Политическая культура и политическая социализация

Екатерина Вахнина, 2020

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации третьего поколения для высших учебных заведений по дисциплине «Социология и политология». При подготовке учебного пособия учтен опыт преподавания социологии и политологии в вузах Российской Федерации. Учебное пособие включает в себя развернутое изложение ряда основных тем, контрольные вопросы, библиографический список и глоссарий. Предназначено для студентов вузов всех форм обучения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политическая культура и политическая социализация предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Формирование концепции политической культуры

1.1. Политико-культурная мысль Античности

Попытки понять, почему народы со схожими политическими системами, но с разными системами ценностей и символов, мифологиями, обладающие разным историческим опытом и т. п., по-разному воспринимают одни и те же политические явления и неодинаково ведут себя в однотипных политических ситуациях, были предприняты еще в Античности. Вопрос о связи между культурой человека и его политическим поведением и еще многое из того, что мы сейчас относим к понятию политической культуры, можно обнаружить в Библии, в трактатах Конфуция, Платона, Аристотеля, Николо Макиавелли, Шарля Луи Монтескье.

В рамках древнегреческой культуры, где возникают первые институты демократии, формируются и начала политической культуры, которые получают отражение в философских системах Платона и Аристотеля — основоположников учения не только о политической культуре, но и о политике вообще.

Свобода — базовая ценность древнегреческой культуры — была главной проблемой всей античной философии и практики государственной жизни, а идея гармонии между телесным и духовным (идеал калокагатии), приоритет духовности, «второй природы» составляли основу мировоззрения древних греков. Поэтому доминантой политического сознания была установка на идею высшей справедливости как торжества добра над злом, что ориентировало поведение людей на правопорядок и законопослушание. Представления греков o свободе и разумной человеческой справедливости, которая не может быть навязана насильственно, нашли свое преломление в их культуре, назначение которой — содействие духовному, умственному и физическому развитию человека, а также политическому и нравственному становлению его как гражданина.

Следует отметить, что в диалогах Платона и трактатах Аристотеля отсутствовало не только понятие политической культуры, но и понятие культуры как социального института. Но их труды содержат многие компоненты рассматриваемых понятий. Так, в связи с культурным аспектом человеческой жизни Платон использовал понятие «искусство», трактуемое им крайне широко, понимая под ним совершенствующуюся деятельность людей, направленную на освоение природы и развитие собственных творческих возможностей.

Согласно Платону (427–347 до н. э.), политика — это тоже искусство, причем самое великое, «царственное» искусство, искусство избранных. Политические деятели должны быть наиболее высокоразвитыми в культурном отношении гражданами. То есть собственно культура и политическая культура были едины, их нельзя было отделить друг от друга.

Платон приводил целый ряд требований к политикам и считал, что политика — это дело философов, людей образованных и высоконравственных (калокагатийных), а не черни, тем более рабов. Человек, не соответствующий идеалу калокагатии[2], не должен допускаться к политике и участвовать в принятии властных решений. Определяющим элементом «правильного» поведения человека политического Платон считал, что служение государству есть обязанность и ответственность за социальную справедливость, а не средство достижения личных целей гражданина. Культура, аккумулировавшая опыт прошлого, нравственные устои и идеалы, ценности цивилизованного поведения, — гарант мира и справедливости, верное средство противостоять разрушительной стихии массового недовольства и насилия, «войне всех против всех».

Платоновское учение об идеальном государстве оказало огромное влияние на дальнейшее развитие мировой политико-философской мысли. Вслед за Сократом Платон отождествлял знание и добродетель, утверждая, что идеальный режим базируется на знании и обладании истиной, благодаря чему правление осуществляется на основе добродетели. Заметим, что идея верховенства права, опирающегося на добродетель, положила начало современным теориям правового государства. К подобным утопическим конструкциям идеального общества прибегали впоследствии Т. Кампанелла, Ш. Фурье, Т. Мор, К. Маркс.

