А теперь – на Юг!

Елена Алчевская, 2022

Приключения Елены продолжаются. Ей мало было всяких войн, наводнений, игрищ с местным падре, строительством Ладоги и близких земель, торговли и своей промышленности, так ей ещё и Киев захотелось взять под свою руку, ну и Рюрика тоже. Так что взяли Киев, ну, совсем бесхозный был. Отогнали печенегов, побили хазаров, заодно захватив их земли, нашли третий путь из Днепра в Черное море, ГГ даже смогла нивелировать предательство близкого человека. По пути наша героиня нашла и подобрала для своих друзей их суженых, так что свадеб было не мало. Но как и было обещано – они с Рюриком захватили Крым. Битва за Перекоп была эпохальна! Но эти дервиши… Кстати, впервые в истории захватили Херсонес. И это сделал Великий князь Рюрик. И вы даже не представляете, что они в этом Крыму нашли! Да за такие дела… но Богини опять помогли, наши герои могли и не уйти живыми. Но обошлось. К тому же, Рюрик получил своего наследника, только вот что с ним случилось, говорить не хочется. Даже не знаю, что делать.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги А теперь – на Юг! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Соловецкие острова.

— Дорогой у нас завтра годовщина свадьбы,

может, зарежем поросенка?

— Поросенок в чём виноват? Серегу надо зарезать,

это ведь он нас познакомил.

Просто анекдот.

Если я не ошибаюсь, то Рунольв и Адлия уже давно создали семью. Но всё же надо это объединение как-то узаконить. Конечно индийскую свадьбу Цитты и Бандура в обозримом будущем никто не переплюнет, но праздничное настроение создать надо. Так как Рудольв был, фактически, сиротой, то согласился играть свадьбу по традициям невесты. А так как она не стала жрицей богини Луны, то захотела провести свадебный обряд по традициям своей семьи. На мой взгляд, он немного поспешил с согласием. Но тут уж ничего не поделаешь — мужчина сказал, мужчина сделал.

Вот и начали готовить свадьбу, но по-зороастрийски.

Дело в том, что бракосочетание зороастрийцев, как бы это сказать? Было весьма неоднозначным. Тут привычка нужна. Их мужчины, как правило, женились в 25–30 лет, а женщины вступали в брак от 14 до 19 лет. Только родители имели право выбирать для своих детей женихов и невест, а дети не могли без согласия родителей или опекунов жениться и выходить замуж. Но не в этом дело. Родителей у них здесь, естественно, нет. А по обычаю, после того как родители обо всем договаривались, происходило оглашение имён вступающих в брак. Этот семейный глас производил главный священнослужитель, который должен был подтвердить и свое согласие на их брак. Но не это меня напрягало. Ведь хотелось, чтобы у этих двоих всё было хорошо. И так уже намучились. В общем, церемония бракосочетания у тех, кто принимает зороастризм, отличалась от тех, кто не такие, как они. Немного путанно, но верно.

Свадебные празднества длятся 4 дня. Первый день, по-моему, был самый интересный, это когда у двери дома молодоженов сажается ветвь манго — символическое пожелание изобилия. Поработали и хватит. Свадебный день закончен. Это у них. А у нас, здесь на Севере, с этим фруктом напряжно. Я даже хотела отправить на мыс Таран катер на воздушной подушке за веточкой из оранжереи, но меня вовремя остановили. Шагара мне напомнила, что за катером пойдут и на драккарах, и по земле, и по рекам, только чтоб узнать, где находится моё поместье. Конечно, она была права. Рунольв заявил, что в связи с нехваткой манго, обойдемся яблоками. Да, мы ведь саженцы сюда привезли, и те уже начали немного плодоносить. Ну, для ритуала хватит. Тут мы, правда, немного поспорили. Шагара предлагала"Делькорф", потому как яблоки по 200 гр. вырастают. Я предложила"Амбасси", потому как эти желто-красные плоды обладают насыщенным вкусом, приятным ароматом, плотной и хрустящей мякотью. И на манго немного похожи. Но нас обеих обломала Радмила. Заявила, что это летние яблоки и долго хранится не могут и поэтому символом плодородия никак не могут быть. Посидели, подумали. Шагара предложила раннезимний сорт"Лобо", который дает крупные коричневато-красные яблоки. Но тут я взяла первенство. Потому, что вспомнила про интересный сорт, который мы привезли из поместья — "Макинтош", осенний сорт. Но у него и само дерево очень красивое — богатая, раскидистая крона. Очень красивая. Перед домом будет сказочное дерево. К тому же, яблоки вишнево-красные, крепкие и имеют интересный конфетный привкус. Короче, я победила. Посадили"Макинтош".

Во 2 и 3 дни проводят церемонии в честь умерших. Похвально, но немного напрягает. Мы вот тоже поминаем героев войны возле обелисков и всех, кто нам дорог. Но не два же дня подряд? Ну да у разных народов, разные обычаи. Теперь мы подходим к важным церемониям непосредственно дня свадьбы. Это 4-ый день. Как невеста, так и жених совершают священное омовение, что очень многим стоит взять такую хорошую привычку. И уже чистые, после обеда принимают святые дары, что подготавливает их к получению благословения и силы от божественного мира. Свадьбы обычно играют вечером, вскоре после заката. Но не в этом были сложности. Сами смотрите.

Вступающие в брак строго соблюдали свои обряды. Жених находился в отдельной комнате до тех пор, пока не совершится брачная церемония. Ну, это ладно, раз только мужчины могли присутствовать на бракосочетании. Невеста, ее мать и подруги прятались недалече и внимательно слушали происходящее. Хорошо, что приехали в Ладогу не только воины и торговцы, но и члены семьи. Вот уже собрались семьи жениха и невесты. А положено приглашать руководителей общины, а где их взять?! У нас главный — Рюрик, но он эту религию не только не исповедает, он вообще о ней не слышал! У нас только один человек, который знал это религиозное течение — Шауш, жрец храма Луны, который Асмиру-то и спас. Но представителем княжества быть не мог. Потому как чужой. А здесь к таким вещам относятся очень серьезно. Думали долго, но решение нашёл сам князь. Он как-то вечером пришел на наши посиделки и огорошил:

— Значит так. Дело тут простое. Я приму зоро… зооса… этот…ризм и посижу на свадьбе, как положено.

