1. книги
  2. Детская проза
  3. Евгений Натаров

Новенькая

Евгений Натаров (2024)
Обложка книги

В школу приходит новенькая ученица Маруся Макарова: умная, смелая, независимая. Чувство справедливости и бунтарский дух не позволяют ей мириться с диктатурой, навязанной Марией Ивановной — педагогом старой формации. Маруся вступает в конфликт, который приводит к необратимым последствиям. Сегодня дети не решают задачи, а сразу ищут ответы.

Оглавление

  • ***
  • Глава 2

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Новенькая» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

***

Глава 2

1

Маруся подошла к двери с табличкой «Психолог. Александр. В любое время». Постучала. Тишина. Постучала ещё. Снова нет ответа. Нажала на ручку и потянула дверь на себя.

— Заходи, заходи, — молодой стильно одетый мужчина сидел в большом чёрном кресле и что — то печатал на ноутбуке.

— Здравствуйте. Я Маруся Макарова. Мне сказали к Вам зайти.

— Здравствуй, Маруся, — мужчина закрыл ноутбук и встал. — Меня зовут Александр. Я школьный психолог. Рад познакомиться. Присаживайся, пожалуйста.

— Я Вас не таким представляла, — Маруся села на предложенный офисный стул.

— А каким я был в твоём воображении? Мне интересно, — Александр вернулся в кресло и вытянул ноги.

— Ну, не таким молодым. С бородой. В костюме. И с бабочкой.

— Прямо, какой-то киношный образ, — рассмеялся Александр. — Хорошо. Вернёмся к тебе. Прошло больше месяца, как ты начала обучение в новом классе. По регламенту нашей школы, пришло время пообщаться с психологом. То есть со мной.

— Я готова, — Маруся поёрзала на неудобном стуле.

— Какое у тебя впечатление о школе? О классе? — психолог внимательно смотрел на Марусю.

— Норм. То есть, всё хорошо.

— Преподаватели о тебе положительно отзываются, — Александр полистал планшет указательным пальцем, пытаясь найти нужную информацию. — Вот, нашёл. Позволю себе зачитать выдержки из того, что они пишут в своих отчётах: «Проявляет интерес к предметам, связанным с творческой составляющей. Если задание вызывает сложность, не останавливается, а пробует приложить больше усилий для его решения. Комфортно ощущает себя в коллективе и открыта для общения с любым его участником. Всегда имеет собственное мнение и умеет его отстаивать. Умная. Эрудированная».

— Не ожидала. Похвалу всегда приятно слышать, — Маруся скромно улыбнулась.

— Хочу сразу сказать, что мне можно задавать любые вопросы, — психолог развёл руки в стороны ладонями вверх. — И прошу быть со мной предельно откровенной. Всё, о чём мы говорим с тобой в этом кабинете остаётся здесь и не выносится за его пределы.

— Я поняла, — кивнула Маруся. — Типа, врачебная этика.

— Типа того, — улыбнулся Александр. — Следующий вопрос о педагогах. Хотелось бы услышать твоё мнение. Можно говорить не о ком-то конкретно, а в общем.

— Я бы разделила преподавателей на две категории, — Маруся немного подумала и продолжила. — Первая: молодые и продвинутые учителя, которые любят свою работу, ищут новые формы подачи материала и вдохновляют. Вторая: матёрые педагоги с большим стажем работы, однообразными уроками и жёсткими завышенными требованиями к учащимся.

— Спасибо за откровенность и интересное мнение. Продолжим. Тебе нравится учиться?

Маруся задумалась, наклонив голову на бок.

— Папа говорит, что учиться не обязательно; что школа — это место общения и получения базовых знаний, а основные навыки закладываются в практической деятельности.

— Такая точка зрения существует у некоторых современных родителей, — улыбнулся Александр.

— Ещё папа говорит, что школа не может научить жизни и не даёт прикладных навыков.

— Интересно, — снова улыбнулся Александр. — Он как-то объясняет свою позицию?

— Да. Папа говорит, что десять лет учил английский язык, а знает только одну фразу: «Лондон из зе кепитал оф грейт британ».

