Вспоминая прожитое… (Мемуары)

Екатерина Антонова

Эта книга – небольшая исповедь. Для тех, кто хочет чему-то научиться на судьбах других людей. Для тех, кто задумывается о своём месте в жизни. Для тех, кто искренне способен понять и сопереживать другому человеку.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вспоминая прожитое… (Мемуары) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

Ещё накануне учебного года, летом, я настырно потянула мачеху записать меня в школу. Прям-таки, рвалась в неё. Откуда мне было тогда знать, что это время будет одним из непростых периодов в жизни… Но ведь школьные годы по-любому никак было не избежать. Это только поначалу испытывала невероятную радость от тех изменений! А как же! Купили форму, книжки, пенал, карандаши, ручки… Часами перебирала всё это богатство новое. Теперь ведь не просто так, как-никак, первоклассница! Взрослею ведь, япона мать! Предстоит новая жизнь!

К тому времени, как пойти в школу, мы уже переехали в новую благоустроенную квартиру на третьем этаже в пятиэтажке. Помнится, к ноябрьскому празднику в 1968-м году. Тогда заселяли новые дома, приурочив к какому-то празднику. Обычно на Новый год, 1-е мая, 7-му ноября… Отопление ещё не пустили, батареи с рёбрами холодные, воды тоже ещё нет… Но зато была у нас печка! Невысокая, кирпичная, прямоугольная, белёная. Духовка, сама печка, поддувало. Её, за ненадобностью, потом уже использовали как подсобный стол обычно, застелив клеёнкой. Многие тогда для экономии места в кухне ломали эти самые печки. У нас так и осталась до конца. Мачеха рассказывала, что когда эту квартиру сдавали, женщина из конторы, которая квартиру принимала, очень даже удивилась этому. Да и вобще осталась довольна состоянием жилья. Всё чистенько, всё работает. Что-что, а домовитости у мачехи не отнять. Всегда следила за чистотой в доме и порядком. Регулярно белила сама. Мы же с Ольгой помогали подготовиться к ремонту, выносили из комнат мелочёвку. А вот отчим предпочитал в это время уходить из дома в гараж, чтобы «не мешать». Потом, как дошли слухи, после нас там жил старший по дому некий Алексей Якимовский.

А пока, не даром, что Лев по гороскопу, по-кошачьи тихо пошла «на разведку» по пустой полутёмной новой квартире, всё «обнюхать». Вещи сгрузили в комнату поменьше. Зашла в комнату больше. Темно. Где включается свет — неизвестно. Ну, и ладно. Как говорится, «не очень-то и хотелось!», раз так. Потом зашла в ванную. Увидела непонятный полуовальный стул с крышкой… Как потом оказалось, это был унитаз. Сама ванна мне показалась просто огромной. Повернула барашек крана… Он как зашипит воздухом! Пулей выскочила оттуда. Испугалась, подумала, что сломала… Ругать же за это будут!

Потом, конечно, и лампочки вкрутили где надо, и привезённую мебель расставили. А всего-то было: старенький диван с круглыми валиками вместо подлокотников, две кровати полуторки «панцирные» с железными сетками, шкаф с зеркалом для одежды, стол круглый на одной ноге, да разномастные стулья. Не скоро купили новую мебель. С этим на севере очень даже напряжённо тогда было первое время. По записи, по очереди… Всё было завозное. Даже молоко было поначалу не натуральное, а порошковое. Потом со всем обеспечением там постепенно вполне наладилось. Нужно же было заинтересовывать людей ехать сюда работать на шахты, которые открывались одна за другой.

Разумеется, там стали быстро открываться и магазины, раз есть спрос на товары, народ прибывает. Что интересно… магазины были конкретно под какие-то товары. И понятно было, где что можно купить. «Гастроном», «Продукты» или «Овощи-фрукты», «Обувь», «Ткани». Были и «Игрушки», «Канцелярские товары». Там покупала многие виниловые пластинки. Там же, когда подростком была уже, приобрела свою первую простенькую гитару. Увидела, сразу же заняла у соседки деньги, (по тем временам просто смешные цены были), а когда мачеха пришла вечером с работы — она просто отдала ей долг. Не ругали. Не на ерунду же потратила. Потом, когда уже развелись с первым мужем, и я уехала из дома в 1982 — м году, увезла её с собой. Но попала в комнату общежития с неблагополучными соседками, и гитару утащил их друган. Не нашли потом ни этого другана, ни самой гитары.

Помню свежие типографские запахи от учебников с красочными картинками, запах новеньких тетрадок в косую линейку и клетку. Ручки тогда ещё перьевые были, так что всем школьникам начальных классов приходилось с собой таскать чернильницу-непроливайку. А в тетрадках были вложены беленькие мягкие промокашки, спасаться от клякс. Это потом перешли на авторучки. Нужно было в них как пипеткой набирать чернила. А вот сейчас дети даже и не представляют, что это такое. Вряд ли видели Букварь того времени… Сейчас ведь берут в школу уже ребятишек подготовленных, и пишут сразу шариковыми ручками. Нет той нужды в счётных палочках, когда в руках детей достижение электроники: разномастного типа калькуляторы на любой твой вкус… Раньше же начинали с выписывания палочек, кружочков, крючочков, этими самыми ручками с перьями.

