Записки о вере и религии

Екатерина Воробьёва

Замечал ли ты когда-нибудь, насколько часто в жизни мы пытаемся быть теми, кем на самом деле не являемся? Как, пытаясь подстроиться под окружающий мир, приобретаем несвойственные нам качества: неестественность, лживость, скованность, изворотливость, зависть, раздражительность?Появляются вредные привычки, желание забыться, закрыться, уйти от этой серой реальности.Что с этим делать? Бороться или смириться? Как вернуть радость жизни? Куда идти, если не видно дорогу?Ответ в этой книге.

Оглавление

Религия как эгрегор

Цель каждой религии — это соединение человека с Богом. Это цель любой религии, даже самой допотопной, просто это делается на том уровне, на котором люди это поняли или на котором они способны понять. Каждый из нас, говоря о Боге, имеет в виду что-то своё. Многие задаются вопросом, если Бог один, то почему столько религий? Потому что ограниченны люди, а Бог безграничен. Каждый человек какую-то часть схватывает и постигает, а Бог — бесконечен. Можно ли считать свою веру единственно истинной?

На этот вопрос хорошо ответил протоиерей А. Мень:

«Богопознание — это процесс. Человек смутно чувствует реальность Бога — это уже вера, какая-то начальная её ступень. Бога можно сравнить с солнцем, а людей различных вероисповеданий с жителями различных поясов Земли. Если где-то у полярных льдов не видят Солнца по полгода, и оно доходит до них в слабом отблеске, то на экваторе оно палит с полной силой. Точно так же в историческом развитии религий всё больше и больше наращивалось приближение к Богу. В виде образа можно себе представить так, что все религии — это руки человеческие, простёртые к небу, это сердца, устремлённые куда-то ввысь. Это поиск Бога, и догадки, и прозрения. В Евангелие есть ответ, который люди должны уже усвоить, реализовать и дать в свою очередь ответ. Ответом будет вся наша жизнь, всё наше служение, всё наше бытие».

Зачастую, говоря о религиях и разнице в них, мы цепляемся за внешнее: как правильно исполнять ритуалы? А на каком языке правильно молиться? Как правильно одеваться? Как правильно обустраивать свой дом? Это всё внешнее. Однако то, что на самом деле имеет значение и является нашей связью с Богом, для которой и создана вся эта система — это внутренняя сторона. Религия и все обряды созданы для того, чтобы обращать наше внимание на Бога в духе и истине.

Что такое истинный Бог в духе?

Здесь обратимся к Евангелию от Иоанна, к самому началу книги:

«В начале было слово, и слово было у Бога и слово было Бог. Оно было вначале у Бога и все через него начало быть и без него ничто не начало быть, что начало быть. В нём была жизнь и жизнь была свет человеков и свет во тьме светит, и тьма не объяла его. В нём свет истины, который освещает всякого человека, приходящего в мир».

Я воспринимаю это место так, что каждый человек, рождающийся в мире имеет духа внутри себя. Он может его осознать и проявить или закопать так глубоко, что никто никогда не найдёт, но всё же он у него есть, а поклоняться Богу в духе и истине, означает активизировать эту искру Бога в себе. Стяжать Духа Святого внутри себя, общаться духом своим с духом Божьим. Самое большое искушение происходит когда мы начинаем поклоняться чему-то, что находится вне нас. Когда мы поклоняемся чему-то вне себя, по сути получается идолопоклонство. И то что происходит, к сожалению, в очень многих религиях — это именно идолопоклонство. Выглядит оно как очень набожное поклонение Богу по их системе, однако вместо того, чтобы использовать разные традиции и обряды как инструмент, чтобы вспомнить о своём Божественном начале и активизировать его, люди отказываются от этого Божественного начала из-за страха ответственности. Они боятся друг друга, боятся, что кто-то будет обозначать их еретиками, и таким образом создают себе Бога по образу и подобию своему. Человек не умеющий понимать ни сердцем, ни умом Бога, даже в самом малом, не понимает, что есть такая сила, которая безусловно любит всё живое. Он не может понять того, что выходит за пределы его восприятия. Невозможно понять то, чего не знаешь. Человек создаёт себе ограниченного бога и поклоняется ему как раб, отдавая всю свою силу, для того чтобы этот бог его защищал и оберегал от всего, что кажется человеку злым или враждебным. Хочется думать, что это какая-то фантазия, которой не существует, однако на самом деле, если в это верит большая группа людей, то их групповая энергия создаёт отдельную сущность, которая приобретает свою собственную личность, и становится бесплотной силой. Сегодня этому дано название — «эгрегор».