— Эту фразу знает каждый советский школьник, — засмеялся Александр. — Даже двоечник. А ты сама что думаешь?

— Думаю, что учиться надо. Для того, чтобы в дальнейшем найти хорошую работу и устроиться в жизни. Но, учиться не всегда интересно. И потом, некоторые предметы не пригодятся в дальнейшем.

— Какие, например?

— Ну-у, математика геометрия или химия.

— Понятно, — Александр кивнул. — Тебе, судя по всему, не нравятся точные науки?

— Да, я по складу — гуманитарий. Но математика тоже бывает занимательной. Особенно, если относиться к предмету не как к процессу действий над числами, а как к системе, помогающей развивать логическое мышление. Ну и, многое зависит от темы урока, конечно.

— Только от темы? Или может, есть ещё какие-то факторы, определяющие интерес к предмету?

— Если честно, то интерес пропадает, когда я не могу разобраться и понять сути вопроса.

— Понятно, — психолог что-то записал в планшет. — Перейдём к следующему блоку. Ты с кем-то уже подружилась?

— Я со всеми стараюсь нормально контактировать. Подружилась только с Варей. Ещё с Лукой часто общаюсь, мы сидим вместе за одной партой. Нельзя сказать, что мы друзья. Хотя, смотря, что вкладывать в понятие «дружба».

— Если следовать строгому определению, то дружба — это личные отношения между людьми, на основе симпатии, уважения или общих интересов. Кстати, возраст первой детской дружбы, примерно, три — пять лет.

— Прикольно, — улыбнулась Маруся. — Но что может понимать ребёнок в три года? Он эмоции ещё не умеет полноценно выражать.

— Не согласен, — Александр мягко возразил. — Например, ребёнок начинает осознанно улыбаться уже к двухмесячному возрасту. Он копирует мамину улыбку и таким образом выражает свое удовольствие. Чтобы улыбнуться, нужно задействовать семнадцать мышц. Представляешь, какую он проделывает работу.

— Удивительно, но плакать дети начинают с момента рождения, с первых секунд жизни. А смеяться — лишь спустя некоторое время и этому им, оказывается, надо учиться и задействовать семнадцать мышц. Получается, что печаль к нам приходит раньше, чем радость?

— Это не так, Маруся, — Александр покачал головой. — Просто, в первые месяцы жизни плач является основной реакцией младенца и, практически, единственной доступной формой взаимодействия с внешним миром.

— Как Вы всё понятно и доступно раскладываете по полочкам. Наверное, можете ответить на любой вопрос и не испытываете никаких проблем в жизни?

— Нет, Маруся, я обычный человек. У меня тоже есть вопросы, на которые я ищу ответы и есть проблемы, которые я пытаюсь решить. А помочь пациенту разобраться в сложных ситуациях — это часть моей работы. С тобой приятно общаться. Ты очень умная и ответственная девочка.

— Спасибо, — Маруся вздохнула. — Вообще, я одна в семье и не знаю, как это, когда у тебя есть брат или сестра. Но очень хочется попробовать быть старшей и нужной. Может быть, поэтому, в дружбе стараюсь опекать, заботиться и всё прощать?

— Возможно. Пусть это будет следующей темой нашей встречи, — психолог снова что-то записал в планшет. — А как ты выражаешь свои эмоции?

— Какие?

— Любые. Разве есть разница?

— Я думаю, что есть. Гнев или досаду нужно попытаться скрыть. А радостью можно поделиться с окружающими.

— А почему нужно сдерживать гнев, Маруся?

— Я ещё не до конца сформулировала это для себя, но думаю, что это негативная эмоция, которую следует научиться контролировать. Я бы предложила людям, для общего мирного сосуществования, надевать футболки, надписями и цветом информирующие окружающих о настроении владельца. Например, если человек злится, то надевает чёрную футболку с рисунком: «Не подходи!».

— Забавное предложение, — улыбнулся Александр. — А для чего это надо?

