Книга о подводных камнях, особенностях, сложностях и иллюзиях, о ярких и ценных моментах в практике консультирующего психолога. Будет интересна тем, кто задумывается о выборе профессии психолога, а также тем, кто хочет “заглянуть за кулисы” профессии. В книге описаны личные впечатления автора и особенности процессов получения образования, развития практики и непосредственно работы психологом. Поиски "Святого Грааля", ошибки, неоправданные ожидания… Но в то же время бесценный опыт, радость и красота процессов, глубинные внутренние перемены…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Из IT в психологию и обратно. Личные впечатления от работы психологом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Образование
Детские мечты
Я “загорелась” психологией в подростковом возрасте. Копила деньги, чтобы купить трехтомник Немова. Купила. Но в итоге не читала — слог автора “не зашел”.
В Немове разочаровалась, но психология все равно влекла и манила. Сложно сказать — чем именно. Очень хотелось что-то понять. И вообще казалось крутым — знать и понимать людей.
Что я могу сказать сейчас?
Вот это вот “хотелось что-то понять” — это внутренняя боль, которая ведет в психологию многих. Сначала мы не осознаем, что же именно хочется понять, просто чувствуем тягу к психологии. Но потом эта тяга разворачивается во множество вопросов о себе и своей семье.
“Что со мной не так?”, “Почему я всегда чувствую себя виноватой?”, “Почему я боюсь стольких вещей?”, “Почему я чувствую себя ненужной?”, “Почему отец меня бросил?”, “Почему мама меня не любила?”, “Доктор, скажите, может, тесты показали, что я хорошая? Умная? Добрая?”. И т.д. и т.п. Множество вопросов, которые сквозь слезы раздаются на учебных семинарах и на сессиях в личной терапии.
В поисках ответов на свои вопросы мы поглощаем тонны информации: книги, вебинары, тренинги, одно психологическое образование, другое, третье… Так, незаметно для себя, можно стать профессионалом и начать помогать людям. Но когда ответы на собственные вопросы получены — возникает новый: “А зачем мне быть психологом?”.
Что касается желания “знать и понимать людей” — это правда оказалось интересным. Только совсем не таким, как мне казалось в детстве. В чем-то это облегчает жизнь, в чем-то усложняет.
Но об этом я узнала позже — спустя почти 20 лет.
А в свои 17 я не пошла учиться на психолога, потому что по складу я технарь и жутко боялась гуманитарных предметов.
Начало терапии
В 24 года, когда мы с парнем уже переехали в Москву, я стала подыскивать психолога для консультации. Личная жизнь складывалась не очень. Я не знала, что не так, но было “все плохо”.
У меня была иллюзия, что психолог за пару встреч что-то такое сделает, что у меня все наладится. Ну, он же психолог!
Однако выбрать психолога было сложно. Реклама выглядела сомнительно — была больше похожа на рекламу девушек по вызову (это был 2009, интернет с тех пор сильно изменился), цены кусались, а ехать куда-то на другой конец города и потом возвращаться в Кузьминки — совсем не хотелось. Я подвисла.
В какой-то моменты у коллеги на работе случилось несчастье, она начала ходить к психологу, и от нее я узнала, что психолог — это не 2-5 встреч, это длительная работа и встречи каждую неделю. Я была в таком ужасе (это же сколько денег на терапию и времени на дорогу!), что отказалась от затеи с посещением психолога — решила, что не так уж все и плохо.
В 2011 у меня все было хорошо. Я была свободна, но не чувствовала себя одинокой. У меня была хорошая работа и нормальная съемная квартира. Увлечения, друзья. Жаловаться было не на что.
Однако я съездила в гости к родителям, вернулась и… легла лицом к стенке и не хотела жить. Не то что бы не хотела — просто не могла.
Я пролежала в отделении неврологии месяц. Ничего критичного в моем теле не нашли и отправили к психологу. Встречи с психологом были три раза в неделю в рамках больницы, и это было лучшее событие в моей жизни на тот момент.
