Анализ сновидений и как психолог работает с историями–сценариями

Евгения Порошина

В книге представлены лекции из курса «Профессия Психолог, Коуч» (третий учебный блок). Книга будет полезна тем, кто идёт в профессию «с нуля», и также тем, кто желает получить секреты профессиональных психологов, чтобы улучшить свою жизнь (и жизнь своих близких). Описание книги[b]● Лекция 1. Образы ● Лекция 2. Символы ● Лекция 3. Сны(часть 1) ● Лекция 4. Сны(часть 2) ● Лекция 5. Сны(часть 3) ● Лекция 6. Миф(часть 1) ● Лекция 7. Миф(часть 2) ● Лекция 8. Сотворение мира ● Лекция 9. Путь Героя [b] Вы получите техники и инструменты как анализировать свои сновидения, как связывать сон с тем, что происходит в жизни сегодня. Вы сможете получать подсказки от своей психики через сон(по своим целям и задачам). Вы получите секреты профессиональных психологов для себя и своих близких. Например, поймёте, что такое личный миф и как он влияет на Судьбу (и как его изменить, если есть негативные сценарии). В этом книге вы изучите эффективные техники для работы с историями-сценариями и сможете существенно повлиять на свою Судьбу.

Оглавление

Из серии: ПРОФЕССИЯ ПСИХОЛОГ, КОУЧ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Анализ сновидений и как психолог работает с историями–сценариями предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Лекция 2. Символы

Добрый день, в этой лекции мы поговорим о символах и о процессе символизации как одной из основных психических функций. Символ — это образ, являющийся представителем других, как правило, весьма разнообразных образов, содержаний, отношений. Символ родственен понятию знак. Однако их следует различать. Например, для знака, особенно в формально-логических системах — многозначность — явление негативное. Чем однозначнее расшифровывается знак, тем конструктивнее он может быть использован. Символ, напротив, чем более многозначен, тем более содержателен.

Символ — одна из важнейших категорий в искусстве, философии и психологии. Про отличие знака от символа. Знак хорошо работает, когда он обозначает что-то одно. Например, знак на дороге-"запрещающий движение". Если представить, что люди начнут его рассматривать как символ, например, что он запрещает движение моей мысли и т д, тогда может возникнуть путаница и ничем хорошим это не закончится. То есть, знак-"Движение запрещено", значит, что движение запрещено. Это однозначно. В символе наоборот, чем больше содержаний за ним стоит, тем богаче этот символ, тем больше в нём энергии, тем большую пользу он может принести нашей психике.

Возникновение символа рассмотрим на примере, чтобы было понятнее, как это возникает в нашей психике. Например, ребёнок и мама. Начнём сначала. На первом уровне развития, когда ребёнок только рождается, когда Сознания ещё нет, в том понимании, как взрослое Сознание. Для ребёнка есть потребность в физическом присутствии мамы. Есть мама Здесь и Сейчас (её тело, мама как некая психосоматическая система, некий объект, он или есть и всё хорошо, или его нет и всё плохо). Всё, ничего больше не существует. Дальше, в процессе развития, у ребёнка внутри появляется ОБРАЗ МАМЫ и благодаря этому ребёнок становится способным переживать определённые промежутки времени без мамы, не получая сильную фрустрацию. Мы можем сказать, что этот ОБРАЗ скорее ЗНАК, не СИМВОЛ. Он обозначает конкретную, одну, понятную маму. Всё.

Следующий этап — это формирование символического пространства, символа — мама. То есть, некого предмета или дальше, в дальнейшем развитии, некой идеи, которая символизирует маму. То есть, она не является мамой, но она символизирует для сознания, в сознании совершает упорядочивающие, успокаивающие функции, которые совершала реальная мама, физическая, для младенца. Как это выглядит? Самые первые проявления мы видим, когда у ребёнка, например, есть любимая подушечка, игрушечка и т д., с которой ребёнок не расстаётся, засыпает и т д. Эти предметы в психологии называются "переходными"объектами. Это понятие ввёл Дональд Винникотт. Его книги рекомендуются для понимания отношений ребёнка и матери, он делал достаточно масштабные исследования на эту тему. Сам термин ("переходный"объект) принадлежит ему и обозначает некий внешний предмет, который для ребёнка символизирует маму. Это уже символ, у ребёнка начинает формироваться вот это символическое пространство. То есть, некая подушечка — это не мама, но это некий предмет для ребёнка, символизирующий внутри маму. Дальше, с развитием психики, эти символы усложняются и уже нет необходимости во внешнем объекте, а мама может быть как некая еда, которая нам нравится, она внутри символизирует маму. Некий, например, вкусный борщ, который готовила мама. И в дальнейшем, это не всегда сознательный процесс, но именно приготовление этого борща, употребление борща, любимого блюда, оно внутри человека вызывает то же состояние, которое раньше возникало рядом с физической мамой:

