Сопротивление в гештальт-подходе VS Способ контакта со средой. Комплексный анализ, техники работы

Екатерина Сергеевна Салыгина

Пособие в структурированном виде описывает все классические сопротивления, изучаемые студентами в рамках гештальт-подхода, дает картину взглядов на сопротивления, принятых в мировых институтах гештальт-подхода, представление о сути, проявлениях их у клиентов, предлагает набор базовых способов работы для начинающих гештальт-терапевтов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сопротивление в гештальт-подходе VS Способ контакта со средой. Комплексный анализ, техники работы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава вторая.

Виды устойчивых способов контакта и их анализ

§1. Конфлуэнция 1 рода (типа). Сущность, проявление у клиента, что дает клиенту, чем может мешать, способы работы в терапии

Сущность конфлуэнции 1 рода: в самом начале преконтакта человек всегда находится в физиологическом слиянии со всеми своими переживаниями, ощущениями и окружающим миром. Затем одно из переживаний начинает доминировать, выходя на первый план (из этого ощущения человек далее будет осознавать и формулировать потребность или, как говорят в гештальте, выделится фигура из фона). При конфлуэнции-1 эти микросигналы в теле, а затем в эмоциях не выделяются и не осознаются человеком. Вся гамма чувств и телесных ощущений оказывается для него смешана, слита воедино, поэтому истинная потребность, желание не может быть осознанно и реализовано.

Как проявляется у клиента (вне терапии и в процессе)

Вербальные маркеры:

• Как правило, клиент неспособен ответить на вопросы терапевта «что ты чувствуешь сейчас?», «что с тобой?», «как тебе то, что я говорю/делаю?» — распространенным ответом будет «не знаю», «ничего не чувствую», «не понимаю, о чем вы спрашиваете», «нормально», «комфортно», «спокойно», «чувствую непонимание»18 — то есть в лучшем случае клиентом описываются состояния, а не чувства, происходит уход в интеллектуальную сферу или в телесные ощущения (что уже неплохо).

• В процессе беседы с клиентом можно услышать «я как будто в болоте», «мне плохо, но я не понимаю почему», «мне мутно».

• Часто у клиента на сессии много растерянности, он неспособен говорить четко, его фразы размыты, состоят из общих слов «обо всем и ни о чем» одновременно.

Телесные маркеры: проявляется некоторой вялостью, апатичностью, «состоянием всегда уставшего», «замороженностью» тела, когда клиент в начале сессии садится в одну позу и она не меняется в течение сессии.

Что дает конфлуэнция-1 клиенту (конструктивная задача способа контакта):

• Может быть очень значимым защитным механизмом психики, которая на определенном этапе жизни человека выбирает НЕ чувствовать вообще, поскольку испытывать определенные чувства невозможно. Например, люди, пережившие войну, в своих воспоминаниях часто пишут о том, что после окончания войны у них было состояние замороженной души, которая ничего не чувствовала, и это давало им возможность выполнять жизненно важные функции — кормить детей, восстанавливать разрушенные города, обустраивать жилье и так далее, что было бы невозможно в случае проживания ужаса, страха, тревоги, рефлексии. Лица, пережившие систематическое сексуальное или физическое насилие в детстве и юности, часто во взрослом возрасте обнаруживают полное отсутствие чувствительности: не понимают, где больно, где напряженно, когда нужно пойти к врачу. Часто поэтому выбирают экстремальные виды спорта с сильным болевым эффектом, множественные татуировки — чтобы хотя бы таким воздействием почувствовать собственное тело, его границы, его части.

• Иногда не различать телесные ощущения и чувства — менее энергозатратно, в противном случае человек вынужден тратить свои ресурсы на выбор (вкусной еды в ресторане, сексуальных предпочтений, хобби), лучше «диета и покой» — и возможно, на каком-то этапе жизни это действительно был лучший выход.

Чем может мешать, когда становится основным, патологическим способом: конфлуэнция-1 становится деструктивной, когда выбор в пользу «не чувствовать» делается автоматически, неосознанно и не соответствует текущей ситуации в жизни человека (травматической ситуации в реальности уже давно нет, например). В этом случае человека ждет эмоционально обедненная жизнь, а главное — невозможность услышать свои настоящие чувства, желания и потребности.