Я вышла из больницы, продолжила работу и продолжила терапию. В тот момент у меня уже были деньги на терапию и гибкий график работы позволял без особого ущерба раз в неделю мотаться на другой конец города. Но главное — я уже знала, как это работает и насколько мне это необходимо.
Мой первый терапевт — пожалуй, это был первый человек в моей жизни, который меня слышал и понимал. Я была в восторге! Я получала внимание, поддержку, сопереживание. Наконец-то меня кто-то видел — видел глубоко! Наконец-то кто-то говорил мне хорошие слова и вообще утверждал, что я имею право на жизнь. Такая, какая я есть — я могу жить и быть собой.
А была я, к слову, классической жертвой. “Подарка мне не досталось” — так можно было назвать мою жизнь до терапии. Это действительно происходило: на новогодних праздниках — и в детстве, и на рабочих корпоративах — мне не доставалось подарка. Да и в целом: всех вокруг любили и ценили больше, чем меня. Всем доставалось больше внимания, денег, признания и прочих радостей — чем мне. Меня как будто не замечали, меня как будто не существовало для мира. Я захлебывалась чувством обиды и несправедливости.
В августе 2021 будет 10 лет с начала терапии. Терапия все еще продолжается. И я все еще надеюсь, что вот-вот, совсем скоро, я ее завершу окончательно. У меня был перерыв примерно год, когда я не была в терапии и вполне справлялась с жизнью, но я все же решила, что хочу еще улучшить качество жизни, и возобновила процесс.
За эти 10 лет многое поменялось. Все было совсем не так, как я хотела, не так, как ожидала. Но перемены в моем внутреннем и внешнем мире колоссальные. Это действительно то, что помогло мне не скатиться на дно жизни, а стать (и быть!) счастливой.
Упражнение “Мой сценарий”
Маленькое упражнение по ходу пьесы.
Дайте название своей жизни сейчас. Это должна быть короткая, но емкая и эмоционально насыщенная фраза. (В моем случае это была фраза “Подарка мне не досталось”.) Как бы вы назвали фильм, книгу или картину о вашей жизни сейчас? Запишите эту фразу. Как вам это название? Какие эмоции вызывает? Что оно говорит о главном герое?
Теперь представьте жизнь, какую вы хотели бы жить — в настоящем и будущем. Тоже дайте емкое и эмоциональное название, запишите его. Как оно вам? Какие эмоции вызывает? Что говорит о главном герое и его окружении, о его жизни?
Теперь найдите фразу, которая описывает, что произошло, что один вариант жизни превратился в другой вариант. Фраза должна быть нейтральной или позитивной. “Конец света” и “все умерли” — не подходит. “Тяжелая работа” — тоже не подходит. “Активная работа” — уже лучше, но можно добавить что-то приятное, например, “Активная работа с удовольствием”.
Это упражнение помогает увидеть, что происходит сейчас, к чему вы стремитесь (сформулировать ваше желание) и найти связку-переход, найти решение, как реализовать ваше желание.
Упражнение “Оракул”
Еще одно упражнение.
Если бы вы могли задать несколько вопросов кому-то, кто знает все ответы, то какие это были бы вопросы? О вас, о вашей жизни. Вы можете написать большой список, но выберите 3-5, которые волнуют больше всего.
Это то, что для вас важно. То, что влияет на вашу жизнь — и на желания, и на действия, и на настроение.
Посмотрите, о чем эти вопросы?
Если это вопрос “Когда я выйду замуж?”, то о чем для вас “замуж”? Это внутренний запрос на что? На любовь, на стабильность, на ощущение себя нужной кому-то, на реализацию в материнстве, на социальный статус? Смотрите на несколько слоев глубже, на каждом этапе задавая себе вопрос “А это для меня про что? Что мне это даст? Как я буду себя чувствовать, когда я это получу?”.
Если вопрос “Как стать миллионером?” — тоже про что для вас лично? Стабильность, безопасность, признание, всеобщая любовь? Задавайте себе вопросы глубже.