успокоение

упорядочивание сознания

снижение тревоги

И тогда борщ — это тоже некий символ, индивидуальный символ для этого человека.

Возможность символизации позволяет"оторваться"от реальной мамы и упорядочить свою психику, снижать тревогу с помощью других предметов, а далее уже — с помощью абстрактных идей. То есть, символизация — это ещё про абстрактное мышление. Другими словами, символизация позволяет трансформировать энергию от направленности конкретно на одного человека, на маму (то есть, либидо, психическая энергия направлена только туда), и с помощью символизации эта энергия (либидо) направляется на что-то другое. Берём тот же пример с мамой и борщом. Следующий этап, этот человек, для которого вот так вот внутри символизировалось, он может стать, например, каким-то супер-поваром и готовить самые вкусные борщи и тем самым получая социальный статус, деньги, самоудовлетворение, самореализацию и даря этому миру, другим людям что-то ценное, например, возможность вкусно поесть или возможность научиться готовить также вкусно и т д. То есть, он эту энергию перенаправил, сделал внутреннюю работу и энергию перенаправил с конкретного реального человека, мамы, на раскрытие, самореализацию, на помощь другим людям, на изменение мира, в принципе, в целом, через своё умение, своё искусство, через свою профессию. Вот таким вот образом.

Ещё раз, процесс символизации является одним из ключевых и позволяет то, что мы можем простыми словами назвать — оторваться от родителей (это про трансформацию и перенаправление энергии). Ребёнок рождается и переживает мир непосредственно. В его мире нет прошлого и будущего, есть только СЕЙЧАС. Другими словами, мы можем сказать, что его опыт ещё не символизировался. Он никак не описывается, не обозначается. И только после того, как ребёнок знакомится с языком, он узнаёт, что этот поток опыта можно обозначать какими-то ярлыками, метками, как-то назвать. Только в процессе этого у ребёнка начинает формироваться то, что называют символическим пространством или другими словами, психическим пространством. То есть, возможность вот этот опыт символизировать чем-то (словом или другим объектом, предметом).

Давайте попробуем это прочувствовать, понять, насколько возможно, на примере чувства голода. Представьте, что Вы инопланетянин, который только что впервые поселился в человеческом теле и вы начинаете переживать нечто то, что люди называют"голодом". Но Вы не знаете, что такое голод. Что это набор неких телесных, эмоциональных и других сигналов, которые начинают с Вами происходить. Попробуйте прямо сейчас представить, как это. Вот всё то, что мы обозначаем словом"голод", как это может переживаться человеком, который никогда ранее это не переживал. На примере инопланетянина. Он не понимает, что происходит. Он начинает как будто бы тревожиться, как будто происходит разбалансировка и непонятно, как успокоиться, как упорядочить своё состояние. И дальше, например, происходит следующее, кто-то из других инопланетян, который уже какое-то время пожил в этом теле, он вам сообщает некий ЯРЛЫК, называющий ваше состояние. Например, что это "голод". Что происходит в этот момент? То есть, вот эта вся сумма переживаний, телесных, эмоциональных и т д, всё, что с вами происходило, помещается в слове, которое называет это переживание-"голод". Есть слово-"голод", само по себе это набор звуков или набор каких-то каракуль. Всё. Но оно символизирует определённое состояние, как будто бы содержит в себе определённые переживания, телесные и т д. То есть, очень много информации, которая называется вот этим ярлыком-"голод". И таким образом мы можем сказать, что если вам кто-то назвал это состояние, что вы сейчас переживаете голод, этот человек помог вам символизировать ваш опыт. То есть, сделать для него некий ярлык, который сам по себе не является этим опытом, но тем не менее, у вас внутри проводятся связи, что вот этот вот ярлык обозначает вот это, это, это (то есть, множество значений под ним).

