На самом деле

Елена Агафонова

Это книга-подарок. Всем, кто меняется сам или хочет поддержать изменения близких ему людей. Книжку можно читать с любого места, выполнять практики по настроению или просто на ходу слушать краткие комментарии автора о том, что важно для соединения ума, души и тела в единое целое при любой погоде.

Оглавление

Жизнь©

Декабрь 2018 * Время для чтения ±20 минут

Фото: Nitish Meena

ЧТО ЕСЛИ У КАЖДОЙ ЖИЗНИ ЕСТЬ СЦЕНАРИЙ?

ЧТО ЕСЛИ СЦЕНАРИЙ МОЖНО ИЗМЕНИТЬ?

В детстве это не проблема. Можно начинать каждый день с чистого листа. Помните? Как это здорово — пробовать и не доводить до конца. Ну или быстро менять направление движения. Хотя бы иногда.

В третьем классе мама сказала мне: «Так. Будем ходить в бассейн. Поэтому длинные волосы лучше подстричь — проще сушить и не заболеешь зимой». Предполагалось, видимо, что мама занята, и я одна буду из бассейна домой возвращаться. Детям лень сушить волосы, а в мокрой шапке простудиться — сущий пустяк. Не поспоришь.

И хотя плавать пробовала до этого только пару раз в тёплом море у берега, сразу представила, как по-чемпионски обгоняю всех на дорожке. Телевизор тогда безостановочно вещал о наших великих победах во всех видах спорта. Особенно в фигурном катании, хоккее и, конечно, в плавании. Поэтому безоговорочно согласилась сменить свой пушистый хвост по пояс на короткий сессон.

Буквально на следующий день в музыкальной школе на уроке сольфеджио встретила мало знакомую, но как-то сразу ставшую близкой по духу девочку, которая меня прямо спросила: «Хочешь со мной акробатикой заниматься?» Я не знала, что такое акробатика и где ей занимаются, но мне очень хотелось с этой девочкой ещё раз встретиться. Она была незабываемая: весёлая, умная, а ещё научила меня в тот день петь песенку на французском языке:

Mon père m’a donné un mari

Mon Dieu, quel homme qu’il est petit!

Ну кто тут устоит? Маме я сказала, что в бассейн не пойду, и она отвела меня в акробатическую студию «народного цирка», в которой я так и застряла на пять лет. А «француженка» моя через пару дней исчезла. Передумала… Впрочем, и в музыкалке она больше не появлялась. Я, может быть, тоже бы бросила. И акробатику, и музыку. Но акробатику я любила, потому что очень гибкой оказалась, и мне там всё просто давалось. А по музыке у меня были договорённости с мамой. Я обещала ей отлично закончить все семь классов фортепиано, иначе не было смысла пианино покупать. Так мама мне в шесть лет объяснила, когда я опять же за компанию с лучшей подружкой решила в музыкальную школу «сходить». В четвёртом классе хотела бросить, но мне напомнили, что «уговор дороже денег». Так что пришлось от звонка до звонка, как говорится, оттрубить.

А дальше? А дальше я научилась давать сложно выполнимые обещания и быть выносливой на длинных дистанциях. И очень долго это мне помогало: поступить с первого раза без блата и учиться в одном из самых престижных ВУЗов, быть там лучшей на протяжении пяти лет учёбы и заслужить стажировку в университете Гейдельберга. Потом после двух лет полного перерыва языковой практики легко нашла высокооплачиваемую работу в новой сфере деятельности — гостиничном и позже туристическом бизнесе, сделала там карьеру и даже создала свой собственный консалтинговый и образовательный бизнес. А потом та же история про обещания и длинные дистанции стала выходить мне боком. Все партнёры казались очень близкими людьми, и я раздавала им обещания длиною в жизнь. А жизнь вносила коррективы, которые я упорно не хотела замечать, потому что «договор дороже денег».

Думаю, что и у вас есть истории, похожие на мою. Сначала мы их создаём, вольно или невольно. А потом они правят нами по своему образу и подобию. Можно и не заметить, как это происходит. Или удивляться и сетовать на проблемы: «Что же это такое?!» Воистину: «Хотели как лучше, получилось как всегда».

Вот как только то, что всегда работало, даёт первые сбои, самое время обратиться к своему сценарию жизни и, при необходимости, его переписать. Собственноручно. Literally2.