Вопрос “Почему отец меня бросил?” — что вы хотите получить, узнав ответ? Почувствовать, что вы не виноваты? Что с вами все в порядке? Лучше понять отца и почувствовать близость с ним?
Вопрос “Нужно ли становиться психологом?” — что вы ожидаете получить, когда станете психологом? Деньги, внимание, признание людей? Что вы почувствуете, когда это получите?
Как правило, люди хотят каких-то очень простых вещей. Быть любимым, чувствовать безопасность и устойчивость в жизни, чувствовать принятие, получать уважение и признание, испытывать радость и удовольствие, ощущать свободу, оставить след в жизни и т.д.
Но если “что-то пошло не так”, то желания искажаются, превращаются в болевые точки. Желание быть любимым может превратиться в страх отвержения, чувство обиды и одиночества; желание безопасности — в тревогу за жизнь; желание уважения — в жажду власти, страх перед авторитетными людьми; и т.д., и т.п.
Искаженные желания побуждают нас действовать “криво”. Из страха отвержения мы угождаем другим людям, не заботясь о себе. В бесконечной тревоге мы зависаем либо в бездействии, либо в бессмысленном беге по кругу. Жажда власти толкает на предательство самого себя. И т.д.
Попробуйте через это упражнение “Оракул” увидеть свои глубинные потребности. Какие пути для удовлетворения этих потребностей вы используете сейчас? Какие еще пути вы могли бы найти? Как и в каких ситуациях эти потребности влияют на вас?
Например, если вопрос про замуж и глубинная потребность — чувствовать себя любимой, то как эта потребность проявляет себя в вашей жизни?
Если вы читаете книгу с вопросом “Стоит ли мне идти в психологи”, то попробуйте прислушаться к себе — что именно ведет вас в психологию: на какие свои вопросы вы хотите найти ответы, какие свои глубинные потребности хотите удовлетворить, работая в этой профессии? Мы еще вернемся к этому дальше в книге.
Начало учебы
К 2013 году моя жизнь сложилась так, что можно было уйти с работы и заниматься чем-то другим.
Я была в терапии уже около двух лет. И со мной случилась “психология головного мозга” — я все воспринимала через призму психологии, на все могла дать какой-то психологический ответ. Я была близка к тому, чтобы “затерапевтировать” всех вокруг.
Тогда я решила, что пора бы уже пойти в психологию профессионально. Тем более была детская мечта.
Однако “гуманитарность” продолжала меня пугать, а попытки прочесть пару современных академических книг лишь помогли утвердиться в мысли, что 4 года этого “бессвязного бреда” я не выдержу. Я поискала возможности получения образования и ничего не нашла. Сейчас могу прокомментировать так: мое сопротивления было настолько большим, что я предпочла “не найти”, чем пойти учиться и преодолевать трудности, а кроме прочего — мне действительно не нужно было академическое образование и мне действительно не нужно было становиться “психологом с дипломом”. (Но об этом я узнала уже после того как…)
Позже я вспомнила, что таки есть книги по психологии, которые мне читать интересно, которые меня захватывают, и решила-таки испытать судьбу.
Я нашла место, в котором обещали второе высшее за 3 года, при этом без большой академической нагрузки и в основном практические занятия, без скучной теории. Это выглядело заманчиво, я начала учебу. И… вскоре пожалела. Это не было ВО, это была проф.переподготовка без присвоения квалификации. Т.е. документ, который формально давал право на ведение деятельности, но фактически не давал ничего. Однако я разобралась в этом вопросе только после начала учебы.
Параллельно с этим я начала ходить на очные учебно-терапевтические семинары по телесной терапии и арт-терапии.
Вскоре мной овладела “психологическая лихорадка” — я хотела попасть на каждый семинар, какой только видела. Меню психологических институтов выглядело таким вкусным, что съесть хотелось все и сразу. Меня влекли почти все направления и почти вся проблематика, которую рассматривали в институтах.