А где сейчас увидишь парты того времени? Те самые, с лунками для ручки и углублениями для чернильницы-непроливайки, с откидными крышками, чтоб можно было за партой встать? А под крышкой — углубление, ниша, что б там положить портфель. Парты были разработаны для правильной осанки ребятишек. С первого класса приучали сидеть прямо, положив руку на руку. Причём, парты были разного размера. Для первоклашек ставили маленькие в классе, а для старшеклассников — намного больше. И, обычно, самые крупные парты ставили сзади ряда. Их (этих рядов) в помещении обычно три было. Теперь везде столы и стулья. С одной стороны, это же очень облегчает уборку. Ведь конструкция парт вынуждала парту поднять, чтобы помыть под ней. Теперь же, раз, и всё!

Помню, сама мелкая, портфель почти по полу волочится, мне приходилось клониться в сторону, чтоб он дном не чиркал по земле. Портфели то сейчас не у каждого. Нынче же в ходу просто сумки, рюкзаки. Да и всё обучение в школе теперь другое. Ускоренное. Поспевать надо за прогрессом… Современные дети уже во многом больше разбираются в электронике, чем какой-нибудь взрослый. И телефонные приложения знают, и компьютер. Вспомнилась шутка. В детском саду Дед Мороз и Снегурочка предлагают всем детям крикнуть: «-Ёлочка, зажгись!». Гирлянда на ёлке не зажигается. Повторили. Она всё равно не горит. Тогда один из малышей вдруг деловито говорит: «-Чё орать-то? В зале есть свет, значит дело не в пробках. Контакты в реле плохие, или в вилке. Может ещё из-за розетки. Или провод где-то пробило. Надо проверить. У кого отвёртка есть?»

Привела 1-го сентября на первый урок не мать, а тётя Рая, (это мачехина двоюродная сестра). И ушла после линейки… Она сама в то время у нас в городе уже училась на химика-технолога в техникуме. Ой, как я перепугалась множества дверей! Не передать это словами! Испугалась такого количества детей. Думала, надо обратно бежать домой, а то я среди этих дверей и людей потеряюсь! Ведь до этого я жила в деревне у бабушки, на воле! Меня до школы скинули ей, лишь ненадолго привозили домой, чтоб не отвыкла. Схватила портфель, и убежала. Ну, конечно, потом тётя снова отвела меня в школу.

Помню, конечно же, первую учительницу Валентину Алексеевну Куликову. Молодая и красивая, очень добрый человек. Как говорят: «на своём месте». Уж простите за подробности, но мне казалось, что и по своей естественной надобности такой человек в определённый «кабинет» не ходит… Слишком «прозаически» это как-то.

В детский сад я не ходила, поэтому начало школьных лет для меня было, довольно-таки, серьёзным испытанием. Нужно было учиться общению в определённых рамках. Нужно было учиться усидчивости, и вниманию. Тут я могу похвалиться, и твёрдо сказать, что это даже очень получилось. В более старших классах практически не открывала учебники, помнила тему с урока. Конечно, если не нужно было выполнить письменное домашнее задание. Однако, для меня ох как муторно было учить на память стихи, запоминать даты событий, как говорил известный всем Остап Бендер, из далёкого «исторического материализма» где-то в какой-нибудь далёкой чужой стране.

Одновременно с первым классом обычной школы с успехом поступила и в музыкальную. Не возразили. Это была всего лишь дань моде, чтобы при случае похвастаться знакомым, вот, мол, учим. Тем более, что племянница мачехи Люба в Омске тоже училась в музыкальной. Кстати, более заносчивого, высокомерного и эгоистичного человека как она больше не встречала. Ну, как оплошать моим? Отдали бы учиться свою дочку Ольгу, да её лелеяли дома. Даже просто пыль вытереть или просто посуду помыть не бралась. Разве что иногда помочь мелочёвку всякую вынести из комнаты перед ремонтом. Вся её забота — книги всякие читать, телевизор смотреть, в шахматы «сам на сам» играть. Вот и всё. А затраты на обучение в муз школе по классу фортепиано для них, обоих работающих на шахте на севере, не было особой уж проблемой. Однако, пианино они не торопились покупать. Пришлось на бумаге сперва рисовать клавиатуру пианино под её реальный размер, и так вот первое время обходиться. Или приходить раньше, искать по классам свободный инструмент, что далеко не всегда было возможно найти.

Попала я сразу в муз класс к Александру Александровичу. Коллеги-учителя величали его Сан Саныч. Средних лет. Высокий, можно сказать, высоченный мужчина. Меня очень удивляло, что в уголках глаз и губ постоянно появлялся какой-то белый налёт. Вероятно, были проблемы со здоровьем. Обратила ещё внимание на его пальцы. Неправдоподобно длинные, с широким обручальным кольцом на безымянном пальце правой руки.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вспоминая прожитое… (Мемуары) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я