— Князь, но ведь хирдманы не поймут! Как же вы отбросите богов своих предков! — это конечно же Берси, наш милый, доверчивый Медвежонок.

— Да, слабо мы ещё работаем с нашей молодёжью. Ну кто тебе сказал, что это навсегда?! Ведь надо же на свадьбе посидеть главе околотка или как его там. Что, в Персию за ним ехать? Отпразднуем, как индийскую свадьбу, ведь тогда нашли жениха? И какого! И быстро, между прочим, охотник сориентировался. К тому же я уже сколько раз веру менял, и ничего. И сейчас, для хорошего дела, снова поменяю. А потом сделаю наоборот. А то вы не мычите, и не телитесь. Кстати. Я, что, буду хуже их старейшин?!

— Конечно же нет!

— Да вы самый лучший!

— Вот, слышишь, что люди говорят?

— Да я… Я не понял! Простите, ярл!

— Вот, вы готовьтесь, а я пойду. Фархад, пошли, расскажешь мне какие обряды провести.

— Слушаюсь, мой князь.

И вот, 4-ый день свадьбы наступил. Чуть ли не на рассвете, с огромным достоинством появился Главный Священник. Слава богам — настоящий. Справа от него должен садиться отец невесты и ее родственники, все, кто приехал с посольством. Слева — жених с сопровождением. Большим. Священнослужитель обратился к вступающим в брак с молитвой-поздравлением. После окончания церемонии родственники обменивались сладостями, подарками, веселились, а после праздничной церемонии невесту, одетую с ног до головы в зеленый шелк, отводили в дом жениха. Обряд бракосочетания всегда носил радостный характер, так мне сказали. Несмотря на то что невеста не принимала непосредственного участия в торжестве, ее дом украшался множеством цветов и растений, символизировавших любовь, нежность, целомудренность и чистоту невесты. В связи с тем, что некоторые эпитеты были несколько… преувеличены, мы решили их игнорировать. Зато огромную множество засахаренных фруктов и леденцов символизировали доброту и нежность. И это было честно. Тут надо сказать одну очень важную вещь. Свадебный обряд зороастрийцев никогда не обходился без зеркала. Его приносили в дом невесты от жениха. Обычно это было серебряное или бронзовое зеркало. Мы подготовили подарок более роскошный. Наше зеркало было напольное, и, разумеемся, из стекла и серебра.

По его бокам зажгли две витые свечи, украшенные золотой тесьмой, в честь жениха и невесты. Кстати, во время церемонии в зеркало смотрится только невеста. Видимо, красота жениха здесь не приветствуется. Так что Жениха, невесту и их близких у входа в дом невесты должен встречать служитель культа, одетый в парадное, белое одеяние. Мы точно не знали, как оно выглядело, поэтому, посовещавшись со старшими товарищами, решили сделать как посоветовал Фархад. С его слов, Священная рубашка — символична уже по своей структуре. Она шьётся из белого батиста или мелкотканой хлопчатобумажной ткани"муслин". Ну, этого добра у нас было достаточно. Белый цвет — символ невинности и чистоты в зороастрийской религии. Правда, меня смущало то, что белую рубашку одевал священник, а не невеста, но у разных народов свои заморочки. Никаких пуговиц или металлических застежек на ней не должно быть. Рубашка эта должна иметь 9 швов. Потом швы — один справа, другой слева, части: переднюю, заднюю. Два мешочка, один у сердца, второй — на спине. Там ещё много всего нужно было, но я передала эту часть подготовки Голубе, она в этих вещах лучше разбирается, да и Фархад ей поможет.

Среди приглашенных должны были быть семь свидетелей из числа наиболее уважаемых зороастрийцев, которые своими подписями подтверждали и скрепляли вступление в брак. Но где ж их взять, использовали охранников хорезмийского посольства. Хорошие парни. Но двух человек не хватило, остальные охранники были мусульманами. Дефицит закрыли Бардольфом, он последнее время вообще ни во что не верит. А вторым вызвался быть Фархад, он у себя дома что-то изучал по Авесте. Пошли дальше. Затем жрец обращался к жениху и невесте, их свидетелям и родственникам:"Во имя бога милосердного и справедливого! Сегодня здесь на основании веры маздаясны, согласно зороастрийскому обряду, происходит церемония бракосочетания. Здесь нахожусь и я, тот, кто носит звание мобеда (что это, или кто это, мы не знали, но раз в его свитке так написано…) и призываю в свидетели бога, великого пророка, освящающих вступающих в брак. Я спрашиваю жениха и невесту, исповедующих единую веру, хотят ли они вступить в брак и назвать друг друга мужем и женой". Я попросила Рунольва не волноваться, на бракосочетании (свадьбой это действие называть нельзя), использовать пример Рюрика и дать утвердительный ответ. После положительного ответа жениха и невесты мобед должен обратиться к молодым с пространной, напутственной речью. Я подумала, что Заратуштра не обидится, если мы её сократим. Он сам трижды женился, должен понимать. Но слова"Проявляйте доброту в отношении друзей… соблюдайте внешнюю и внутреннюю чистоту тела и души" — оставила. Хорошие слова. А также попросила напомнить новобрачным ещё один важный момент.

