Как психолог анализирует фильмы

Евгения Порошина

В книге представлены киноанализы из онлайн-курса: «Профессия Психолог, Коуч». Первый фильм, который рекомендую посмотреть: «Повелитель приливов». В фильме хорошо показан процесс исцеления эмоциональной травмы и как работает психолог. В книге вы найдёте 15 примеров через фильмы, как психологи смотрят и анализируют фильмы. Книга будет полезна психологам, кто начинает свой Путь в профессии, также всем, кто интересуется психологией для себя и своих близких. Описание книги[b]Как психолог анализирует фильмыПовелитель приливов1+1/НеприкасаемыеИгры разумаБосиком по мостовойСплитОбласть тьмыИграФоррест ГампТалантливый мистер РиплиПассажирыНачалоВремяЭффект бабочкиРевольверЗвёздные войны: Эпизод 3- месть Ситхов[b] Список фильмов о работе психологов, психиатров и психотерапевтов В книге вы узнаете секреты профессиональных психологов через образы из фильмов. Каждый клиент-это целая Вселенная, как фильм. Поэтому в обучающих целях через фильмы психолог также тренирует навыки отслеживать свои внутренние состояния(мысли, чувства, образы, ощущения в теле). Рекомендую сначала смотреть фильм, потом читать пример киноразбора. Любые вопросы, размышления по книге можете мне писать лично на почту школы(отвечу в ближайших эфирах).

Оглавление

Из серии: ПРОФЕССИЯ ПСИХОЛОГ, КОУЧ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как психолог анализирует фильмы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Киноанализ: «1+1/ Неприкасаемые»

1 круг — По эмоциям. Что с вами делал фильм? К каким переживаниям вы присоединились?

2 круг — По анализу:

● с объективной точки зрения(как будто это реальные люди);

● с субъективной точки зрения(как будто все герои в фильме — это внутренние фигуры главного героя).

❏ В целом, о чём был для вас этот фильм?

1. Чувствующее Эго

2. Наблюдающее Эго

❏ О чём для вас был этот фильм? Как вы увидели взаимодействие между героями?

Мы смотрим с объективной точки зрения, даём интерпретации. То есть, смотрим на героев фильма как на разных людей(есть муж, жена, отец, ребёнок и т д). То есть, это всё реальные люди. Это объективный уровень анализа.

Есть субъективный уровень анализа(субъективный формат), когда мы смотрим на всех героев фильма как на внутренние фигуры(или субличности) главного героя. То есть, например, есть герой в фильме, а есть его родители. И вы можете смотреть на это как на взаимодействие между реальными людьми, а также вы можете посмотреть как на взаимодействие между внутренними фигурами. Например, вот его внутренняя мама(вот такой у него ОБРАЗ мамы). Например, мама, которая критикует или мама слабая, которая без него не справится. Вот такой вот у него внутренний ОБРАЗ папы, это папа, который властный, подавляющий, ещё какой-то. Таким вот образом. Субъективный уровень анализа где-то более интересный для понимания процессов, которые происходят внутри человека и как с ними работать.

АГРЕССИЯ как РЕСУРС

Часто у нас и у наших клиентов могут быть перекосы:

либо человек страдает вспышками гнева(ярость, роль Агрессора);

либо человек замыкает агрессию в себе(бессилие, роль Жертвы).

ЦЕЛЬ — прийти к середине, балансу. ЦЕЛОСТНОСТЬ(мы и такие и такие, зависит от ситуации).

Агрессия нужна и важна. Агрессия — это ресурс, это способ выразить себя.

Для того, чтобы выразить себя нужна агрессия. Это любой вид творчества, любой вид творческих порывов, творческих начинаний. Например, чтобы станцевать, нужно отпустить свою агрессию и т д., нужно позволить себе выходить наружу(своё внутреннее перевести во внешнее). Это здоровый способ переживать агрессию!

НЕКОНТАКТНЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЗИТЬ АГРЕССИЮ:

❏ творчество;

❏ физические нагрузки(спорт, уборка дома и т д);

❏ можно побить подушки.