Хорошим примером является пищевое поведение человека: есть люди, которые на протяжении жизни едят не то, что им бы хотелось, а один и тот же, привычный набор блюд. Для того чтобы получить наслаждение от еды, нужно время, замедление, чтобы прислушаться к себе, чего я хочу: сладкого или соленого, холодного или горячего, твердого или мягкого, жидкого или упругого, острого или пресного — только в этом случае выбор будет удовлетворять действительную потребность человека. И именно это является залогом от переедания, ибо если ты хочешь горячую сочную остренькую котлету, то ты наешься одной такой котлетой, потому что получишь именно то, что ты хотел. А вот если, желая котлету, дома окажется только килограмм конфет, то можно съесть этот килограмм конфет и так и не насытиться просто потому, что ты не хотел конфеты.

Наличие конфлуэнции-1 является предпосылкой/условием к наличию конфлуэнции-2, поскольку не слиться с Другим можно только тогда, когда ты четко осознаешь свои чувства, желания и потребности. И наоборот, если человек четко не осознает, «где заканчиваюсь я и начинается другой», слияние с Другим неизбежно.

Способы работы в терапии

Задачами терапии конфлуэнции 1 типа будут:

обнаружение недифференцированности эмоционального и чувственного мира клиента им самим;

• постепенное распознавание собственных различных чувств, эмоций, телесных ощущений и связанных с ними актуальных потребностей.

1. Работа по информированию (подучиванию), психологическому просвещению клиента:

1.1. Важно проверять, знает ли клиент в принципе названия чувств и телесных ощущений, знает ли он такие слова, возможно, что его словарный запас в этой части ограничен. В практике для этого можно использовать или таблицы чувств/эмоций, колесо эмоций по Р. Плучеку, хороший вариант, различающий чувства, эмоции и состояния, предложен Р. Ефимкиной19.

1.2. Имеет смысл пояснить клиенту, что человек в своих чувствах не монолитен, а подобен слоеному пирогу или спутанному клубку ниток, то есть нормальным является ситуация, когда чувств много и они разные в отношении разных этапов разговора, событий, людей, происходящего в кабинете терапевта. Объемное предъявление чувств — нормально и приветствуется.

2. Работа в экспериментальном подходе:

2.1. Один из самых важных методов работы с конфлуэнцией 1 типа — концентрация внимания терапевта на феноменологии, то есть на мельчайших изменениях в теле, мимике, позе, эмоциях, то, что Ш. Силлс называет «исследование микропроцессов». Клиент с конфлуэнцией 1 типа не может выделить сигналы, не чувствует границ между внутренними фигурами; когда мы замедляемся и концентрируем внимание на изменениях, которые видимы терапевту, мы приглашаем клиента тоже заметить эти изменения, и потихоньку, через систематическую обратную связь от терапевта, клиент начинает обнаруживать разные чувства, ощущения, эмоции.

2.2. Возможно использование банок с различной крупой, бобовыми, стеклянными, резиновыми, меховыми шариками — для исследования различных ощущений и называния их.

2.3. Можно предложить клиенту нарисовать свое тело на листе бумаги и разными карандашами обозначить наиболее чувствительные, с его точки зрения, места и наименее чувствительные. Далее возможно использование мешочков с песком или рисом (тяжестью) — класть на нечувствительные места, наблюдать, что меняется под тяжестью, как изменяются ощущения.

2.4. Упражнение, предложенное Дж. Энрайтом: мы можем попросить клиента принять удобное положение так, чтобы голова ни на что не опиралась, закрыть глаза и начать ощущать свое лицо как будто бы изнутри. Просто замечать, что с ним происходит. Если замечено какое-либо напряжение — его можно усилить (даже если лицо превращается в гримасу). Делая это, постараться заметить, не напрягается ли какая-то часть тела, приходят ли в голову какие-либо мысли, воспоминания, образы. Часто выражение лица отражает вполне определенную эмоцию. Попробуйте ее назвать. Если она названа — связать ее с некоторой фигурой. На лице расположено множество мышц, хорошо снабженных нервными окончаниями. Лицу доступно огромное количество тонких выражений… тонкость и разнообразие переживаний основаны на обратной связи центральной нервной системы с мышцами лица20.