Дело было в том, что браки, заключенные зороастрийцами, как правило, были моногамными, но бывали случаи, когда муж брал в жены вторую жену, а иногда и третью. Но Рунольв должен помнить, что согласно брачному зороастрийскому кодексу, муж не имел права приводить в дом вторую жену без согласия первой. Обычно, это происходило в тех случаях, когда в течение семи лет, прожитых в браке, жена оставалась бездетной. Тьфу, тьфу, тьфу. Если в семье не было сыновей, отец, выдавая дочь замуж, просил дочь и ее мужа дать свое имя одному из их сыновей, который становился продолжателем рода. Если умирал молодой мужчина, не успевший жениться, его родители выбирали девушку, которую нарекали его женой (в древности это могла быть даже родная сестра покойного). Когда эти «вдовы» действительно выходили замуж, они имели право родить ребенка, но при условии, что новорожденный будет носить имя покойного.

Ещё мне понравились кое-какие предписания в важном вопросе взаимоотношения полов. Безбрачие и абсолютное целомудрие здесь осуждались. Жизнь мужчины была подчинена долгу продолжения рода. Среди зороастриек случаев проституции не наблюдалось. Никогда. Хотя положение женщины-зороастрийки в доме было более терпимо, чем положение мусульманки, но тоже не сахар. Изнурительные предписания очищения, отдаление от близких во время болезней или родов, не участие в воспитании детей. Да много ещё чего. Кстати, обязательные ритуалы, связанные с культом предков и поминанием душ усопших, присутствуют на всех праздниках и торжествах у этого народа. Почему? Так ведь души умерших предков, оказывается, радуются вместе с живущими. И лишать их праздничными удовольствиями, это не по-человечески.

Но что меня ещё удивило, то, что в первую очередь с культом предков связаны вопросы наследства и опекунства. Согласно мусульманским законам, наследство передается по старшинству, от родителей к старшему сыну. Зороастрийцы делают по-другому. Значительная доля наследства отдается младшему сыну, потому, что он дольше всех остается в доме с родителями. Младший сын наследует дом и сад и выполняет все обряды культа предков. И если он не выполнял свой долг, то навсегда лишался права на свою долю наследства. Наследство завещателя также переходило в руки зороастрийской общины в том случае, когда наследники становились вероотступниками. Проси не проси. И тогда доходы с такого выморочного наследства должны были идти на содержание зороастрийских сирот — мальчиков и девочек.

Свадьба была — интересной. Но с индийской, конечно, не сравнить. Но молодые были счастливы, они даже не верили, что их смогут поженить, с такими-то законами… И мы искренно радовались за них. Как говорится, совет им, да любовь.

Соловки.

Эти острова манили меня неимоверно. Даже во сне ко мне приходили. Но не совсем приходили, просто видела я их с птичьего полета. И я искренне не понимала — зачем они мне? Но эти сны появлялись всё чаще и чаще, я бы даже сказала, чуть ли не как каждую ночь, и гораздо четче проявлялись. Я даже какие-то реки, леса, даже дома видела. И чем больше я всматривалась, тем ярче проявлялось нечто, похожее на кривую сетку, линии которой были то толстые, то тонкие, то вообще — какие-то воздушные. Такого на картах Соловецких островов я не видела, хотя и попыталась посмотреть в ноуте. Ничего. А тут — как специально сложилось. Свадеб вроде больше не намечается, после похода в Хедебю людям надо отдохнуть, работа идет рутинная. Так почему бы туда и не съездить? Тем более, что очень давно я пообещала Рунольву вернуться на эти острова, чтобы разрешить его затянувшуюся вендетту с князем Святополком, который из псковских кривичей, насколько я знаю. Интересно, как он там появился. Впрочем, это не важно.

Меня довольно сильно интересовала страна Бьярмия, о которой часто упоминали мои земляки и, особенно, Рунольв. В моем времени была такая гипотеза, что Бьярмия была страной (ну, по тем временам), предшествовавшей Русскому государству. Хотелось проверить и эту гипотезу. А Рунольв хотел кровной мести, так что все хорошо сложилось. Поэтому мы собрали в мае 879 года отряд и отправились на Соловецкие острова, расположенные в западной части Белого моря. Так что владетели островов контролировали вход в реку Онегу, где был короткий и легкий волок в Онежское озеро, а из него в Ладожское озеро и далее в Балтийское море. Второй путь шёл на восток в Белое озеро, в Шексну и в Волгу. Для нас стало особенно важным, чтобы правители Соловков пошли под нашу руку. А то последнее время они там совершенно распоясались. Да и запрятанные клады отца Рунольва тоже были важны. Нападать на эти острова могли и Шведы, и Даны, и Венеды. А вот кому эта земля принадлежала изначально, кто на ней это всё построил! А интернет говорил, что построили здесь немало.

Особенно стало интересно, когда узнала, что легендарный остров Туле и есть Большой Соловецкий остров, хотя и не верится. Я не раз и читала, и слышала на экскурсиях, что Соловецкую крепость построили монахи где-то в XVI-XVII веках. А по словам самим монахов — это был год 1436, когда появился на Соловках преподобный Зосима. Так что собрались и поехали. Шли на большой Соловецкий остров.

Приехали. Вышли на берег. И почти сразу встала перед нами не просто громадная, а грандиозная, исполинская крепость. Если мне не верить глазам своим, то эта крепость в полтора, а то и в два раза выше той, будущей истории. Я была сильно ошарашена. А нас уже ждали на пристани. Сам Святополк, князь его, княжьи ближники, и главный советник его величества — монах Файвел {Сияющий. Да уж, имя подходит как никогда, мне кажется, что иврит сам находит правильные имена своим чадам. Тем более это монах, а к ним я отношусь весьма настороженно. Мы прошли путь от наших корабликов до крепости минут за 40-50, шли не спеша, потому как впечатление крепость произвела потрясающее. Файвел разливался соловьем, рассказывая какой у них огромный и великолепный город-крепость. Территория храма охвачена невиданными массивными стенами высотой аж 10м. и толщиной около 5м., с 7 воротами и 8 башнями. Стены, судя по всему, из дикого камня, огромных размеров, до 5 м. Жуть. Как они эти глыбы поднимали, обрабатывали, ставили. Тут невольно вспоминается Древний Египет.

