Стратегия успешного мастера. Как вырастить свой бизнес в сфере услуг

Елена Башева, 2023

Эта книга написана для стилистов, визажистов, парикмахеров, дизайнеров, консультантов, «свободных художников» и других специалистов сферы услуг – тех, кто давно хочет изменить свой бизнес, но просто пока не знает, как.Автор щедро делится с читателями своими многолетними наработками – историями, инсайтами, упражнениями и чек-листами. Это практическая книга, которая заставит вас взять в руки карандаш и писать, писать!Автор – Елена Башева – более двадцати лет работает в сфере услуг, является руководителем собственной имидж-студии, практикующим стилистом, парикмахером и визажистом, а также преподавателем, колумнистом журналов и консультантом по брендингу.Это не просто книга, а работающая стратегия чужого успеха, которая поможет и вам найти преданных клиентов и увеличить свой доход.

Оглавление

Путь мастера без стратегии

У самурая нет цели, только путь.

Философия самураев

А что будет, если вы вдруг не будете ничего планировать и вообще не захотите в своей деятельности придерживаться какой-то стратегии?

Что будет, если, прочитав эту книгу, вы отложите все нововведения «на потом» или внедрите что-то только частично?

Да ничего страшного, друзья, уже не произойдет!

Как говорится, все самое страшное уже случилось. Шутка.

Но не случайно же вы взяли в руки именно эту книгу!

Ну а без шуток — если вас не устраивает, как обстоят дела в вашем бизнесе сейчас, то без четкого плана перемен и без конкретной последовательности шагов по улучшению вашего бизнеса у вас ровным счетом ничего не произойдет!

Без стратегии в вашем бизнесе дела будут идти то чуть лучше, то чуть хуже, но вот общая картина вашей деятельности останется примерно такой же, как сейчас.

Ведь вы, даже не зная того, все равно все эти годы придерживались какой-то своей стратегии! Скорее всего, не самой лучшей и не до конца работающей. И даже не до конца осознаваемой.

А, может, вы вообще копировали чужие стратегии, глядя на то, как другим «везет»?

Поэтому пора увидеть все то, что вы отказываетесь в своем бизнесе пока замечать, и наконец-то осознать, что вы делаете, и как, и к чему на самом деле стремитесь.

Если вы, конечно, хотите жить лучше.

Я все время повторяла и повторяю, что не всем надо что-то менять, и не всем нужно входить в список лучших в своей сфере.

Многие всю жизнь остаются среднестатистическими мастерами со средними заработками, и их это более-менее устраивает.

Большие деньги тоже нужно еще уметь выдержать.

Поэтому, если вас более-менее устраивает то, что есть, то просто сядьте и подумайте, стоит ли что-то менять. На кону — бОльший успех, бОльшая известность и бОльшие деньги. Но для достижения всего этого придется потрудиться.

Однако, у меня есть для вас и хорошая новость: внедряя новую стратегию, вам не придется начинать все с нуля.

Потому что не нужно кардинально менять то, что у вас и так уже хорошо работает! Это один из главных законов бизнеса.

Не нужно менять то, что уже и так хорошо работает!

История про розовые завитушки

Однажды я консультировала девушку, мастера по маникюру, которая хотела переделать свои листовки, которые она бросала в почтовые ящики. Она хотела нарисовать на них новые «завитушки» и покрасить шрифт в розовый цвет. Все, как любим мы, девочки! Когда я стала уточнять, для чего она хочет их сменить, и приходили ли к ней по этим листовкам клиенты, оказалось, что народ по ним и так до сих пор постоянно идет!

И я посоветовала этой девушке в них вообще ничего не менять. А свободные средства направить на улучшение чего-то другого, более значимого. Например, на улучшение ее кабинета, который был тогда в плачевном состоянии. Или на обучение, которое сразу же открывало бы ей доступ к новым клиентам, которые уже давно запрашивали у нее сложный дизайн.

Визуальные улучшения вы можете сделать и потом, когда вся структура вашего бизнеса уже будет выстроена и будет хорошо работать! А пока — за главное.

Упражнение

Запомните, любой бизнес можно проанализировать по этим трем параметрам:

1. Найти в нем то, что уже и так работает (куда не нужно ничего вкладывать, и где не нужно ничего менять).

2. Найти в нем то, что можно улучшить, но только ценой серьезных вложений (денег, времени, сил).

3. Найти в нем то, что можно улучшить даже без значительных затрат.

Главное, отличать одно от другого и не делать то, что не приносит результат. (Результат в бизнесе — это прибыль, благодарные клиенты и признание в вашей сфере).

Проанализируйте ваш бизнес по этим трем параметрам! Запишите.

Как часто я вижу все время что-то хаотично улучшающих специалистов! Как правило, все улучшения касаются какой-то внешней, незначительной стороны. Все, например, хотят красивый дизайн визитки или сайта. Но, при анализе их бизнеса, оказывается, что сайт у них — с дизайном или без — вообще не продает и, значит, не работает. Для его «раскрутки» требуется еще море вложений и обращение к другим специалистам. Нужно ли это сейчас? Выгодно ли? Большой вопрос.

