Недействительность. Или «эффект Манделы» для начинающих

Евгений Макарихин

Автор с научных позиций, непредвзято приступил к тому, что отрицается и шельмуется с официальных позиций как «ложные коллективные воспоминания» и воспринимается многими лишь как предмет для констатаций, вызывающих чудовищный когнитивный диссонанс.Исследование так называемого «эффекта Манделы» опирается на публикации многих замечательных блогеров, занимавшихся и занимающихся им, и представляет собой попытку методолога науки обобщить имеющееся и рассмотреть пути дальнейшего развития темы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Недействительность. Или «эффект Манделы» для начинающих предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Факты

Из наиболее ярких проявлений эффекта, которые отмечены многими, — небольшой перечень (от себя автор внёс лишь пару свидетельств), интернационального характера. Зачёркнутое — вариант, оставшийся только в памяти людей или, в крайнем случае, ещё и в инфо-свидетельствах, «остатках», которые трудно найти; также зачёркнуты исчезнувшие фрагменты в случае изменившихся текстов, если замена слову не указана. Итак, былое и мутировавшее:

Фирмы и логотипы

1. В наименовании Kit Kat — шоколадных батончиков, производимых компаниями Nestle и Hershey, — содержится отсутствует дефис.

2. Швейная машинка немецкой фирмы «Zinger» стала машинкой американской фирмы «Singer» (хотя читать это полагается так же, через «z»).

3. В США в продаже на протяжении многих лет присутствует готовая начинка для фарширования индейки Stouffer’s Kraft Stove Top.

4. Логотип бренда нижнего белья «Fruit of the Loom» содержит не содержит изображение рога изобилия на заднем плане относительно массива фруктов.

5. Логотип фирмы VolksWagen не имеет имеет разделительную чёрточку между совмещёнными буквами «v» и «W».

6. В США существует сеть ресторанов быстрого питания Chic-Fil-A Chick-Fil-A.

7. Логотип фирмы «Ford» получил задорный хвостик у чёрточки буквы «F».

8. В США работает сеть магазинов стройматериалов и инструментов для ремонта Home Depot The Home Depot.

9. Самым продаваемым арахисовым маслом в супермаркетах США с начала 1980-х г.г. является масло Jiffy Jif.

10. На стилизованном изображении улыбающегося Солнца на коробках изюмных отрубей американского производителя Kellogg’s присутствуют отсутствуют солнцезащитные очки, а на упаковках замороженных хлопьев (frosted flakes) изображён приветливый тигр, у которого чёрный синий нос. Также компания производит мультизлаковые хлопья в виде маленьких колечек, которые называются Fruit loops Froot loops и сырные крекеры Cheez-Itz Cheez-It.

11. Нидерландское пшеничное пиво — Hoagaarden Hoegaarden.

12. Для престарелых производятся подгузники под маркой Depends Depend.

13. Логотип «Вольво» — кружок с надписью внутри и более ничего и короткой стрелочкой, направленной вправо-вверх; похоже на символ мужского начала.

14. Есть такие жевательные конфеты и мармелад — Fruitella Fruit-tella.

15. Марка пластырей фирмы Johnson&Johnson — Bandaid Band-Aid.

16. Американский производитель мясных продуктов (колбасы, ветчины и др.) — фирма Oscar Meyer Mayer.

17. Продаётся такая модель кроссовок, как Sketchers Skechers.

18. «Tostino’s Pizza Rolls» — маленькие закрытые пиццы/роллы с соответствующим итальянским содержанием — теперь «Totino’s Pizza Rolls».

19. В корпоративной заставке «Мосфильма» на памятнике «Рабочий и колхозница» на рабочем рубашка, у которой закатаны рукава по локоть нет рубашки, на колхознице — есть косынка нет косынки.

20. Всегда в продаже — «кислородные» (по-английски кислород — oxygen) моющие средства, стиральный порошок и т. п. Oxy Clean Oxi Clean.

21. Фирма, выпускающая электронную технику, известная своими фотоаппаратами, соперница Nikon, называется Cannon Canon.

22. Американский концерн Procter&Gamble производит освежители воздуха с намекающим названием (по-английски breeze — дуновение) Febreeze Febreze.

23. Ведущий американского «Tonight Show» Эд Макмахон ходил по домам, чтобы вручать огромные чеки и шарики победителям розыгрышей компании Publishers Clearing House American Family Publishers.

24. Всегда в продаже — бумажные полотенца Scotts Scott.

25. Рекламный образ, символ лесной службы (Forest Service) США — медведь Smokey The Bear Smokey Bear.

26. Куркума (вид специи, приправы и одновременно лекарство) по-английски, на всех этикетках в магазинах, — tumeric turmeric.

27. Брендовый буржуин в лицензионно производимой настольной игре «Монополия» потерял монокль.

28. Сдвоенные печеньки Oreo с прослойкой крема: их парность обозначается как «double stuff stuf».

Историческое

29. Нацистская Германия во время Второй Мировой войны захватила Францию наполовину, только север и запад полностью, хотя и не сразу: юго-восточная часть страны, руководимая вишистским правительством, пала 11 ноября 1942-го года, почти 2,5 года спустя после Парижа.

30. В речи о начале Великой Отечественной войны по радио 22-го июня 1941-го года Левитан произносит слова «Вероломно, без объявления войны Без всякого объявления войны…».

31. Н. С. Хрущёв стучал ботинком делал замахи рукой будто стучит по трибуне во время заседания 15-й Генеральной ассамблеи ООН в 1960-м году.

32. На груди египетского Сфинкса ничего особенного есть выступающая часть, по центру.

33. Прямая новостная телетрансляция событий 11 сентября 2001-го года в Нью-Йорке, в ходе которой телезрители могли видеть момент, когда второй самолёт врезался во второй небоскрёб ВТЦ, происходила не происходила.

34. В Средние века и Новое время не только Испания, Португалия, Англия, Франция, Голландия колонизировали Америку: оказывается, имела место и шведская колонизация. В 17-м веке у Швеции были колонии на территории современных штатов Делавэр, Нью-Джерси, Пенсильвания и Мэриленд. В честь этой «Новой Швеции» даже отчеканили в 1938-м году (видимо, к 300-летию завоеваний) юбилейную монету в две кроны.

