Похожие книги

Чужими голосами. Память о крестьянских восстаниях эпохи Гражданской войны
Коллектив авторов

Крестьянские восстания эпохи Гражданской войны занимают важнейшее место в истории становления советской власти, оставив глубокий след в культурной памяти следующих поколений. За прошедшие сто лет акценты и способы описания крестьянских протестов несколько раз радикально менялись – от официальной советской трактовки выступлений как «кулацко-эсеровских мятежей» до романтизации повстанцев в период перестройки. Большевистская цензура и постепенное исчезновение деревенского мира привели к тому, что история народных выступлений тех лет рассказана в основном «чужими голосами». Данная коллективная монография исследует особенности сохранения и передачи памяти об этих событиях. Какие процессы, связанные с памятниками и местами коммеморации, происходили на протяжении последних ста лет? Как передавались устные воспоминания от старших поколений к младшим? Как менялась за это время частная и семейная память? Какое влияние массовая культура оказывает на историческую память о восстании? Ответы на эти вопросы авторы освещают на примере Тамбовского и Западно-Сибирского восстаний и ряда других выступлений. Многие мемуарные источники, интервью и архивные документы, используемые авторами, вводятся в научный оборот впервые.

Зеленое движение в Гражданской войне в России. Крестьянский фронт между красными и белыми. 1918—1922 гг.
Антон Посадский, 2018

Книга доктора исторических наук, специалиста по истории Гражданской войны в России А.В. Посадского посвящена массовому крестьянскому вооруженному движению в 1918 – 1922 гг. Оно получило название «зеленого» и представляло собой самооборону крестьян против вторжений в их жизнь и быт различных участников Гражданской войны, форму вооруженной борьбы деревни за свои интересы. В изменчивых обстоятельствах Гражданской войны зеленое движение могло превращаться в красно-зеленое и бело-зеленое. Однако главная его сила заключалась в массовости. Грандиозная «зеленая» волна мая – августа 1919 г. в русских губерниях продемонстрировала отношение деревни к коммунистам, разверстке, мобилизациям. Слабоструктурированный крестьянский протест хотя и не имел шансов на военную победу, однако представлял собой форму самостоятельного крестьянского участия в Гражданской войне. Автор на большом архивном и мемуарном материале показывает отношение к зеленым белого и красного лагерей, сторонних наблюдателей, уделяет внимание образу зеленых в пропаганде и литературе. В работе проанализирована взаимосвязь зеленого движения с миллионным потоком дезертиров из РККА и белых армий.

Дело крестьянской жены Катерины Ивановой (История о том, как одна баба дело государево решила)
Екатерина Константиновна Гликен, 2023

Рассказ, представляемый вниманию, составлен по историческим делам, бывшим в XVIII веке, почти все данные, взятые в кавычки, являются цитатами реальных дел того времени, которые автор почерпнул из исследований и архивов (почти, но не все). К чему автор прилагает в конце произведения список литературы, которая будет и сама по себе интересна любителям информации в делах о ведьмах и колдунах. Дела Якова Ярова, Катерины и Ирины Ивановых, камергера Салтыкова, ворожбы в спальне Елизаветы Петровны, а также тексты заговоров и богоотступных писем упоминаются в исторических книгах, в том числе записках Екатерины Великой, и исследованиях современных ученых. Однако, выводы из них – абсолютный авторский произвол.

Пламя над Волгой. Крестьянские восстания и выступления в Тверской губернии в конец 1917–1922 гг.
Константин Соколов, 2017

В монографии на примере Тверской губернии проанализированы сущностные черты и особенности одного из главных факторов разрушительной Гражданской войны в России – крестьянского повстанческого движения. Прослежена эволюция отношения крестьянства к советской власти, его прямая зависимость от большевистской политики в отношении деревни. Рассмотрены восстания и выступления, сведения о которых имеются как в открытых хранилищах и других общедоступных источниках, так и в ведомственном архиве Федеральной службы безопасности. Проанализированы формы крестьянского открытого протеста: от мелких стычек с комитетами бедноты и продотрядами до масштабных вооруженных восстаний зеленых, а также явлений политического бандитизма.