— Чтобы не пришлось притворяться, обманывать окружающих или делать вид, что у тебя всё прекрасно. Мне кажется, что сейчас люди подавляют в себе искренность. Все хотят просто казаться добрыми и милыми, и требуют от своих оппонентов, чтобы им отвечали такими же эмоциями. Но в большинстве случаев человеку наплевать, искренне ему улыбаются и сочувствуют или обманывают. Главное сейчас — это потреблять. И хорошее настроение потреблять в том числе. Я даже где-то читала, что в настоящее время очень востребованы люди, работа которых состоит в том, чтобы выслушать собеседника и разделить с ним его чувства и настроение. И подобная работа хорошо оплачивается.

— Очень интересное наблюдение, — психолог сделал пометку в планшете. — Хорошо. Я вот ещё о чём хотел спросить: ты в классе или школе не подвергалась буллингу?

— Буллинг? Что это?

— Это агрессивное преследование одного человека другим. Проще говоря, травля.

— Я что-то слышала про кибербуллинг.

— Кибербуллинг — это то же самое, что и буллинг, но с использованием цифровых технологий.

— Ну, нет, я с этим не сталкивалась в школе. И даже не предполагала, что существует такая проблема. Если кто-то это делает, то мне не понятно — зачем?

— Цель буллинга: напугать, разозлить, опозорить, унизить, отомстить. Как правило, это делается анонимно. Чтобы была возможность избежать последующего наказания.

— А что это даёт тому, кто занимается травлей?

— Чаще всего, к буллингу прибегают ради завоевания признания внутри коллектива, избавления от скуки или преодоления личностного кризиса. Говоря на доступном языке: для борьбы с собственными монстрами.

— Жесть какая — то, — Маруся поморщилась. — Что и правда, ради мифического превосходства над подобными себе особями надо обязательно кого-то травить? Мы же люди, а не животные. Нам не нужно завоёвывать место в стае.

— Иногда, люди ведут себя хуже, чем животные. Но представителям фауны это может быть простительно, потому что они живут инстинктами. Человек — существо разумное и высокоинтеллектуальное. Он должен руководствоваться правилами и законами общества, в котором существует. А на счёт места в стае, мне кажется, ты не совсем права, Маруся. Человеческая стая гораздо опаснее, чем стадо животных. Человек скрытен и коварен. Порой думаешь, что рядом с тобой верный друг, а на поверку выходит, что тот, кому ты полностью доверяла, оказывается злейшим врагом и предателем.

— Да, наверное, так бывает. Я ещё с подобным не сталкивалась, — Маруся задумалась, наморщив лоб. — Тогда получается, что у животных всё проще и честнее: вышли два самца на поединок перед своим прайдом и начали биться. Кто победил — тот и главный. Всё открыто и справедливо, в рамках законов стаи.

— Да, но это очень упрощённый вариант межличностных отношений и решения спорных вопросов, — засмеялся Александр. — Существуют, конечно, системы, в которых подобные установки работают, но это исключение из правил.

— Хорошо. Вот Вы говорили про законы и правила социума, а я подумала: ведь в обществе людей всегда существовали преступники и антагонисты. Я хочу сказать, что те, кто нарушали установленные нормы и существующий порядок. Они тогда кто?

— Они — возмутители спокойствия, бунтари и, возможно, преступники. Я понимаю, что и в твоём окружении, наверное, есть революционеры или те, кто пытается прогнуть этот мир под себя. Но всегда нужно помнить, что преступников настигнет неминуемое наказание, а бунтарей, как пели в известной песне, ожидает тюрьма.

— Давайте сменим тему, — вздохнула Маруся.

— Нет проблем. Как скажешь, — согласился Александр. — Переходим к следующему блоку вопросу. Предположим, что в процессе поиска ответов ты не находишь их и зашла в тупик. К кому обратишься за помощью?

— К маме.

— Она хороший советчик? И, вообще, она кто для тебя: подруга, строгий учитель или наставник?

— Она мама. Я знаю, что если возникнет дерьмовая ситуация, то она бросит все дела и примчится ко мне даже среди ночи. Она будет сидеть у моей кровати, когда я болею, даже если сама будет недомогать. Она пожертвует всем, что ей дорого ради меня одной. И я твёрдо уверенна, что я для неё самый главный человек во всём мире. Она никогда не ругает меня, а всё старается объяснить; не заставляет делать, а пытается договориться; старается устроить так, чтобы мне было интересно жить. Она самая лучшая и я её очень люблю.