35. Б. Н. Ельцин сказал никогда не говорил в прощальном новогоднем обращении цельную фразу «Я устал, я ухожу», только её вторую часть.

36. Российские паровозоделы начала 19-го века — братья отец и сын Черепановы (просто на портрете почему-то выглядящие ровесниками…).

37. Знаменитая маска Тутанхамона — с одной змеёй со змеёй и стервятником.

38. Александр Невский (в т.ч. устами Николая Черкасова в одноимённом фильме) сказал историческую фразу «Кто к нам с мечом придёт войдёт, тот от меча и погибнет».

Политическое

39. На государственном флаге СССР на красном фоне — только серп и молот серп, молот и звёздочка над ними.

40. На государственном военном флаге Третьего рейха, бывшем в употреблении с 1938-го по 1945-й годы, в левом верхнем углу ничего нет присутствует небольшой кельтский крест.

41. Священная Римская империя, появившаяся в 962-м году и просуществовавшая до 1806-го года, с 1512-го года была уже, оказывается, «Священной Римской империей германской нации».

42. Государственный флаг Великобритании имеет не имеет вертикальной и горизонтальной симметрии по ширине белых полос.

43. Великого политического деятеля Индии 20-го века звали Mahatma Ghandi Gandhi.

44. НАСА — это агентство управление: National Aeronautics and Space Agency Administration.

45. У Адольфа Гитлера были карие голубые глаза.

46. Глава Синедриона в Древнем Израиле — Наси, он же Председатель, он же Первосвященник… президент; в частности, см. М. Булгакова, Иосиф Каиафа носил звание «исполняющий обязанности президента Синедриона».

47. Бенджамин Франклин был никогда не был президентом США.

48. Фраза В. И. Ленина звучит как «Учиться, учиться и ещё раз учиться!».

49. Начало пионерской клятвы обещания звучит как «Перед лицом своих товарищей торжественно клянусь обещаю…».

50. На цилиндре пресловутого дяди Сэма, воспроизводящем атрибутику флага США, изображены звёзды, а также присутствуют вертикальные красно-белые полосы.

51. Исторический плакат «А ТЫ записался добровольцем?».

52. Известный коммунистический лозунг звучит как «Пролетарии всех стран, объединяйтесь соединяйтесь!».

53. В белом чёрном автомобиле президента Кеннеди во время его убийства в Далласе было четыре человека шесть человек.

География

54. Столица Аляски — Анкоридж Джуно.

55. Столица Израиля — Тель-Авив Иерусалим.

56. Не Волга и не Уральский хребет делят условные части света, а река Дон (точнее, значительная её часть от устья): правый берег — Европа, левый — Азия.

57. Столица Эквадора — Эквадор Кито.

58. В состав СССР с 1 марта 1940-го года по 16 июля 1956-го года, оказывается, входил ещё и такой субъект, как Карело-Финская Республика, со столицей в Петрозаводске.

59. В США не 52 и не 51, а 50 штатов.

60. Цейлон, он же Шри-Ланка, оказывается, находится не точно напротив южной оконечности Индостана, — он на сотню километров восточнее.

Литература

61. В США и Великобритании издавался цикл детских книг про приключения медвежат «The Berenstein Berenstain bears».

62. Оскар Уайльд написал произведение «The Portrait Picture of Dorian Grey» (Портрет Картина Дориана Грея); в англоязычном мире это так.

63. А. С. Пушкин: «Сказка о спящей мёртвой царевне и семи богатырях».

64. «Лихая Плохая им досталась доля» (М. Ю. Лермонтов, «Бородино»).

65. У В. Маяковского в стихотворении о паспорте: «Смотрите Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза!».

66. В стихотворении Б. Пастернака «Гефсиманский сад» есть такие строки: «Ко мне на суд, как баржи из тумана каравана, столетья поплывут из темноты».

67. Фраза Городничего, с которой начинается пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор»: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятнейшее пренеприятное известие: к нам едет ревизор».

68. Отелло только душит не только душит Дездемону, но и далее — так как в процессе удушения слышит чьи-то шаги и поторапливается — закалывает её кинжалом.

69. Строки «Гвозди бы делать из этих людей: крепче бы не было в мире гвоздей» написал Владимир Маяковский Николай Тихонов.

70. А. И. Солженицын: «Один день из жизни Ивана Денисовича».

71. Слова «Если звёзды зажигаются, значит, это кому-нибудь надо» принадлежат Маленькому Принцу, и, соответственно, Антуану де Сент-Экзюпери Владимиру Маяковскому.

72. Н. А. Некрасов, стихотворение «Мужичок с ноготок»: в нём обращение к мальчику в девятой строке — «парнишка» «парнище».

73. А. С. Пушкин, 1823-й год, стихотворение «Птичка»: «В чужбине свято соблюдаю наблюдаю родной обычай старины…».

74. В произведении Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» Паниковский говорит Шуре Балаганову «Пилите, пилите, они золотые»; там же — рождён фразеологизм «на блюдечке с голубой каёмочкой каёмкой».

75. С. Есенин: «Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, словно точно серебром».

76. Басня И. А. Крылова «Ворона и лисица»: «На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать совсем уж было было совсем уж собралась. Да призадумалась позадумалась, а сыр во рту держала».

77. В произведении Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» акробат Карл Богданович Беккер, «чухонец» по происхождению, принимая в обучение сироту Петю, в ходе его осмотра дважды говорит «Карош малшик» перед его осмотром говорит «Хорошо».

78. В произведении А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»: «В темнице там царевна тужит, а серый бурый волк ей верно служит»; там же — «Там злой царь Кащей над златом чахнет…».

79. М. Ю. Лермонтов в 1837-м году после гибели А. С. Пушкина разразился стихотворением «На смерть поэта» «Смерть поэта».

80. В стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер» есть строки «Выпьем, няня с горя, где же кружка?..».

81. В произведении «12 стульев» Ильфа и Петрова упоминается межгалактический межпланетный турнир по шахматам; там же — присутствует лозунг «Спасение утопающих Дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих», который произнесён Остапом Бендером представлен на стене клуба «Картонажник» города Васюки; там же — шахматной столицей мира, по мнению Остапа, после переименования должны стать Нью-Васюки Нью-Москва.

