Новая большая энциклопедия с Чевостиком о транспорте, подарившем человеку скорость и возможность открывать мир! Чевостик и дядя Кузя начинают новое приключение. На этот раз им предстоит узнать всё про разные виды транспорта: автомобили, поезда, корабли, самолёты и даже космические аппараты. Вместе с любимыми героями читатели проследят путь от телеги до современного автомобиля, увидят открытие первой в России железной дороги, побывают на известных кораблях и познакомятся с великими авиаконструкторами. А затем отправятся на МКС и узнают, как человек научился путешествовать не только по Земле, но и в космосе. В книгу вошли тексты из энциклопедий «Автомобили и транспорт, «Поезда и железные дороги», «Самолеты и авиация» и «Полеты в космос». Кто такой Чевостик? Чевостик — симпатичный герой из известного аудиопроекта. Сегодня ребята знают его по энциклопедиям. В серии продолжают выходить книги, которые объясняют детям устройство мира. Дети гораздо лучше воспринимают информацию, когда о мире им рассказывает какой-нибудь сказочный персонаж. Именно поэтому девчонки и мальчишки так любят подобные энциклопедии. Чевостик вместе с дядей Кузей совершает удивительные путешествия в мир наук: физики, химии, астрономии, анатомии, геологии и других. Он рассказывает детям о великих географических открытиях, покорении космоса и волшебных химических превращениях. Для кого эта книга Для любознательных детей от 6 лет. Для всех-всех фанатов Чевостика. Для дошкольников и младших школьников.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Транспорт. Большая энциклопедия Чевостика» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
От телеги до трамвая. Как перемещались по земле в разное время
— Что-то тут нет ничего особенного. Жарко. Поле. Пыльная дорога. По ней бредёт пара быков и тащит за собой повозку.
— Чевостик, знакомься! Перед тобой самое древнее наземное транспортное средство.
— Дядя Кузя, ты так торжественно об этом говоришь, будто это чудо какое-то. Это же обыкновенная повозка на двух неуклюжих колёсах. Ты посмотри, они сделаны из цельных кусков дерева. А края какие у них неровные, да и сами колёса кривые — вон как скрипят!
— Тем не менее эти кривые, как ты говоришь, колёса — одно из самых великих изобретений человечества.
— Изобретений?! Ты что, дядя Кузя! Колесо — оно ведь всегда было. И про него все знают.
— В наши дни колесо действительно распространено повсеместно. Но представь себе, были времена, когда люди о колесе знать не знали!
— И как же они без него обходились?
— Если человеку нужно было добраться куда-нибудь — он отправлялся в путь пешком. А если нужно было перевезти тяжёлую поклажу, то груз помещали на волокушу — приспособление из двух крепких жердей, связанных верёвками. Такую волокушу мог тащить человек или осёл. Потом для перевозки груза приспособили что-то вроде наших саней.
ЖердьТонкий длинный ствол срубленного дерева, очищенный от ветвей.
— На санках только зимой кататься хорошо. А в давние времена, выходит, люди на санях в жару по земле тяжести возили. Ну и ну!
— Да, это было нелегко. Теперь ты понимаешь, какое ценное изобретение — колесо?
— Да-а-а…
— Когда изобрели колесо, ты уже знаешь: примерно шесть тысяч лет назад, а вот кто автор этого важнейшего изобретения — неизвестно. История не сохранила имени этого человека.
— Жалко. Но мы всё равно благодарны ему, правда, дядя Кузя?
— Конечно, Чевостик! Изобретение колеса оказалось очень важным и нужным шагом для развития всего человечества. Когда люди совершили это открытие, они додумались насадить два колеса на палку — ось, а сверху приделали настил из деревяшек. Так получилась повозка. Осталось только впрячь в неё быков, а впоследствии и лошадей, усадить возницу, который будет править, — и первое транспортное средство готово.