Эгрегор — «ментальный конденсат», порождаемый мыслями и эмоциями группы (общности) людей или животных и обретающий самостоятельное бытие. Это групповая энергетика, когда внимание многих людей направленно в одну точку. Люди с общими мыслями, целями и убеждениями, создают энергоинформационную сущность, и подпитывают её своей жизненной энергией.

Каждый человек находится под покровом Божьим. Бог всем управляет. Если мы считаем иначе — это означает, что мы лучше знаем, чем Бог. Мы не довольны тем, как Он управляет и предъявляем Ему претензии. Каждый из нас находится на том уровне, где должен находиться именно сегодня, если кто-то поклоняется эгрегору, то смысл этой религии в том, чтобы поднять его ещё на уровень выше, но это будет возможно только по мере того, как человек будет к этому готов. Люди, создавая себе эгрегоры, отдают им свою силу, но и взамен они тоже кое-что получают. Если мы считаем, что должны освободить людей от их рабских отношений — это гордыня с нашей стороны. Мы должны понимать, что если человек осознанно вошёл в этот союз и сам отдал свою свободу, то только он может принять решение забрать её обратно. Люди идут к Богу на своём уровне, они отдают свою силу, для того чтобы эгрегор их защитил, что он и делает. Все получают то, чего хотят.

Есть внутренний уровень духовности — это наша связь с Богом. И есть внешний уровень — это то, как мы это выражаем. Это наши отношения с людьми, отношения между организациями, более политический уровень.

Внутренняя сторона духовной организации — это каждый человек входящий в эту организацию, а внешняя (политическая) сторона — это то, как эти люди общаются друг с другом и с окружающими. Важно не путать эти уровни. Когда человек смотрит на духовную организацию, он видит только внешнюю сторону. Он смотрит на то, как ведут себя люди, как они выглядят, как говорят, и рассматривать со стороны духовную сторону организации достаточно сложно. Именно поэтому люди часто не понимают сути религии. Каждая существующая группа имеет свой эгрегор. Эгрегоры часто рассматриваются людьми исключительно в негативном аспекте, как какая-то плохая сила. На самом деле это не так.

Эгрегор (др.-греч. ἐγρήγοροι — страж), та энергия, которая формируется, чтобы охранять традиции, создаваемые группой. Эгрегоры управляют всеми областями нашей жизни и бывают как деструктивными, так и конструктивными.

Например, есть группа людей, которая ходит в храм, читает Писание, с целью прийти к Богу через христианскую традицию — это одна группа, один эгрегор.

Есть другая группа людей, которая приходит в храм, чтобы обратить на себя внимание. Они идут в церковь для того, чтобы показать какое у них красивое платье или чтобы другие увидели, какие они набожные и т. п. Это отдельный эгрегор, поскольку есть большое количество людей, которые относятся к религии именно так. Этот эгрегор ниже уровнем сознания.