82. У Агнии Барто в стихотворении «Грузовик» есть строки «Вот, однажды Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине…».

83. М. Ю. Лермонтов, 1832-й год, стихотворение «Парус»: «Белеет парус одинокий одинокой…»; там же — «Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит скрыпит…».

84. Басня И. А. Крылова называется «Лебедь, рак и щука» «Лебедь, щука и рак».

85. Стихотворение «Узник» со словами «Сижу за решёткой в темнице сырой» написал М. Ю. Лермонтов А. С. Пушкин. Аналогичное по названию стихотворение Лермонтова, которое начинается словами «Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня…», является малоизвестным.

86. В стихотворении С. П. Щипачёва о пионерском галстуке начало выглядит так: «Как повяжут повяжешь галстук, береги его…»; там же — «Он ведь с нашим красным знаменем цвета одного…».

87. У И. А. Крылова: «Ай, Моська! Знать, она сильна, коль что лает на Слона».

88. Н. А. Некрасов написал стихотворение «Дед Дедушка Мазай и зайцы» (и в 1980-м году в СССР был снят мультфильм с соответствующим названием).

89. В сказке К. И. Чуковского «Доктор Айболит» есть строки «Приходи к нему лечиться и корова, и волчица, и жучок, и паучок червячок, и медведица!».

Изобразительное искусство

90. У статуи О. Родена «Мыслитель» рука подпирает лоб подбородок.

91. Известная картина И. Е. Репина называется «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» «Запорожцы».

92. В картине Рене Магритта «Сын человеческий» лицо мужчины закрывает яблоко, на котором один лист пять листьев.

93. Картина Тициана называется «Любовь земная и небесная» «Любовь земная и любовь небесная».

94. На фреске «Сотворение Адама» работы Микеланджело протянутая рука Бога находится выше руки Адама на одном уровне с рукой Адама; под фигурой Бога… свисает и развевается полупрозрачная зелёная вуаль/шарф.

95. Русского художника Васнецова по имени-отчеству звали Василий Михайлович Виктор Михайлович.

96. Картина Васнецова называется «Три богатыря» «Богатыри»; конь Ильи-Муромца на ней — тёмно-серый с вкраплениями пегого оттенка воронóй полностью; у Алёши Поповича усы нет усов.

97. На картине «Рождение Венеры» С. Ботичелли Боттичелли главный персонаж утратил устойчивое положение и туловищем (центром тяжести) сместился вправо так, как практически стоять невозможно.

98. Название картины И. Е. Репина «Иван Грозный убивает своего сына» некорректно, потому что оно «народное», данное публикой; после реставрации, с 2018-го года картина вернулась к общественности с официальным авторским наименованием «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

99. Картина И. И. Шишкина называется «Утро в сосновом бору лесу», на ней изображены три четыре играющих медвежонка.

100. В Рио-де-Жанейро стоит статуя Христа Спасителя Христа-Искупителя, у которой обычные формы христианского одеяния типа хламиды достаточно открытая по верху форма одежды, без украшений «вырезом» на груди приоткрывающая небольшой (в масштабах статуи) амулет в форме сердечка.

Фильмы и мультфильмы

101. Главного героя в фильме «Горец» 1986-го года, сыгранного Кристофером Ламбертом, а также в продолжениях фильма, вплоть до последней 4-й части, звали Дункан Коннор Маклауд.

102. Фильм 1972-го года с Пьером Ришаром — «Высокий блондин в жёлтом чёрном ботинке».

103. Серия американских мультфильмов, выходивших с начала 1930-х г.г., — Looney Toons Tunes (картинки мелодии).

104. В фильме «Касабланка» 1943-го года главный герой просит местного пианиста повторить исполнение песни, говоря «Сыграй ещё раз, Сэм» (Play it again, Sam).

105. В фильме «Челюсти» 1975-го года персонаж Роя Шайдера произносит фразу «We’re gonna need a bigger boat» (Нам понадобится корабль побольше) «You are going to need a bigger boat» (Тебе понадобится корабль побольше).

106. В музыкальной заставке детской телепередачи «Наш сосед мистер Роджерс», выходившей в США с 1961-го по 2001-й год, ведущий поёт «It’s a wonderful day in the this neighborhood» (Это замечательный день по соседству в этом соседстве).

107. В кинофильме «Форрест Гамп» главный герой произносит фразу «Life is like a box of chocolates» (Жизнь — она как коробка шоколадных конфет) «Life was like a box of chocolates» (Жизнь была как коробка шоколадных конфет).

108. Обезьянка из детских книг и телепередач по прозвищу Curious George имеет обычный для обезьяны хвост не имеет хвоста.

109. Фильм 1994-го года «Интервью с вампиром» (в названии не имеется в виду какой-то определённый вампир, а вампир вообще) — «Interview with a vampire» — cтал «Interview with the vampire», то есть интервью с каким-то конкретным представителем нечисти.

110. В фильме «Джентльмены удачи» 1971-го года в сцене заселения персонажа Евгения Леонова в тюремную камеру он говорит фразу «Пасть порву, моргалы выколю»; там же — вступивший с ним в конфликт уголовник Никола Питерский имеет только шрам и типичные татуировки советского зэка и надпись «Коля» бледными, но крупными синими буквами у себя на лбу; там же — персонаж Доцент говорит про Василия Алибабаевича фразу «Этот нехороший человек мне батарею на ногу уронил сбросил, падла»; там же — персонаж Вицина говорит про двух заваленных Доцентов «Чем больше сдадим, тем меньше дадут тем лучше».

111. В классическом диснеевском мультфильме «Белоснежка и семь гномов» 1937-го года Злая Королева произносит фразу «Mirror, mirror Magic mirror on the wall — who is the fairest one of all?» (Зеркало, зеркало Волшебное зеркало на стене — кто на свете всех прекрасней?).

112. В фильме 1989-го года «Поле его мечты» (Field of dreams) Кевин Костнер сыграл фермера из Айовы, переделывающего часть своего кукурузного поля в площадку для игры в бейсбол, повинуясь голосу в голове, который говорит ему «If you build it, they will come» (Если ты его построишь, они придут) «If you build it, he will come» (Если ты его построишь, он придёт).