Я училась много и интенсивно. И это действительно многое мне дало. Конечно, меня тянуло в основном туда, где был шанс решить мои собственные проблемы (а их было много). И чем больше я узнавала о себе, тем больше хотелось узнать еще. Я почти поселилась в институте.
В 2015 я решилась таки на получение академического образования и поступила на дистанционную форму бакалавриата по психологии.
Была возможность пойти сразу в магистратуру и учиться 2 года вместо 4, но я боялась что-то упустить, не получить основы, я надеялась найти святой грааль. Спойлер — не нашла.
Псих.образование в целом
(Эта глава немного скучная. Но полезная, если вы хотите узнать об особенностях образования.)
Как вы могли заметить, с выбором образования я намудрила. Поэтому расскажу немного, каким бывает психологическое образование и что вообще входит в подготовку психолога-консультанта или немедицинского психотерапевта: академическое образование, проф.переподготовка с присвоением квалификации и без присвоения квалификации, повышение квалификации, супервизия, личная терапия.
1. Базовое академическое образование.
Бакалавриат ~4 года и/или магистратура ~2 года.
(В магистратуру можно поступать, если у вас уже есть высшее образование — не обязательно психологическое, но нужно сдать экзамен по психологии.)
По окончании обучения вы получаете диплом с присвоением квалификации “психолог” (“психолог-педагог”, “психолог-дефектолог” и т.п.).
Что вы можете делать, получив это образование? Сложный вопрос!
Это образование больше академическое, чем практическое. Хотя на старших курсах бакалавриата вуз может включить несколько дисциплин по направлениям терапии/консультирования, но в целом это изучение того, как устроена психика, различные психические явления, процессы и т.д. — в теории. Психология памяти, возрастная психология, зоопсихология, нейропсихология, психология труда, психодиагностика и т.д.
По окончании можно дальше развиваться в науке — идти в аспирантуру или устраиваться в научный центр и заниматься исследованиями психических процессов и явлений. Например, как люди рассматривают элементы на экране (это теоретическая основа для разработки классных интерфейсов, а также важная информация для маркетинга), как на людей влияют разные звуки, как устроена память и как помочь людям с нарушениями памяти, как люди распознают эмоции и т.д. и т.п.
Можно развиваться в направлении психодиагностики, отбора персонала, бизнес-психологии, психологии маркетинга и т.д. Тут зависит от того, куда и как устроиться. Варианты различны и успех зависит от личностных качеств, в том числе “пробивных способностей”, и дополнительной подготовки. Можно быть рекрутером, можно рулить организацией бизнес-процессов в крупной компании, можно создать свое маркетинговое агентство, можно проводить диагностику детей в школе или в саду и т.д.
Чтобы работать в консультировании/терапии — нужна подготовка в конкретных направлениях терапии/консультирования. Так называемое “повышение квалификации”. А еще личная терапия и супервизия. То есть формально диплом есть и можно работать, но фактически этого просто недостаточно для продуктивной и безопасной работы с людьми в терапии.
2. Профессиональная переподготовка с присвоением квалификации (для присвоения квалификации необходим определенный объем часов.). Это не высшее образование, но вы получаете документ о присвоении квалификации и право на ведение деятельности.
В среднем в программу входит некоторое количество академических дисциплин и обучение практике в конкретном подходе консультирования или терапии. Обучение длится в среднем от года и более. Бывают серьезные долгосрочные программы на несколько ступеней и несколько лет.
С документом о присвоении квалификации, также как и с “дипломом психолога”, в дальнейшем вы можете проходить курсы повышения квалификации по другим подходам и получать документы (свидетельства, удостоверения), что вы теперь можете практиковать и в новом подходе тоже.
Пока не принят новый неясный закон о праве на ведение психологической практики, этого формата переподготовки достаточно для формального права на ведение деятельности. Для фактической возможности вести продуктивную практику — нужна еще личная терапия и супервизия. Также вопрос сильно зависит от глубины и качества полученного образования именно в плане полученных практических навыков.
