Христианство. Католичество. Реформация

архиепископ Йозеф Барон, 2017

В книге предпринята попытка охарактеризовать феномен Реформации, имея в виду основные его измерения: историческое и богословско-философское, а также сравнительно-критическое. Исследование имеет характер итогов, связанный и с 500-летием Реформации, – осмыслением ее влияния на Христианство Нового времени. Особое внимание уделяется отношению католицизма к протестантизму, а также воздействию Реформации на характер современной Римско-католической церкви. Автор книги старается рассматривать деятельность Мартина Лютера в тесной связи с богословской мыслью апостола Павла, включая аспекты theologia и philosophia Crucis. Но это подразумевает и экуменическое измерение непростой тематики – диалог между христианами, его перспективы для будущего. Помимо основной богословско-философской направленности, книга содержит краткий экскурс в историю лютеранства в России, а также биографические очерки, посвященные памяти предшественников автора, его духовным наставникам. Некоторые разделы рассматривают события новейшей истории, связанные с отношениями католичества к лютеранству и лютеранства к католичеству в эпоху II Ватиканского собора, имея в виду вторую половину ХХ в., а также перемены в бывшем Советском Союзе и Прибалтике. Книга рассчитана на историков, специалистов по сравнительному богословию, на теологов и философов, предназначена для всех, кому небезразличен вопрос христианского единства сегодня.

Оглавление

Из серии: Богословская и церковно-историческая библиотека

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Христианство. Католичество. Реформация предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ad Romanos XII, 2

in memoriam

compositoris musicae s acme, professons

Mamerts Celminskis

* 15.1 1912 † 25.1 1993

Вместо предисловия

Ecclesia in via peregrinans vocatur a Christo ad hanc perennem reformationem qua ipsa, qua humanum terrenumque institutum, perpetuo indiget[1].

II-й Ватиканский собор

Реформация — это первый отказ в истории человечества от традиции…

На месте авторитета предания был провозглашен авторитет личности[2].

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев)

Приближается 500-летие события, которое состоялось 31 октября 1517 г. Это было выступление одного монаха; «Мартин Лютер прибил 95 тезисов к воротам Замковой церкви в Виттенберге».

Относительно недавно отмечалась и другая круглая дата: 500-лет со дня рождения немецкого реформатора. Торжества проходили в 1983 г. не только в Германии, на родине Лютера, но и в Прибалтике, также и в Риге — столице Латвии, тогда еще в условиях советского времени[3].

Между этими двумя юбилейными датами прошло 33 года — количество лет возраста Христова. Но за эти годы произошло и немало других событий: решалась судьба Союза и советских республик, Прибалтика получила свою долгожданную независимость. Но как там, так и в России люди встречались со многими проблемами, как материальными, так и духовными. Во время бурных перемен наблюдалось возрождение церковной жизни, а вместе с тем — интерес к прошлому, без которого не может быть и настоящего. А это касается и вопросов веры, религии, Церкви. Несмотря на неспокойное время и международную ситуацию, и сегодня эти вопросы остаются актуальными.

Настоящая работа — это попытка ознакомить читателя с историей, сущностью и проблемами протестантизма. Она посвящена первому и главному его направлению — лютеранству. Вместе с тем, книга рассматривает исторические и богословские истоки Реформации, ее прямую связь со средневековым католицизмом. Еще задолго до Лютера целых 15 веков западного Христианства принадлежат той же общей истории. Это говорит о том, что и сегодня между католическим миром и христианами Реформы, пожалуй, имеется больше общего, а не разделяющего.

Книга пытается дать оценку самому возникновению Реформации, а также представляет ее богословскую характеристику. В то же время работа старается указать на общий контекст католичества и протестантизма. В частности, она предпринимает попытку богословско-философского сравнения основных понятий, связанных с феноменом Реформации.

Особое внимание уделяется аспектам теологии и философии Креста, которые, в итоге, неотделимы не только от того общего между Римским католицизмом и Реформацией, но и от сущности Христианства как религии.

Из-за вышеуказанных моментов в публикацию отчасти вошли тематические главы одной из предыдущих книг[4], некоторые разделы исследований по теологии апостола Павла[5], а также главы по богословию и философии Креста[6].

П.Я. Чаадаев, один из современников А. С. Хомякова, поддерживая идею «Вселенской Церкви», писал еще до Владимира Соловьева о раздробленности, причиненной Реформацией. Поскольку, Реформация наоборот:

«снова повергла мир в языческую разъединенность; она восстановила те огромные нравственные индивидуальности, ту обособленность умов и душ, которую спаситель приходил разрушить. Если она [Реформация] ускорила развитие человеческого духа, то, с другой стороны, она вытравила из сознания разумного существа плодотворную и высокую идею всеобщности.

Сущностью всякого раскола в христианском мире является нарушение таинственного единства, в котором заключается вся божественная идея и вся сила христианства. Вот почему католическая церковь никогда не примирится с отпавшими от нее общинами» […]

«Истина, — продолжает русский мыслитель П. Я. Чаадаев, — должна быть видимо, так сказать, осязательно закреплена, чтобы царство духа могло устоять на земле; только осуществляясь в формах, свойственных человеческой природе, господство идеи становится прочным и долговечным». А само видимое единство Церкви представляет папство: «это — видимый знак единства, а вместе с тем — ввиду происшедшего разделения — и символ воссоединения»[7].

Поэтому одной из непростых задач работы, имея в виду и общее отчуждение современного Запада от христианских основ Нового Завета, остается попытка ответить на следующие вопросы:

1) в какой мере была Реформация обновлением или расколом западного Христианства?

