Сумеречная зона – 2. НИИМИ

Евгений Петров

На новом месте работы Ярослав продолжает тайно путешествовать по внеземным и параллельным мирам. Он и его друзья усиленно стараются найти способы общения с жителями различных миров.Одновременно Ярослав углубляется и в историю Земли.И при этом попадает под пристальное наблюдение Службы Безопасности.

Оглавление

Первоначальный поиск

Ярослав неуверенно оглянулся, упершись взглядом в закрытую за Семёном дверь. Некоторое время он молчал. Потом свистящим шепотом произнес:

— Начнём, пожалуй.

— С чего? — моментально отреагировал вновь сформировавшийся в голограмме Костик.

Ярослав уверенно склонился над клавиатурой, по-прежнему пренебрегая общепринятыми способами набора.

— Я недавно просмотрел некоторую информацию, — не поднимая взгляда от пульта, пробормотал молодой человек, — и кое — что выяснил.

— Что именно? — в металлическом тоне компьютерного собеседника явно послышалась заинтересованность.

— Вот в этом-то и всё дело, — Ярослав торжествующе поднял указательный палец, — оказывается, в исторической науке используется так называемый сравнительный метод исследования.

— И что из этого? — недоуменно отозвался Костик и тут же, после небольшой паузы, продолжил, — Сравнительно-исторический метод — научный метод, выявляющий путем сравнения общее и особенное в развитии разных стран и народов, находящихся на одном стадиальном уровне, устанавливающий общее и особенное в восходящем развитии отдельных народов и человечества в целом; сравнительно-исторический метод, таким образом, даёт возможность обосновать выделяемые стадии естественного исторического процесса. Результативность применения этого метода в исторических исследованиях находится в зависимости от позиций исследователя и от уровня историографической практики и исторического мышления в целом.

— А попроще нельзя? Из школьного курса истории я помню, что чаще всего сравнительный метод исследования может применяться при изучении древних этапов истории человечества, опираясь на данные о народах, находящихся на примерно том же уровне развития… И, — неожиданно вспомнил Ярослав, — мы с тобой когда-то уже обсуждали эту тему. Поэтому, не надо повторяться.

— А какое мы с тобой имеем отношение к этой проблеме?

— Мы теперь являемся сотрудниками института Мировой Истории и просто должны использовать все возможности для её изучения.

— Её?

— Конечно, — с некоторой заминкой ответил Ярослав. Невольно покосившись на дверь, — Мы теперь должны изучать именно историю.

Сказал, и тяжело вздохнул. Мысли его вновь обратились к Космосу и звездам.

Голограмма Костика между тем стремительно замигала. Экраны мониторов на короткое мгновение наполнились крупной рябью. Побежали столбики специальных символов.

Ярослав откинулся на спинку кресла, предоставляя компьютеру самому во всём разобраться.

— Следовательно, — деловито продолжал Костик, — нам с тобой нужно подготовить соответствующую программу для проведения сравнительного метода… не только на Земле, но и в Космосе. Только я пока не представляю, что именно нужно взять за основу. Во всяком случае, для этой цели никак не подходит временная шкала…

— Вот видишь, ты и сам все прекрасно понимаешь. Вот тебе и первая задача: давай-ка мы с тобой разработаем подходящий принцип поиска.

На экранах мониторов замелькали картинки, но так быстро, что Ярославу никак не удавалось рассмотреть их.

— Что ты выискиваешь? — не выдержав, спросил молодой человек.

— Сейчас узнаешь. И попробуй потом сравнить.

Мелькание на экранах прекратилось.

— Я? Сравнить?

— Вот, займись.

Ярослав пристально всмотрелся в найденные Костиком материалы.

На мониторах виднелись группы дикарей, вооруженные, насколько Ярослав мог разглядеть, каменными орудиями труда.

— Увеличь, — посоветовал Костик, — может, что и заметишь.

— Как там показывал Семён, — пробормотал молодой человек, осторожно ухватив за угол экрана.

Монитор медленно раздвинулся, увеличив и картинку.

— И что я тут должен сравнивать?

— Смотри внимательней.

На одном экране несколько вооружённых копьями человек поочередно тыкали каменными наконечниками в изображение животного. Раздавались редкие торжествующие возгласы. Трепетали на груди охотников ожерелья из клыков и когтей…

— Кто это, и что это они делают? — недоумённо пробормотал Ярослав.