Махновщина. Крестьянское движение в степной Украине в годы Гражданской войны
Нестор Махно, 1927

Вольная территория, или махновщина, заселенная почти семью миллионами человек, находилась под защитой революционной повстанческой армии Нестора Махно. Нестор Махно, которого в народе называли «батько», каждый раз поворачивал оружие против тех, кто в тот момент создавал наибольшую угрозу для крестьянства, трижды подписывал договор с советской властью и трижды нарушал его. Противостоя и красным и белым, махновцы стали создавать свое общество самоуправления. После падения режима гетмана территория была занята белыми войсками Антона Деникина. К 1920 г. войска Деникина были вытеснены с территории Красной армией в сотрудничестве с силами Нестора Махно, части которого вели партизанскую войну в тылу врага.

Крестьянские восстания в Советской России (1918—1922 гг.) в 2 томах. Том первый
Петр Алешкин

В книге рассказывается о причинах, истоках, начале и ходе всех самых значительных крестьянских восстаний против советской власти в условиях политики военного коммунизма в 1918—1922 годах. «Чапанка», «вилочное восстание», «махновщина», «антоновщина», «серовщина», кронштадтский мятеж и т. п.

Дело «Трудовой Крестьянской партии»
Олег Мозохин, 2021

В работе описан процесс фальсификации следствия по делу «Трудовой Крестьянской партии», который преследовал цель нейтрализовать критически настроенную к планам коллективизации интеллигенцию для стабилизации обстановки на селе. Это было своего рода и предупреждение для «правых» о последствиях, которые будут их ждать в случае противостояния генеральной линии ВКП(б).

Крестьянская война за Советы против коммунистов (1918—1922 гг.). Статьи
Петр Алешкин

В книге рассказывается о начале и ходе всех самых значительных крестьянских восстаний в России против политики военного коммунизма в 1918—1922 годах. «Чапанка», «вилочное восстание», «серовщина», «махновщина», «антоновщина», западно-сибирские восстания, кронштадтский мятеж и т. п.

Причины и корни крестьянских восстаний в Советской России (1918—1922 гг.). Статьи
Петр Алешкин

В книге рассказывается о причинах, корнях, истоках и начале крестьянских восстаний в России против советской власти в условиях политики военного коммунизма в 1918—1922 годах.

Крестьянский вопрос во Франции и Германии»
Фридрих Энгельс

«Крестьянский вопрос во Франции и Германии» – статья знаменитого немецкого философа, одного из основателей марксизма Фридриха Энгельса (нем. Friedrich Engels, 1820 – 1895).*** В этом произведении автор пишет о том, как развитие капитализма и крупной промышленности влияет на жизнь крестьян, и о том, что им предлагают французские и немецкие социалисты. Он проводит сравнительный анализ программ социалистических партий Германии и Франции. Фридрих Энгельс был известен не только в Европе, но и в Российской империи. Хотя он и не дожил до Октябрьской революции, еще задолго до нее поддерживал российское революционное движение и борьбу против царизма.

Крестьянин и крестьянский труд
Глеб Иванович Успенский, 1880

«…В цикле очерков «Крестьянин и крестьянский труд» Успенский поставил перед собой задачу определить то начало, которое управляет жизнью крестьянина-труженика, формирует его умственные интересы и нравственные идеалы. Этим началом Успенский признал земледельческий труд. Наблюдая жизнь Ивана Ермолаевича, рассказчик, а вместе с ним и автор приходят к выводу, что, несмотря на тяжелые условия пореформенной деревни, крестьянин-земледелец любит свой труд, тонко понимает его красоту и поэзию. Вся жизнь крестьянина-труженика, весь его бытовой и семейный уклад, все его взгляды на окружающий мир подчинены труду, и это придает внутреннюю цельность его существованию. Лучшим выражением поэтических идеалов народа, неразрывно связанных с трудом, Успенский считает поэзию Кольцова…»

Крестьянские восстания в Советской России (1918—1922 гг.) в 2 томах. Том второй
Петр Алешкин

В книге рассказывается о причинах, истоках, начале и ходе всех самых значительных крестьянских восстаний против советской власти в условиях политики военного коммунизма в 1918—1922 годах. «Чапанка», «вилочное восстание», «махновщина», «антоновщина», «серовщина», кронштадтский мятеж и т. п.