3. Профессиональная переподготовка с правом на ведение деятельности, но без присвоения квалификации. В основном это бесполезная вещь. Часов недостаточно ни для получения документа, с котором можно двигаться дальше (присвоенной квалификации), ни для получения практических навыков. Это ловушка, в которой можно потерять время и деньги. Этот вариант можно рассмотреть только если психология “для себя” в качестве хобби. Либо, если у вас уже есть квалификация, то можно брать такую проф.переподготовку как вариант повышения квалификации.
4. Повышение квалификации.
Учебные или учебно-терапевтические семинары, на которых специалисты получают и отрабатывают навыки работы в конкретном подходе и/или с конкретной проблематикой. Например, курс повышения квалификации по психосинтезу или семинар “Работа с созависимостью методами арт-терапии”.
На семинарах чередуются блоки теории и практики. Практика это работа в парах, тройках или мини-группах, когда каждый из участников отрабатывает упражнение в роли терапевта.
Учебно-терапевтические семинары предполагают, что участники группы прорабатываются и как клиенты тоже, большое внимание уделяется шерингу, личным процессам участников, безопасному завершению процессов.
Учебный формат не предполагает акцента на личной проработке, цель — научиться выполнять упражнения, а о своей безопасности каждый заботится сам.
По окончании семинара специалисты получают свидетельство или удостоверение о повышении квалификации. Сам по себе этот документ не дает права на ведение деятельности, действует только как приложение к диплому о присвоении квалификации.
Года до 2016 вход на такие семинары был открытым как для специалистов, так и для всех желающих. И документ по окончании выдавали всем, у кого есть любое высшее образование. Потом документ стали выдавать только специалистам. Участие во многих институтах по-прежнему доступно для всех желающих.
5. Личная терапия.
Как правило, при прохождении переподготовки с присвоением квалификации студент обязан пройти некоторое количество часов терапии и супервизии. В некоторых институтах и подходах ограничиваются 10-20 часами, в некоторых — это вопрос 100 и более часов.
Личная терапия необходима для практикующего психолога. Во-первых, психолог должен быть “проработанным”, во-вторых, только изнутри терапии можно глубоко понять процессы, чтобы потом продуктивно вести практику. И это действительно вопрос нескольких лет терапии, а не нескольких часов.
6. Супервизия.
Сложный зверь. С одной стороны, она необходима, с другой стороны, найти своего супервизора не всегда удается быстро, и многие психологи работают без супервизии.
Так или иначе, предполагается, что супервизия — это помощь и поддержка для практикующего терапевта.
Супервизия может быть групповой или индивидуальной.
Во время учебы, как правило, практикуется групповая супервизия, в процессе которой студент работает с клиентом в присутствии супервизора и других студентов, а потом получает обратную связь о своей работе, сильных сторонах и точках роста.
Когда специалист начинает самостоятельную работу с клиентами, он обращается к супервизии уже с конкретными клиентскими случаями. Супервизор и группа (в случае групповой супервизии) помогают подсветить слепые пятна в работе с клиентом — моменты, которые специалист может не заметить в силу каких-то причин. Разбор клиентских случаев на групповой супервизии обогащает практическими знаниями: позже в работе мы можем столкнуться с похожим кейсом и уже быть готовыми к этому.
Кроме супервизии бывают еще различные группы поддержки и повышения мастерства, например, балинтовские группы.
7. Самостоятельная работа в малых группах.
Во время учебы многие вузы рекомендуют проводить встречи по 3-6 человек, чтобы работать в парах клиент-терапевт и получать обратную связь от коллег.
Итого. Чтобы работать психологом-консультантом или немедицинским психотерапевтом, нужно иметь документ с присвоением квалификации и с разрешением на ведение деятельности, иметь навыки работы хотя бы в одном из подходов психотерапии или психологического консультирования, иметь опыт личной терапии и супервизии.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Из IT в психологию и обратно. Личные впечатления от работы психологом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других