— Это проявление так называемой охотничьей магии.

— Ну и что?

— Взгляни на другой сюжет.

На стенке пещеры под уверенной рукой древнего художника появлялись изображения различных животных.

— Смотри, — уверенно заявил Костик, — никто и не пытался нанести удар по этим изображениям.

Ярослав почесал голову. Он всё-таки не особо знаком с историческими событиями, чтобы свободно ими оперировать.

— И что ты по этому поводу можешь сказать?

Монотонно и размеренно зазвучал в комнате голос компьютера:

***

Хеказа увлечённо скоблил твердым камнем стену пещеры. Из-под руки молодого художника постепенно появлялся круторогий олень. Казалось, ещё чуть-чуть, и он выскочит из камня прямо в пещеру. Застучат по каменистому полу крепкие копытца. И побежит олень на солнечную лесную поляну, гордо покачивая головой с ветвистыми рогами.

— Рано тебе еще бегать, — бормотал Хеказа, придирчиво оглядывая рисунок.

Художник захватил из специальной посудины горсть красной краски, старательно приготовленной для него красавицей Чаншийо.

Разжёванной и размочаленной на конце в тонкие волокна палочкой Хеказа принялся терпеливо покрывать контур рисунка уверенными мазками, стараясь сделать нарисованного оленя разноцветным. Вот Чаншийо обрадуется!

Он отошёл на несколько шагов, разглядывая стремительного красавца. Небольшой костерок, разведённый Хеказой под стеной, метал на рисунок красноватые отблески, создавая впечатление реального зверя.

— Ой — воскликнул кто-то за спиной художника, — Хеказа поймал оленя!

Юноша стремительно обернулся. Маленькая сестра его — Хеткала завороженно смотрела на рисунок.

— Нет, Хеткала, — улыбнулся Хеказа, — я рисую подробности нашей недавней охоты, когда умелый охотник Уохитика в голодное время смог убить этого оленя и накормить весь род.

— Ага, Уохитика? — недоверчиво протянула девочка, — а где он?

— Сейчас нарисую — буркнул художник, вновь приближаясь к стене и принялся за работу.

За спиной звонко зашлепали босые подошвы.

Девчонка стремительно выбежала из пещеры.

— Мама, мама, — послышался снаружи её звонкий голос, — а Хеказа Уохитика рисует!

Юноша невольно усмехнулся. Малышка, что с неё взять? Рука художника уверенно царапала камень стены.

Шуршание шагов множества ног опять прервало его занятие.

— Вот, ведь принесло, — буркнул Хеказа и, скорчив рожицу пострашней, повернулся к незваным посетителям.

— Ай! — вскрикнула отшатнувшаяся Хеткала.

— Не пугай, — строго поправил его сам великий охотник, — лучше покажи, что ты там изобразил.

Хеказа поднял плошку с огнём выше, осветив незаконченный еще рисунок.

— Это тот самый олень, — терпеливо пояснял он, водя пальцем по рисунку, — которого ты добыл во время суровой зимней охоты. Тогда ты смог спасти от голодной смерти всех родичей.

— Хм, — Уохитика собрал в кулак лохматую бороду и, просияв, добавил, — теперь ты вместе со старейшиной нарисуешь все прошедшие с племенем события.

— Но, Уохитика, — юноша жалобно посмотрел на охотника, — Я хочу быть таким же умелым охотником, как и ты.

— Будешь! — одобрительно проговорил Уохитика, хлопнув юношу по плечу так, что тот невольно качнулся, — но это, — охотник указал на рисунок, — тоже очень важно.

— Почему?

— Люди должны знать…

***

— Вот так и появились рисунки на стене пещеры.

— Это ты сам видел? Или просто придумал?

— Славка, а теперь это имеет значение? Я лишь рассказал тебе то, что видел.

— Значит, в данном случае охотничья магия отсутствует, — прослушав сочинение Костика, задумчиво отозвался Ярослав, — Но какая между обоими сюжетами связь?

— Вот, и я про то же, — в голосе электронного собеседника появились нотки превосходства, — как можно сравнивать абсолютно непохожие вещи.

Дверь снова бесшумно отворилась. В комнату вошел Семён. Голограмма Костика еле-еле успела схлопнуться.

— Вот, что я забыл тебе сказать, — задумчиво произнес куратор, подозрительно оглядываясь, — кстати, а с кем ты только что разговаривал?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сумеречная зона – 2. НИИМИ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я