Однако, зачастую, цель большинства людей — это выживание. Люди этого уровня собираются вместе, чтобы создавать определенный порядок, который позволит им выжить в этом непредсказуемом мире. Их цель звучит примерно так: «Лишь бы ничего не повредило нам». Это то, на чём основаны самые большие эгрегоры и самые известные. Они являются вредоносными, потому что основаны на страхе, сюда относится и христианский эгрегор уровня выживания. Человек ради того, чтобы выжить готов на всё. Он готов принести в жертву всех своих близких, лишь бы выжить самому. Люди живущие на этом уровне, создают злобнейший эгрегор, который имеет отношение к религии, но, к сожалению, с духовным ростом имеет мало общего. Поскольку большинство людей находится на уровне выживания, то и большинство эгрегоров находится на этом уровне. Эгрегоры живут за счёт жизненной энергии людей и если люди вдруг перестают питать их своей энергией, (то есть перестают обращать на них внимание) то они могут быть очень злыми и начнут требовать от людей энергию. Как это может выглядеть?

К примеру, есть религии и секты требующие жертвоприношений животных или даже человеческих. Есть и более мягкая форма жертвы — пост. Когда человек постится не ради собственного духовного роста, а ради группы, в которой он находится или чтобы получить защиту, умилостивив «злого бога», так как их отношения основаны на страхе. Человек думает, что он недостаточно сильный, чтобы обеспечить свои нужды, поэтому ему нужно искать внешние силы, которые ему помогут и эти силы нужно уговаривать, приносить дары, чтобы они приняли грешного человека. Такой человек не собирается каяться в своих грехах и менять что-то в жизни. Он хочет только жаловаться и клянчить у Бога хорошей жизни, потому что недоволен тем, что имеет в настоящее время. Люди этого уровня приходят в церковь и пытаются уговорить Бога исполнить их желания. Они понимают, что крайне грешные и поэтому эгрегор христианства не должен обращать на них внимания, и чтобы получить это внимание, им нужно долго кланяться, молиться и поститься, дабы эгрегор увидел их искренность и захотел им помочь. Но этот эгрегор, так же как и этот человек, существует на уровне выживания и также находится в страхе. Он боится потерять энергию, поэтому жёстко требует выполнения всех обрядов, постов и молитв.

Дальше есть уровень повыше — это когда мы хотим не просто отдавать свою жизненную силу какому-то эгрегору, но хотим познавать Бога, Его волю. Мы знаем, что этот Бог не есть человек, потому что Он не создан человеками по их образу и подобию. Он есть Бог, который сотворил человека по образу и подобию Своему. И это уже не человеческий характер, это характер Божественный. Люди этого уровня работают над собой для того, чтобы активировать в себе этот Божественный характер. И эти люди понимают, что в молитве не нужно уговаривать Бога, не нужно торговаться с ним: «Я тебе — это, а ты мне — это», и уж тем более Богу нет никакой нужды в том, чтобы Ему приносили кого-то в жертву. Бог всё сотворил, всё принадлежит Ему. Мы ничего не можем принести в жертву Богу, чтобы помочь Ему. Ничего такого, что давало бы Ему энергию. Он и есть вся энергия, что нам Ему жертвовать? Бог создал людей и зверей не для того, чтобы мы их закалывали во имя Него и для Него. Сама идея жертвенности становится абсурдной, когда мы понимаем, что Бог — это сама жизнь, Он всё создал и всё принадлежит Ему. Как мы можем приносить Богу в жертву Его же творения? А вот что действительно радостно Богу — это наше сокрушённое сердце. Если мы осознаём свою греховность, если понимаем, где ошиблись в жизни и находим в себе силы и мужество покаяться, тогда мы открыты и у нас может восстанавливаться связь с Богом. Когда же мы находимся в грехе — наше сердце ожесточённое, и мы не можем получать информацию и наставления от Бога, не можем наладить с Ним связь. Человек, который любит Бога, очень дорожит связью с Ним. Он старается перенастраивать себя, направляя на Бога всё своё внимание и изменяя умонастроение. В этом и есть основная цель молитвы и поста. Мы направляем наше внимание с человеческого уровня выживания на Божественный уровень. Когда человек находится на уровне духовном, где он обращается к всесильному Богу Творцу, тогда он не подчиняется эгрегору и не становится его рабом. У такого человека есть сила намного выше эгрегора, и поэтому эгрегор ему в принципе не нужен. Рабский страх заменяется любовью. Разумеется, сохраняется страх Божий, но страх Божий — это значит благоговение перед Богом, и искренняя боязнь Его потерять.