113. В кинофильме «Ирония судьбы или с лёгким паром» 1975-го года персонаж Барбары Брыльской, обычная советская школьная учительница образца середины 1970-х г.г., после переодевания в праздничное для встречи Нового года из украшений имеет на себе нормальные для эпохи и достатка бусы из круглого янтаря двойной «воротник» (коллар), практически жёсткий (!), так как он должен чётко сохранять, для стороннего глаза, видимую фактуру: по центру — змеиный перелив, по краям — золото.

114. В фильме из бондианы «Лунный гонщик» 1979-го года устрашающий персонаж по прозвищу «Челюсти» (Jaws) — парень с металлическими зубами — сталкивается с хрупкой милой девушкой Долли, у которой брекеты на зубах с зубами всё в порядке.

115. Роликовые коньки у героини фильма «Королева бензоколонки» 1963-го года — с колёсиками в два ряда один ряд, обычные старомодные советские очень продвинутые, будто из 1980-х гг.

116. Американский фильм «Шазам» (Shazaam) был снят в середине 1990-х г.г., роль джинна в нём исполнил американский комик с творческим псевдонимом Синбад, не существует.

117. В фильме «Бриллиантовая рука» 1969-го года персонаж А. Миронова в эпизоде с рыбной ловлей обзавёлся пижонской кепочкой коричневых оттенков в клеточку; там же — повязка у Семён Семёныча, которая поддерживает загипсованную руку, белого цвета грязно-цветастая; там же — когда Семён Семёнович Горбунков фотографирует старинную улочку иностранного города, за его спиной ничего особенного и современного нет треугольная вывеска с крупными буквами «ABC»; там же — персонажа А. Миронова обливают водой возле стены, на которой ничего особенного и современного нет нарисовано граффити в виде глаза; там же — у героини Светланы Светличной клипсы в сцене предварительных договорённостей и совращения Горбункова имеют форму крупной белой жемчужины трёх рядом расположенных белых овальчиков (и, кстати, закадровый голос, выражающий мысли-опасения пришедшего за товаром Семёна Семёныча, больше не звучит); там же — в сцене знакомства Козодоева с семейством С. С. Горбункова персонаж А. Папанова напутствует его словами «Детям — мороженое, бабе — цветы» «Детям — мороженое, его бабе — цветы».

118. В фильме 1990-го года «Назад в будущее-3» шериф арестовывает Биффорда Тэннена за ограбление почтового фургона станции Пайн Сити.

119. В классическом диснеевском мультфильме «Бемби» 1942-го года одноимённый оленёнок на своей коричневой спине имеет небольшие осветлённые овальные большие, прямоугольные с закруглёнными краями, почти примыкающие друг к другу как брусчатка, ярко выраженные светлые пятна.

120. В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» бегающий по городу с целью покупки новых транзисторов Шурик останавливается на фоне исписанной надписями стены, из которых самая центровая в кадре рядом с его фигурой — обычная хулиганская, печатными буквами вообще не имеет отношения к русскому языку и советской реальности: англоязычное имя собственное «mike pan» (или «mike pay» — смотря как расценивать росчерк в конце рукописной надписи); там же — обворованный Шпак говорит «Всё, что нажито непосильным трудом, — всё пропало погибло»; там же — брючный костюм на супруге учёного оранжевый белый; там же — персонаж Жорж Милославский произносит фразу «Моя фамилия Фамилия моя слишком известна, чтобы её называть я её называл!»; там же — в Москве 16-го века он говорит писарю Феофану «Смотреть надо за вещами, когда в помещение комнату входишь»; там же — персонаж в исполнении Н. Кустинской звонит знакомым по телефону и рассказывает, что режиссёр Якин в неё влюбился, произнося фразу «Алло, Людочка Галочка? Ты сейчас умрёшь!..»; там же — рубашка управдома Бунша, предавшегося в руки советской милиции, в области левого нагрудного кармана в порядке сильно порвана.

121. Актриса Салли Филд (с), получившая «Оскар» за фильм 1984-го года «Места в сердце» (Places in the heart), произносила в нём фразу, ставшую практически поговоркой в англоязычных странах: «You like me, you really like me» (Я нравлюсь тебе, действительно нравлюсь) «You like me, right now you like me» (Я нравлюсь тебе, прямо сейчас нравлюсь).

122. В фильме 1967-го года «Кавказская пленница» смирительная рубашка на Шурике в сцене в психбольнице — белая чёрная; там же — опоенный Шурик говорит: «Помедленнее, пожалуйста, Будьте добры, помедленнее, я записываю»; там же — персонаж Г. Вицина в сцене суда говорит «Да здравствует советский наш суд, самый гуманный суд в мире!»; там же — персонаж Фрунзика Мкртчяна произносит «В моём доме попрошу не выражаться»; там же — персонаж В. Этуша оправдывается: «Обидно, слушай… Честное слово, ничего ж не сделал Слушай, обидно, клянусь, обидно, ну! Ничего не сделал, да? — только вошёл».

123. У героини Алисы Фрейндлих в фильме «Служебный роман», принимающей в гостях Новосельцева, на ушах клипсы, которые имеют вид крупной белой жемчужины цветка с шестью лепестками, типа клевера, из полупрозрачного пластика, с металлическим напылением и голубыми и розовыми стразами; там же — Новосельцев таскает скульптурку крылатого коня, у которого теперь есть обуздывающий его человек; там же — «мымра» даёт указание поставить в отделе компьютеры (в 1977-м году! Во множественном числе! Персональные?..).

124. В фильме 1993-го года «Парк Юрского периода» сотрудники парка используют два типа джипов — одни красно-серые, без крыши, другие, с крышей, — ровного светло-зелёного цвета светло-зелёные с красно-бурыми поперечными полосами (как бы маскировка «под своих», под динозавров).

125. В советском фильме «Формула любви» 1983-го года персонаж Маргадон говорит симпатичной селянке: «Приходи вечером, как стемнеет, на сеновал».

126. В советском мультфильме 1964-го года «Дюймовочка» в эпизоде собрания кротов звучит обращение «Достопочтенные Состоятельные кроты!».