В этом смысле мы можем вспомнить Библейский миф о сотворении мира и о том, что вначале было слово. Сотворение мира можно рассматривать символически, как сотворение Сознания. И действительно, сотворение Сознания начинается с символа, то есть, со слов, с каких-то ярлыков, обозначающих нечто другое, собирающих в себе информацию. То есть, символ — это некая сжатая информация. Только с начала символизации опыта внутри появляется категория времени. До символизации времени нет. То есть, ещё раз, младенец рождается и он просто переживает опыт, он постоянно в Здесь и Сейчас и в этом состоянии символизация невозможна. Другими словами, мы возвращаемся к тому, что

● время есть категория Сознания,

● в Бессознательном времени нет.

В этом смысле, как мы можем это видеть в работе с клиентами, в своей жизни? В тех, например, случаях с клиентами вы можете отмечать для себя, что некоторые сессии длятся как будто бы вечность, некоторые сессии проходят как 5 минут. То есть, те сессии, когда время очень быстро проходит или тянется бесконечно, в этих сессиях есть много бессознательных содержаний. Это говорит о том, что где-то мы"выпали"в Бессознательное. В Бессознательном времени нет, оно там может как замедляться, так и ускоряться. И это ни есть ни хорошо, ни плохо. Это просто как понимание, как диагностика. Например, когда вы занимаетесь чем-то, что вам очень интересно, то время летит незаметно. Это и про то, что влюблённые часов не наблюдают и т д. Это про положительное выпадание в Бессознательное. Оттуда в таком случае приходит энергия, творчество.

Роберт Уилсон в книге"Квантовая психология"пишет по этому поводу:"Эта система (система слов) позволяет мне получать сигналы, посланные 2,5 тысяч лет назад такими людьми как Сократ, Конфуций. Она также позволяет мне посылать сигналы, если мне повезёт больше, чем остальным писателям, и сигналы будут кем-то приняты в будущем, 2,5 тысяч лет спустя. Это время-связующая функция символизма даёт людям возможность использовать накопленный опыт за долгий срок. Это не доступно большинство животным, исключая возможно китообразных. А также позволяет нам"страдать"от проблем, которые если и существуют, то только на лингвистическом уровне".

То есть, здесь мы опять же видим, как всё на свете имеет светлую и тёмную стороны. С одной стороны, это создаёт возможность трансформации, роста, возможность передачи информации через следующие поколения и брать информацию предыдущих поколений, за счёт чего возможен вот этот вот рост, который сейчас наблюдается, когда человек растёт квантовыми скачками. Но это же создаёт и неврозы и страдания от вот этих"проблем". У животных, например, нет неврозов.

"С помощью символизма мы можем создавать или изучать у их создателей математические системы, позволяющие предсказать поведение физических систем, задолго до того, как у нас появятся инструменты для измерения этих систем, подобно тому, как Эйнштейн представлял, что часы, находящиеся в Космосе и часы, находящиеся на Земле, будут показывать разное время. Мы даже можем строить сложные механизмы, которые действуют большую часть времени."

Какие основные символические (абстрактные) системы изобрело человечество?

Это конечно же язык — система слов. Это музыка, это математика, это образно-творческое искусство. То есть, кроме этого есть очень много подсистем, но тем не менее, это основные, это всё то, что служит передачи информации о непосредственно пережитом опыте. То есть, не сам опыт, а его описание, его выражение. Это как карта территории. Карта никогда не равна территории, но это попытка как-то описать территорию. И как мы знаем, когда люди начали составлять первые карты, тогда стало возможным открытие новых земель, познание и т д. То есть, это очень важный такой инструмент.

Что ещё здесь хочу заметить, что описание опыта символически в музыке, через цифры в математике, через слова, через образы, не важно, это процесс, в каком-то смысле, противоположный отыгрыванию. То есть, отыгрывание — это постоянное бессознательное воспроизведение прошлого опыта в реальной физической жизни (то есть, я проживаю это бесконечно). И противоположный процесс этому, некий выход — это символизация этого опыта. Это символическое выражение этого опыта через слова, через образы, через музыку, через что угодно. Поэтому так часто мы рекомендуем своим клиентам:

ТВОРЧЕСТВО в любой форме;

● и сама психотерапия — это символизация опыта через слова, в некоторых подходах через образы (в большинстве это всё-таки делается посредством слов).

