Жемчужница. Рассказы

Елена Гомилко

Мне хотелось книжку, любимую, «для себя», для души… для побега в Мир женского, с любой страницы, с любой строчки… где нет ничего лишнего и случайного, где все имеет смысл и значение… в нежный, мягкий, живой мир, как лоно моллюска, где случайная песчинка становится жемчужинкой.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жемчужница. Рассказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

СОЧЕЛЬНИК

— Дедушка, расскажи сказку.

— Поздно уже. В рождественскую ночь нужно спать. А то Санта не принесет подарки.

— Мы уже взрослые. Расскажи.

— Ну хорошо. Только это будет не сказка…

— А что?

— Это будет правдивая история.

— Страшная?

— Не знаю. Решите сами.

Началась она давно, когда я еще стоял у стойки нашей старой гостиницы. Вы знаете старый дом за городом?

— Там еще произошла, говорят, какая-то загадочная история?

— Именно эту историю я собираюсь вам рассказать.

В этом доме жил старик. Со странностями. Говорят, он верил, что является потомком Гамлета, Принца Датского. Да-да, того самого.

Так вот. Деньжата у него водились, и он не скупился на свои чудачества. Он основал театр. Каждое Рождество в нем играли «Гамлета». Почему именно в Рождество — никто не знал. А роль Офелии в нем играла его внучка.

Так было много лет. Но однажды перед Рождеством в нашей гостинице появился постоялец. Он приехал по каким-то делам. Молодой, уверенный. Все выдавало в нем преуспевающего дельца. Он скучал. И я посоветовал ему сходить в театр. Он подивился столь нерождественскому репертуару, но пошел. Спектакль ему не понравился. Но одна актриса очень заинтересовала. Та самая Офелия. Он долго расспрашивал меня о ней. Что-то говорил о редком даре перевоплощения, выделявшем ее из откровенно серой провинциальной труппы…. Еще что-то…. Говорил, что надеялся увидеть ее поклоне, но она не вышла. А за кулисы его грубо не пустили…. Что-то еще о ней…. В общем, он мне запомнился. А через день он уехал.

В следующем году умер старый чудак. И его внучка осталась одна.

Они всегда были добры ко мне, и я искренне беспокоился о судьбе девушки.

Надо отметить, она тоже была не от мира сего. Она так верила в свою роль, что пыталась покончить с собой, как истинная Офелия. Потому-то она и не выходила на поклон. Но это держалось в строжайшей тайне, и только старик знал секрет, как уберечь ее от самой себя.

Но он умер. А Рождество приближалось. А с ним и спектакль. Угрожая стать последним в карьере Офелии.

Я не знал, как помочь бедной девушке. И вспомнил того парня, что так ею заинтересовался. Я написал ему. Благо, в регистрационной книге остался его адрес. Я не особо надеялся, но он приехал. И я рассказал ему все, что знал сам. Он очень удивился, но казалось, поверил. Он решил попытаться помочь. Возможно, ей просто нужно сменить обстановку, уехать, отвлечься. А если это не поможет, он покажет ее лучшим врачам. Он обязательно найдет выход. Отступать — не в его правилах. Он был так убедителен, что я проникся его оптимизмом и почувствовал облегчение.

Спектакль, по его просьбе, отменили. Никто особо не возражал. Ведь все это было лишь причудой Старого Гамлета. А он умер. Упокой, Господь, его душу!

Они уехали. И три года, проведенные в неизвестности, только укрепили мою надежду на счастливое завершение этой истории.

Но потом по городу поползли слухи о новом хозяине старого Дома Гамлетов. Я навел справки, и оказалось, что этот новый хозяин и есть мой старый знакомый.

Я навестил их. И увиденное мною изрядно поколебало мою надежду на лучшее.

Девушка выглядела отсутствующей. Выражение бледного лица напоминало увядающую лилию. Опекун ее тоже не производил былого впечатления успешного парня. В глазах его поселилась тревога, и какая-то неизбывная тоска пронизывала все его существо.

Он неохотно, словно превозмогая боль, поведал мне о том, как все эти годы боролся с ее недугом. Как возил по лучшим клиникам и известным врачам. Как удерживал от игры на сцене. Как пытался спрятать от очередного Рождества в дальних странах. Пытался даже придумать ей другой спектакль с другой ролью. Но все тщетно. Врачи разводили руками. К другим ролям она оставалась равнодушной, и казалось, просто не способна к перевоплощению в какую-то иную роль. Признаки приближающегося Рождества все равно пробивались сквозь охранные запреты. Да и сама она как-то чувствовала его приближение. Все в ней менялось. Как будто год она не жила, а копила силы для выхода на сцену Офелии. И если этого не случалось, она безмерно страдала, уходила в себя, и казалось, ничто в этом мире не имело смысла для нее, кроме этой жизни и смерти на сцене.

Но ее опекун не терял надежды. Им завладел очередной безумный проект. И ради его осуществления он купил старый дом. Ради этого он перестроил крыло под театральные подмостки. В тайне от нее пригласил старую труппу и начал репетиции.

Приготовления подходили к концу. Приближалось Рождество.

Меня очень интересовала его новая затея. Но слушать городские сплетни и верить слухам мне не хотелось. И я попытался разговорить этого парня.

Он долго отказывался, все боялся сглазить…. Но потом как-то обмяк и сбивчиво рассказал мне о своей идее. Он говорил долго. Лихорадочно блестели его глаза, вглядываясь в пустоту…

Он попытался изменить сюжет «Гамлета». Для девушки были приготовлены объяснения, что, якобы в действительности все было по-другому. Что Гамлет и Офелия счастливо полюбили друг друга и прожили долгую жизнь вместе. Основав тем самым династию, потомками которой и являются она и ее предки. А иначе просто и быть не могло. Ведь мертвый Принц Датский не мог бы оставить после себя потомства…. А Шекспир, якобы, умышленно изменил исторические события для придания своему произведению трагического звучания…

…Он говорил, говорил…. А я слушал и не мог отделаться от ощущения, что он сам свято верит в эту историю. И он верил. Как Офелия верила в свою роль. Он говорил. И весь его рассказ был призван питать эту святую веру, придавать ей сил и мужества. Потому что только ей, Его Вере, было под силу победить Безумие Офелии. И к этому бою он готовился…

…Приближалось Рождество.

Незадолго до премьеры он уехал. Что-то по хозяйственной части театра…

Но не успел.

То ли Рождество прорвалось сквозь кордоны его запретов. То ли жизнь в Доме Гамлетов сыграла с ней злую шутку. То ли сглазил кто…. Никто не знает.

…Венок из лилий и вуаль вынесло на берег пруда. Офелия доиграла, дожила свою роль…. Говорят, она была счастлива…. Бедная девочка…

…Эти лилии, эту вуаль нашли у него под камзолом. Когда он, играя Гамлета в новом спектакле, кстати, по-шекспировски, налетел на шпагу партнера и… не вышел на поклон в конце…

…Дети спали. Свечи догорали. Близилась полночь.

— Вильям, поди сюда, — донеслось из столовой.

— Иду, — старик спустился по скрипучей лестнице.

— Да что же ты детей пугаешь?!

— Почему сразу «пугаешь»? Никому не дано изменить историю. И судьбу…. А за каждую Офелию должен умереть свой Гамлет.

…Часы били полночь…

Очередное Рождество наступало в доме Шекспиров.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жемчужница. Рассказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я