В книге представлены лекции из курса «Профессия Психолог, Коуч» (первый учебный блок). Книга будет полезна тем, кто идёт в профессию «с нуля», и также тем, кто желает получить секреты профессиональных психологов, чтобы улучшить свою жизнь (и жизнь своих близких). Описание книги[b]● Лекция 1. Передача внутренних состояний● Лекция 2. Перенос, контрперенос● Лекция 3. Уровни организации личности● Лекция 4. Ассоциации● Лекция 5. Контейнирование● Лекция 6. Сепарация● Лекция 7. Интерпретации [b] Мы все каждый день общаемся с людьми. Слова- это верхушка «айсберга», можно так сказать, а то, что под водой,– это общение более глубокое, на уровне Смыслов, Ощущений и т д. Психолог умеет читать «между строк» (видит то, что под водой, условно). Поэтому знать секреты профессиональных психологов полезно всем, это улучшает качество нашей жизни, так как мы лучше понимаем себя, своих клиентов и т д. Психологию как науку можно изучать долго, но есть фундаментальные техники (инструменты), которые доступны каждому человеку, чтобы улучшить свою жизнь. В этой книге вы узнаете, как отличить психически здорового человека от нездорового (какие есть критерии). Поймёте, как взаимоотношения с мамой влияют на Судьбу человека Здесь и Сейчас. Узнаете как меняются негативные сценарии. Также вы сможете применить полученные знания в своей жизни и получать классные результаты.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фундаментальные навыки и инструменты психолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Лекция 2. Перенос, контрперенос
Добрый день, сегодня мы с вами разберём такие понятия как перенос, контрперенос. Эта тема близка к предыдущей теме, когда мы рассматривали такие механизмы как проекция, интроекция и проективная идентификация. Так вот, перенос, контреренос — эти явления происходят с помощью этих механизмов. То есть, в предыдущей лекции мы рассмотрели механизмы, сейчас мы рассмотрим в более широком контексте. Но в целом, это такие смежные понятия.
Что я хочу, чтобы вы вынесли для себя прежде всего из этих тем (ключевое)? Это идея про то, что между Вами как психологом и клиентом создаются определённые отношения. Вы вступаете в отношения со своим клиентом, даже если вы встретились на одну сессию. Всё-равно происходят какие-то отношения, что-то происходит в этих отношениях. И эти отношения содержат все те деструктивные моменты, которые и создают сложности в жизни Вашего клиента. И Ваша задача увидеть эти моменты, осознать. Иногда это стоит интерпретировать, иногда не обязательно или даже не стоит этого делать. Мы об этом будем дальше тоже говорить. Но важно именно такое видение, такой ФОКУС на отношения. На то, что происходит между нами на сессии. Потому что всё, что не осознанно, то будет отыграно, то есть, будет отреагировано, то есть, будет повторение старого. И на Ваших сессиях и в реальной жизни человека, и Вы ему не поможете. Это одна из главных причин, почему нужна долгосрочная терапия. Только при долгосрочном контакте становятся заметны разные нюансы отношений и появляется возможность их проработать. Для этого, чтобы эти нюансы проявились, нужно время, нужна определённая степень ДОВЕРИЯ. А доверие нарабатывается только долгосрочным контактом. Никак по-другому.
Также я хочу вам предложить, чтобы вы смотрели на любые запросы вашего клиента — как на запрос про отношения в первую очередь. Например, нет денег — это про отношения, это про отношения с отсутствующим объектом, его нет (и от этого мне плохо, от этого я тревожусь, и от этого у меня какое-то такое состояние). Или про деньги могут часто говорить, что они появляются как-то случайно и точно также случайно что-то происходит и они ушли. Это какие отношения? Это когда этот объект, когда хочет уходит, когда хочет приходит (я не знаю, как я на это влияю, это как будто бы не зависит от меня). Это очень перекликается с детскими историями про то, что не понятно, когда родитель в хорошем настроении, он меня любит, когда в плохом настроение — как будто бы не любит. Не понятно ребёнку, например, он пришёл со школы, принёс пятёрку и мама ругается. А завтра, например, ребёнок принёс тройку и всё нормально. То есть, непонятно как это. Это очень тревожные отношения. Если вам клиенты будут рассказывать такие ситуации, обращайте на это внимание, потому что для ребёнка очень важна СТАБИЛЬНОСТЬ. Понимание, что он принёс 5-ку и это хорошо, 3-ку и это плохо. Это самое важное. Не так страшно, когда ругают, наказывают — это меньшая травма, чем вот эта непонятность, как это происходит (от меня это не зависит). Если ребёнок понимает, как этим управлять, он старается учиться на 5-ки, а если не понимает, то тогда происходит сильная травматизация внутри.
● То же самое Вам клиент может говорить о времени. Например, времени не хватает или, наоборот, время как будто тянется бесконечно. Это тоже определённые отношения;
● Также отношения со своим телом. Не нравится тело. Как будто бы тело ненадёжное или тело хрупкое (про страх заболеть);
● Любые запросы про квартиру, детей, родителей, муж а(жену) — это всё про отношения;
И нам важно также держать в фокусе внимания то, КАК эти объекты ведут себя по отношению к клиенту, в его восприятии, конечно. Например, страх заболеть. Что мы здесь видим? Болезнь как некий такой могущественный объект, сильно больше клиента, который как будто бы раз и нападёт, и клиент с этим как будто бы ничего не сможет сделать. Это про определённое БЕССИЛИЕ. И мы тоже это бессилие можем чувствовать в работе с клиентом. Может быть даже на физическом уровне (на уровне тела). Дальше об этом поговорим.