2) как она повлияла и на возникновение того феномена, который мы сегодня обозначаем «современным католицизмом»? Наконец,

3) какой вклад движение Реформации внесло и для становления современного западного мира и общества?

В разделе «Подведение итогов» предпринята попытка обобщения основной проблематики Реформации, а также — характеристика II Ватиканского собора, позволившего лучше понять не только Реформацию, но и дух современного католицизма, его отношение к христианам других церквей и конфессий.

Автор надеется, что его скромный труд послужит некоторому сближению христиан разных традиций и в России.

В этой связи автор выражает свое смиренное почтение митрополиту Волоколамскому ИЛАРИОНУ (Алфееву) — председателю Отдела внешних связей Московского Патриархата, всем его коллегам по служению в Русской Православной Церкви.

* * *

В итоге этих вводных замечаний хочу поблагодарить всех, так или иначе принявших участие в становлении работы.

Приношу искреннюю благодарность д-ру Марине Юрьевне Ковалевой и ученому секретарю Ивановой Нине Александровне (С.-Петербург) за первое чтение текста.

За всестороннюю многолетнюю помощь искренне признателен д-ру Марии Генриховне Лубченковой вместе с ее родными и близкими (С.-Петербург).

Евангелисту-викарию Михаилу Куденко — за внимательную и усердную редакцию материала предыдущих публикаций.

Синьоре Валентине Фридриховне Мюллер (Испания) — за всестороннюю помощь и за соучастие в осуществлении данного издания.

Приношу свою благодарность кандидату медицинских наук Елене Владимировне Ермолаевой и Николаю Александровичу Дубатову.

Искренне благодарен Евгению Алексеевичу Ермолаеву (С.-Петербург — Москва).

Не могу не поблагодарить православного христианина, кандидата юридических наук, доцента государственного права Александра Георгиевича Дроздова (С.-Петербург) за многолетнее сотрудничество, а также за предоставленные мне книги и материалы.

Осмыслению материала помог опыт преподавания в Санкт-Петербургской Евангелической Богословской Академии, за что я признателен президенту Академии, д-ру Сергею Ивановичу Николаеву и всему преподавательскому коллективу.

Особая благодарность проректору СПЕБА Александру Геннадьевичу Цветкову, вице-епископу Ивану Федоровичу Скиртаченко, магистру теологии, проректору Алексею Николаевичу Василенко, а также заведующей учебной частью Академии, магистру богословия Татьяне Николаевне Ту вал иной.

За организацию лекций по межхристианскому диалогу, теологии апостола Павла и др. предметам остаюсь благодарным директору Учебного центра СПЕБА в г. Новосибирске — епископу Евгению Базаркину, его матери Вере Ивановне и его матушке Галине Григорьевне Базаркиным вместе со всеми родными, близкими и прихожанами.

Моя благодарность директору Учебного центра СПЕБА в г. Липецке, пастору Михаилу Яковлевичу Злобинскому с матушкой Ольгой Александровной.

За встречи и содружество, а также за организацию научно-исторических и богословских конференций признателен епископу Евангельских церквей Новгородской области Анатолию Ивановичу Корабель, его сотрудникам, пастору Сергею Николаевичу Заболоцкому, всем служителям храма Христа в Великом Новгороде и области.

Не могу не поблагодарить корреспондента-редактора журнала «Христианское Слово» Зою Алексеевну Бардину за ежегодное освещение событий (г. Москва).

Остаюсь благодарным Владимиру Андреевичу Степанову, историку-писателю, директору библиотеки общества «Библия для всех» за организацию семинаров и христианское гостеприимство (С.-Петербург).

Не могу не вспомнить известного журналиста-международни-ка Бориса Константиновича Кузина и его жену, Наталью Ивановну, в г. Дубне.

За гостеприимные встречи и беседы остаюсь благодарным ветерану труда (завод «Арсенал») Елене Арсеньевне Корниловой в С. — Петербурге.

За молитвенную поддержку признателен Владимиру, Галине, Станиславу и Марине, — всей семье Рябчиковых, с. Новоликеево Нижегородской области.

В итоге, не могу не поблагодарить директора издательства «Алетейя» Игоря Александровича Савкина и его представителя Надежду Рюриковну Андрианову, а также весь коллектив за содействие этой публикации.

Санкт-Петербург, 16 апреля 2017 г. от P. X.

в день Святой Пасхи православной и католической

Оглавление

Из серии: Богословская и церковно-историческая библиотека

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Христианство. Католичество. Реформация предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

«Христос призывает Церковь на пути ее странствования к тому непрестанному преобразованию, в котором она постоянно нуждается, будучи установлением человеческим и земным». — Декрет «Об экуменизме» 6.

2

Из выступления Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 27 июля 2011 г. в Университете им. Т. Г. Шевченко. Киев, Украина.

3

Автор этих строк был свидетелем торжеств, посвященных 500-летию рождения реформатора, которые проходили в Риге осенью 1983 г. под руководством архиепископа Латвии д-ра Яна Матулиса.

4

Российское лютеранство: история, теология, актуальность. — СПб., 2011.

5

Теология св. Апостола Павла в свете христианского единства. — СПб., 2013.

6

Крест и философия. Смысл Христианства и проблема единства. — СПб., 2016.

7

Чаадаев П. Я. (1794–1856). Философские письма. — эл. версия [2014]. Письмо шестое. Особенности правописания сохранены, как в эл. варианте текста — Б. И.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я