А в моем будущем времени считали, что монастырь построили в 15 веке. А тут стоит огромная крепость, скорее всего построенная очень давно, возможно кельтами, которые пришли сюда в начале первого тысячелетия до новой эры. Помню, что Трувор об этом намекал. Вот сами подумайте, почему-то нигде больше христианские монахи не построили таких мощных крепостей, а вот здесь, в дальнем углу Белого моря, создали такую, которая может выдержать снаряды современных пушек. К тому же ещё здесь весьма странная конструкция у этих башен: они сужаются кверху. Интересно, от кого служили защитой эти мощные башни и стены и кого они защищали? Хотя, вспоминая наш предыдущий поход на Север, и того третичного полузмея гигантских размеров, то такие стены и башни не кажутся такими уж крепкими и высокими.

Но вот о большом возрасте стен у меня никакого отвержения не возникает. Я точно знаю, что камни в стенах и башнях покрыты лишайниками эпилитами, сама лично читала о них. Знамениты они тем, что растут на камнях и чрезвычайно медленно. Так что за какие-то 450 лет они не могли так разрастись. Тут тысячами годиков пахнет. Уже позже мы узнали, что массив стен крепости стоит на сплошном фундаменте, выложенном из валунов и глубиной до 2,5 м. Стена целиком выложена из громадных блоков, залитых известковым раствором. В стенах я сама видела валуны, которые доходили в поперечнике до 1,5 м., так их вес, думаю, достигал 6-7 тонн, а то и больше.

Спросила Файвела, как тут с водой? Не о морской, конечно, интересуюсь. Оказывается, гидротехническая система на Соловецких островах весьма неоднозначна, и тоже вызывала недоумение. 52 озера соединены в единую"питьевую систему", которая идет до крепости и Чистого озера (в будущем — Святого) прямо около крепости. Вода, пройдя через территорию Кремля, сливается в море. Здесь разность уровней озер, даже стоящих близко друг к другу, без плотин или чего-либо ещё, создавали естественный ток воды куда ей надо. Своеобразная Венеция, но гораздо лучше. Вода непрерывно поступает в Чистое озеро и из него по каналам, в том числе и подземным, проходящим через территорию Кремля, изливается в море. Ров вокруг крепостной стены обложен ледниковыми валунами. Камни по берегам каналов чисто и точно уложены, дно выровнено, так что передвижение по ним на лодках — одно удовольствие. Говорю же, почти Венеция. Единственно, по ним не только гондольеров можно пускать, тут и лес сплавляют, и сено возят, и камни для строительства. При набегах каналами уходили и прятались в глубине острова женщины, дети, старики. Так, потихоньку, да и за разговорами, дошли до ворот. В самой крепости тоже роскошно. Святополк, напыжившись как индюк, хвастался богатствами крепости.

— Вот, посмотрите, поварня у нас каменная, как в Визинтии!

— А ты там бывал, князь?

— Нет, но…

— Это я там бывал, царевна. Или княгиня? Ну и рассказал князю, что видел.

Кто бы сомневался. Ох и хитер, этот Файвел, ох и хитер. Впрочем, они все там такие. Зато князь пришёл в себя и снова начал работать чичероне:

— Да, так вот. Да. Вот квасоварня, тоже каменная, ох и люблю я квасок, особенно ядрёный. Здесь рыбу сушим-вялим. Здесь у нас казенная палата, мы с волоков и торговых стоянок мыто собираем. Вон там конюшни, овчарни, хлева, склады, тоже каменные. Века простоят. А вот и мой дворец, такого и у короля франков нет.

Я внимательно осмотрелась. Да, конюшни и иже с ними, это да, века простоят, ничего ни лошадям, ни другим, кто там и что там есть, ничего не грозит. Ни дождь, ни снег, ни стрелы, ни огонь. Маленькие крепости в крепости большой. А вот княжеский"дворец", судя по всему, раньше был или наблюдательной вышкой, или высокой казармой. Все просто, но зато защищаться хорошо. Ну, бог с ним, дворец так дворец. А Сияющий все понимает и ехидную улыбку прячет как-то привычно, я бы даже сказала, устойчиво и регулярно. Но тут я повернулась в сторону Севера, и всё ушло. Я никого не слышала и не видела. Я смотрела на Храм.

Мы приплыли рано, рассветный туман окутывал крепость. Потом эти клоуны, нас сопровождавшие, тут пляски половецкие устроили, нервы нам мотали. Вот это чудо я и проглядела. Я, конечно, о нем знала, Рунольв рассказывал, но как бы ты себе не воображал картину чего-то, но если не видел своими глазами, то представить все равно не сможешь. Я и не смогла. Стены и башни Храма тоже сложены из дикого камня, но каждая глыба обтесана по нужному размеру. Для фундамента — огромные ледниковые валуны. Вот их не обтесывали. Просветы между ними забивались более мелкими камнями и заполнялись раствором, который переливался как перламутр. Для стен Храма камни обрабатывали по-другому. Каждый блок ровно по 1,5х1,5х1,5, как по линейке. Хотя может действительно, по линейке. Только вот камни эти были не серые, а чистый серебристо-черный и морозный, как агат. И видно, как они переливаются. Стены высотой, даже не знаю какой, как голову не задирала, не смогла этажи подсчитать. Огромные окна в бронзовых рамах, правда, без стекол. Но, может быть, им, тем, кто строил, необходимы были Свет и Вольный Воздух? Дух? Душа? Невольно спросила вслух:

— Это кто же такую красоту-то, построил?! — и услышала ответ.