А визитки?.. Приводят ли они к вам клиентов? Или они нужны вам только для имиджа? Реально ли они повышают ваш статус или доход? (Или сейчас клиенты приходят к вам через социальной сети и знакомых, а визитки вам вообще ни к чему?).

Самое опасное в таких «внешних» улучшениях — то, что вам кажется, что вы сделали для своего бизнеса что-то по-настоящему важное. И вы расслабляетесь. И просто ждете… Но ничего не происходит.

Поэтому, прежде, чем изменить в своем бизнесе какую-то незначительную «завитушку», такую, как вид шрифта или цвет сайта, честно ответьте себе на вопрос: «Для чего? Что может мне это изменение дать?».

Не тешьте себя иллюзиями. Клиенты не приходят только на новый шрифт или цвет. Бизнес — это структура. Совокупность всего. Какие-то элементы более важны для вашего бизнеса, какие-то нет. И вот с неработающими элементами нужно проститься.

Поэтому смотрите, что у вас на самом деле сейчас работает и продает.

Критерий успеха в бизнесе — продажи. И никак иначе.

Я много работала с экспертами и брендами — консультировала их как раз по улучшению их бизнеса.

И, знаете, что? Когда у некоторых специалистов пропадали их любимые иллюзии, они вообще разочаровывались в своем бизнесе и решали не делать больше ничего!

Им казалось, что все настолько плохо, что нужно вообще все кардинально изменить (или уж совсем не браться).

Хочу предостеречь вас и от таких поспешных и грустных выводов.

Когда вы всерьез займетесь своим бизнесом, вы неизбежно столкнетесь с разочарованием и крахом иллюзий, и увидите, что много лет делали не то и не так. Это нормально.

Но прошу вас — не бросайте свое любимое дело. Вернее, не отказывайтесь наконец-то встать на более продуктивный путь. Именно сейчас у вас действительно появилась такая возможность.

А то, что вы делали раньше — это ваш багаж, опыт. Всегда можно перестроить свой бизнес так, что он будет приносить вам и радость, и доход. Вы просто пока не знаете способов.

К тому же, негативный опыт и опыт того, что не работает, порой самый ценный! Просто сделайте из него выводы и идите дальше.

А еще — признавайте свои ошибки.

Путь к успеху начинается с признания своих ошибок.

К тому же, как вы уже поняли, не нужно бежать и рушить свой бизнес до основания перед тем, как построить на его месте работающий новый! Так делали только нигилисты. Да и то — в прошлом веке.

Нужно просто спокойно и беспристрастно проанализировать свой бизнес на предмет того, что в нем уже работает, что требует кардинальных перемен, а что — просто «косметического ремонта». И вкладывать силы только в нужное.

Как правило, в любом бизнесе есть то, что можно и нужно улучшить. Причем, многое можно сделать без особых временных и финансовых затрат. Вообще, всегда стремитесь уменьшить затраты на то, что и так работает, не определяет успех или то, чего вашим клиентам попросту не видно. Вкладывайте только в то, что может принести вам еще больший доход! Или в то, что важно, но вы почему-то до сих пор не разобрались с этим.

Помните о том, что наши ресурсы — это не только наши финансы, но это и наши силы, и время. Как часто мы о них забываем! Их тоже нужно учитывать. И подсчитывать, как финансы. Мы будем учиться этому далее.

Поэтому предлагаю вам делать все приведенные в книге упражнения. Они запустят в вашей голове такие процессы, которые позволят вам увидеть совершенно новые пути в вашем бизнесе и научат мыслить структурно!

Потому что хаос — это враг бизнеса.

Если вы плывете по течению и делаете что-то для своего бизнеса только время от времени, то вы будете оставаться примерно в той же точке, где и сейчас. Либо, если вы совершаете хаотичные движения, вас будет постоянно штормить, и вы рискуете жить по принципу: «То пусто, то густо».

История о моем «шторме»

Лично я, когда у меня не было четкой стратегии, совершала кучу ошибок. Например, я могла вдруг решить повысить цены, но делала это не для всех клиентов, пытаясь угодить «стареньким», а иногда могла вновь вернуться к старому прайсу или давать необоснованные скидки. Просто у меня не было четкого понимания, к чему я иду. Не было своей финансовой цели. В итоге я получала удивленных, а иногда и раздосадованных клиентов, которые не понимали, что конкретно происходит. Не делайте так!

В бизнесе нужна система, а все перемены лучше производить по плану, руководствуясь своей стратегией развития. И не отступать.

И еще — нужно очень четкое желание что-то менять. Потому что долгие сомнения всегда будут приводить к потерям — финансовым, временным, психологическим, репутационным.

По плану легче двигаться. Вам уже не надо ничего придумывать.