Каждый из нас может иметь дело с эгрегором, но поскольку мы не находимся в страхе и в подчинении, то имеем к нему другое отношение.

Есть такое правило: каждое действие имеет противодействие. Когда мы бросаем мяч на пол, он с такой же силой отскакивает обратно. Так же и с людьми, если мы относимся к человеку без уважения, нападаем на него, то, разумеется, получим в ответ реакцию — человек нападёт на нас, защищая себя, а если мы относимся к человеку с уважением, то он автоматически относится с уважением к нам. Как только мы начинаем опускаться на уровень страха в общении с людьми, находящимися в эгрегоре, мы попадаем в область его власти, и он относится к нам враждебно. Так что, чтобы он нас уважал, нам нужно уважать себя и быть на высоком уровне. Других людей не нужно спасать от эгрегора. Важно понимать, что это угроза не только для эгрегора, но и для людей, которые его создали. Ведь они создали эгрегор, чтобы он помог им, и если мы нападаем на этот эгрегор — это является нападением на группу.

Здесь может возникнуть вопрос, а как Бог смотрит на эту ситуацию? В Библии есть очень сильные слова о том, что такое поклонение эгрегору — это идолопоклонство. Это можно назвать духовной проституцией. У Христа есть довольно жёсткие слова к фарисеям, которые отвергали слово Божье, чтобы следовать за установленными человеком правилами. С одной стороны, Богу очень больно смотреть на то, как люди мучатся в своих бедах и не приходят к Нему, так как Он всесильный и может всё решить, но, с другой стороны, помочь человеку можно только на том уровне, на котором он готов эту помощь принять. Если человек придёт, например, в магазин Ашан, в котором огромное количество продуктов, а у него только две руки, сколько он сможет унести с собой? Даже если подарить ему огромное количество продуктов, он не сможет их все унести. Ему будет тяжело и больно тащить на себе эти сумки, даже несмотря на то, что это якобы благословение. Бог понимает вместимость каждого, и Он бесконечно терпелив.

Главная задача человека — обращать своё внимание на то, что у него внутри, и меньше судить о других людях, если они что-то делают не так, как ему кажется правильным. Мы не знаем ничего о них. Невозможно смотреть со стороны и определить на каком уровне находится человек. Не нужно тратить свою силу на возмущение.

Апостол Павел говорил: «Самый большой грешник — это я». Почему он так думал?

Я понимаю это место так, что я смотрю на мир через свои глаза, я отвечаю только за себя, и меня волнует только мой грех. А что делают другие, что для них греховно, и что нет — меня не касается. Мне сначала нужно поработать с собой, обращать внимание внутрь себя, нет ли во мне чего-то такого, что нужно очистить.

Если мы понимаем, что Бог всегда с нами, то нам не нужна никакая защита. Нам не нужен никакой эгрегор. У нас есть сила намного больше. Мы можем быть в традиции, но не поклоняться эгрегору, а существовать параллельно с ним. Бесспорно, люди, которые должны сейчас нести духовную истину, в большинстве, своему призванию не отвечают, так исторически сложилось. Эти помехи можно убрать только одним способом — самим проникнуть и добраться до сути. Церковь — это не кто-то из вне приходящий, не какая-то институция, которая нам что-то предлагает, иногда даже навязывает, — а это мы сами. Церковь не снимает ни с кого ответственности. Напротив, каждый из нас должен чувствовать себя частью Церкви Христовой, носителем Его учения, а не ждать, что кто-то нам преподнесёт эти истины.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Записки о вере и религии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я