2.5. Предложить клиенту принять комфортную позу и некоторое время побыть в ней. Дальше можно попросить перечислить пять ощущений, которые клиент сейчас испытывает. Чаще всего терапевт услышит фразы типа «в шее кол как будто», «в животе напряжение», «онемела рука». Эти ощущения НЕ соответствуют комфортному состоянию. Есть смысл показать это клиенту, вернув ему его слова о комфорте: «Когда тебе комфортно, ты ощущаешь в шее кол и у тебя онемела рука, я правильно тебя поняла?» Цель упражнения — показать, что представления о комфорте клиента не сходятся с реальными ощущениями тела21.

3. Работа в диалогическом подходе:

3.1. В терапии с клиентом, когда ему удается чуть тоньше, чуть глубже почувствовать себя, мы можем давать ему обратную связь, поощряющую такое внимательное и неспешное отношение к собственным внутренним процессам. Мне очень откликнулось словесное сопровождение, которое дал Марат Аксиятов: «Не торопись, пожалуйста, с вербальным ответом. Ты — чувствующий (-ая) вызываешь у меня интерес, желание осторожно приближаться к тебе. Ты — чувствительный кажешься мне чуть более настоящим, чуть более живым».

3.2. Если клиент говорит о том, что он чего-то «не чувствует», например: «гнева я не чувствую», «радости как бы и нет», то можно спросить у него: «А что ты чувствуешь? Гнева нет — я поняла тебя, а что есть?»

3.3. Важный аспект в работе с непсихологизированным клиентом (клиентом, совсем незнакомым с психотерапией, ее методами): не нужно «к горлу клиента» подступать с вопросом «Что ты чувствуешь?» — люди в обычной жизни так не разговаривают, клиент может просто почувствовать себя дураком от непонимания смысла вопроса. Задать этот же вопрос можно по-разному. Например: «Как бы ты описал, что сейчас с тобой?», «Прислушайся к своим ощущениям», «Если бы твое чувство было на что-то похоже, то на что?», «Что бы ты хотел МНЕ сейчас рассказать о своем состоянии?»22

3.4. В диалоговой парадигме, если клиент говорит, что он ничего не чувствует, не нужно тащить его сразу в специальную лексику, а важно принимать его с этой неспособностью на данном этапе, постепенно предъявляя ему СВОИ чувства относительно сказанного клиентом в сессии и уважительно маркируя его особенности и реакции: «Я заметила», «Я увидела», «Я обратила внимание».

4. Работа с метафорическими картами:

Иногда в работе с распознаванием эмоций могут помочь метафорические карты. По моему опыту очень хорошо работает колода «О природе и о погоде» (авторы Кац Г., Мухаматулина Е.), содержащая множество фотографий разных состояний природы и погодных условий и, что важно, карточек с названиями эмоций. Можно предложить клиенту: «Попробуйте посмотреть карты и выбрать те, которые вам сейчас наиболее откликаются в теле, эмоционально, образами, настроением, состоянием». После того как клиент выбрал и разложил, ему предлагается набор карточек с названиями эмоций и задание: «Попробуйте найти в этом наборе слов-эмоций описания состояний. Похоже ли это на то, что вы сейчас чувствуете?» Удивительно, но на фотографиях природы неподготовленные (непсихологизированные) клиенты начинают различать для себя «грусть», «тоску», «уныние», «тревогу», то есть осознавать оттенки эмоций.

Важно помнить, что работа с конфлуэнцией-1 очень ювелирная, кропотливая и медленная, то есть медленная терапевтическая динамика в этом случае — это вариант нормы. По этой же причине терапевту важно быть медленным, давать клиенту время на осознавание, быть способным держать паузу.