Учения Платона и Аристотеля об идеальных формах государственного устройства и политическом поведении людей послужили основой будущих концепций политологии, в том числе и политической культуры. Важнейшей заслугой обоих мыслителей считаются их типологии политических режимов. Аристотель (384–322 до н. э.) составил историю и описание строя не менее 158 греческих полисов (до наших дней дошла только «Афинская полития» — трактат о государственном устройстве Афин). Для него идеальной формой государственного правления была полития — режим, сочетающий в себе элементы демократии и олигархии.

Римские философы, в особенности Полибий и Цицерон, продолжили традиции политической мысли, созданные великими эллинами. Полибий, в частности, переработал принципы правовой и политической философии Аристотеля применительно к Риму, а Цицерон разработал некоторые идеи теории естественного права, то есть права, основанного на природе вещей. В данном контексте следует подчеркнуть, что Древний Рим знал не только произвол власть имущих. Известно, что в эпоху республики в Риме действовали законы, допускавшие достаточную степень свободы граждан, гарантировавшие невмешательство государства в их частные дела. Это — свидетельство того, что политическая культура Древнего Рима существенно повлияла на характер современной западной политической культуры.

Таким образом, особенности древнегреческой культуры с ее базовыми ценностями свободы и справедливости, с требованиями калокагатийности в отношении к человеку как гражданину, полисная организация государственной власти, предполагавшая равноправное участие граждан в решение политических вопросов, а также римское право, утвердившее суверенитет личности, положили начало развитию политической культуры в современном ее понимании.

1.2. Развитие понятия политической культуры в эпоху Нового времени

Понятие политической культуры получило дальнейшее развитие в эпоху Нового времени, когда в европейских странах стали постепенно развиваться конституционные формы правления. На этом фоне возникают и распространяют свое влияние на умы современников теории общественного договора. Вместе с ними складывается и новый тип политической культуры. Приоритетными становятся права человека, подкрепленные законом. Такие перемены получили отражение в трудах мыслителей XVII–XVIII вв. Томаса Гоббса, Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Шарля Луи Монтескье и др.

Стремление к господству, с точки зрения английского философа Т. Гоббса (1588–1679), является сущностной чертой человека, которая определят его образ мышления и стиль поведения в политике. Гоббс утверждал, что суверенная власть государства избавляет общество от хаоса и насилия, предотвращая «войну всех против всех». Дж. Локк (1632–1704) же писал, что любое легитимное правительство основывается на согласии граждан передоверить государственной власти свои естественные права в целях защиты жизни, личной свободы и частной собственности. Позже, уже в XX веке Т. Парсонс, Г. Алмонд и Д. Истон неоднократно подчеркивали, что согласие в обществе является гарантией стабильности демократического общества.

Данная идея получила первую детальную разработку в трудах Ж. — Ж. Руссо (1712–1788), а другие философы Просвещения сформулировали основные принципы демократии. Важность этого периода в том, что именно в это время была поднята проблема раскола и согласия в обществе, которая стала центральной в современной теории политической культуры.

Труд «О духе законов» (1748) Ш. Л. Монтескье (1689–1755) посвящен анализу политических систем разных стран. Его автор был убежден, что любой закон, даже кажущийся на первый взгляд произвольным, обязан своим происхождением не случаю и не капризу людей. Его причины заложены в окружающей обстановке (религия, климат, особенности расселения) или в его свя́зи с другими существующими законами. Иначе говоря, общество подчиняется тем законам, которые выражают общие характерные тенденции.

Важное место в истории становления и развития понятия политической культуры принадлежит немецкому философу-просветителю И. Г. Гердеру (1744–1803). Как было уже отмечено, именно он ввел понятие «политическая культура» в научный оборот. В труде «Идеи к философии истории человечества» (1784–1791) Гердер пытается обосновать подход к пониманию нации как органической этнической группы, которой свойствен единый «национальный дух», язык и культура. Культура — важнейший элемент «народного духа», отражающий самосознание народа, проявляющийся в сохранении и уважении традиций и достижений прошлого. Будучи сторонником политического объединения Германии, Гердер ратовал за сохранение традиций и развитие национального сознания как наиболее важных задач, чем цели политических властей отдельных ландтагов. Именно в данном контексте Гердер формулирует ряд проблем политической культуры, как мы ее понимаем сегодня, например, вопрос о влиянии национальных традиций и обычаев на политику и политическое поведение.

