40 лет шагая по Морскому. К 15-летию журналистской деятельности

Евгений Марков

К 15-летию журналисткой деятельности. Сборник работ, опубликованных в газете «Навигатор» в 2003—2018 годах. Решение об издании сборника пришло в процессе размышлений о собственных воспоминаниях и событиях, произошедших со мной и с моими близкими, друзьями и знакомыми в новом, 21-м столетии. Стал просматривать газету и понял, что мои публикации, по сути, отражают то, чем занимался и чем жил эти годы.

Оглавление

Дни Высоцкого в Академгородке

Отзвенели новогодние и рождественские праздники, а крещенские морозы вступили в свои права. Несмотря на монотонность будней, несколько дней меня не отпускало чувство теплоты или, вернее, неявно осознанного света, словно льющегося к нам с неба. Эти несколько дней Академгородок жил под светом звезды Владимира Высоцкого. Мне посчастливилось побывать на трех встречах, посвященных творчеству поэта.

19 января. ДК «Академия»

Говорят, Высоцкого с Новосибирском кое-что связывает. Что, мол, родители Володи незадолго до его рождения жили здесь. Что приезжал он в Институт ядерной физики, что давал в нашем городе квартирные концерты. Может быть, это и явилось поводом к созданию в Новосибирске в конце прошлого столетия фонда памяти Высоцкого. Фонда, главным делом которого стал памятник поэту в сквере театра «Глобус».

Обо всем этом рассказывал в музыкальной гостиной ДК «Академия» Виталий Ушаков, методист культотдела ДК. Он вел вечер памяти, приуроченный к 70-летию Высоцкого. Мероприятие было проведено силами работников Дома культуры и клуба авторской песни «Квадратный круг» из микрорайона «Щ».

Как и подобает на таких встречах, Виталий напомнил некоторые эпизоды биографии Владимира Семеновича. Рассказал о творческом наследии поэта, вспомнил, как на перезаписываемых по сотне раз магнитофонных катушках входили его песни в наши дома и души. И о том, как сейчас живут его стихи и песни. А они живут в сердцах россиян, о чем и было спето участниками встречи.

Зрители были, что называется, из поколения шестидесятников. И хотя молодежи не было, зал гостиной наполнился до отказа. Некоторым зрителям пришлось стоять, но это не омрачило встречу. Барды выходили на сцену и пели песни Высоцкого. Приятно было, что никто не старался копировать голос и манеру исполнения великого артиста. Напоследок гости и участники все вместе спели «Песню о друге».

25 января. Дом ученых

В ДУ всю программу провели участники клуба «Квадратный круг». Хотя состав выступающих изменился по сравнению с концертом в «Академии», здесь также не было явного копирования манеры Высоцкого. Они вышли на сцену все вместе, и каждый из бардов рассказывал какой-нибудь случай из жизни Владимира Семеновича, после чего исполнял одну-две песни. Зал был полон, и публика подбадривала артистов горячими аплодисментами. Некоторые из зрителей негромко подпевали.

Исполнительская манера, голосовые данные, мастерство аккомпанемента у всех участников различались. Неоднородным был и эмоциональный уровень самовыражения. Одни пели спокойно, другие явно эпатировали слушателей, разыгрывая на сцене целый мини-спектакль.

Концерт подразделялся по темам: «сатира и юмор», «песни о профессиях», «о любви», «от лица женщины», «песни военной тематики».

Для каждого из нас у Высоцкого есть «своя личная» песня — вот это и отразилось в идее концерта.

27 января. Литературный клуб «На Полевой»

В этот день разговор о Высоцком не был запланирован. Очередная встреча в литературном клубе посвящалась творчеству Есенина. Программу подготовил и провел Сергей Розов, известный в Академгородке вокалист. Она была, конечно, насыщена стихами, а участники и гости клуба, увлеченные красивым басом ведущего, пели знаменитые, ставшие народными песни: «Клен», «За окошком месяц», «Отговорила роща».

После перерыва выступил Владимир Сергеев. Он рассказал о политической обстановке в России в годы жизни Есенина, о людях его окружения и основных событиях, так или иначе влиявших на творчество поэта, дававших сюжеты для его поэм. Сергеев провел интересные параллели между Пушкиным, Есениным и Высоцким, назвав каждого «народным поэтом». И вот с этого момента разговор сам собой переключился на Высоцкого.

Поэт и журналист Юрий Куратченко отметил, что творчество таких поэтов, как Есенин и Высоцкий, это не только одно из величайших явлений российской культуры ХХ столетия — это достояние всего народа России, выражение его души.

— Высоцкий не состоял ни в Союзе писателей, ни в Союзе композиторов, не имел званий, — напомнил Куратченко. — Это плата за страх чиновников всех мастей перед гениями и пророками! Но он был и останется самым всенародным поэтом, композитором, бардом, актером.

Фотожурналист Светлана Мефодиева принесла подборку публикаций в местной прессе. Вырезки из газет Светлана красиво оформила на листах цветного картона. Эти коллажи она разместила на стене в Центре досуга, где они и сейчас доступны всем интересующимся творчеством Высоцкого.

Виктор Черников, автор нескольких поэтических сборников и исполнитель собственных песен, спел замечательную песню о Высоцком. Он принес большую фотографию памятника поэту на Ваганьковском кладбище. Снимок интересен тем, что снят с несколько необычного ракурса — в три четверти оборота, а не в фас, как чаще делают. Черников рассказал маленькую историю этого снимка:

— Я шел по Москве ранним утром. Зашел на Ваганьковское и вдруг в лучах солнца увидел и фигуру Володи, и коней, рвущихся к небу. Так и сфотографировал.

Кто-то предложил хором спеть песню «Здесь вам не равнина» из кинофильма «Вертикаль», что было сделано с большим воодушевлением. И даже после окончания встречи литераторы долго не могли разойтись, бурно обсуждая тему, интересную для всех.

Так завершились дни Высоцкого в Академгородке.

P.S. Удаляясь от нас во времени, фигура Владимира Высоцкого не уменьшается. Любимый артист остался в памяти народной, согревая нас светом своей звезды. В наших домах живут его песни, книги стихов и фильмы с его участием. В сознании многих представление о Высоцком неразрывно связано с образом Глеба Жеглова из телесериала «Место встречи изменить нельзя». А мне, например, он больше всего запомнился в роли уличного музыканта в картине «Бегство мистера Мак-Кинли», где сыграл самого себя — поэта от народа.

Евгений МАРКОВ

(«Навигатор» №4 от 01.02.2008)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я