Психологу нужно наладить связь со здоровой агрессией! Часто могут быть запреты на агрессию, возникает СТРАХ, иррациональная ВИНА или СТЫД. Агрессия — это любая цепкая активность(когда мы что-то берём для себя или что-то отвергаем). Агрессия нужна, чтобы найти общую форму, в которой будет хорошо всем.

Киноанализ. 1 круг. ЭМОЦИИ

ОБИДА. Обида — важное чувство в этом фильме. Внутренняя картинка при обиде: со мной поступили несправедливо или с кем-то, и есть кто-то, кто поступил несправедливо, кто виноват и вот на этого кого-то внутри направлен ГНЕВ. Например, Филипп узнал о болезни жены(вот она обида, несправедливость). +гнев(он его на себя направил).

ГНЕВ может быть контрпереносной реакцией(он себе “организовал” бессознательно аварию и т д). У Дриса была обида на родителей, которые его отдали(хотя он в этом себе не признавался, не плакал и т д). Обида творила нехорошие дела в его жизни(он оказался в тюрьме и т д). Обида — это то, что создаёт травму и удерживает её, в том числе. Это то, что не даёт отпустить прошлое.

СКУКА. Скуку переживал Филлип(когда было собеседование). Это контрперенос травмы, так, например, чувствовал себя Филипп после смерти жены и т д. +это он чувствовал скорее всего и раньше, и это дальше и развернулось в его реальной жизни в такие обстоятельства(где-то младенческое такое переживание было, то есть, там были некие потери, как будто безжизненность).

ЭПИЗОД: полёт на параплане. Дрис сначала чувствовал ужас, как будто теряешь точки опоры, далее он к этому состоянию привык и стал управлять этим процессом(расслабился). Этот ОБРАЗ хорошо описывает травму. Травма — это превосходящий опыт. Человек чувствует панику, ужас, всё рушится, нет никакой опоры. Должно быть ВРЕМЯ и ПРОСТРАНСТВО с этим побыть(что мы и даём на терапии). Если этого нет — образуется травма. Например, фильм “Повелитель приливов”, произошло изнасилование и все молчат. То есть, нет ВРЕМЕНИ и ПРОСТРАНСТВА с этим побыть, невозможно в этом какую-то опору найти(смыслы). ЗАЧЕМ это со мной случилось? Пример, Опра(сделала из лимона сладкий лимонад, условно).

Чувствовалась детская потребность Дриса в маме, чтобы мама пожалела, приняла(хотя он полгода не работал и т д). Внутри есть обида, такой ОБРАЗ мамы(мы можем это переживать с ним вместе, как будто это не заслужено). Он мог это проецировать на жену, на других женщин. С реальными клиентами мы должны понимать, что это его ВНУТРЕННИЙ ОБРАЗ и отделять от его реальной жены, начальницы и т д.

❏ Когда Филипп оживал, можно было почувствовать связь, сопереживание, а когда он “застывал” — можно было почувствовать: меня не видят, меня не замечают, я тут не нужен. Если случается сильная физическая травма, то значит ВНУТРИ есть сильная эмоциональная травма. Можно фантазировать, что у Филиппа было в раннем возрасте. Возможно, была “мёртвая” мама(эмоционально парализованная, которая в редкие минуты оживала). То есть, если мы это почувствовали, то это может быть переживание младенца. +это ещё и сильная ярость, агрессия у младенца, дальше он эту ярость в себе подавлял. То есть, это вполне себе момент образования травмы(не шоковая травма, а постепенная). Такой может быть контрперенос.

НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ. Это важный момент при исцелении травмы. Например, живу в квартире и ненавижу её. При активации травмы реальная реальность воспринимается как невыносимая +есть постоянное чувство ожидания — когда это прекратится(это создаёт напряжение и усугубляет травму). ВЫХОД — когда есть смирение, принятие и тогда да, радость нечаянная, неожиданная возникает. Например, Филлип уже смирился с этими сиделками и тут — раз и приходит другая энергия — Дрис. Так и в жизни. Представьте, что так будет всегда и что тогда? Обживаем то, что есть, тогда нам Самость(Бог, Вселенная) посылает подарки, если символически.