Попово. Крестьянские родословные
Наталья Козлова

Деревня Попово Городецкого района, адрес: Россия, Нижегородская область, Городецкий район, деревня Попово (Бриляковский с/с). Код ОКАТО: 22228804054, код ОКТМО:22628404311, индекс: 606538. По данным «Карточек с/х и поземельной переписи за 1917 г. по Балахнинскому уезду Смольковской волости» (фонд Р 124 оп. 4 дело 157) по д. Попово (листы 1092—1098) значатся фамилии Спицын и Богатков. В ревизских сказках упоминаются фамилии Рукосуев, Рыжов и Поляков.

Лбово Пустое. Крестьянские родословные
Наталья Федоровна Козлова

Издание из серии «Крестьянские родословные». В этой книге рассказывается о поколениях людей деревни Лбово Пустое Бриляковского с\совета. Данные записаны на основании ревизских сказок и личных исследований.

Облизино. Крестьянские родословные
Наталья Федоровна Козлова

По архивным данным ф. 60 оп. 232 д. 1066 «Ревизские сказки удельных крестьян Смольковского приказа 1850 г.» в деревне Облизино числятся фамилии Клюев и Орехов; ф Р 124 оп. 4 дело 42 «Карточки с/х и поземельной переписи за 1917 г. Балахнинского уезда Бриляковской волости» по д. Облизино числятся фамилии Стрельцов, Клюев, Бобров. В ревизской сказке 1782 года по д. Облизино есть фамилия Осьминин, в 1834 – Клюев и Орехов. Крестьяне с фамилией Носовы из д. Кумово имеют родство с жителями д. Облизино.

Оголихино. Крестьянские родословные
Н. Ф. Козлова

Родословие семей деревни по ревизским сказкам 1782—1854 гг. По ревизиям найдены фамилии Кувтырев и Шишов. По данным фонда Р 124 оп. 4 дело 157 «Карточки с/х и поземельной переписи за 1917 г. Балахнинский уезд, Смольковская волость» д. Оголихино записаны крестьяне с фамилиями: Лоднев, Прытков, Шишов, Евстигнеев, Ситов.

Крестьянские дети
Влад Костромин

Рассказ о трагедии, постигшей мою семью. Эта весьма и весьма поучительная история, местами печальная, местами трагичная, местами комичная, местами трагикомичная началась в 1995 году. В практически документальном повествовании мы попытаемся отделить зерна от плевел. Развернем пестрое полотно семейной жизни двух детей, на фоне развала великой страны попавших под власть злой и подлой мачехи, совершенно не ограниченную, плавно нарастающим, ранее скрытым, безумием отца. Книга содержит нецензурную брань.

Русь крестьянская. Духовное исследование
Николай Мальцев, 2022

Доказано учеными, исследователями и историками, что если бы в XX веке Россия не вступила в полосу великих революционных потрясений и социальных экспериментов и избежала бы войн, то за счет прироста только крестьянского сословия численность её населения к 2000 году составила бы 500 млн человек. В реальности на 2000 год и до сего времени численность населения России не превышает 150 млн. Показательно, что в Тамбовской губернии царского периода проживало почти 4 млн крестьян, а в наше время суммарное население городского и сельского населения Тамбовской области не дотягивает даже до одного миллиона жителей! Почему обезлюдела черноземная область, и что стало причиной «недобора» численности населения России почти в 350 млн человек? На эти и другие вопросы ищет ответы автор Николай Мальцев в своем духовном исследовании крестьянского сословия царского и советского периодов.