— Мой отец ещё в молодости начал, а под старость закончил. — ничтоже сумняшеся заявил князь.

После этих слов даже монах споткнулся. А мы все встали разом. Тут я сразу поняла, с таким человечком не надо никаких дел иметь. Ну просто нельзя. С убогими умом серьезно говорить не стоит. Боги не поймут. Поэтому я переглянулась со своими и пошла в Кремль. Больше я этого… не спрашивала. Как его викинги живым-то оставили, они таких быстро выбраковывают. Впрочем, это уже ничего не изменит. Его для меня нет.

Но кто же все-таки построил эту Крепость?! Я вспомнила, что в свое время читала в интернете о постройках на Соловецких островах, что монахи, как бы это потактичнее сказать — немного присочинили в том, что это они построили здесь эти огромные, монументальные крепости. Как только старец Зосима, мол, прибыл сюда, так и начал строительство крепостей, каналов, дорог. Кучка местных народов на островах, числом до 1000, оставшихся после нескольких погромов викингами, очень сильно уменьшились. А монахов сначала вообще было около десятка, а потом, говорят, до 300 человек, вместе с послушниками стало. А вот судя по тому, как эти блоки покрыты лишайниками эпилитами, здешние сооружения гораздо древнее. Что это за непонятные лишайники, я не знаю, но их особенность в том, что на поверхности только недавно обтесанной, они никогда не поселятся. Только что сколотая поверхность им не подходит, слишком враждебна для них. Им приходится ждать более 100 лет, пока кислород воздуха сделает поверхность камня пригодной для поселения лишайников. Более того, они растут так медленно, что даже 200 лет на сантиметр еле поднимется. А тут богатство этих растений на фундаменте ковром лежит. И ещё. Даже мне, женщине начала XXI века, искушенной в технике и видевшим немало чудес современного строительного, трудно поверить, что стены эти выложены человеческими руками — такой огромной мощью и безбрежным спокойствием вьется от них. А если подойти поближе — то через несколько минут можно услышать, как они дышат.

Ещё одна странность. В устье Северной Двины моего времени никаких ледниковых валунов нет. Их заготавливали где-то далеко, в каких-то непонятных каменоломнях, и привозили сюда издалека. Сколько же каменотесов здесь должно было работать, чтобы построить эту крепость! И какими инструментами? Загадка. Монахи объявили, что это деяние великого императора Петра, видно ему и Петербург, ну и заодно Соловки построить — раз плюнуть. Почему бы такие интересные Соловецкие острова не застроить крепостями, похожие на египетские пирамиды?! Как нечего делать! Кстати, а чертежей и проектной, так сказать, документации в архивах монастырей пока что не нашли. Да и зачем она таким великим строителям? И на глазок пойдет.

Скоро эти церемонии князя мне надоели до рвоты, так что я сослалась на женскую слабость и ушла.

Клад.

Ночью мы потихоньку спустились в подвал. Думаю, что в этом пьяном угаре, князь сотоварище спать будет долго и сладко. Даже Файвел не выдержал, напился изрядно. Вот уж правду говорят — с кем поведешься… Ключи у Рунольва были, это же надо как надо умудриться сделать. Имею ввиду, где же он их достал?! Дверные петли смазали, потихоньку открыли створки, подождали пока выйдет затхлый воздух. Но маски всё равно надели и правильно сделали. Почти сразу возле дверей лежали трупы, точнее мумии и скелеты последних защитников тайн Храма. Непонятно, вроде должно быть что-то одно: или мумии, или скелеты. Ладно, пока подождем, может дальше что-то подскажет. Пошли.

Своды этого туннеля в крепостной стене были стесаны на конус, чтобы свод мог держаться. Арочное перекрытие сделать непросто, пока я не видела здесь такие сложные архитектурные и строительные работы. Только укладка каменных блоков так, чтобы самый верхний блок заклинивал весь ряд, чего стоит. Кто же это сделал? Конечно же не монахи и тем более не Петр. Эти постройки как минимум 1000 лет назад. Теперь я понимаю, почему не нашли тайники жрецов, кто ж догадается, что проходы идут внутри стен?! Вот куда-то дошли, снова дверь, и снова металлическая, но не железо, скорее черная бронза. Хотя я читала, что это был очень редкий, сильный, дорогой и очень прочный металл. А здесь им двери оббивают. Для красоты.

Мировая Матушка.

Цветок мой аленький меня снова не подвел. Мы спустились ещё по одной лестнице вниз, судя по всему, уже в толще фундамента. И в нем идет анфилада камер или комнат. Нет, скорее, странные, но удобные и крепкие подвалы. Просто их внедрили в стены фундамента, судя по всему. Прошли немного дальше и ухнули вниз. Нет, не по-настоящему, просто такое ощущение возникло. Нет, нас не пугали, просто мы сразу почувствовали, что мы в другом месте. Не в подвале, не в храме, вообще не на Соловках. Хотя интерьер пока не изменился. Немного подождали, пришли в себя, некоторые глотнули воды, у меня, кстати, тоже горло пересохло. Баранакке, как самый продвинутый диггер, предложил идти вперёд, всё равно позади стена. Мы молча согласились. Часа через два мы вышли в большой каменный зал, по сравнению с нашей пещерой, где я нашла кольцо, — совершенно не сравнимый. Мало того, что потолка почти не видно, так, некоторые тени и своды, так и конец этого зала не видно. Во-первых, он теряется в туманном сумраке, во-вторых, здесь стоят совершенно в разнобой колонны из той же черной бронзы. Когда-то читала, что это была именно бериллиевая бронза с примесью бериллия-марганца-молибдена-ванадия и прочих редкоземельных добавок. Это было нечто близкое к инструментальной бронзе моего будущего, которая по качеству не уступала хорошей стали. А процесс её изготовления в это время считали сродни великой магии, и хранили в большом секрете. Изделия из неё были только штучные, особенные, естественно дороже обычных бронзовых на несколько порядков. А тут такие громадины стоят… но цвет очень красив и необычно мягок.