2 круг. АНАЛИЗ

Дрис приехал на следующий день и приготовился объяснять — кто он. У него была фантазия, что его никто не ждёт, не запоминает и он удивился, когда понял, что ждали именно его(хотя он привык к другому).

➔ Филипп был очень ответственным. Это для Дриса некая модель РОДИТЕЛЯ, который отличается от приёмной мамы, у которой не было такой ответственности за детей. А в доме Филиппа все знали своё место, все друг о друге заботились и это может быть для него МОДЕЛЬЮ, как можно брать ответственность за другого.

У Дриса не было зацикленности попасть в мир Филиппа. Первые шаги не были радостными(одевать чулки и т д). Но он это ПРИНЯЛ и получилась нечаянная радость. То есть, он ПРИНЯЛ то, что надо чулки одевать и т д. Принял то, о чём говорил: НИКОГДА(как будто принял некое “дно”). Он не боялся бедности. Он боялся, что пацаны на районе скажут про “одеть чулки” и т д. Но ничего, взял и принял эту ситуацию. И это дальше открыло ПУТЬ к чему-то новому. Это про унижение и высокомерие. Например, когда человек говорит, что не может жить в этой квартире(я считаю, что я заслуживаю больше). Но когда мы это принимаем и можем быть как-то за это благодарны, здесь как будто бы открывается новый портал. Для каждого что-то есть своё непереносимое как будто бы. Для Дриса это было про то, что если пацаны узнают про чулки, то это как будто ниже некуда. Но он это прошёл и ситуация начала меняться.

➔ Может возникнуть мысль обесценить Филиппа(жизнь его), но Дрис очень много взял от Филиппа(и наоборот).

ТРАВМА делает разделение между умом и телом. Если смотреть фильм с субъективной точки зрения, то мы видим картину внутреннего мира после травмы:

➔ где тело(инстинкты) отдельно(Дрис). Это инстинктивный полюс(секс, выпить, покурить, танцы и т д);

➔ и Филлип отдельно(голова, ум только у него работает, остальное парализовано). Это духовный полюс.

Травма всегда делает это расщепление. Фильм “1+1” — про соединение, когда травма исцеляется — это соединяется и тогда 1+1=11 и т д. Интеграция всегда даёт больше, чем сумма двух частей, которые соединяются.

На практике, клиент Филипп — это духовный человек, весь в медитациях и т д, хотя дети могут, условно, в дырявых ботинках ходить в школу. Клиенты как Дрис — наоборот, хорошо чувствуют себя в материальном плане(все в земном), но например, в 40 лет приходит кризис и надо искать новые смыслы(с такими клиентами мы работаем больше про духовное тогда). Либо могут быть перекосы(у человека нормально и материально и духовно в целом, а в какой-то сфере идёт перекос сильный, либо туда, либо туда).

Дрис принял ограничения. Это про взросление. Например, когда приходишь на собеседование, надо нравится другим людям, надо подстраивать себя под рамки контекста(то есть, вначале он как будто бы дико ворвался в дом Филиппа, а потом по-другому стал себя вести). Филипп не хотел принять ограничения мира, что есть смерть и люди умирают. Вот оно высокомерие. Он не смог с этим справиться и образовалась травма. Например, полететь в дождь на параплане — это высокомерие(я как будто бы Бог, хотя говорят, что нельзя в такую погоду летать). И Дрис тоже был высокомерен, он “плевал” на все условности, рамки, правила(как будто бы он был выше этого). А потом он подстроился(пример с парковкой, в конце он попросил соседа переставить машину). Это важный момент в исцелении травмы — умение подчиняться неким правилам, при этом не чувствовать себя униженным, подавленным и т д.

