Институты конфликторазрешения и поддержания мира

Дмитрий Черезов

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации третьего поколения для высших учебных заведений по дисциплине «Конфликтология». При подготовке учебного пособия учтен опыт преподавания конфликтологии в вузах России. Учебное пособие включает в себя развернутое изложение ряда основных тем, контрольные вопросы, библиографический список и глоссарий. Предназначено для студентов вузов всех форм обучения.

Оглавление

Введение

Современная Россия в соответствии с действующей Конституцией является социальным демократическим правовым государством, политика которой должна быть «направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития каждого человека» (ст. 7). Для решения этой стратегической задачи необходимы социальный мир, стабильность и последовательность в проведении любых общественно-политических преобразований.

В разрез с задачами поддержания стабильности идут общественно — политические потрясения и события, связанные с братоубийственной гражданской войной на территории Украины, развязанной нынешними киевскими властями после государственного переворота, совершенного 22 февраля 2014 г., и радикальными группировками экстремистского толка. Они свидетельствуют о том, что современное постсоветское общество по своей природе все еще остается весьма конфликтогенным. Причем снизить уровень конфликтогенности и укрепить стабильность на постсоветском пространстве невозможно одними только полицейскими операциями. Нужны системные действия, включающие в себя и экономические, и социально-политические, и в том числе институциональные меры, к которым относятся действия по формированию и совершенствованию системы современных государственных и неправительственных институтов конфликто-разрешения и поддержания мира.

В предлагаемом учебном пособии предпринимается попытка познакомить студентов отделений конфликтологии с основами политико-социологического знания по вопросам истории и теории институтов конфликторазрешения. Авторы прежде всего акцентируют внимание на специфике объекта, предмета и структуры дисциплины и некоторых краеугольных гносеологических принципах анализа истории и теории институтов конфликторазрешения, а также прослеживают эволюцию философских и социально-политических воззрений по институциональным проблемам конфликторазрешения.

Вместе с тем в учебном пособии в доступной и лаконичной форме освещаются важнейшие темы и вопросы, связанные с тематическим планом дисциплины. Среди них отдельно рассматриваются особенности процессов, а также инструментарий (принципы, формы, методы и технологии) предупреждения, урегулирования и разрешения социальных конфликтов, в том числе особое внимание уделяется специфике и классификации социальных институтов. На этой основе раскрывается специфика термина «институт конфликторазрешения и поддержания мира», излагаются критерии классификации институтов конфликторазрешения и предлагается их субординированная градация. При освещении современных исследований по теме учебной дисциплины особое место отводится освещению функциональной роли правового государства, социального рыночного хозяйства и государства благосостояния (социального государства) в качестве макроинститутов конфликторазрешения. Также большое внимание уделяется сравнительному анализу современных международных институтов конфликторазрешения и их функциям по предупреждению, урегулированию и разрешению интернациональных конфликтов. Наконец, определенное место в учебном пособии занимает показ динамики становления, функционирования и развития институтов конфликторазрешения в советском обществе и в постсоветской России. При этом специально рассматривается потенциал конфликторазрешения не только политических, но и социально-экономических институтов общества.

Также в учебном пособии после каждой главы формулируются основные выводы и предлагается список ключевых вопросов для самопроверки. Для лучшего запоминания терминологического аппарата учебной дисциплины перед списком литературы изложен глоссарий, в котором сформулированы определения важнейших категорий. В процессе подготовки текста авторами использовалась разнообразная отечественная и зарубежная литература философского, исторического, политико-социологического и конфликтологического плана. Списки основной и дополнительной литературы приводятся в конце учебного пособия.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я