127. Пару десятилетий назад в США сняли сериал «Sex in and the City»; в этой связи упоминание «Секса В большом городе» (и любые аллюзии на что-то в большом городе) некорректно: это «…И большой город».

128. В полнометражном советском мультфильме 1973-го года «Маугли» главный герой ходит в белых грязно-розовых трусах; там же — удав Каа произносит гипнотическим голосом фразу «Вы слышите меня, бандерлоги?» «Бандерлоги, хорошо ли вам видно?».

129. В английском фильме «Реальная любовь» персонаж, сыгранный Биллом Найи, — постаревшая рок-звезда Билли Мак — обещал спеть голым, если его песня «Рождество повсюду» займёт первое место в чартах. Это произошло, ближе к финалу фильма есть кадры того, как во время выступления на ярком гитарном риффе он срывал с себя одежду и оставался с одной гитарой нет кадров с обещанной «обнажёнкой».

130. В фильме «Рискованный бизнес» 1983-го года есть известная сцена, в которой Том Круз танцует в нижнем белье, рубашке и очках Ray Ban без каких-либо солнцезащитных очков.

131. Подтяжки у Микки Мауса: красные подтяжки, которые крепились к двум белым пуговицам спереди и двум белым пуговицам сзади их не существовало.

132. В серии мультфильмов «Чебурашка и Крокодил Гена», начатой в 1969-м году, старуха Шапокляк — в очках или пенсне и с зонтиком со 100% зрением, крыской Лариской и сумочкой в руках; там же — песня Чебурашки «Я был когда-то странной игрушкой безымянной…» презентует появление персонажа не присутствует.

133. Существует такой герой комиксов, фильмов и мультфильмов, как Spiderman Spider-Man (Человек-паук).

134. В названии фильма 1972-го года «А зори здесь тихие» есть многоточие — в конце в начале (у литературной основы по-прежнему в конце).

135. В «Звёздных войнах» робот-переводчик C3PO — андроид из жёлтого металла целиком, но правая нога этого робота серебрянная по цвету от колена и ниже; там же — Дарт Вейдер сказал не произносил фразу «Люк, я твой отец».

136. Котёнок по имени Гав в одноимённом советском мультфильме 1976-го года в ответ на «Не ходи туда, там тебя ждут неприятности!» говорит «Ну как же туда не ходить? Они же ждут!» «Я пошёл».

137. Паниковский в фильме «Золотой телёнок» говорит дополненную именем, относительно книги, фразу: «Пилите, Шура, пилите, они золотые».

138. У знаменитых мультяшных Флинстоунов, оказывается, две Т в фамилии: Flinstones Flintstones.

139. Существует советский рисованный мультфильм 1968-го года «Кошка, которая гуляла сама по себе Кот, который гулял сам по себе».

140. В фильме 1981-го года «Покровские ворота» во 2-й серии от персонажа актрисы Риммы Марковой звучит фраза «Резать к чёртовой матери, не дожидаясь перитонита перитонитов!..».

141. Диалог в советском фильме «Собака Баскервилей» 1981-го года: «Что это, Бэрримор? — Овсянка, сэр» «Что это, каша, что ли?.. — Овсянка, сэр».

142. В мультфильме «Каникулы в Простоквашино» 1980-го года кот Матроскин говорит: «Я ещё и крестиком вышивать умею»; там же — почтальон Печкин после обретения велосипеда говорит «Я раньше почему злой вредный был?..»; там же — в эпизоде, где Шарик показывает на изображённый им на занавеске «фигвам», рядом с абрисом индейского жилища… нарисовалась и фигурка его обитателя, то есть индейца; там же — в продолжении «Зима в Простоквашино» 1984-го года в эпизоде, когда по телевизору показывают маму дяди Фёдора, но без звука, а она тем временем стоит сзади и подпевает, почтальон Печкин говорит: «Глядите, до чего техника дошла! Вашу маму и там, и тут показывают» «Ничего себе! Вашу маму и там, и тут передают. До чего техника дошла!».

143. В фильме 2009-го года «Аватар» у Нейтири в мочке правого уха нет отверстия есть большое отверстие (которое обычно называют «тоннель»).

144. Хвост мульт-покемона Пикачу имеет не имеет чёрный кончик.

145. В «Место встречи изменить нельзя» Жеглов говорит фразу «Ну и рожа у тебя, Шарапов Володь!..»; там же в 5-й серии — Шарапов, изображая бандита, говорит «Этих денег денежек нам с Лёлей на целый год годок хватит!..».

146. В ленте 1970-го года «Белое солнце пустыни» звучит фраза «Абдула, поджигай Махмуд, зажигай»; там же — «Гюльчатай, покажи открой личико».

147. В мультфильме «Жил-был пёс» 1982-го года волк в финале говорит «Ну Ты это, заходи, если что…».

148. У персонажа Шэгги из мультфильмов про Скуби-Ду есть торчащий кадык нет торчащего кадыка.

149. В фильме 1963-го года «Королевство кривых зеркал» отрицательную героиню, которую играет Лидия Циргвава, зовут Акюдаг (то есть перевёрнутое Гадюка) Анидаг (Гадина).

150. В мультфильме «Малыш и Карлсон» 1968-го года Карлсон ходит в синих в малозаметную клеточку белых штанах; там же — при первой встрече с Малышом он спрашивает «У вас тут можно на минуточку приземлиться?»; там же — в одной из сцен они вместе с Малышом пугают грабителей, накинув простыню белого голубого цвета; там же — Карлсон произносит фразу «Малыш, а давай немножко пошалим?» «Давай пошалим сейчас, а?».

151. В диснеевском мультфильме «Холодное сердце» фигурирует снеговик по имени Олаф, который везде светил своими двумя верхними зубами своим одним сплошным широким верхним зубом.

152. В мульфильме про Антошку, которого приглашают копать картошку, в песне звучит припев «Тили-тили, Дили-дили, трали-вали».

153. В советском фильме «Приключения Буратино» 1975-го года присутствует персонаж Черепаха Тортилла Тортила.

154. В мультфильме про львёнка и черепаху львёнок говорит «Покатай меня, большая черепаха» «А теперь покатай меня, а?».