— Моя царевна, может, пойдем?

— Куда, Рунольв?

— Ну, вперед, конечно.

— А где он, этот"перёд"?

— Как где?

— А ты оглянись.

Мою просьбу выполнили все, включая Дэзи. За нашей спиной не было стены с дверью, из которой мы сюда вышли. Их исчезновение я почувствовала, просто как легкий ветерок, уносящий большую ветку. Все повернулись ко мне, только Баранакке и Дэзи переглянулись, а потом осмотрелись. Моя красавица покружилась, выбирая себе более удобное место, и спокойно улеглась. А чего лапы трудить. Баранакке снял с плеч свою котомочку и начал устраивать привал. Все довольно удивленно уставились на меня, но я поддержала порыв моих первых кладоискателей. Переглянувшись, остальные тоже начали готовится ко сну. Поужинали, пробежались недалеко налево-направо и легли спать. Молодцы. Ни паники, ни вопросов, ни пустой болтовни. Спать. Силы нужны. А нервотрепки — нет. Я тоже уснула быстро. И, разумеется, проснулась ровно в полночь, по моим часам, как планировала. Что-то мне подсказывало, что именно этот час нужен мне для принятия следующих шагов. И что там на воле, кто знает. Осмотрелась. Интерьер не изменился, люди спят без задних ног, всё как в тот раз, в подземелье, где я нашла перстень. Ещё раз осмотрелась, но ни стены, ни светового указателя не было. Только решила начать уже немного паниковать, как услышала за спиной тихий смешок. Обернулась.

Статная женщина лет сорока, с массой длинных косичек, переплетенных золотыми нитями и подвесками, в кожаной шапочке с массой золотых брошей или фибул, не знаю, как у них называются. Кстати и драгоценные камешки там посверкивают. Одежда интересная, на здешнюю, причем у разных народов, не похожая. В моем временем её определили бы как унисекс. Нижняя юбка чуть ниже колен, сверху верхняя юбка, прочная, почти как брезент, доходит до середины колена. Очень удобные кожаные калоши без каблуков, и онучи, расшитые золотыми и серебряными нитями плюс золотые и серебряные бляшки. Кожаный камзол до середины бедра, тоже, естественно, расшит. Пояс явно из серебряных колец, на нём — длинный кинжал в золотых ножнах и с рукоятью из слоновой кости, различные серебряные и золотые флакончики, золотая ложка в индийском стиле, обалденно красивая. Боги, а рядом, да, конечно — пулугай, нечто вроде поясной подвески, только сплетенный из скальпов врагов. Необычная женщина. На голове убор, украшенный парчой и серебряной жемчужиной, похожий на корону готских королей. На нём были ещё и две пантеры из золоченной фольги, что всё вместе было признаком высочайшего социального статуса его носительницы. И как последний штрих — на груди женщины переливалась довольно большая ажурная бляха, сделанная то ли из серебра, но скорее из платины. Не простая, а весьма многозначительная. Но не металл здесь важен, а её суть.

— Что это у вас на груди? — вырвалось совершенно невольно.

— Своего рода космогоническая картина нашей Вселенной. — она ответила серьезно, но в глубине глаз поблескивали смешинки.

— И только?!

— А ты посмотри повнимательнее. Здесь четко прослеживается деление на три мира: небесный, земной и подземный.

— Точно. Очень характерно для многих индоевропейцев.

— Именно. Посмотри внимательно. В самом центре мироздания — это Божья Матушка. Её руки образуют первый круг — мир, который она как бы обнимает, оберегает. Второй мир-круг образуют уже руки Богов, головами расположенных к центральной фигуре. Ну а третий мир — это внешний круг, воля. Это очень сильный оберег, очень. Поэтому женщина должна носить его на груди, тогда он будет оберегать не только женщину, но и её детей, сколько бы их не было. Только боги за серьезную провинность против них могут их наказать.

— Кто вы?

— Я"Мировая матушка", для своего народа, разумеется. Я стояла во главе своих людей, мне подчинялись девы-градоправительницы, а под ними были уже князья, руководившие дружинами. Я та, которая правила и принимала решения в своей земле. Правда, очень-очень давно.

— Я читала, что античные авторы называли ваш народ аорсами. От всех воинов окружающих племен они отличались длинными мечами и небывалой свирепостью, поэтому даже Рим неоднократно нанимал сарматских воинов.

— Это так. Но не это главное. Ты тоже принадлежишь к этому народу, как, впрочем, и Шагара, и Рюрик, и многие другие твои друзья и люди. Кстати, ты тоже несешь эту ношу, только так не называешься, царевна. Но что в имени твоем?! Свет Солнца и Лунный отблеск?! Но это ведь не всё, далеко не всё. И главная твоя обязанность — сохранить свой народ.

— Какой народ?!

— Который вы с мужем собираете возле себя…

Говорили мы долго, очень долго. Но зато у меня, наконец, в мозгу начало что-то проясняться. Передо мной встала задача, которую мы с мужем должны и, главное, можем, сделать.

— На прощание я подарю тебе оберег для твоего мужа. Вы с ним отличная пара. Эта фибула не только застежка для плаща. Она, конечно, золотая, но не в этом её ценность. Это одно из самых ярких и узнаваемых деталей в мужской одежде, но ценна не потому, что она указывала на высокий статус своего владельца. Только искусный воин может носить эту фибулу, сначала заслужив это право в бою. И в дальнейшем уже эта фибула будет помогать ему в ратных делах. Твой муж действительно хороший человек, при данных обстоятельствах. Не всем женщинам дается удача найти надежного мужа. Любовь — это хорошо, а удачная супружеская жизнь, гораздо лучше. Береги его.