Символизация упорядочивает опыт. То есть, представьте, есть некая территория, человек видит её с разных ракурсов. Когда он сел и нарисовал карту — это другой процесс. Тем самым он упорядочил, структурировал своё видение, опыт, можно так сказать. И то же самое происходит в Сознании. А упорядоченное и структурированное Сознание — это Сознание, которым возможно управлять, а значит управлять своей энергией. И вообщем-то, управлять своей жизнью, в каких-то пределах.

В следующей части лекции я хочу показать связь между символом и энергией. Символ даёт энергию. Каким образом это происходит? Давайте посмотрим на опыте голода. То есть, если мы посмотрим на человека как на психосоматическую систему (где есть психика и тело), то каждая система стремится к равновесию, к балансу. И вот система"человек"находится некоторый период в равновесии. Равновесие, если мы говорим о психическом состоянии, то это состояние упорядоченности Сознания, которое мы чувствуем как спокойствие, умиротворённость, собранность, расслабленность (это про расслабленность и концентрацию одновременно, вот это вот состояние упорядоченного сознания). И это про равновесие системы. И в какой-то момент наступает то, что мы называем голодом, то есть, другими словами, наша система выходит из равновесия, в неё вторгаются внешние и внутренние раздражители, начинается хаос. Другими словами, хаос — это то, что мы чувствуем как тревогу. Тревога — это процесс, когда что-то вторгается внутрь (извне или изнутри, внутрь Сознания) и начинается разбалансировка системы, система выходит из равновесия. И дальше есть 2 пути развития событий:

1. человек не понимает, что с ним и вот эта тревога и хаос"съедают"его энергию;

2. второй путь: человек понимает, что это"голод", например, у него это названо внутри, это символизировано, понятно и что он делает дальше? — он удовлетворяет свою потребность. Тем самым он себя успокаивает, упорядочивает своё состояние и система приходит в равновесие и эта энергия может быть направлена на что-то другое. Это пример, если на чувстве голода, того что упорядочивание, успокоение возможно за счёт внешнего объекта, еды. Это касается таких базовых потребностей.

Давайте рассмотрим более сложный пример. Если у ребёнка чувство не названо, значит оно не сконтейнировано. И в будущем, вместо этого чувства человек будет ощущать тревогу, то есть, хаотичное состояние Сознания. И наша задача как психолога, помочь человеку найти путь упорядочивания своего состояния в такие моменты, это про самоуспокоение, успокоение, саморегуляцию. Например, клиент сообщает о некой тревоге. Задаём вопрос:

Когда появилась эта тревога?

Что вызвало эту тревогу?

Человек, например, вспоминает, что тревога усилилась в среду, после разговора с мамой. Мы спрашиваем:

Что было в разговоре?

Например, клиент говорит, что не сдержался и накричал на маму. И тогда мы можем назвать его состояние. Например,

Вы чувствуете вину перед мамой?

Это пример контейнирования. Таким образом мы упорядочиваем это состояние. То есть, мы даём некий ЯРЛЫК, СИМВОЛ для этой тревоги (это чувство вины, например). И когда это названо, дальше можем говорить о том, как клиентка, например, может справиться с этой виной. Как она может себя успокоить, как она может упорядочить своё состояние. И здесь уже в зависимости от ситуации, например, она решит позвонить маме и извиниться, если действительно была резка. Можно поработать с образом, трансформировать, как в первой лекции, например, трансформировать эту вину как энергию во что-то другое (можно предложить отдать часть вины маме, а часть себе взять, например, поровну или как клиент решит). Далее задаём вопрос:

Как бы Вы хотели повести себя в следующий раз? (моделируем новое поведение)

Когда мы об этом всём говорим на сессии, обсуждаем всё — это наращивание, создание символического пространства вокруг этой травмирующей ситуации. И вместо потери энергии от тревоги клиент учится получать оттуда энергию, то есть, упорядочивать это состояние. Когда состояние правильно названо — это приносит облегчение. До этого может казаться, что это ужас ужасный. А когда есть название этой тревоги — это уже сотворяет некий порядок внутри психики и действительно становится легче.