Наши истории начинаются в детстве. Все мы, изучая себя и окружающий мир, делимся сначала с самыми близкими, а потом с друзьями тем, что узнаём, что запомнили и уяснили. Профессор Гарварда Джером Брунер первым ввёл понятие «истории» или нарратива в контекст психологических исследований, в частности изучая то, как устроена память. По факту мы запоминаем даже не сами события, а то, чему по ходу научились, постоянно пересказывая полученный опыт себе и другим. При этом мы фокусируемся на определённых деталях, делаем выводы, сгущаем одни краски и, наоборот, растворяем другие. В итоге события превращаются в интерпретации, мифы и именно в таком виде оседают в памяти, чтобы структурировать переживания и саму реальность. В личных историях, отстроенных и ясных, мы чувствуем себя в безопасности, даже если в них присутствуют негативные ощущения.

Это то, что мы знаем. Наверняка. А раз мы это знаем, то в любом случае сможем применить. Так сюжеты начинают повторяться, и мы снимаем свой сериал под названием «Жизнь©». Год за годом.

Можно сказать, что жизнь — это фильм о самом себе, где ты и сценарист, и режиссёр, и исполнитель главной роли. Перелистывая в памяти свои истории, легко заметить некую сквозную тему, основную сюжетную линию, тот или иной характер героя. Проведите небольшой эксперимент. Возьмите несколько листов бумаги и на каждом коротко опишите яркое событие из жизни. Можно также на диктофон записать воспоминания. Подойдут любые. Те, что первыми приходят в голову. Можете какой-то истории дать заголовок. Или просто описать их вот по такому примерно краткому плану:

— Что, где и когда происходило? Что делал/а я? Кто был рядом?

— Какие чувства я испытывал/а?

— Чему эта история меня научила?

А потом перечитайте или послушайте все записи разом. Что бросается Вам в глаза? Какой лейтмотив слышен во всех эпизодах?

Это может быть героический эпос. О том, как было сложно и трудно достичь цели, как много препятствий встретилось на пути героя, как он мучился, но не сдался и в итоге всех победил.

Страшилка, хоррор о том, как казалось, что всё-всё будет ужасно, и свет в конце тоннеля не появится никогда, а потом случилось волшебство, и вас спасли. Или не спасли, и вы так и продолжили страдать.

Тема дружбы, любви, безусловного принятия близкими, искренней взаимопомощи. Такая история про «не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Про ответственность за себя и других, особенно за тех, кого приручили.

Про какую-то особенность, отличие от других людей.

Про то, что всегда есть кто-то, кто найдёт выход, накажет, поддержит, предаст, будет лучше или хуже и т. д.

Список можно продолжать.

В КАЖДОЙ ИСТОРИИ ЕСТЬ НАМЕРЕНИЕ.

И У КАЖДОГО НАМЕРЕНИЯ ЕСТЬ ИСТОРИЯ.

Когда начинаешь осознавать, что делаешь тот или иной выбор практически автоматом, становится смешно или грустно. В зависимости от сценария. Но в любом случае есть и хорошая новость. Когда вы знаете, что истории придумали сами, то возникает шальная мысль: «А не создать ли новый шедевр?» Ведь всё в наших руках. Можно продолжать снимать старое кино. Возможно, оно нравится, и реальность полностью устраивает. А вот если есть потребность в изменениях, то самое время переписать сценарий.

Не секрет, что все хорошие фильмы и снимаются по классным историям. И даже если вы в анонсе читаете «основано на реальных событиях», речь в конечном итоге идёт о мастерстве сценариста, сумевшего рассказать историю так, как никто другой. Комедия. Драма. Фарс. Героический эпос. Выбор за вами. Единственное, что нужно знать — это законы жанра. Есть замечательная книга Роберта Макки «История на миллион долларов», эдакая библия для сценаристов во всём мире. Если интересно, приглашаю её почитать и познакомиться с понятиями экспозиции, правилами сеттинга, принципом антагонизма, побуждающих происшествий и т. д. Однако можно пойти и другим, не менее глубоким путём перемен.

Вы наверняка слышали о сказкотерапии. Суть такого приёма психологов в том, чтобы через воспоминания пациента о любимых сказках, героях и антигероях вскрыть те самые излюбленные жанры и роли, которые сопровождают его по жизни, а затем при необходимости помочь их трансформировать. Ведь не секрет, что в сказках и мифах люди издревле «кодировали» своё отношение к ключевым событиям. И мы в юном возрасте воспринимаем эти коды, как истину, а затем проживаем их, повторяя в реальности «подвиги» или «страдания» любимых героев. Золушка, Айболит, Бременские музыканты, Баба-Яга, Спящая Царевна, может быть, или Маленький Принц. Ну кто что читал и слушал. Занимаясь со специалистом, можно не просто прочитать и обсудить свою любимую сказку, но и изменить её финал, добавить или убрать персонажей и даже написать свою собственную, новую сказку.

