События стремительно развиваются, но что именно ждёт героев в их трудной и неоднозначной миссии, сказать трудно. Однако…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пакаль. Война или мир предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
5
Пакаль и Ах То-Киль медленно шли по гулким, пустым в это время коридорам отведённого для школы здания. Сквозь открытые проёмы входов в многочисленные классные комнаты видно было, как увлечённо занимаются дети, осваивая различные ремесленные специальности. Где-то ученики старательно размешивали глину, готовясь стать гончарами. В другой комнате ребятишки постарше разводили краски. В третьей — шуршали по кускам бумаги угольные палочки, выводя невидимые со стороны рисунки.
— Что они рисуют? — заинтересованный рогжок зашёл именно в эту комнату.
Пакаль последовал за Верховным Жрецом.
Заметив важных гостей, ученики почтительно поклонились. Ах То-Киль приблизился к низкому столику. Рука принялась рассеянно перебирать изрисованные листки. Перед глазами Верховного Жреца появились старательно изображённые бытовые сцены. Взяв одну из работ, жрец неуверенно обернулся к стоявшему возле него учителю.
— Что это? — грозно спросил он, — Разве можно…
— Пойдём-ка, дорогой друг, — Пакаль властно взял жреца под локоть, — я тебе всё объясню, — и повлёк рогжока прочь.
Напоследок махнул растерявшемуся учителю: дескать, продолжай.
— Что это всё значит? — выговорил Ах То-Киль уже в коридоре.
— Что-то я не понял твоего недовольства.
— Как можно изображать такие вещи? — он потряс перед глазами Пакаля захваченным в классе рисунком.
Павел обеспокоенно вгляделся в изображение.
— Вроде бы, ничего особенного, — недоумённо протянул он, — Вижу тут лодку, в которой сидит человек и ловит рыбу. Что тут не так?
— Всё не так! — вскипел жрец, — не может ремесленник опускаться до отображения простых людей…
— А кого, по-твоему, должны изображать художники? Уж не богов же.
— Именно богов! — уверенно заявил представитель древней цивилизации, — мы им дали всё: знания, письменность, культуру… кукурузу, наконец. Они должны прославлять нас!
— Ты хочешь прославления? — удивился Павел, — Я был о тебе более высокого мнения… Но, давай посмотрим более внимательно на процесс изготовления рисунков.
— Что ты имеешь в виду? — опешил Ах То-Киль.
— А то, — уверенно заявил собеседник, — что прежде, чем изображать богов, нужно научиться правильно это делать. Ты же не хочешь, чтобы боги выглядели недостаточно качественно.
— Ничего не понимаю, — честно признался рогжок.
— Вспомни, ты только что восхищался рисунками Келема на тренировочной площадке. А как бы он смог изобразить бойцов без знаний, полученных при прорисовке всё тех же простых людей — мастеров боевых искусств?
— Кстати, именно об этом я и хотел с тобой поговорить, — вспомнил Верховный Жрец и одновременно представитель потустороннего царства Шибальбы.
— Об этом? — удивился Пакаль, — Тогда пройдём в мою комнату…
Некоторое время оба молчали. Скудный свет выделял отдельные пятна на стенах. Ах То-Киль, подхватив светильник, медленно обходил комнату, внимательно вглядываясь в украшающие кабинет наброски. Палец жителя преисподней изредка касался неровных угольных линий.
Павел, усевшись на циновке возле рабочего стола, терпеливо ожидал начала разговора, стараясь не нарушать сосредоточенного внимания приятеля.
Наконец, рогжок, не то насытившийся созерцанием рисунков, не то просто устав от них, подошёл к молодому человеку и устроился напротив его. Светильник опустился на стол, выделив заготовленную стопку чистой бумаги.
— Не томи, — выговорил, наконец, Павел, — говори, за чем пришёл.
Ах То-Киль удобно расположился на расстеленной циновке, покрытой сверху пушистой пятнистой шкурой, скинутой с плеч рогжока. Лицо его потемнело от тщательно скрываемой тревоги.
— Я жду, — выговорил Павел, пристально вглядываясь в лицо жреца.
— Не спеши, владыка К’инич-Ханааб, — отозвался собеседник, — не гоже правителю проявлять нетерпеливость.
Пакаль с усилием сдержал, готовые сорваться с языка, слова и сдержано кивнул.
Верховный Жрец удовлетворённо отёр лицо, словно смывая негативное настроение.
Наклонившись вперёд и прижав ладонью рисунки Павла, он отчётливо произнёс:
— Правители Шибальбы недовольны тем, что ты делаешь…
— И что я делаю не так?