— Да-а, — взгляд Александра потеплел. — Как я отметил в начале нашей встречи, всё сказанное здесь остаётся в этом кабинете. Но я бы очень хотел, чтобы эти слова твоя мама обязательно услышала. Она будет просто счастлива.

— Наверное, получилось эмоционально, но я сказала от чистого сердца, — смутилась Маруся.

— Это было сказано искренне и с любовью, — психолог шумно выдохнул. — Хорошо. Если не мама, то кто твой советчик «номер два»?

— Если не мама, — Маруся закатила глаза. — Тогда дедушка. Но мы с ним общаемся по-другому. Он меня никогда не ругает и не воспитывает, в прямом смысле слова. Он рассказывает какие-то житейские истории, по теме нашей беседы, а я потом их расшифровываю и решаю, как можно применить в жизни его законспирированные советы. Вот так.

— Интересный педагогический метод, — усмехнулся Александр. — Продолжим?

— Может, сделаем паузу в нашей встрече? — Маруся с мольбой посмотрела на психолога. — Мне надо осмыслить всё услышанное и разложить по файликам.

— Конечно, конечно. Согласен. На сегодня хватит. И даже благо пресыщается собой и от избытка веса погибает. Это Шекспир, — уточнил Александр. — Да, прошу тебя, Маруся, если возникнут проблемы — сразу ко мне. Ну и просто так заходи. Поговорим. Ты очень приятный собеседник.

— Спасибо, — Маруся встала, с радостью оставив неудобный стул. — До свидания.

2

Мария Ивановна царственно шла между рядами учебных столов, громко и чётко произнося слова:

— Время неумолимо движется вперёд. Кажется, что ещё только вчера наряжали ёлку, а сегодня уже можно начинать паковать вещи на летний отдых. Не за горами, долгожданные для вас летние каникулы. Но, перед этим, вам предстоит основательно потрудиться. А точнее, написать несколько контрольных работ, которые покажут степень вашей вовлеченности в учебный процесс.

Мария Ивановна остановилась у стола ученика, что-то увлечённо рисующего, и, преодолевая сопротивление, медленно вытащила у него из рук листок с картинками.

— Гоша. Что это за гадость ты нарисовал? — учительница брезгливо смотрела на рисунок.

— Это монстры, Мария Ивановна.

— Гоша, перед тем, как что-то сделать — надо обязательно подумать. Для чего тебе голова, Гоша?

— Головой я ем, — Гоша встал.

Смех в классе прозвучал, как взрыв хлопушки с конфетти.

— Гоша, головой обычно думают, — Мария Ивановна хохотала так, что на её глазах выступили слёзы. — Всё довольно веселиться. Я продолжу. На чём это я остановилась?

— Вы говорили о предстоящей контрольной работе, — подсказала Ева.

— И вовлеченности в учебный процесс, — добавила София.

— Ах, да, спасибо, мои милые, — похвалила девочек Мария Ивановна, благодарно улыбнувшись. — Учебный процесс погружает вас, дорогие мои, в изумительный мир — мир знаний, которому нет равных. И если пофантазировать, то можно представить себе этот мир, как огромную комнату с бесчисленным количеством окон и дверей, которые мы открываем на каждом уроке, получая информацию из учебников и, естественно, от преподавателей. Кроме того, расширять познания и духовно расти, нам помогают: наука, культура, искусство, спорт, путешествия и… прочее.

— Интернет, — подсказала Маруся.

— Что интернет? Не поняла, — растерянно посмотрела на неё Мария Ивановна.

— Сейчас ещё интернет помогает, — повторила Маруся.

— Деточка, интернет развращает и отупляет, — к Марии Ивановне вернулась уверенность и она погладила Марусю по голове. — Ваше поколение панически боится толстых книг и длинных предложений. Даже отправляя друг другу текстовые сообщения, вы перестали употреблять слова, а используете какие-то рожицы и картинки, как пещерные люди в эпоху неолита. И в этом заключается парадокс.

— Простите, Мария Ивановна, вообще то, слово «парадокс», в широком смысле, означает мнение, которое расходится с общепринятым и кажется нелогичным.

