Dears и Командор. Сборник эссе

Елена Вадимовна Тихонова

Эта книга о времени и о себе. О великом содружестве людей разных стран, культур, статусов. И о прекрасном времени, когда искусство помогает воспрянуть ото сна. От того тяжкого, муторного сна разума, что порождает чудовищ. Следуя за своим Командором, сообщество Dears открывает новые горизонты. Миры, где красота и сердечность неотрывны от дел каждого дня.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Dears и Командор. Сборник эссе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

19. Фазаньих курочек берегитесь22

Звуковая дорожка фильма, она же — саундтрек23.

В этом формате можно добиться многого. Очень многого. Например, у всех на слуху музыкальная тема Холмса и Ватсона. Пара тактов, и перед глазами ожившие персонажи во главе с леди Британией. Димаш творит не меньшие чудеса: за считанные минуты успевает поговорить с нами на глобальные, космические темы.

Этой цитатой из цикла о Шерлоке Холмсе хочется начать непростой и нелегкий разговор. О важном. Возможно, даже о главном. О несказанном, непередаваемом и даже не всегда ощутимом. О том — светлом или не очень — что созидается между строк. Между нотных знаков. Между фактов.

«И один в поле — воин» — сегодня как никогда мир приблизился к осознанию этой истины. Потому что осела пыль людской суеты. Мутные воды стали ясными, а мглистый воздух — прозрачным. Вернулись лебеди, и Гималаи стали видны за сотни верст. Очищается сознание. Стала видна наша мера ответственности за каждый — дурной или хороший — помысел каждого из нас.

Что происходит? Речь не об особенностях карантинного режима в отдельно взятых странах и городах. И даже не об изменении образа жизни или смене приоритетов: хроники пикирующего карантинуса мы еще напишем. Потом. Если захотим. Если не закружимся в водовороте дел, когда разом откроются все шлюзы. Мир вернется в свои рамки, но уже на новом уровне. Подобно очередному витку спирали РНК, как глаголет нам школьный курс биологии.

Все знают, что музыка безгранична. Что для нее не существует языковых, национальных, культурных и прочих преград. А все потому, что она выше наших людских заблуждений. Детских игр в песочницах.

Музыка — это та удивительная субстанция, которая питает душу.

Человечество получило шанс. Сегодня каждый волей-неволей вынужден предстать перед собой истинным. Таким, как есть. Без понтов, прикрас и золотых парашютов. Маленький кусочек молекулы-гиганта РНК уравнял всех. Заставил прийти на встречу со своим изначальным «Я». С собственной душой. Это первый этап.

Второй — осознать. Чем мы ее, нашу душеньку, кормим: фаст-фудом на скорую руку или истинной пищей духовной. Причем зерно истины находит приют в любом жанре и в любой форме. Бывают торжественные хоралы, не несущие с собой ничего, кроме пустотелой формы. Бывают незатейливые песенки, наполняющие душу до краев счастьем.

Время очищения. Омовения в кристальных водах настоящего искусства. Где нет места равнодушию, холодной расчетливости, наслаждению собой прекрасным. Лишь бескорыстное и безграничное служение Ее Величеству Музыке.

Только такое служение порождает знаковые саундтреки. Те, что остаются на десятилетия. Забудется сюжет фильма, сойдут с дистанции актеры и режиссеры, а произведение продолжит жить. Вдохновлять. Вести за собой.

Рискну предположить, что именно такой композицией станет финальная элегия картины «Creators: The Past». Неслучайно именно она замыкает киноисторию. Расставляет все точки над i. Подводит итоги.

Точный перевод невозможен. Слишком много оттенков и нюансов, которые каждый переводчик волен понимать по-своему. Эта трактовка (с претензией на эквиритмичность) — всего лишь один из множества вариантов потрясающей, многомерной, сияющей острыми гранями «Across Endless Dimensions»:

Печаль глаз

Канет во тьму…

Тоскую до слез

По жития Истоку.

Мой дух парит

Вне времен, миров

Жаждет скользить

Над трассой в безграничность.

Коль взлет крылат,

Тугая нить

Сквозь пустошь дней

Блистает.

Яви мне свет

Океанов любви,

Проведи до струны

Сердечной моей жизни.

Коль взлет крылат,

Тугая нить

Сквозь пустынь дней

Сияет.

Верни в дом,

Для души родной

Крыльев идеал дай,

Чтобы небес коснуться.

Почему в мире так популярны цинизм, хаос, саморазрушение самыми экзотическими способами? Потому что они сильнее всего насыщают чувства. Парадоксально, но факт: в первом приближении зло выглядит действеннее. Оно приходит к своей цели кратчайшим путем. Добивается и… разочаровывается.

Дело в том, что бесстыдство не самодостаточно. Оно паразитирует на здравом смысле. Получает энергию только от процесса его разрушения. Будь это война, террор или банальная бытовая склока. Пока продолжается акт агрессии — агрессор питается. Пока внимание людей привлечено фактом агрессии — агрессор питается. Пока мы обижены (справедливо обижены) им — агрессор не остается голодным. Самое страшное для него — это эмоциональный игнор, забвение и прощение. Особенно, прощение. Не будем путать со вседозволенностью. Законы общества непреложны: преступник должен получить по заслугам. Но пока мы питаем лиходея жаждой мщения, он остается сильным. И сила эта растет. Даже в заключении. Подобно Кощею Бессмертному, только и ждет подходящего случая, чтобы сорваться с цепи.

Люди становятся многократно сильнее только после того, как смогут простить. Именно простить (что очень нелегко). Просто потому, что осознали природу злодейства. Ее ограниченность и зависимость. А еще потому, что приобщились к природе добра. Всеми фибрами души прочувствовали могущество бескорыстия, гуманности, таланта сострадания.

Есть притча (а может, и научное наблюдение): никто из пернатых не решается напасть на орла. Ни одна птица не решится на такую битву. Никто, кроме ворона. Черный разбойник подкрадывается сзади и впивается в шею сильному противнику. Он терзает, отчаянно клюет, пытается добить могучего соперника.

Что же делает орел? Как сражается с наглецом? Он не пытается стряхнуть агрессора. Не пускает в ход когти и не вступает с ним в схватку. Превозмогая боль, царь птиц начинает набирать высоту. Круг за кругом, метр за метром. Несмотря на раны, он поднимается ввысь. Пока не достигает высот, где черным вестникам нет места. На высоте вороны камнем падают вниз.

Добро и зло обитают в разных небесах.

Человек, сумевший одолеть боль несправедливости, способный вопреки страшным ранам подняться до высот прощения, обретает невиданное могущество. Становится недосягаем для злых сил. Он подключается к запредельному и бесконечному источнику энергии. Энергии любви.

10 апреля 2020 г.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Dears и Командор. Сборник эссе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

22

«С дичью дело, мы полагаем, закончено. Глава предприятия Хадсон, по сведениям, рассказал о мухобойках все. Фазаньих курочек берегитесь» — «Глория Скотт» («The Gloria Scott») Артур Конан Дой.,

23

«Creators: The Past» https://www.youtube.com/watch?v=9efIWFhD8a4

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я