— Ты нарушаешь установленный порядок…
— В чём? — удивлённо перебил рогжока Пакаль.
— Для чего нужна созданная тобой школа?
— Ничего не понимаю, — откровенно сознался Павел, — Не так давно ты сам способствовал распространению знаний среди детей города. Разве не ты ознакомил учеников со звёздным небом?
— Так-то оно так, — уклончиво возразил Ах То-Киль, — но согласись, что таким образом стирается разница между различными слоями населения. До тебя существовала стройная пирамидальная система власти и подчинения. А ты пытаешься всё это перемешать и лишить жителей…
— Подожди, друг То-Киль, — возмутился Павел, — Я ничего не собираюсь менять. Во всяком случае ПОКА. Но, в дальнейшем, кто знает, может что и удастся изменить. И подумай, разве плохо, когда высшие посты в государстве занимают не сыновья каких-то там родителей, а люди, способные, талантливые, знающие? Разве плохо, если любой ремесленник сможет более плодотворно работать, получив определённые знания, умения и навыки?
— Не про то речь, — недовольно поморщился жрец.
— Именно про то. Ученики школы получают необходимые знания. Чтобы впоследствии использовать их на практике. Учителя в школе получают зарплату, делясь своим опытом в той или иной сфере деятельности, — Павел на мгновение запнулся, заметив мрачное выражение лица собеседника, и продолжил уже в несколько другом ключе, — Но мы не забываем и о том, что основными хранителями знаний должны оставаться учёные… — жрецы. Именно для пополнения этого слоя населения и направлена основная задача школы. Потому что, только учёные должны способствовать развитию…
— А как же те, кто месит глину и смешивает краски?
— Ты верно заметил, дорогой друг, — обрадованно подтвердил Павел, — это те люди, что будут непосредственно развивать ремесло. Кроме глиномесов и художников есть ещё и писцы, агро… земледельцы, специалисты по обработке камня, по строительству дорог… да, впрочем, появятся и другие.
Павел замолчал. В голове молодого человека уже мелькали дальнейшие перспективы развития образования. Все дети, по замыслу Павла должны получить образование, в том числе и профессиональное. Ему уже виделась целая система учебных заведений, начиная от обычного знания письма и счета до вполне конкретных знаний. Вот только где найти людей, способных донести до учеников те, пока немногие умения, которые, как верно заметил собеседник, некогда принесли им представители предыдущей цивилизации рогжоков.
И тут его осенило.
Павел пристально взглянул на хмурого, озадаченного Верховного Жреца.
— Хочу предложить тебе принять участие в обучении детей.
Ах То-Киль ошарашенно вскочил на ноги.
— Да ты… да как ты… — от негодования жрец не мог найти слов.
Всё, что он хотел высказать Павлу ранее, моментально вылетело у него из головы.
— Не переживай, дорогой друг, — примирительно проговорил Павел, — принимай всё, как есть.
Жрец беспокойно мерил комнату широкими шагами, мотаясь от одной стенки к другой. Руки его беспорядочно взмахивали. Колыхались длинные чёрные перья шлема. Позванивали нефритовые пластины широкого ожерелья. Нервно подрагивала пятнистая шкура на плечах рогжока.
Ах То-Киль остановился перед уютно устроившимся возле столика Пакалем и вперил в правителя тяжёлый взгляд. Губы его беззвучно шевелились. Глаза яростно сверкали.
— Что это ты задумал? — наконец, смог выговорить представитель древней высокоразвитой цивилизации, — Чтобы я…
— А не ты ли только что говорил, что именно вы — древние боги местных племён подарили им научные знания, письменность… и много чего ещё.
— Это совсем не то, что ты мне сейчас предлагаешь…
— Не то? А как вы некогда обучали примитивных охотников и собирателей?
— Но…
— Какие ещё «но»? неужели вы хотите остановиться на уже достигнутом? Неужели вы настолько… э… опустились, чтобы забросить свою великую миссию просвещения? Или вам просто хочется ощущать себя всевластными богами и требовать только слепого поклонения?
— Что-то ты совсем не то говоришь, — смутился Ах То-Киль.
— Ты просто хочешь оставаться для жителей богом Грома, хочешь, чтобы они сами ничего не умели и надеялись только на тебя?
Верховный Жрец важно сложил руки на груди.
— Я понял тебя, владыка К’инич-Ханааб, — проговорил он хмуро, — но я сам не могу этого решить.
— Почему?
— Мне нужно посоветоваться с остальными повелителями Шибальбы…
— Так, в чём проблема-то, — снисходительно перебил Павел, — Иди и советуйся.
— Ты должен пойти со мной, — уверенно заявил Ах То-Киль.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пакаль. Война или мир предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других