Согласно Г.В.Ф. Гегелю (1770–1831), яркому представителю немецкой классической философии, история человечества — это «прогресс духа в сознании свободы». В «Лекциях по философии истории» (1822–1831) он утверждает, что мировой дух последовательно воплощается в культурные миры «исторических» народов (I. Восточный мир — Древний Китай, Индия и Персия; II. Греческий мир; III. Римский мир; IV. Германский мир), становясь их народным духом. Человечество, развиваясь, постепенно приходит ко все более глубокому пониманию свободы. Германский мир (христианские народы Западной Европы) — высшая стадия развития мирового разума и воплощения идеи свободы — свободы гражданина в «гражданском обществе».

Рассматривая генезис представлений о политической культуре, нельзя обойти вниманием вклад, внесенный А. де Токвилем (1805–1859). Он дал подробный анализ американской демократии с ее фундаментальными принципами и характерными особенностями, составляющими необходимую основу для понимания современной политической культуры США. «Нравы» американцев, понимаемые (не только в узком смысле) как «привычки души», но в большей степени «…для обозначения различных понятий, имеющихся в распоряжении человека, различных убеждений, распространенных среди людей, совокупности идей, которые определяют привычки ума»[3], Токвиль считал одной из важнейших причин существования демократической республики в США. Термин «нравы», очевидно, применен в смысле политических ориентаций. Токвиль подробно описал те «нравы», которые способствовали укреплению демократических институтов в Америке[4].

Заметное влияние на формирование концепции политической культуры вообще и американской в частности оказал немецкий социолог, политический экономист и культуролог М. Вебер (1864–1920). Сконструированные им идеальные типы политического господства — традиционный, харизматический и рационально-легальный — легли в основу основных типов политической культуры — парокиальной, подданической, партиципаторной, выделенных и проанализированных американскими политологами Г. Алмондом и С. Вербой.

Следует отметить, что экспансионистская и колониальная политика западноевропейского капитализма в эпоху Нового времени привела к накоплению европейской наукой большого количества сведений о малоизвестных культурах, начиная от африканских племен и американских индейцев до индийской и китайской с их великой древностью. Это побуждало ученых не только рассматривать по отдельности, но и сравнивать социокультурные и политические особенности разных стран, вскрывать причины их различия. Подобные исследования, поначалу носившие случайный характер (в XVIII веке, как уже отмечалось, к сравнительному методу обращался Монтескье, но стоит подчеркнуть и вклад В. Гумбольдта, занимавшимся сравнением языков), привели к образованию на рубеже ХIХ-ХХ веков ряда новых научных дисциплин, таких как культурология, культурная антропология, семиотика, аксиология и др.

Вторая половина ХХ века в силу тех же обстоятельств отмечена появлением целых отраслей политологического знания, в том числе и сравнительной политологии, методы которой активно используются при изучении политических систем, политической культуры и политического поведения в разных странах.

1.3. ХХ век: возникновение научной концепции политической культуры

Итак, как уже отмечалось, первая концепция политической культуры принадлежит американскому политологу Г. Алмонду (1911–2002). В связи с этим стоит подчеркнуть, что именно в США возникла политология как наука, в частности и политическая социология.

Алмонд был сторонником и ярким представителем системно-теоретической и структурно-функциональной школ в политологии, и это объясняет, почему главной целью работы «Гражданская культура: политическая культура в 5 странах» (1963) было выяснение причин и условий стабильности демократической политической системы. Можно без преувеличения сказать, что структурно-функциональный анализ и системная теория во многом предопределили появление концепции политической культуры.

Политическая культура стала областью научного исследования во многом благодаря тем событиям, которые происходили в послевоенные годы, прежде всего широкомасштабная деколонизация целого ряда стран Африки, Азии и Латинской Америки. Обретение независимости странами, уровень политического, экономического и культурного развития которых был существенно ниже, чем в бывших государствах-метрополиях, породило целый ряд проблем как в аспекте их внутреннего положения, так и по отношению к новой геополитической ситуации в послевоенном мире. Во многих развивающихся странах после обретения ими независимости довольно быстро возникли диктаторские режимы.