§2. Конфлуэнция 2 рода (типа). Сущность, проявление у клиента, что дает клиенту, чем может мешать, способы работы в терапии

Сущность конфлуэнции 2 рода

«Конфлуэнция является способом неразличения и невстречи. Но и это тоже опыт»23. Этот способ контакта характеризуется исчезновением различий между человеком и средой. Возникающие потребности не принадлежат человеку, чужие переживания, желания и чувства принимаются им как свои собственные. В фазе преконтакта не проявляется фигура, своя потребность. Слияние может быть как с одним человеком (другом, супругом, ребенком), так и с семьей, группой (школьный класс, национальная диаспора, спортивная команда).

Часто конфлуэнтные отношения сопровождаются либо неожиданным чувством вины, либо негодованием. Тот, кто чувствует себя втянутым в слияние, должен либо просить прощения за «инаковость», либо испытывать чувство вины, как будто бы предает кого-то, с чьей точкой зрения (ценностями) он несогласен. Второй участник слияния может чувствовать себя преданным, считать, что с ним поступили не по правилам, обвинять партнера в грубости и бесчувственности.

«Конфлуирующий клиент часто нуждается в постоянном принятии, одобрении со стороны других людей, он не выражает своих чувств, так как боится возможного конфликта»24. Он растворяется в другом человеке и поэтому каждый раз, когда наступает отделение, очень переживает, испытывает сильный страх.

«Слияние связано с одиночеством, ответственностью и свободой. Это — центральный момент всей концепции. Представьте себе: на одной чаше весов Одиночество, Свобода и Ответственность, а на другой Слияние. И Слияние перевешивает. <…> Это примерно так: Мы будем делать это потому, что ты так хочешь; Мы не будем ничего делать потому, что ты так не хочешь. Потому что, если выяснится, что между нами есть различие, оно может означать мой уход, твой гнев и мое одиночество. А одиночество означает, что дальше уже я сам буду вынужден решать, что мне делать, куда идти, и мне самому придется нести ответственность за результат. А это — страшно»25.

Как проявляется у клиента

Конфлуэнция 2 типа часто видна по поведенческим паттернам: клиент быстро и на все соглашается без раздумий, не давая себе времени и возможности почувствовать «мое — не мое». Например, у меня в кабинете стоит корзинка — там разный чай: я всегда предлагаю клиентам выбрать, и это уже для меня знаковые процессы. Клиент, склонный к слиянию, даже подходить к ней не будет, он скажет: «Как вам хочется?» или «Мне так же, как и вам». Очень долго и тяжело уходит после окончания сессии (стоит в коридоре, что-то еще рассказывает, спрашивает, часто делает комплименты терапевту), пытается вступить в переписку с терапевтом в мессенджерах, чем-то поделиться. Нередко на сессии такие клиенты пытаются решить проблемы близких.

Вербальные маркеры: постоянное использование «мы» (даже если детям уже 30—50 лет), попытка «присоединить» терапевта к своей точке зрения: «Вы же меня понимаете?», «Вы, как женщина, меня понимаете?», «Вы, как разумный человек, согласны со мной

Телесные маркеры: часто по своей инициативе клиент сокращает физическое расстояние между терапевтом и им самим (подвигает кресло ближе, ближе садится), может брать за руки терапевта, неосознанно подстраивается под позу или тон голоса терапевта. Если клиентка, рассказывая о своих отношениях с мужем, постоянно употребляет «мы» и вы аккуратно заметите этот феномен — иногда можно увидеть прямо «ступор»: тело замрет, станет обездвиженным, потому страшно даже предположить, что может быть НЕ-МЫ.

Что дает конфлуэнция-2 клиенту

«Здоровый человек свободно передвигается по континууму от полного слияния, например во время секса, к обособлению (чтобы расслабиться или помедитировать)»26.

Конфлуэнция 2 типа обеспечивает базовые потребности человека в безопасности, защищенности, принадлежности к группе, ее принятие, ощущение близости и «родственности». Это механизм, возникший одновременно с возникновением человека как социального существа. Механизм, который позволяет паре «мужчина и женщина» возникнуть как пара и сформировать идентичность «МЫ», как новое «государство» со своими правилами и законами, предполагающую близость и самораскрытие двух человек.