Крестьянская история
Лидия Ананьева, 2017

Эта книга рассказывает о тяжёлом труде и несладкой крестьянской доле. Широко известно выражение «Хлеб – всему голова». Автор через свои воспоминания доносит до читателя размышления о судьбе крестьянства в России. По словам автора: «Хлеб – основа жизни, а ухоженное поле пшеницы – поле жизни». Значение хлеба в жизни человека, особенно русского, сложно переоценить. Он помогал выжить. Те, кто вспахал землю, засеял её добрыми семенами и вырастил для нас эти колосья, незримо здесь присутствуют. Богатое хлебное поле – это благо, благо народа, благо страны. Выращивать хлеб – очень трудная работа. Этих людей надо высоко ценить, глубоко уважать и беречь. Сегодня понятие «крестьянство» постепенно уходит в прошлое, подменяется «фермерством». Книга будет интересна людям, увлекающимся живой историей нашей страны, основанной на записях в дневниках, воспоминаниях и фотодокументах эпохи СССР.

Понуровы. Крестьянские родословные
Наталья Козлова

Книга о древнейшем роде Понуровых из деревни Лбово Пустое Городецкого района Нижегородской области. Крестьяне в деревне были экономическими (помещика у них не было). По вероисповеданию были как православные, так и староверы. Приходское село Блиляково.

На улице Крестьянской. Поэма
Борис Алексеевич Ефремов, 2005

О чём эта поэма? О большой сибирской семье, уходящей корнями в многовековые крестьянские традиции. О жестокой шутке XX века, бунтарского и безбожного, создавщего сатанинские условия для переделывания землепашцев в горожан без городской культуры. О том, как прежние тысячелетние устои Святой Руси были разрушены и заменены гнилыми опорами утопического социализма. Как произошло недопустимое смешения добра и зла, чванства и равнодушия, забвения национальной истории и сведения людских забот к земной, греховной жизни. И о многом другом, важном и злободневном, прочитаете вы в предлагаемой вашему вниманию поэме Бориса Ефремова «На улице Крестьянской».

Крестьянская семья. Попытка заглянуть в прошлое
Ольга Корелова

«Давайте, как в маленькое окошко, заглянем в прошлое, в жизнь наших ныне покойных сродников и постараемся увидеть – как и чем они жили, какие нравственные ориентиры были у них на первом месте». Опираясь на исторические данные о семейной жизни крестьян в Царской, дореформенной России примерно XVIII – XIX веков, было написано это художественное произведение. В книгу также вошли картины выдающихся художников XIX – XX вв., передающих нам жизнь и облик людей того времени, и русские народные пословицы.

Крестьянские женщины
Глеб Иванович Успенский, 1890

Статья Успенского содержит критику народнических теорий о «сближении с народом», проектов «жить трудами рук своих», для чего интеллигенту надлежало «опроститься» и принять образ жизни крестьянина. Во всех этих надуманных «теориях» женщине отводилась только роль матери, которая должна рожать и кормить детей. Успенский требует прежде всего отношения к женщине как к человеку и рядом примеров, почерпнутых из печати и из личных наблюдений, показывает, насколько значительна роль женщины в крестьянском быту, раскрывает большие возможности женщины как умного работника и организатора хозяйства, стремление женщин к самостоятельному, инициативному труду.

Крестьянское восстание
Август Шеноа, 1877

«Было после полудня конца февраля, лета господня 1564. Снег на горах уже растаял от живительных лучей солнца, и набухшая от притока горных вод река Сава неслась все стремительнее, широко разлившись по равнине у замка Сусед. В небольшой комнате замка, у высокого окна, сидела пожилая, но крепкая еще женщина, вся в черном. Если б ее светлые седеющие волосы не были зачесаны по обе стороны высокого выпуклого лба, то можно было бы подумать, что перед нами голова мужчины: большое лицо с тяжелой челюстью, длинный, загнутый книзу нос, широкий рот с бледными тонкими губами…»

Последний вагон
Валеса Фирсова, 2023

Вечерняя поездка в поезде, прекрасный пейзаж за окном, монотонный стук колес и сонные пассажиры. Приятно провалиться в сон в столь уютной атмосфере. Если, конечно, тебе не приснится кошмар, выбраться из которого будет очень трудно. А выберешься ли? Вдруг тебя схватят быстрее чем, успеешь опомнится? Главное, всегда держи его при себе – спасительный билет…

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я