155. В мультфильме про Винни-Пуха у Пятачка хвостик сзади, костюм с лямками хвостик не виднеется, костюм без лямок.

156. В мультфильме «Золотой ключик, или Приключения Буратино» 1935-го года Буратино заказывает в трактире три корочки корки хлеба.

157. В мультфильме «Ёжик в тумане» главный герой в своих поисках звал никогда не кричал «Лоша-а-адка-а!..», разве что называл её просто «лошадь».

158. Кот Леопольд в одноимённом мультфильме, стоя в синих чёрных брюках, читает надпись на стене «Усатый трус» «Козёл Лопух».

159. В полнометражном мультфильме 1959-го года «Приключения Буратино» Мальвина носит на своей голове с голубыми волосами розовый чёрный бант.

160. В мультфильме «Волшебное кольцо», снятом по рассказам Б. В. Шергина, Евгений Леонов, читая закадровый текст, на 3:08 говорил фразу: «Решил Ванька продать пинжак. С карманáми». Сейчас ударение — в рамках языковой нормы. Тем не менее, и в нынешней версии мультфильма уже через несколько секунд, на 3:18 персонаж Пёс по-прежнему ставит ударение неправильно: «Жалко мне, Маха, пинжака с карманáми».

161. В фильме «Адъютант его превосходительства» 1969-го года между персонажами Юрой и Кольцовым происходит такой двухзвенный четырёхзвенный диалог:

— «Пал Андреич, вы шпион?»

— «Видишь ли, Юра…»

— Пал Андреич?

— Да?

— Вы шпион?

— Как ты думаешь, Юра: Владимир Зеноныч — хороший человек?

Имена известных людей

162. Писателю О`Генри вместо апострофа поставили точку: «О. Генри».

163. ФИО певицы Мадонны от рождения — Мария Луиза Вероника Чикконе Мадонна Луиза Чикконе.

164. Роль Супермена в одноимённом фильме 1978-го года и трёх его продолжениях сыграл актёр Кристофер Ривз Рив (Christofer Reeves Reeve).

165. Есть такая известная актриса Салли Филд, уже упомянутая выше, она даже дважды получала премию «Оскар», но как… Салли Филдс.

166. Есть такая актриса — Мила Милла Йовович (Milla Jovovich).

167. Актёр, сыгравший Оскара Шиндлера, — Лиам Ниссон Нисон.

168. Третий советский космонавт — Андриан Андриян Николаев.

169. Итальянская модель, американская актриса — Моника Белуччи Беллуччи.

170. Американский фокусник-иллюзионист начала 20-го века — Гарри Гуддини Гудини.

Религиозное

171. В англоязычной Библии (KJV), раздел «Сотворение мира»: «In the beginning God created the heavens heaven and the earth» (Вначале сотворил Господь небеса небо и землю). Также в ней теперь упоминается Easter — Пасха (праздник, который иудеи не празднуют).

172. Исайя (11:6): «Тогда лев волк будет возлежать жить вместе с ягнёнком».

173. Бытие 8:10—11: Ной выпускал голубя проверить, не сошла ли вода, три раза. Что же принёс голубь во второй раз? Ветку оливы Свежий масличный лист.

174. «Не мечите бисера Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями…».

175. Бытие 3:19: «В поте лица твоего будешь добывать есть хлеб…»

176. Самаритянин самарянин.

177. У храма Покрова на Нерли — позолоченный чёрный купол.

178. Моисей, согласно канонизированному образу, выглядел как обычный человек всегда имел небольшие рога, и так изображался бессчётное количество раз на статуях античных мастеров и в средневековых картинах.

Тексты песен

179. «Нам песня строить и жить жить и любить помогает» (кинофильм «Весёлые ребята», 1934-й год).

180. В кинофильме «Гостья из будущего» 1984-го года: «Он зовёт меня в чудесные не в райские края…» (песня «Прекрасное далёко»).

181. Фильм «Карнавальная ночь» 1956-го года, заглавная песня: «Пять минут, пять минут, это много или мало?» (также, естественно, произошли потери и в рифме — «чтобы всё начать сначала»).

182. Похожая утрата постигла песню «Lovefool» 1996-го года группы «The Cardigans»: в ней более нет строк «Kiss me, kiss me, pretend (say) that you miss me».

183. В песне из фильма 1982-го года «Вокзал для двоих» поётся «Живём мы что-то без азарта, однообразно, как в строю раю».

184. В песне «Привет» 1987-го года группы «Секрет»: «А, Но, может, черт возьми, нам снова!.. Выходишь здесь? Ну, будь здорова…».

185. У группы «Лицей» в песне 1996-го года «Осень» есть строки «И стало всё равно — есть он или нет, тот волшебный свет цвет».

186. В песне «Невеста» 1999-го года группы «Мумий Тролль» звучат слова «Как же бы тебе повезло, моей невесте…».

187. В песне «Я готов целовать песок» Владимира Маркина звучат слова «Я бы жизнь свою, как киноплёнку, прокрутил на много десять лет назад».

188. В кинофильме «Приключения электроника» 1979-го года: «И крылатые весёлые качели начинают свой разбег…» (песня «Крылатые качели»).

189. В песне из кинофильма «Служебный роман» 1977-го года поётся «У природы нет плохой погоды, всякая каждая погода благодать…»

190. Лариса Долина поёт: «Важней Главней всего погода в доме…»

191. В песне «Ромашки спрятались» на слова И. Шаферана присутствует строка «Зачем вы, девушки девочки, красивых любите?».

192. Обратная замена произошла в песне группы «Браво»: «Любите, девочки девушки, простых романтиков, отважных лётчиков и моряков…».

193. В кинофильме «Чародеи» 1981-го года: «Остыли реки и земля остыла, но я мороза замёрзнуть не боюсь…»; там же — «Это в городе мне грустно было я всё грустила…».

194. В песне из кинофильма «Кубанские казаки» 1949-го года «Ой, цветёт калина» на стихи М. Исаковского и В. Вольпина есть слова «Парня полюбила на свою беду, не могу открыться, слов я слова не найду».

195. В серии мультфильмов 1969—1974 г.г. про Крокодила Гену и Чебурашку в песне старухи Шапокляк звучат слова «Кто людям помогает, тот лишь тратит время зря…»; там же — крокодил Гена поёт: «А Ах, я играю на гармошке, у прохожих на виду…».