Просто открываете заветный лист и читаете, что у вас там следующее.

Мастера, выбирающие тактику «работать по наитию», без стратегии, упускают самое главное — время своей жизни.

Оглянувшись назад и поняв, что ваш бизнес не только не рос все эти годы, но и «просел» в некоторых местах, вы можете не просто разочароваться, но и махнуть на него рукой. Это самое опасное.

К слову, когда мы будем анализировать свой бизнес и реальное положение дел в нем, лучше откинуть все лишние эмоции. Мы должны посмотреть на него, как на данность. Как вы помните, мы должны будем выписать не только плохое, но и все хорошее, что у нас сейчас есть. С чего мы стартуем.

Что касается мастеров, которые работают без эффективной стратегии, то их подавляющее большинство — около 80 %. Поэтому, если у вас поначалу появится всего лишь четкий план каких-то самых минимальных улучшений, вы уже опередите большинство сомневающихся и топчущихся на одном месте специалистов. И у вас будут все шансы больше зарабатывать, иметь больше благодарных клиентов и строить себе такую жизнь, о которой вы всегда мечтали.

Упражнение

Посмотрим на то, что у вас сейчас работает, а что — нет. Куда можно вкладывать силы, а куда — не надо.

Нарисуйте таблицу. В ячейках пропишите, что у вас сейчас работает, что вообще не работает и то, что требует только небольших перемен. Пишите конкретные вещи. Это касается и конкретных услуг, и конкретных действий. Опишите все, что сможете.

Можете пойти дальше и прописать, что именно и как вы будете менять по каждой заполненной вами ячейке. Но только помните о главном вопросе: «Что это вам даст? Ради чего это нужно менять?».

Заметьте — нет общих решений! У одного мастера будет хорошо работать то, что никогда не работало у вас. Можете, конечно, подумать, почему какая-то популярная услуга у вас не работает (накидайте несколько гипотез). Но гипотезы потом нужно проверять.

Этот листок с таблицей вам в дальнейшем тоже понадобится, когда вы будете анализировать свой бизнес по конкретным сферам.

Справка

Есть давний спор между разными системами образования: в каких-то странах образование нацелено на то, чтобы прокачать «слабые» стороны учеников, «дорастить» их до более-менее сильных; в некоторых странах, наоборот, прокачивают только «сильные» стороны, не теряя время на развитие слабых. Ведь считается, что слабое вообще невозможно прокачать настолько, насколько у нас развиты изначально сильные стороны.

В бизнесе тоже очень важно обозначать приоритеты. Иногда нужно от чего-то отказываться, чтобы вложить свои силы только в то, что на данный момент перспективно. И в бизнесе лучше работает модель «не прокачивать слабое, а делать ставку на сильное». То, что у вас получается хуже, можно отдавать помощникам, если они у вас есть.

Если помощников нет, отказывайтесь от того, что не приносит вам прибыль и сильно на ваш успех не влияет.

Например, я когда-то отказалась от наращивания ресниц и окрашивания бровей, так как это отнимало у меня много времени и сил и, в целом, мне не нравилось (а также не увеличивало мой средний чек). Также это не приводило к росту моей популярности и известности как мастера. Ведь я позиционировала себя всегда как стилист, а не как мастер по бровям. И мне было абсолютно невыгодно эту сферу развивать.

Или, например, мои коллеги-стилисты начинают изучать какую-то сложную непопулярную систему (в эту ловушку когда-то попалась и я) и тратят огромное количество времени и сил, чтобы просто донести до аудитории ценность и важность своей системы! А простые люди в этом ничего не понимают и, соответственно, к такому мастеру не идут. Стало быть, ваши возможные «плоды» пожинают другие специалисты, которые используют более простые системы и объясняют людям все более доходчиво. Поэтому не тратьте время на сложное и неработающее.

Как правило, все, что сложно, хуже работает.

Некоторые специалисты изобретают себе сложные философии и не хотят отступать от каких-то своих необычных теорий, объясняя это своей «избранностью». Я тоже через все это прошла.

И заметила, что философия и сложность появляется в вашем бизнесе там, где происходит очень простая вещь — вы почему-то до сих пор не продаете.

Вы делаете ошибочный вывод, что услуга никому не нужна, и вас, такого необычного, просто не поняли. Но не спешите.

Это вы просто не поняли, как лучше продавать. И клиентам доходчиво не объяснили.

Упростите саму услугу или то, что вы говорите о ней, и вам самим станет легче жить и зарабатывать. Без избранности.

А свой статус и авторитет можно поднять другими способами. И о них мы тоже поговорим.

В любом «творческом» бизнесе важно для себя определить, что вам важнее — удовлетворение собственных амбиций или реальные клиенты и реальные деньги, которые могут вам заплатить за ваши знания. Амбиции и доход можно совместить, но и в этом случае нужно крепко подумать, как донести нужность вашей услуги до людей.

И, скорее всего, все равно отказаться от того, что не работает.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я