Часто выбор конфлуэнции 2 рода как способа контакта дает возможность экономить силы и энергию, ресурсы — и в этом смысле в определенных ситуациях для человека может быть оправдан как выбор. Например, человек готовится к серьезной конференции, пишет ночами диссертацию, делает иной важный проект — на вопрос «Что ты будешь на ужин?» он отвечает: «Что вы, то и я, мне поесть и дальше сесть работать», — в данной ситуации он сливается в потребности «хочу есть» и «что я хочу есть» со своей семьей, потому что здесь и сейчас у него другие приоритеты, которые требуют его включенности и прицельного внимания.

Чем может мешать конфлуэнция 2 типа, когда используется постоянно и стереотипно

Формирование собственной идентичности происходит через осознание, обозначение границ, то есть собственных установок «на жизнь», собственных правил жизни в различных сферах, через подчеркивание различий, способность объяснить себя Другому (Другим). Если этого не происходит и слияние становится основным способом контакта со средой, человек фактически лишается свободы воли, свободы самоопределения, теряет себя как личность, живет не свою жизнь.

Внешне часто то, что видится «идеальным контактом» в отношениях с детьми или в паре, по факту является отсутствием такового, поскольку контакт обнаруживается на границе различий (мы только тогда можем быть в настоящем взаимодействии с Другим, когда мы этого Другого действительно видим, он для нас отличается от нас самих или, по крайней мере, мы постоянно допускаем, что он может отличаться). «Идеальная семья» — это часто иллюзия, когда люди живут НЕ с реальным Другими, а со своими представлениями о них — как о «втором себе».

В «слитой паре» оказывается много подавленной агрессии, раздражения, поскольку предъявить ее некуда и невозможно — такое предъявление (несогласие, иная точка зрения) сразу приводит к драме, обидам, обвинениям, грозит гибелью отношениям. Почти невозможной становится любая, даже мягко выраженная критика.

«В социальном плане конфлуэнция препятствует любому противоборству, любому настоящему контакту, а значит, и всякому социальному развитию, ее часто можно обнаружить у фанатиков и сектантов»27.

Способы работы в терапии

Задачей терапии конфлуэнции 2 типа является «работа с границами self, с личной „территорией“ каждого человека, с временными пределами человеческих взаимодействий (чередование контактов и отступлений)»28

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сопротивление в гештальт-подходе VS Способ контакта со средой. Комплексный анализ, техники работы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

18

Ефимкина Р. Косяки начинающих психоконсультантов. — М.: Класс, 2018. — С. 145.

19

Ефимкина Р. Косяки начинающих психоконсультантов. — М.: Класс, 2018; Ефимкина Р. Сто чувств. Литературно-психологический путеводитель по миру чувств человека. — Ridero, 2020.

20

Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к просветлению, или пробуждение от кошмара. — М.: Издательство Медков С. Б., 2018. — С. 83—85.

21

«Телесные признаки и работы с конфлуэнцией первого рода», Шпилевская Ольга Тимофеевна: https://migis.org/uk/blog/telesnye-priznaki-i-rabota-s-konfluentsiej-pervogo-roda.

22

Лекции Е. И. Мухачевой «Трудности начинающего гештальт-терапевта» на базе МИГИП, 09—12.2021.

23

Булюбаш И. Д. Руководство по гештальт-терапии. — М.: Психотерапия, 2007. — С. 135.

24

Булюбаш И. Д. Руководство по гештальт-терапии. — М.: Психотерапия, 2007. — С. 137.

25

Гавердовская Полина: https://vk.com/polina.gaverdovskaya, поиск по хэштегу «Обучение гештальтерапии».

26

Силлс Ш., Джойс Ф. Гештальт-терапия: шаг за шагом. — М.: ИОИ, 2017. — С. 193.

27

Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. — М.: Институт общегуманитарных исследований — ИОИ, 2015. — С. 138.

28

Там же. С. 138.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я