На деревню дедушке

Елена Архангельская, 2021

Истории о жизни в СССР и России, начиная с 70-х годов 20 века и по настоящее время, построенные в виде переписки друзей, родных и близких, для широкого круга читателей, которые найдут здесь информацию об истории страны, о детстве, юности, любви, о семье и вечных ценностях, живущих в каждом из нас. В основе историй лежат реальные события, происходившие в стране и с людьми. Все персонажи, имена и названия в книге являются вымышленными, любое совпадение с реальными событиями или людьми является случайным.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги На деревню дедушке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

44.2.24. Мое письмо Тьери

30.08.1981

Курская обл.

Здравствуй, Тьери!

С большим и теплым приветом к тебе, Лина! Спасибо от всей души за твои похвалы в мой адрес относительно языка, для меня это очень важно, тем более от тебя, настоящего француза и парижанина!

Отлично, что ты отдыхаешь вместе со своей семьей и у тебя все хорошо. О городе Довиль, к сожалению, я ничего не знала, но теперь мне кажется, что это необыкновенный, сказочный город, я спрошу о нем у нашей учительницы, думаю, что она наверняка знает. И Коко Шанель в СССР знают все, эта женщина — самая известная законодательница моды, известны духи «Шанель № 5», костюмы и шляпки «от Шанель».

О Мон-Сен-Мишеле я ничего не слышала, это остров из снов, наверное, тоже спрошу о нем у нашей учительницы. А омлет мы приготовили, как ты написал, с моей подругой Леной, которая, кстати, научила меня его делать еще в первом классе, и у нас почти получилось! Мы очень обрадовались и решили, что, когда вырастем, обязательно откроем свой ресторанчик и приятно удивим всех жителей, а ты, возможно, приедешь к нам в гости и оценишь.

Полтора месяца — в июне и июле — мы с родителями отдыхали у бабушки и дедушки в деревне, на Украине, это мое самое любимое место на Земле, и, наверное, самые добрые и милые дедушка и бабушка! Я много проводила с ними времени, они рассказывали истории из своей жизни, из детства, рассказывали о своих предках. С дедушкой ходили косить траву, чтобы заготовить сено на зиму, он косил, потом мы складывали его в большую сетку и привозили частями на велосипеде к дому, где разбрасывали в большом сарае и сушили. Еще я ходила на пастбище, где пасут коров и гусей, и помогала за ними следить. Помогала бабушке собирать в саду и готовить для сушки абрикосы, груши и яблоки, а также полоть огород, и дедушке — носить воду, чтобы его поливать. А в свободные вечера и иногда после обеда гуляла с подругами, одна из которых приезжает из Харькова к бабушке, а другая живет в деревне с родителями. Мы с ними ходили на ферму, смотрели и помогали их родным, иногда — на озеро, даже пару раз ловили рыбу, правда, ничего не поймали. Еще мы играли в мяч, рассказывали разные истории, ходили в соседнюю деревню в магазин, чтобы купить что-то, чего нет у нас, например рыбу, газированную воду или шоколадные вафли.

Бабушка нам пекла в печи очень вкусные пироги с вишнями и абрикосами, а еще она очень вкусно готовит борщ — это такой суп со свеклой и другими овощами на бульоне. Вообще, бабушка все очень вкусно готовит, но эти два блюда — особенно! Иногда, когда приезжает мой дядя, мы с ним и с папой идем на озеро ловить рыбу, мне это так нравится, тогда у меня тоже получается, они мне помогают. А после рыбалки мужчины рыбу чистят и жарят на огне на улице, это так необыкновенно вкусно. Тогда вся семья собирается на улице за большим столом, все ужинают и рассказывают разные истории и что-то интересное из детства.

В начале августа мы с моей семьей отправились на юг, ехали с раннего утра до самой ночи с небольшими остановками, папа отдыхал, поскольку ему было тяжело ехать одному по неизвестной дороге. Я сидела вместе с ним на переднем сидении и все время следила за дорогой и сравнивала с картой, правильно ли мы едем? Когда проехали Полтаву, вдоль дороги, вместо осин, берез и других деревьев, мы увидели абрикосы, грецкие орехи, яблони, а вместо полей с пшеницей и капустой, поля с помидорами, арбузами и дынями, это было так необычно, мы даже остановились, посмотрели колхозные поля и попробовали помидоры, они были очень вкусные. А когда ехали обратно, собрали грецкие орехи в посадке, целую сумку, другие тоже останавливались и собирали, это было не запрещено.

Отдохнули мы хорошо, жили мы в кемпинге, а море было совсем рядом. Мама с папой ночевали в палатке, а мы с братом — в машине, это у нас был первый опыт, но, наверное, и последний. Все-таки лучше снимать жилье или жить в пансионате, поскольку на Азовском море днем очень жарко, до 40 градусов, а вечером и ночью — менее 20, мы даже куртки надевали. Условия проживания, комфорт были не на высоком уровне, по утрам нужно было стоять в очереди, чтобы пройти в комнаты гигиены и набрать воду. Город Бердянск, который был совсем рядом, нам очень понравился — приятный, красивый, там очень хороший рынок, в кафе вкусно готовят, днем можно спрятаться в тени деревьев и приятно отдохнуть. Очень любопытно, что рядом с морем, возле устья реки Берда, есть множество лиманов — это маленькие, очень соленые озера, которые содержат лечебные грязи и минеральные источники. А вода в них очень, очень соленая, мы с братом в ней не плавали, а просто лежали на поверхности, и она нас держала.

После отдыха мы вернулись домой, загоревшие и счастливые. Мне скоро в школу, брату — в детский сад, а родители уже на работе.

Пиши, как ты провел лето, буду очень ждать.