196. В кинофильме «Девчата» 1961-го года в песне «Старый клён»: «Старый клён, старый клён, старый клён стучит в окно стекло, приглашая нас с тобою с друзьями на прогулку…».

197. В песне «Люди встречаются», исполнявшейся различными советскими ВИА, в т.ч. «Весёлые ребята» и «Поющие гитары» в 1970-80-е г.г., присутствует следующая строка: «Волосы русые светлые, в косы сплетённые…».

198. В песне «Исчезли солнечные дни» 1985-го года В. Леонтьев поёт слова «Пусть у меня у тебя на волосах лежит не тая снег…».

199. У Ирины Аллегровой в песне: «Я тучи разведу разгоню руками».

200. В песне Софии Ротару «Аист на крыше» 1984-го года в припеве есть слова «Люди, прошу вас я, потише, потише…».

201. Фредди Меркьюри в самом конце песни «We are the champions», когда музыка почти затихает, больше не поёт заключительные слова «…of the world».

202. В кинофильме «17 мгновений весны» 1973-го года в песне «Где-то далеко» есть строка «Я прошу, хоть не надолго, грусть боль моя, ты покинь меня».

203. У Наташи Королёвой была популярная в прошлом песня, которая называется «Белые Синие лебеди».

204. С 1973-го года Анна Герман исполняла песню «Надежда — мой компас земной», в которой была строка «Звёздные Взлётные огни аэродрома…».

205. В известной теле-колыбельной «Спи, моя радость, усни» третья строка — «Птички Пчёлки затихли в саду».

206. В песне «Подождём твою маму» исполнителя из 1990-х г.г., известного как Игорёк, в припеве звучит «Моя мама варит кофе классно».

207. В песне Аллы Пугачёвой 1977-го года «Волшебник-недоучка» есть строки «Сделать хотел грозу — а получил козу, розовую козу в жёлтую полосý с жёлтою полосой».

208. В песне про Стеньку Разина на простор речной волны выплывают расписные «Стеньки Разина острогрудые челны».

209. Четвёртая строка первого куплета гимна СССР, в редакции и 1943-го, и 1977-го года: «Великий Единый, могучий Советский Союз…» (там же, с меньшей степенью подтверждённости, во втором куплете: «Сквозь годы грозы сияло нам солнце свободы…»).

210. В песне Юрия Антонова 1980-го года «Не забывай», согласно тексту, «Мечты сбываются и не сбываются Мечта сбывается и не сбывается».

211. Была известная во времена СССР шансонная песня про Анапу, которую пел Стас Сорокин в 1960-х годах, а потом Аркадий Северный сделал на неё кавер. В ней есть фраза: «Надену я белую чёрную шляпу, поеду я в город Анапу».

212. Игорь Тальков в песне «Чистые пруды» 1988-го года поёт «У каждого из нас на свете есть места, куда приходим мы на миг уединиться отъединиться».

Разное

213. Существует раздел математики «Теория вероятности вероятностей».

214. Надпись «ЛЕНИН» на Мавзолее — золотого красного цвета.

215. На рабочем столе операционной системы Windows XP в дефолтной заставке — которая с зелёным лугом, под названием «Безмятежность», — по краям от центрального возвышения, то есть холма, ничего нет присутствуют горы вдали, частично видимые слева и в большей степени справа.

216. Немецкая денежная единица, составляющая 1/100 марки, как и соответствующая монета, называется пфеннинг (Pfenninge) пфенниг (Pfennig).

217. На памятнике криминальному авторитету Япончику на Ваганьковском кладбище указана его «гражданская» фамилия Иваньков Иванков.

218. Певица Бритни Спирс в клипе на песню 1999-го года «Baby one more time» в сцене танца в школьном коридоре носит клетчатую «шотландку» юбку ровного тёмного оттенка, практически чёрную.

219. Евангелие от Луки, глава 12: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает…».

220. Россияне, в 1990-е гг. получившие доступ к такому продукту, как шоколадная паста, покупали двухцветную, с поворотом разноцветных полосок в банке винтообразно, одноцветную пасту Nutella.

История без объявления альтернативизации

Вот такой набор из двух сотен с лишним примет «прошлого прошлого», которые остались лишь в памяти людской и ошмётках информационного массива (не имеющих достаточно крепкой связи с первоисточником?) вокруг нас. Автор мог бы добавить сюда ещё несколько десятков, но вынес их из основного списка как утверждения о том, в чём он сам недостаточно уверен, не силён эстетически… Также ряд из них могут счесть натянутыми и просто «вкусовщиной», или — самое главное — их массовое подтверждение запаздывает или упирается в преобладающее «я не помню точно».

Для тех, кто ещё не совсем проникся глубиной проблемы: было так, как зачёркнуто, а стало так, как незачёркнуто, — и теперь так «было на самом деле», «в действительности». Вы практически не имеете шанса найти какие-либо свидетельства версии вашей памяти. Инфосфера на своих носителях исключила «прошлое прошлое». Реальность стала иной, потому что от некоего момента (создания произведения, объекта, события) в прошлом что-то стало иным. Причём недавно. И это не из-за деятельности какого-нибудь «министерства правды»: нет смысла стулья и копья ломать из-за никуда конкретно не ориентированных идейно, порой просто никчёмных, малозначительнейших деталей человеческой истории и культуры.

Не основы мироздания корёжит этот ФЭМР, конечно, — но заметно, для наблюдательных и памятливых людей. Зачем, почему, а главное — как? И ведь касается каждого персонально. Вот, потехи ради, автор открыл файл с собственноручно написанными путевыми заметками о поездке на свадьбу двоюродной сестры весной 2004-го года, где есть фото в Париже на фоне «Мыслителя» Родена (в его музее). Текст с фотографиями был сохранён в формате pdf, в который особо не влезешь и не поредактируешь (тем более фото), 18 лет назад. Вот автор стоит у постамента, вот над ним мыслитель интенсивно думает — в подбородок, рукой. А не в лоб.