— Только оно совсем не похоже на наш транспорт, на всякие трамваи, машины…
— Думаю, ты не совсем прав, малыш. В конце нашего путешествия ты убедишься, что все главные части повозки, правда в очень изменённом виде, есть и в современном автомобиле.
— А лошадь что, тоже в нём есть?
— И не одна. Но обо всём по порядку.
— Тогда нам пора отправляться дальше!
— Согласен! Набираем на времяскоке: Франция, XVII век!
— Красиво! Солнышко светит, птички поют. По обе стороны дороги поля. Мы едем на повозке. Только она не такая, как у древних шумеров была. У этой четыре колеса. И они не из цельных деревяшек сделаны.
ПовозкаДревнее транспортное средство. Она была двух видов — пассажирская и грузовая.
— Верно. Такую повозку называют телегой. От центра каждого колеса расходятся деревянные бруски — спицы. Их концы крепко приделаны к ободу, на котором, собственно, колесо и катится. А к днищу этой телеги прикрепили боковые стенки — борта. Полезная придумка, между прочим. Благодаря бортам груз из крестьянской телеги не вываливается на дорогу.
— Это хорошо. А то из нашей телеги высыпалось бы всё сено, а на нём так мягко ехать. Правда, мне эта поездка всё равно не очень-то нравится. Уж слишком трясёт телегу на ухабах, да и едем мы еле-еле. Неужели в эти времена все люди так путешествовали?
— Многие. Но не все. Король Франции, например, путешествовал совсем по-другому.
— А как?
— Хочешь узнать?
— Конечно!
— Тогда запускаю времяскок! Сейчас он перенесёт нас из телеги крестьянина в королевскую карету.
— Вот это да! Мы в настоящем домике на колёсах! Внутри всё шёлком обито, у задней стенки диванчик приделан мягкий! По бокам окошки. Ух, как быстро за ними деревья мелькают!
— Мы в королевской карете. Кучер — так называют человека, который правит каретой, — едет за королём во дворец. Карета движется быстро, потому что в неё впряжено сразу восемь лошадей. Чтобы все они могли везти одну карету, люди придумали упряжь. Это целая система из кожаных ремней. Её части надеваются на каждую из лошадей, а концы упряжи крепятся к передней части кареты.
— На восьми лошадях ехать гораздо веселее, чем на одной! Ну мы и мчимся! И нас почти не трясёт!
— Это оттого, что кузов кареты — ты его вначале назвал домиком — не приделан прямо к осям с колёсами, как это было у телеги. Кузов кареты, как детская люлька, подвешен к изогнутой нижней части — раме. Для этого использовали длинные кожаные ремни — рессоры. Они и смягчают толчки от неровной дороги. Да и сами колёса не такие, как у крестьянской телеги. Обод у них крепче и обит железной полосой — шиной.
ШинаЭто резиновый или железный обруч на ободе колеса.
— Дядя Кузя, наша карета вдруг почти остановилась. Мы совсем медленно едем. Почему?
— Дорога резко поворачивает. Опытный кучер знает, что карета на повороте может повалиться набок, если он не сбавит скорость.
— И как же кучер это делает?
— Очень просто! В карете есть тормоза — приспособления, которые при необходимости замедляют вращение колёс.
— Здорово в карете всё продумано! Жаль, что в ней только король ездить может…
— Не переживай, Чевостик, пройдёт время — и во Франции появится новый вид больших многоместных карет. Пользоваться омнибусом — так назвали этот вид конных повозок — мог каждый желающий. Но, разумеется, заплатив небольшую сумму за проезд. Омнибус стал первым общественным транспортом. В него усаживалось по двадцать человек!
— Сколько же его лошадей тащило? Тоже двадцать?
— Вовсе нет. Порой обходились и двумя, правда не обыкновенными лошадками, а лошадьми-тяжеловозами.