Кроме того, ведущие мировые державы, прежде всего Советский Союз и США, стремились вовлечь молодые государства в сферу своего влияния, навязывая им, каждая на свой лад, социалистическую или либерально-демократическую модели развития. Американские политики и ученые пытались найти причины того, почему в одних государствах либерально-демократические формы государственного устройства приживались и развивались, а в других не принимались и отмирали. Нетрудно было предположить, что причины данных явлений кроются в особенностях исторического, культурного и политического развития этих стран и населяющих их народов. Разработка теории политической культуры была призвана найти объяснение таких феноменов.

Послевоенные десятилетия примечательны и появлением ряда работ П. Лазарсфельда, Б. Берельсона, А. Кэмпбелла, У. Миллера, П. Конверса, посвященных результатам исследований политического и электорального поведения граждан США, проведенных социологами Мичиганской и Колумбийской школ в политологии. Основным и неожиданным их результатом было открытие электоральной пассивности граждан Америки, которые, как оказалось, обладают гораздо меньшей заинтересованностью и политической информированностью, чем думали ученые. Идеалы демократии, предполагавшие, что для существования демократической системы необходима политическая активность и заинтересованность граждан, тем самым ставились под сомнение. Граждане демократических стран на деле весьма далеки от рационально-активистской модели политической культуры. Г. Алмонд и С. Верба впоследствии писали, что «их нельзя назвать ни хорошо информированными, ни глубоко включенными в политику, ни особо активными; а процесс принятия электоральных решений является чем угодно, только не процессом рационального расчета»[5].

Анализ данных обстоятельств и попытка найти причины политической пассивности большинства граждан Америки привели к созданию Алмондом концепции «гражданской культуры» — политической культуры «идеальной демократической личности».

Таковы основные научно-теоретические и социально-политические условия, в которых Г. Алмонд, С. Верба и их последователи создавали концепцию политической культуры.

Контрольные вопросы и задания

1. Когда были предприняты первые попытки понять расхождения в политическом поведении людей в зависимости от их принадлежности к различным культурам?

2. В рамках какой культуры и в связи с чем начинается формирование основ политической культуры?

3. Усвоение каких базовых культурных ценностей, с точки зрения древних греков, способствуют политическому и нравственному становлению человека как гражданина?

4. Платон считал, что политика — это дело людей калокагатийных, а не черни и тем более рабов. Согласны ли Вы с его точкой зрения?

5. Расскажите о вкладе Аристотеля в становление понятия политической культуры.

6. В чем заключается влияние политической культуры Древнего Рима на характер современной западной политической культуры?

7. Какой тип политической культуры возник под влиянием теорий общественного договора, получивших распространение в эпоху Нового времени?

8. Какая идея, ставшая центральной в современной теории политической культуры, возникла в эпоху Нового времени?

9. Кто из мыслителей Нового времени впервые употребил термин «политическая культура» и поставил вопрос о влиянии национальных традиций и обычаев на политику и политическое поведение?

10. Кто из представителей немецкой классической философии утверждал, что высшее воплощение идеи свободы — это свобода гражданина в «гражданском обществе»?

11. Кто из известных политиков первой половины XIX века дал подробный анализ американской демократии с ее фундаментальными принципами и характерными особенностями, в том числе и политико-культурными ориентациями, способствовавшими укреплению демократических институтов в Америке?

12. Объясните, в чем заключается заслуга М. Вебера в создании типологии политической культуры.

13. Кому принадлежит первая научная концепция политической культуры?

14. Какие значимые исторические события, происходившие после Второй мировой войны, обусловили появление научной концепции политической культуры?

15. Какие особенности политического и электорального поведения граждан США, обнаруженные в результатах политических и социологических исследований в послевоенные десятилетия, не соответствовали ожиданиям ученых-политологов? Какое они имеют отношение к появлению концепции политической культуры?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политическая культура и политическая социализация предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

См.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 4. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.

3

Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., 2000. С. 220.

4

Там же. С. 220–237.

5

Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // ПОЛИС. 1992. № 4. С. 122.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я