Но повторюсь, КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ в том, что между вами и клиентом возникают отношения и в этих отношениях происходит то, что происходит в отношениях у вашего клиента в реальной жизни, с реальными людьми и с другими неживыми объектами (деньги, время и т д). И для получения максимально хороших и быстрых результатов мы должны концентрироваться именно на наших отношениях! Что происходит во время сессии, что происходит ДО и ПОСЛЕ. Когда мы работаем с клиентом, мы одновременно и психолог и НАБЛЮДАТЕЛЬ (супервизор). Два в одном. Мы и ведём сессию и параллельно наблюдаем, что происходит между нами и клиентом, какие отношения у нас складываются. Иначе, повторюсь, мы будем отыгрывать то, что происходит с клиентом в реальной жизни с другими людьми. Например, если его все жалеют, мы его будем жалеть; если с ним все конкурируют и как-то подавляют, то мы будем тоже это делать; если мы не будем обращать на это внимание. То есть, если мы будем обращать внимание только на материал клиента (что он говорит) и игнорировать наши с ним отношения, то мы можем давать правильные интерпретации про его детство, отношения с родителями и могут быть какие-то результаты. Но самые важные, глубинные"вещи"останутся нетронутыми. Просто потому что человек не получил с нами новый опыт. Что мы должны дать человеку? — Это НОВЫЙ ОПЫТ В ОТНОШЕНИЯХ. Например, если все его жалели, мы должны с ним по-другому; если все с ним конкурируют, мы должны по-другому ("все" — я имею в виду прежде всего родительские фигуры); если его все обесценивали, мы должны по-другому; если все его идеализировали, мы должны по-другому. Мы должны дать другой опыт в отношениях. Тогда меняется биохимия тела. О чём часто говорит Джо Диспенза. И тогда меняется реальность. Только так и никак по-другому. Только через новый опыт. Потому что мы можем всё проанализировать, проинтерпретировать, что было Там и Тогда, и человек поймёт и что-то сдвинется, но он не получит новый опыт (на уровне тела) и тогда реальных, фундаментальных изменений в жизни не будет.
Ниже схема, которая важна для понимания отношений, которые складываются в терапии и в обычной жизни тоже. Просто в терапии — это наша ответственность, наша задача — анализировать эти отношения (по-сути, это вся наша работа). А в реальной жизни — это не наша задача. То есть, мы можем пользоваться этим инструментом там, где мы хотим улучшить. Но в целом, это нагрузка такая, если постоянно всё это анализировать (все отношения). Поэтому этот инструмент стоит применять в тех отношениях, где есть что-то болезненное и мы хотим это убрать и хотим существенно улучшить отношения. Вот тогда пользуемся, это точно также работает.
Итак, когда мы входим в отношения (я буду рассказывать на примере Клиент-Психолог), в отношениях участвуют:
● Сознание Психолога с Сознанием Клиента,
● Бессознательное Психолога и Бессознательное Клиента.
То есть, четыре точки задействованы, такой прямоугольник (как на картинки). Сверху идёт сознание: Сознание аналитика и Сознание пациента, и внизу: Бессознательное аналитика и Бессознательное пациента. Ещё здесь скажу, я употребляю разные слова:"аналитик","психолог" — это всё об одном и том же. Здесь это так.
Эти отношения происходят по 6-ти разным векторам. И сейчас давайте каждый из векторов разберём.
● Первый вектор. Это Сознание клиента и Сознание психолога. То есть, это в основном такой вербальный уровень, уровень слов. Клиент к вам приходит и рассказывает: вот мне здесь плохо и тут мне не хорошо, а тут мне так вот. Вы сознательно знаете как по правильному реагировать: надо эмпатично слушать, говорить: да, здесь так. Вот это сознательный уровень.
● Второй вектор, по которому идёт взаимодействие. Это Бессознательное клиента и Бессознательное психолога. Это тот уровень, о котором мы вообще ничего не знаем, ни мы как психологи, ни наши клиенты. Это такая"неизвестная Земля". Мы просто можем знать, что этот уровень есть. И это знание тоже важно. Мы допускаем, что есть какая-то"комната", в которой что-то находится, о чём мы не знаем, но она как-то может влиять. Этот уровень нам могут прояснять сны. Когда клиент приносит сны, в которых появляемся мы, или объект, который показывает нас (репрезентация нас). Это важные сны, клиенты рано или поздно такие сны будут приносить, они содержат важную информацию. Об этом у нас будет третий модуль. Также информацию о том, что происходит в этой закрытой"комнате"(Бессознательное клиента и Бессознательное психолога, это взаимодействие)могут показать также супервизии. То есть, когда вы выносите случай своего клиента на рассмотрение группе по супервизии или своему личному супервизору. Даже в"тройке"(на практике между собой в школе) такую роль супервизора частично выполняет Наблюдатель, и он тоже может уловить какие-то моменты, которые остались за"кадром"и для психолога и для клиента.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фундаментальные навыки и инструменты психолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других