— Тяжеловозы… Нелегко им было…
— Но и ехал омнибус не очень быстро. Чтобы увеличить скорость общественного транспорта, а лошадям было легче тащить повозку, человек придумал проложить по земле рельсы. Самые первые рельсы были деревянными. По ним в шахтах катали небольшие вагончики с рудой. Однако такие рельсы очень быстро приходили в негодность. Поэтому в середине XVIII века в Англии инженер Ричард Рейнольдс придумал положить на деревянный рельс металлическую накладку. Потом рельсы и вовсе стали делать целиком из металла. Так появились конно-железные дороги, или конки: колёса многоместного экипажа легко катились по гладкому металлу, и лошади везли его гораздо быстрее.
— А я и не знал, что железную дорогу придумали для того, чтобы по ней на лошадях ездить. Куда же делись эти конки?
— Они перевозили жителей крупных городов вплоть до начала XX века, а потом их сменили трамваи. Давай-ка мы с тобой на них посмотрим. Настраиваю времяскок: наше время, Москва, Чистопрудный бульвар.
— Надо же, какие красивые тут ездят трамваи! Дядя Кузя, а если конку везли лошади, то кто везёт трамвай?
— Трамваи передвигаются с помощью электродвигателя — это двигатель, который работает от электричества. Правда, для подачи этого электричества к двигателю пришлось над рельсами протянуть провода.
— А, вот зачем у трамвая сверху такая штука приделана, которая за провода цепляется.
— Правильнее называть её токоприёмником, а в просторечии ещё используют слово «пантограф». Похожая штука — штанга — соединяет с проводами и троллейбус, хотя рельсы ему не нужны.
— Всё равно неудобно! Автомобили и автобусы куда хотят, туда и едут, а троллейбус — только туда, где есть провода.
— Чевостик, электрический транспорт хорош тем, что не вредит окружающей среде. Не загрязняет её, как автомобили.
— А автомобили что, загрязняют?
— Да, машины отравляют воздух выхлопными газами, которые образуются в двигателе внутреннего сгорания.
— Внутреннего сгорания? Это как? Внутри машины, что ли, двигатель горит?
— Горит не сам двигатель, а горючее внутри него. Чаще всего это смесь бензина и воздуха. При горении этой смеси образуется газ, который и позволяет двигателю работать. Но после того как газ сделает всё, что от него нужно, в двигатель надо подавать новую порцию горючего.
— А куда же девать газ, который уже получился?
— Этот отработанный газ выходит из двигателя через выхлопную трубу, которая расположена у автомобиля сзади.
— Вот, оказывается, почему из машин сзади дым идёт!
— Не дым, а выхлопные газы. К сожалению, эти газы опасны для нашего здоровья. Люди, которые дышат загазованным воздухом, чаще болеют.
— Тогда изобретателям пора придумывать новый двигатель.
— Верно, Чевостик! Самое время. Тем более что бензин делают из нефти, а её на нашей планете становится всё меньше. И из-за этого бензин всё дорожает и дорожает.
— Дядя Кузя, а как же остальные виды транспорта? Ведь есть же поезда и паровозы — неужели и от них люди болеют?
— Раньше все локомотивы — это основная машина, которая тянет вагоны, — тоже выбрасывали отработанные газы в воздух. Но сейчас есть электровозы, работающие от электричества.
— Так это то же самое, что и трамваи! Зачем тогда нужны поезда?
— А поезда нужны для дальних поездок, между городами. Они могут перевозить очень много грузов и людей. Первый паровоз построил и испытал английский изобретатель Ричард Тревитик в самом начале XIX века, в 1803 году. А в феврале 1804 года он провёл состав, который двигался со скоростью восемь километров в час и вёз 10 тонн железа и целых 70 человек!
— Полезное изобретение получилось! Дядя Кузя, а как поезда ездят между городами? Для автомобилей есть дороги, а для поездов ведь нужны рельсы!
— Верно, Чевостик, для поездов нужно специально прокладывать рельсовые пути. После того как появились паровозы, в разных странах строили всё больше железных дорог. Давай-ка посмотрим, с чего начиналась железная дорога в России. Настраиваю времяскок. Алтай. 1809 год.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Транспорт. Большая энциклопедия Чевостика» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других