В терапии клиент оживает, проявляется агрессия, жизненность, а травма — это безжизненность, мёртвенность. Клиент в терапии оживает, появляется больше энергии, начинает записываться на разные кружки, отправляется в путешествия и т д. Когда так происходит — это знак, что терапия идёт хорошо(кто-то создаёт свой проект, кто-то начинает ремонт, кто-то переезжает в новую квартиру, страну и т д). Идёт интеграция живой(инстинктивной) энергии и клиент становится где-то более агрессивным, резким. Пример, девушка — “одуванчик”, которая через полгода начинает себя вести более агрессивно. Понимаем, что это такой период, человек учится управлять этой агрессивной энергией, потом это выровняется. Агрессия станет домашним животным(условно), которое служит хозяину, а не наоборот.

➔ Для Филиппа стало переносимо быть чьей-то “игрушкой”. Он как будто бы всю жизнь подчинял себя других. В травме много боли и высокомерия(несправедливости). За что мне это? Я не заслуживаю этого. И принятие того, что мы игрушки в руках судьбы — это так или иначе даёт некий выход, например.

Приступы Филиппа похожи на панические атаки. Когда у нас клиент с паническими атаками, ему не хватает Дриса(инстинктивной такой энергии). Можно спрашивать аккуратно — что у вас с сексом? Им духовности хватает, им нужно Дриса впустить в свою жизнь. Можем даже этот фильм давать смотреть как домашнее задание. +для таких клиентов можно стать неким Дрисом, чтобы они могли себя идентифицировать с этой энергией. С такими клиентами не уходим в философские вещи, берём земную позицию. То есть, не думаем о спасении мира, например, а думаем, что вкусное на ужин приготовить. С такими клиентами никаких самопожертвований, никаких переноса сессий, бесплатной сессии и т д. Показываем клиенту, что нормально, когда мы думаем о деньгах(например, пересчитываем с удовольствием деньги, что клиент оплатил за сессию и т д). То есть, это лечебно для них.

Про вовремя закончить отношения. Это важный момент — вовремя окончить отношения. Дрис вовремя ушёл.

Про жалость. Дрис Филиппа не жалел. Он говорил про то, что парни с улицы жалости не знают. Другие родственники Филиппа жалели(эпизод с родственником, который беспокоился о нём, которому он сказал: Ты только для этого меня позвал?). Когда Филиппа жалели, для него это было унизительно, как будто бы он ничего больше интересного не мог дать(так как он инвалид). Когда человека только жалеют — это унизительно для него. А Дрис его не жалел. И Филипп Дриса не жалел(история с парапланом и с самолётом).

➔ Про грусть. От фильма можно было почувствовать грусть. Грусть — это хорошее чувство. Это про признание того, что что-то произошло и это не изменить. Пока человек до грусти не дошёл, он находится в состоянии защит. Например, маниакальных защит: всё хорошо только, это про позитивное мышление. Или садистических, мазохистических защит и т д. А когда приходит ПРИНЯТИЕ того, что случилось и возврата нет, тогда да, грустно. Человек проходит этап депрессии и выходит в новую жизнь. Как например, лечится тот же нарциссизм? — через депрессию, через принятие своего не всемогущества, не грандиозности. И через эту депрессию вырастает новая жизнь. Например, миф про нарцисса, где он смотрел в своё отражение, любовался им и умер. “Умирание” — это символическая депрессия, после которой вырос цветок нарцисс. То есть, выросла новая жизнь.

ИНТЕРЕС почувствовали. Интерес — это про жизнь. Травма=безжизненность. ВЫХОД из травмы — это оживление, интерес. Это также риск(как будто бы прыгнуть в бездну). Например, что сделал Филипп, когда взял Дриса на работу(он пошёл на риск). А когда человек в переживаниях травмы, ему кажется, что он летит в бездну, но он сознательно не прыгает в эту бездну(он сознательно не пойдёт на риск). И тогда жизнь его толкает на риск. То есть, важно, чтобы мы где-то сознательно прыгали в “бездну” в своей жизни(шли на риск). Тогда будет больше энергии.

Оглавление

Из серии: ПРОФЕССИЯ ПСИХОЛОГ, КОУЧ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как психолог анализирует фильмы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я