— Берегу, очень. Он стал мне по-настоящему родным человеком. Он за меня жизнь отдаст. А все эти завихрения — от лукавого.

— Хорошо, что ты это понимаешь.

— И последнее. Ты должна найти Ковчег.

— Но как?!

— Помогу, конечно. Слушай и запоминай. Ковчег находится в Константинополе, во Влахернском дворце. Но тебе с мужем надо спешить. У некоторых есть намерение эту реликвию оттуда забрать. Как только ты его найдешь, сразу же возвращайся в Крым. Если не найдешь, всё равно быстро отправляйся в Крым. Там много что будет решаться.

— Хорошо. Сделаю, как скажете.

— Отнесешь его в пустую комнату Храма, который не похож ни на какие другие.

— И как я узнаю, что он такой особенный. Я мало в каких Храмах бывала.

— Не бойся, этот ты точно признаешь.

— Поверю вам на слово.

— В той пустой комнате стоит только один большой сундук. Капнешь свою кровь на ручку этого сундука и тогда он откроется, сам. Не дергай его, не двигай, на зуб не пробуй.

— Постараюсь удержаться.

— Хм. Положишь туда ковчег, возьмешь лежащий там ключ, закроешь плотно крышку, четыре раза провернешь в замке, повесишь ключ на крючок возле двери. Сразу же выйди, запри дверь и через три дня снова зайдешь в комнату. Понятно?

— Может всё же повторишь ещё? Вдруг забуду?

— С огнем играешь, деточка. Ладно прощу на этот раз. А пока иди, спи. Завтра отсюда уйдете. Даже с подарками.

Я лежала и думала. Как называлась эта крепость изначально? Может быть, это и есть тот древний Холмгард — столица Бьярмии? Может быть, именно отсюда были приглашены княжить в Новгород, Белозеро и в Ладогу Рюрик с братьями? Ведь было же в том, моём бывшем мире, в устье Северной Двины стояло довольно приличное селение Холмогоры? А что, если эти Холмогоры и были легендарным Холмгардом, о котором рассказывают древненорвежские саги? Не удивлюсь, если это окажется именно так. Впрочем, не об этом думаю. Не о прошлом надо вспоминать, в будущее смотреть.

На обратном пути мы заехали в Каргополь. Этот город был мне интересен с точки зрения торговли. Я была очень удивлена, когда мне местные сказали, что крепость в городе Каргополе, который расположен в истоках реки Онеги на берегу озера Лече, также построена из дикого камня. Этот город находился на торговом пути из Белого моря и, разумеется, от Соловецких островов. Шел по реке Онеге в озеро Лече и далее по системе небольших речек и волоков в озеро Белое, а уж из него по Шексне в Волгу. Решила сделать здесь нашу факторию. Того стоит. Город этот в средние века играл в Бьярмии очень важную роль. И что ещё меня удивило, что Соловецкие острова от окружающих пространств Беломорья отличаются удивительно мягким климатом. Лето здесь как правило прохладное, но длинное, при этом такое, что местные жители выращивать овощи, рожь и овес. Необыкновенные места. Надо к ним приглядеться повнимательнее. А теперь — домой. Этне скоро рожать.

Роды Этны.

Ни с родами Ефанды, ни с родами Голубы я не сталкивалась, ничего не видела, были серьезные причины. Но Этну я одну не брошу, у неё здесь родни нет, а подруги есть. А я для неё — только что не мать. Своего старшего сына Малдера {Главный, князь} она родила, когда я была в походе к арам, а близнецов, Колдера {Бурный Поток} и Кери {Скалистый} — во время наводнения в Дорестаде. Причины, конечно, уважительные, но и те, и другие роды были очень тяжелые для роженицы. Не буду заострять на этом внимание, но при третьих родах я хотела бы присутствовать. Так это и будет.

Кстати, наблюдая за здешними женщинами, я вышла на одну страшную женскую тайну. Там, в будущем, наших женщин обманывают и калечат, потому так часто у них рождаются больные или изуродованные дети. Бывает, вроде всё спокойно, но женщина хоть синяки, да получит. Обязательные, так сказать, при родах случайности. Вы думаете, здесь также? НЕТ!!!

Женщины веками рожали на дому. И дети появлялись на свет, как правило, абсолютно здоровые. Когда я набрала здесь статистику по этому вопросу, то встала в ступор. Я знала, что мне хотя бы одного ребенка, но придется родить. Без вариантов. И я дико боялась этого действа. Видя местных женщин, гуляющих с коромыслом на 9 месяце, я приходила в ужас. Но тем не менее, дети рождались как огурчики. Это потом, когда они уже на серьезной работе, воинских тренировках, в эпидемиях получали раны, а то и умирали. Но роды здесь были совсем не причём. Потому что, проходили они по совсем другим правилам, чем в далёком будущем. Наши, местные"акушерки"заставляли мамочек рожать на корточках, на четвереньках, вертикально с опорой на муже, держась за поручни кресла, веревку, или руки виновника торжества. Оказывалось, что сидя на"родовспомогательном"стульчике, у этих женщин тазовые кости раскрывались просто и естественно. Ребенок выходил в этот мир легче, ибо копчик ему совершенно не мешал.

Почему женщин моего будущего заставляют рожать на спине? Думаю, что заставили и убедили, что так правильно. Потому что так удобнее врачам и акушеркам, но никак не самой роженице и ребёнку. Ведь при лежачим положении копчик не может подогнуться и свободно выпустить ребёнка. Малышу приходится как-то преодолевать закон гравитации и подниматься вверх, а это сделать нелегко, вот вам и осложнения. Поэтому здешние женщины рожали только так, в вертикальном положении. А вот те, кто считает написанное здесь дурью, сделайте перерыв и сядьте на стул. Мысленно представьте плод в своем животе. Чувствуете, что его головка напирает на"выход"? А теперь медленно и спокойно ложитесь на спину. Куда смотрит головка малыша? Вверх, в небо? А где"выход"?! Параллельно Земле. Вот малыш и вертится, и крутится, пытаясь выйти на свободу. Вот и ловит разные тычки, столкновения, напрягается, ему не хватает воздуха, потому что все перекручено и сжато. Но тут есть ещё один аспект.