— Не поняла, — Мария Ивановна медленно краснела, наливаясь злобой. — Ты что, поправляешь педагога? Очень умная, да?

Маруся медленно встала. Спокойно и чётко произнесла:

— Я думаю, что в школу за тем и приходят, чтобы стать умными.

— Это у тебя такое мнение? — Мария Ивановна язвительно усмехнулась.

— Платон сказал, что мнение — это дебри между знанием и невежеством, — спокойно парировала Маруся.

— Общаясь со старшими по возрасту и положению, моя дорогая, надо быть учтивее и хотя бы казаться чуточку лучше, чем есть на самом деле, — Мария Ивановна походила на закипающий чайник.

— Я не хочу быть лучше. Я хочу быть такой, какая есть. А нагромождение речевых оборотов создаёт лишь видимость интеллекта.

— Вон из класса! — крикнула Мария Ивановна, указав рукой на дверь. — Немедленно марш отсюда!

— Ты просто Жанна Д’Арк, — завистливо прошептал Лука, восторженно глядя на Марусю. — Я бы так никогда не смог.

Маруся спокойно собрала вещи в рюкзак и направилась на выход. В притихшем классе её шаги звучали, как удары метронома из динамиков репродуктора.

Она быстро прошла по безлюдному коридору и завернула в туалет. Плотно прикрыв за собой дверь, вскинула руки вверх и закричала, выбрасывая наружу распиравший её гнев. Шумно выдохнула. Постояла несколько минут, стараясь успокоиться. На стене чем-то острым было нацарапано: «Учителя — лохи». «Согласна», — кивнула Маруся. Затем спустилась в гардероб; забрала верхнюю одежду и направилась на выход. Охранник дремал на своём посту, блаженно улыбаясь. Наверное, ему снилось что-то хорошее и доброе.

На улице полной грудью вдохнула свежего воздуха. Стало легче. Домой идти было рано, к тому же, внеплановое возвращение могло вызвать ненужные мамины вопросы, на которые сейчас не хотелось отвечать. Решила погулять и развеяться. Завернула за угол в арку и резко остановилась. Огромная собака, оскалив клыкастую пасть, пыталась схватить кошку. Та, шипела, выгнувшись дугой, ощетинив шерсть и выпучив глаза. Собака сделала попытку укусить кошку. Но, получив острыми когтями по морде, завизжала и бросилась прочь, поджав хвост. Кошка подошла к Марусе и потёрлась о её ноги. Маруся взяла на руки тёплый «шерстяной комочек». Кошка заурчала, успокаивая себя и человека.

3

В парке в эту пору было безлюдно. Маруся села на свободную скамейку, достала телефон и наушники, решив послушать музыку. Современный телефон — это сказочный монстр-волшебник. Стоит его разбудить, как он тут же увлекает в невероятное путешествие по страницам интернета и социальных сетей; отрывает от внешнего мира и реальной действительности; бессовестно крадёт драгоценные минуты твоей короткой жизни.

— Рядом с вами можно присесть? — услышала Маруся незнакомый голос.

Напротив неё стоял парень лет пятнадцати: среднего роста, худощавый, симпатичный, в свободном спортивном костюме. Светлые волосы на его голове торчали в разные стороны, делая похожим на ёжика. Однако, очки с затемнёнными стёклами и белая трость в руке резко диссонировали с обычностью его облика, делая нестандартным и вызывая удивление. Первый ответ, молниеносно пришедший на ум: «Тебе что, других скамеек мало?», Маруся подавила в себе, поняв, что перед ней стоит слепой.

— А как Вы узнали…

— Я слышу Ваше дыхание, а значит рядом, есть скамейка, на которой кто-то сидит, — ответил незнакомец, предвосхищая вопрос Маруси. — Мне проще сориентироваться в пространстве, когда рядом есть точка отсчёта. Извините, если помешал.

— Нет, нет. Всё нормально совсем не помешали.

— Меня зовут Семён. Можно просто Сеня.

Конец ознакомительного фрагмента.

***

Оглавление

  • ***
  • Глава 2

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Новенькая» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я