Причины множества, что сейчас называют прокрастинацией (невозможность что-либо делать), это, по-сути, невозможность упорядочить внутри свои эмоциональные состояния, содержания своего Сознания. То есть, смотрите, если Вам надо сделать большой проект и вы будете держать все необходимые шаги, которые и в будущем надо сделать (в голове), вы просто сойдёте с ума или другая, менее болезненная, но тоже не очень хорошая альтернатива — вы просто ничего не будете делать. Будет вот эта прокрастинация. Поэтому мы, по-сути, что делаем?

● Мы создаём некие символы, ярлыки внутри себя. Например, разбиваем проект на 4 этапа. Вот эти этапы — это некие ярлыки, символы, в которых содержится определённая информация. И начинаем с 1-го этапа, с какой-то маленькой задачи. То есть, всё-равно, мы эту информацию внутри себя структурируем. И за счёт этого становится возможным движение (съесть слона по частям). Потому что, пока нет вот этой упорядоченности внутри, энергии для создания проекта просто не хватает. Она будет рассеиваться. Это один из основных принципов и тайм-менеджмента и любого упражнения. Это про принцип упорядочивания, так или иначе. И чем крупнее задача (крупнее проект), тем большего упорядочения она требует. Без этого просто хаос может всё"поглотить". Поэтому это можно использовать и для себя и для своих клиентов.

Сейчас предлагаю сделать обзор взглядов известных психологов на роль символов и на сам процесс символизации (как видели это разные авторы, разные школы). Так или иначе все едины в одном, что символизация — это очень важный, важнейший психический процесс, без которого развитие невозможно. То есть, вся культура — это процесс символизации опыта. Но разные авторы рассматривали этот процесс с разных сторон.

● Для Фрейда символизация — это способ сублимации сексуальной энергии, так и никак по-другому. То есть, источник энергии — это сексуальность. Вся энергия оттуда. Но из-за запретов общества (далее это наше Супер-Эго или родительская фигура, голос внутри психики) эта энергия подавлялась и необходимо было искать другие способы расходования этой энергии и так возникли символы. В принципе, последователи Фрейда, все символы так или иначе сводят к сексуальности. Например, если человеку приснился зонт, нож, что-то такое — это про мужские половые органы (это фаллические символы). Если снятся предметы, которые помещают в себя что-то (например, тарелка) — это женские половые органы. То есть, там вот так всё интерпретируется. Это взгляд Фрейда.

● Для Юнга, символы были скорее матрицами, которые помогают индивидуальной психике упорядочить свои переживания, а значит, создать из хаоса свой мир, развиваться. То есть, для Юнга это было про трансформацию, а не про сублимацию. Это важное различие. Сублимация предполагает нечто защитное. То есть, Фрейд говорил о том, что люди защищаются от этой сексуальной энергии, хоть как-то её пытаются пережить. Юнг же видел в процессе символизации функцию развивающую. Это про трансформацию. Переход в какое-то новое качество.

● По мнению Адлера (это ещё один известный психоаналитик) символы используются для шифрования информации о вытесненных желаниях власти, господства над другими. То есть, центральная идея Адлера — про стремление к власти. Поэтому каждый психолог рассматривал это явление через свою призму, свою центральную идею. Можно сказать, что каждый из них видел какую-то часть реальности. Они были разными Наблюдателями, которые видели то, что видели.

Эриксон писал, что имеет значение именно свобода выбора и убеждённость, что никто не властен тебя ограничивать или потыкать тобой. Поэтому символы владения, положения, одинаковости и выбора становятся для всех важными. То есть, о чём это? Это про штампы в паспорте, дипломы. То есть, это всё некие символы, в которых есть содержание. Эриксон как раз говорил о важности таких символов. То же самое — это дорогие автомобили, дома, статусные вещи и т д. Бренд — это тоже некий символ, который обозначает какое-то смысловое содержание.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: ПРОФЕССИЯ ПСИХОЛОГ, КОУЧ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Анализ сновидений и как психолог работает с историями–сценариями предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я