят нынче два магазина — «Кристалл» и «Белые ночи». Их названия не случайны. Они напоминают нам о давних торговых ночах и о драгоценных поделках загадочно исчезнувшего народа.

До того как предки ненцев стали заселять суровые края к югу от арктического побережья, проживал по берегам северных рек, в лесах и урочищах, среди болот и топей, народец под названием сихиртя. Русские называли это загадочное племя «чудь». Созвучно со словами «чудо», «чудной» или даже «чудаковатый».

Каких только историй не рассказывают о таинственно исчезнувших сихиртя! Эти истории разнятся временами и местностью, но почти все сходятся в одном: сихиртя были невысокими, крепкими и коренастыми, светлокожими и белокурыми. Умели они многое. Когда другие северные народы еще пользовались орудиями из камня и кости, маленькие люди уже добывали руду, ставили горны и печи, ковали железо.

Если бы они были выше и воинственнее, то смогли бы покорить весь северный край, но в своих простых кузницах они делали не мечи для сражений, а ножи для разделки зверя. Из драгоценных камней создавали украшения для любимых женщин. Сихиртя были мирным трудолюбивым народом, они не знали войн и не умели сражаться.

Когда пришли другие народы, более сильные, более воинственные, более жестокие, сихиртя освоили искусство бесследно исчезать и неожиданно появляться. Со временем они достигли в этом умении настоящего совершенства, и даже ненцы могли пройти мимо и ничего не заметить.

Пришлые народы остались жить на севере, и сихиртя волей-неволей пришлось налаживать с ними отношения. А какие отношения самые прочные? Торговые! Вот только маленькие человечки очень боялись встречаться с великанами. Но они были хитры, изобретательны и придумали необычную форму мены — торжища без продавцов. Легенды о таких торжищах сохранились во всему северу, от Печоры до Енисея.

Мена происходила следующим образом: белыми ночами сихиртя выкладывали в определенном месте изделия из металла и драгоценных камней и уходили. В назначенный срок сюда приплывали суда, спускались купцы, забирали то, что им нужно, и оставляли то, что привезли взамен.

Там, где несколькими веками позже появился Нарьян-Мар, тоже когда-то жили и торговали сихиртя. Сохранилась легенда, что большое заболоченное поле, на котором горожане устраивали зимой лыжные гонки под названием «Северное сияние», как раз и было одним из торжищ древнего северного народца.

Почему сихиртя выбрали именно это место? Не так-то просто ограбить базар, где нет ни одного продавца, если базар расположен не на речном берегу, а в глубине суши, среди болота. Пока волочешь награбленное к берегу, пока спускаешь на воду лодки, пока отчаливаешь от берега, можешь нажить себе большие неприятности, а то и вовсе лишишься жизни. Не однажды чересчур жадные торговцы оставались на берегу навечно, и слухи об этом расходились по северному краю со скоростью течения реки и бега оленьих упряжек. Хотя сихиртя и не были воинами, но постоять за свое добро умели.

Говорят, первые жители Пустозерска еще застали и местных сихиртя, и их болотный рынок. Оттого и сохранилась среди русских легенда о том, где располагалось торжище малого народца.

Ушли сихиртя так же незаметно, как и жили. Никто не видел их исхода, никто не знал, куда подевались умельцы северного края и почему на месте прежних базаров больше не появляются их товары.

Видно, слишком много стало людей вокруг, и слишком опасным сочли соседство с великанами Арктики. Одни говорили, что народец скрылся в горах, подобно сказочным гномам. Другие считали, что сихиртя растворились в бескрайней северной тайге, подобно не менее сказочным эльфам. А третьи (и таких было особенно много) утверждали, что чудаковатые сихиртя скрылись под землей.

Легенды об ушедшем под землю низкорослом народе известны на Русском Севере, на Урале, в Сибири. Когда в Зауралье и на Алтай пришли русские рудокопы, то к удивлению своему обнаружили: во многих рудниках уже кто-то работал до них. Местные племена, никогда не занимавшиеся добычей руды, охотно показывали заброшенные месторождения, а русские только удивлялись, как далеко забралась таинственная чудь. Разрабатывая месторождения, новые хозяева находили в них древние орудия труда, а иногда и скелеты погибших под завалами работников.

В Нарьян-Маре не осталось скелетов, но зато осталась замечательная легенда о торжище, где трудолюбивый народец торговал с ненцами и русскими. На месте древнего торга стоят нынче два магазина — «Кристалл» и «Белые ночи». Их названия не случайны. Они напоминают нам о давних торговых ночах и о драгоценных поделках загадочно исчезнувшего народа.

Адреса домов: Нарьян-Мар, ул. Ленина, 27Г и 27Д

Автор текста: Игорь Маранин

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нарьян-Мар. Литературный путеводитель. Это моя земля предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я