Новая большая энциклопедия с Чевостиком о транспорте, подарившем человеку скорость и возможность открывать мир! Чевостик и дядя Кузя начинают новое приключение. На этот раз им предстоит узнать всё про разные виды транспорта: автомобили, поезда, корабли, самолёты и даже космические аппараты. Вместе с любимыми героями читатели проследят путь от телеги до современного автомобиля, увидят открытие первой в России железной дороги, побывают на известных кораблях и познакомятся с великими авиаконструкторами. А затем отправятся на МКС и узнают, как человек научился путешествовать не только по Земле, но и в космосе. В книгу вошли тексты из энциклопедий «Автомобили и транспорт, «Поезда и железные дороги», «Самолеты и авиация» и «Полеты в космос». Кто такой Чевостик? Чевостик — симпатичный герой из известного аудиопроекта. Сегодня ребята знают его по энциклопедиям. В серии продолжают выходить книги, которые объясняют детям устройство мира. Дети гораздо лучше воспринимают информацию, когда о мире им рассказывает какой-нибудь сказочный персонаж. Именно поэтому девчонки и мальчишки так любят подобные энциклопедии. Чевостик вместе с дядей Кузей совершает удивительные путешествия в мир наук: физики, химии, астрономии, анатомии, геологии и других. Он рассказывает детям о великих географических открытиях, покорении космоса и волшебных химических превращениях. Для кого эта книга Для любознательных детей от 6 лет. Для всех-всех фанатов Чевостика. Для дошкольников и младших школьников.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Транспорт. Большая энциклопедия Чевостика» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Путешествие по железной дороге. Паровозы, поезда и вокзалы
— Куда мы попали, дядя Кузя? Кругом горы. Вижу лошадь, она тянет по рельсам маленькие вагончики с камнями.
— Это Змеиногорск. Здесь работает один из Колывано-Воскресенских заводов. Все эти заводы принадлежат семье Демидовых. Здесь есть рудник, где добывают серебряную руду. Это как раз те камни, которые ты видишь в вагончиках — вагонетках. Руду везут из рудника на завод, где из неё выплавляют серебро. А лошадь тянет вагонетки как раз по железной дороге. Её только что построили. Проект составил горный инженер Пётр Козьмич Фролов, он же руководил её постройкой. Эту железную дорогу назвали чугунно-рельсовой дорогой на конной тяге.
— Чугунно-рельсовой?
— Да, рельсы отливали из чугуна, для чего на заводе построили специальный цех. До этого металлических рельсов не было: если помнишь, их делали из дерева и иногда сверху покрывали металлическими полосками. А здесь, в Змеиногорске, построили самый первый в России металлический рельсовый путь. Его длина — около двух километров, а ширина колеи — 1067 миллиметров.
— Посмотри, дядя Кузя, этот путь лежит на высоких столбах.
— Хорошо, что ты обратил на это внимание. Змеиногорская железная дорога проложена в очень сложных условиях. Строить дороги в горах всегда тяжело: приходится то подниматься, то опускаться. Встречаются ущелья, трещины. И здесь Пётр Козьмич много чего придумал. Через реку он построил мост высотой 11 метров, часть дороги прошла по земле, часть подняли на столбах. Они называются опорами. В других странах строить такие железные дороги над землёй научились только через 10 лет.
— А почему вагонетки тянут лошади, а не локомотивы?
— В то время паровоз в нашей стране ещё не изобрели. Но скоро, в 1834 году, его построят на Выйском железоделательном заводе отец и сын Черепановы. По специально уложенным чугунным рельсам длиной чуть больше 850 метров он сможет возить более трёх тонн груза со скоростью до 16 километров в час. А через год они же построят более мощный паровоз, он сможет перевозить уже больше 16 тонн. В городе Екатеринбурге даже стоит памятник первому российскому паровозу — его точная копия! Кстати, сначала паровоз называли «сухопутный пароход» или «пароходный дилижанец».
— Интересное слово «дилижанец».
— Железнодорожный транспорт заимствовал многие названия у конного. «Дилижанец» — искажённое слово «дилижанс», это многоместная повозка, которую тянут лошади. Ну, Чевостик, на Змеиногорск мы с тобой посмотрели, а теперь давай переместимся во времени и взглянем на первую в России железную дорогу общественного пользования. Её торжественно открыли в начале XIX века, она соединяла Санкт-Петербург и Царское Село. Я предлагаю нам с тобой побывать на этом открытии. Задаю времяскоку время и место: 1837 год, Санкт-Петербург. Вперёд!
— Дядя Кузя! Это и есть паровоз? А, точно, вон из трубы пар идёт, только он почему-то чёрный.
— Чевостик, это вовсе не пар, а дым, который валит из трубы паровоза.
— Значит, там что-то топят? А зачем, дядя Кузя? Кто-то в паровозе замёрз и решил погреться?
— Нет, Чевостик, кочегары жгут в топке дрова или уголь для того, чтобы в паровом котле закипела вода. Тогда образуется пар, который поступает в специальный цилиндр и приводит в действие паровую машину паровоза.
— А как пар может этот огромный паровоз с места сдвинуть? Не понимаю! Объясни.
— Попробую. Правда, начать придётся издалека. Представь, что мы с тобой решили сварить суп: поставили на плиту кастрюлю с водой, накрыли её крышкой. Вскоре вода закипает, начинает бурлить. А что при этом происходит с крышкой?
— Она начинает подпрыгивать! И греметь!
— Правильно. Крышку кастрюли заставляет двигаться пар, в который вода превращается при кипении. Внутри паровоза есть плотно закрытый котёл с водой. Под ним — топка. Её растапливают, огонь нагревает воду, и она закипает.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Транспорт. Большая энциклопедия Чевостика» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других