Нарративные психологи действуют схожим образом. Сначала вы рассказываете им свою историю, углубляясь в детали и отношение к ним. Задача психолога — отделить миф от реальности и вычленить позитивные стороны событий. Затем в ходе диалога с психологом человек постепенно начинает и сам замечать, что слишком уж поверил в «неизбежность» повторяющихся проблем и что на самом деле его история — не приговор, а собственный выбор. Рассмотрев альтернативные варианты развития сюжетов, можно обрести уверенность и наполниться энергией для создания нового сценария жизни.

Во взаимодействии со своими клиентами я нередко сталкиваюсь с проблемными событиями: не берут на работу, сложно пройти собеседование, нет карьерного роста. Слушая их истории, не трудно уловить повторяющиеся сюжеты. Невольно на память приходит фильм «День сурка», в котором герой никак не может выйти из временнóй петли, пока не изменит своё отношение к жизни и не сделает что-то не так, как обычно.

Иногда для смены декораций достаточно пересмотреть старый фильм. Прочесть мудрую притчу. Поговорить с тем, кому доверяешь. В другом случае требуется немало времени, чтобы выйти из «замкнутого круга» и создать новую версию себя.

Для самостоятельной глубинной работы я бы рекомендовала книги канадской писательницы, психолога и автора собственной системы оздоровления Лиз Бурбо. Например, «5 травм, которые мешают быть самим собой». Психологические травмы — это неизбежный продукт нашей жизни. От них не застрахован ни один человек. Просто потому, что не все наши ожидания оправдываются. Если вас кто-то отверг, хочется надеть маску «Беглеца», чтобы никто и никогда больше не смог доставить эту боль. Маска «Мазохиста», кажется, бережёт от унижений. «Зависимый» не может справиться с тоской с тех пор, как его покинули. Предательство застрахуем «Контролем» всего и всех, а несправедливость «Ригидностью». Книга, на мой взгляд, совершенно замечательная не только мощной философской основой и чёткой классификацией, но и действенными рекомендациями по исцелению от травм, а значит — переходу к новой более счастливой жизни.

Есть и другая методика, которой я иногда пользуюсь для экспресс-диагностики текущего «сценарного плана» моих клиентов и дальнейшего развития или изменения их жизненных планов. Это работа с архетипами.

В двух словах речь идёт о том, чтобы помочь человеку рассмотреть его комплексную картину мира. Кто он перед собой? Перед людьми? Перед Всевышним? Какие структуры личности осознаны, какие вытеснены в тень и отвергаются? Частично или полностью. Что из этого следует и как может выглядеть альтернативный путь?

Кто-то постоянно испытывает тревожность за близких, чувствуя обязанность оберегать и обеспечивать их всем необходимым. Такой «Папа». «Мама» кормит, поит, любит просто так и постоянно заботится обо всех как будто они её дети малые. «Дитя» играет и в ус не дует, наслаждается жизнью при любом раскладе. Кто-то всегда знает, как правильно — «Учитель». «Герой» не может прожить и дня без подвига. «Муза» вдохновляет, иногда одним своим присутствием. Есть и более сложные фигуры типа «Бога» или «Демона». Для понимания, какой архетип определяет вашу жизнь, достаточно послушать, на что «жалуетесь». А вот для изменения сценария, привнесения в него бóльшего разнообразия, обязательно потребуется активное участие главного героя — Вас! «Ребёнок» легко может играть в «Музу», а вот стать «Учителем» или «Папой» — сложнее. «Герой» иногда так уже устал от регулярных подвигов, но сойти с привычной колеи и заботиться как «Мама», хотя бы о самом себе, начинает лишь под неусыпным присмотром. «Мама» вполне себе может быть «Учителем» в параллельной жизни, а вот «Музой»? А? Если требуется рядом «Герой», а не «Дитя», то «Муза» — это ведь то, что надо! Верно?

Написав эту статью, я задумалась: «А нельзя ли вообще без мифов обойтись?» Почему нужно продолжать самому рассказывать какую-то историю?

Ответ прост: «Потому что в противном случае это будет делать за вас кто-то другой».

Выбирайте.

Примечания

2

буквально (пер. с английского)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я