В это средневековое время идет борьба волхвов против заявления Католической Церкви, что женщина — существо грязное, бездушное и неправедное и потому она в муках должна приносить ребенка на божий свет. Наши местные женщины про такое даже не слыхали, они в ряде вопросов были главнее их. Потому как женщины могли рожать и, соответственно, создавать Род. Почему Католическая церковь так взъелась на своих матерей и дочерей, просто не могу понять. А ведь Этна воспитывалась в монастыре. Нет, что хотите, она у меня будет нормально рожать.

Кстати, когда я начала увлеченно изучать материал по этой теме, потому как все мои девушки, одна за одной стали выходить замуж, то наткнулась на некоторые факты. Должна же я следить за здоровьем нации?! Так вот, я узнала, что манера рожать лежа, в кровати, да на перине, прошла из-за вмешательства, точнее любопытства мужчин. Один из королей Франции 18 в. вдруг захотел увидеть процесс родов и приказал положить свою любовницу на спину во время этого процесса, чтобы ему было все хорошо видно. После этого, роды лёжа на спине стали модными. Ибо их возвысил и пробудил, возвел в моду сам король!!! А это серьезно. Больше по другому варианту женщины уже не рожали. Вот так вот. Ну, вернемся к делам.

Мы с акушерками всё приготовили и когда процесс начался всё прошло отлично. Мы обиходили младенца, милый мальчик. Накормили, уложили спать. Роженица донельзя довольна, да и папаша тоже. Нужные ритуалы провели, ни про рубаху, ни про штаны не забыли. А тот случай вспомнили. Посмеялись. Этна заснула, как и полагается порядочной роженицы, мы все вышли из спальни и Бардольф потянул меня в столовую, обмыть ножки младенца. Он бы конечно предпочел для этого другую кампанию, но на часах было 3 часа ночи. Так что он достал себе портвейн, я тоже выпила немного сладкого муската, нервы, всё-таки. Мы уже взялись по третьему бокалу, когда из спальни донесся дикий вопль. Сшибая стулья и посуду, мы с Бардольфом рванули в комнату. Этны там не было. Бардольф вытащил меч и начал тыкаться в углы и окна. Но звук, кажется, доносился из ванной. Все акушерки, мамки, няньки, девки, проснулись и начали тоже орать в унисон. Я прислушалась снова. Не смотря на многочисленность слуг, оравших довольно слаженно, я услышала совершенно нечеловеческий вой из ванны. Пробившись через эту толпу ворвалась туда. Этна сидела на местном унитазе — большом, широком, со стенкой, очень удобном, и выла. Подскочив к совершенно невменяемой женщине, которая просто утробно ревела, не видя ничего вокруг. Спрашивать было бесполезно, поэтому я с размаху отвесила ей несколько пощечин. Вой замолк.

— Ты чего орешь, дура?!

— Я родила…

— Прекрасно знаю! Только вот ты своим воплем и малыша разбудила, и весь дом! Ты чего делаешь, Бардольф своим мечом сейчас всех порежет!

— Этна! Что с тобой, что случилось? — наконец Бардольф уразумел, что врагов здесь нет.

— Говорит, родила.

— То есть… так мы уже знаем. Этна, милая, давай ложись, а то сынок расплакался.

— Нет.

— Что"нет", Этна?! Приди в себя.

— Я родила ещё одного ребенка, царевна. Прямо в унитаз. Я даже и не тужилась. Он просто выпал в унитаз.

Мы с Бардольфом переглянулись, и я взглядом вытолкнула его из туалета. Он всё понял. Как хорошо, что этот клозет такой маленький. Никто ничего не видит, я своими юбками всё закрываю.

— Бардольф, вели ставить воду кипятить, пусть несут тряпки, Этна ещё одного ребенка РОЖАЕТ! А я ей сама помогу, здесь не развернуться. — громко проорала я.

Пока он пытался выйти из туалета, крича, что нужно делать, и руками всех баб отталкивая от двери, я начала поднимать бедняжку. И тут я увидела, что пуповина ещё из неё не вышла, видно как-то она её пережала, сидя. Но тут до меня дошло: пуповина не только спускалась в унитаз, она была натянута! Буквально на волевых, сунула руки в этот чертов унитаз и вытащила малыша, завернутого в околоплодный пузырь. Этна с открытым ртом смотрела на меня и ребенка, которого я из пузыря вытаскивала. Быстро стащив с Этны плат, которым перевязали ей живот, и вытащив ребенка, ударила по попке. Закричал, как мне показалось, весело. Быстро завернула его в плат, но в течение этого действия, поняла, что ошиблась. Это была девочка. Но кричала она, действительно весело.

Всё прошло гладко, никто ничего не заметил и не понял. Ещё бы, со сна, да после первых родов, да с устатку. Бардольф на следующий день пришел ко мне с подарками, даже пытался ноги целовать, что взять с сумасшедшего папаши. Тем более что девочка оказалась. Я и не знала, что он о дочке мечтал. Ну, пять детей — нормально. Но не больше. Я всем своим ближникам дала серьезный совет: детей заводите, но не более 4-5. Послушались. Все. Так что за девочку он мне был сильно благодарен. Выпросил у меня придумать имя для неё. Очень упрашивал. Сошлись на Алёне. Хорошее имя.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги А теперь – на Юг! предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я