Дошёл до книжного шкафа, взял трёхтомник Пушкина: первый том, страница 155, а вот и стихотворение «Узник», которое ребёнком, как и все советские школьники, учил наизусть из Лермонтова, — «Сижу за решёткой в темнице сырой…». Там же, на странице 423, — мёртвая, а отнюдь не спящая царевна. Взял второй том, страница 5, «Руслан и Людмила»: чёрным по белому «бурый волк ей верно служит». Хорошо хоть, не серый медведь. Скоро, наверное, и «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Пушкин напишет. Как и Репин что-нибудь вместо Васнецова…

В том же шкафу беру трёхтомник С. Есенина 1970-го года издания: второй том, страница 321, — а вот и стихотворение «Берёза»: «…принакрылась снегом, точно серебром». Просто снайперски «точно». А я ведь в детстве тоже учил… Видимо, слишком давно это было, — в эпоху, когда в подобных ситуациях использовалось если не «словно», то уж, по крайней мере, «будто»… Но нет. Тут уж скорее непонятно, как в перипетиях мутаций реальности выжил двухприставочный глагол «принакрылась»…

Открыл правый верхний ящик стола с полиграфическими реликвиями былых времён, достал выданную мне в 1982-м году, сразу после принятия в октябрята, в первом классе школы, памятку о пионерской организации с названием «Будь готов!». В книжечку формата А6 мы за пару лет должны были вчитаться, проникнуться и быть готовыми к принятию в пионеры. Брошюрка на тот момент свежайшая, того же 1982-го года издания. Обнаруживаю, что в соответствии с ней мои обязательства перед организацией не столь уж серьёзны: на 10-й странице изложены «слова торжественного обещания». Выходит, осенью 1984-го года в зале ДК им. Маяковского я никому ни в чём не клялся; просто камень с души… Обещать не значит жениться.

Тянусь к ближнему стеллажу, снимаю с полки «Краткий очерк истории математики» Д. Я. Стройка 1990-го года издания, читаю на странице 137: «Ферма и Паскаль стали основателями математической теории вероятностей»… Всё бы ничего; только я ж помню (и горжусь, и потому особенно крепко помню!) что в 1995-м году на пятёрку сдал предмет «теория вероятностИ». Чтобы убедиться в этом, лезу за вкладышем диплома; оказывается, нет, не то я сдавал, — вероятностЕЙ. Опечатка?.. Нужен ещё какой-нибудь проверочный экземпляр, книга на эту тему; пожалуйста, Г. Кайберг «Вероятность и индуктивная логика» 1978-го года, издательство «Прогресс», и в ней — «…математические основы теории вероятностЕЙ».

Беру с дальнего стеллажа толстый сборник «Русская басня», 1986-го года выпуска издательства «Правда», страница 385: «Лебедь, щука и рак». Наверное, что-то про онкологию у птиц и рыб… Хотя в самом тексте басни — по-прежнему «Лебедь, рак и щука».

Лезу в свои запасы хорошей музыки, файлы mp3 на компьютере, включаю квиновскую «We are the champions», финал, хронометрия 2:56—2:59 — молчание; никто на эмоциях не докрикивает «…of the world». И что же, я, меломан, на протяжении десятков лет лишь воображал это и «ошибался»?..

Таким образом, прибегать к Интернету за подтверждением произошедших мутаций совершенно необязательно. Феномен в этом аспекте и проявляется так, что от «прошлого прошлого» остаётся только ваша память с нейронными контурами, сформированными когда-то. Вещественное же, вкупе с информационным, будет против неё. У вас нет никаких «союзников» в виде Википедии, энциклопедических словарей и т. п. справочной реляции: там уже вписано то, что бытует «на самом деле» в этой расползающейся ткани реальности, в мутацию которой по-настоящему поверить — по самоощущению автора — наверное, невозможно; это можно только принять, со временем…

Значимым памятником былого-небывшего, кстати, является… выдача предлагаемых вариантов в Интернет-поисковиках (когда уже набрал одно-два слова); они вполне дружественно поддерживают и то, как помните вы, не только то, как предлагается помнить отныне!.. Почему же весьма виртуальная вещь становится хранителем ментальных реликвий, памятником формально (отныне) не существовавшему никогда? Потому что и кроме вас десятки и сотни тысяч людей ищут «Блондин в жёлтом ботинке», «Лебедь, рак и щука», «Да здравствует советский суд…» и т.д., оставляя немые свидетельства того, что было иное прошлое до какой-то текущей мутации.

Начинаешь набирать — и видишь, что по множеству клавиатур в этом мире шарились люди, ища, так же, как и ты, то, чего больше нет, что уже изменилось изначально, непонятно как. Память очень многих несёт след, как и твоя, но им предлагается новая реальность, с которой они не в согласии.

Дополнительные факты

Есть что вспомнить; поэтому автор готов предложить и дополнительный перечень общественно зафиксированных ФЭМР, который первоначально хотел оставить в стороне, на «усушку и утряску». Потом, после первых откликов на ранние редакции исследования, учитывая то, что из вышеприведённого перечня люди обычно согласны с 80—90% наблюдений, решил, что не исключено согласие аудитории процентов на 50—70 и по нижеследующему списку в полсотни пунктов. Он качественно отличается от первого, в основном, меньшей степенью презентативности и подтверждённости тех или иных мутаций:

1. Б. Н. Ельцин сказал никогда не говорил фразу «Во всём виноват Чубайс».

2. Есть такое справочное издание — «Encyclopedia Britanica Britannica».

3. Эмоджи, он же эмодзи (смайлик) «вор» на смартфонах iPhone и тех, которые на андроиде — это такой блондинчик в тельняшке, чёрной повязке с прорезями на глазах, чёрной кепке и со светло-коричневым мешком с крупным логотипом доллара справа никогда не существовал и в набор эмоджи не входил.

4. Премьер-министр РФ Д. А. Медведев сказал никогда не говорил связно и целиком фразу «Денег нет, но вы держитесь».

5. Главный по действиям РККА в период Гражданской войны был Л. Д. Троцкий Сергей Сергеевич Каменев (не путать с Л. И. Каменевым!).

6. Cамое крупное извержение вулкана за всю историю человечества — Кракатау, 1883 год Тамбора, 1815 год.

7. В 1890-м году в Аризоне два ковбоя убили гигантское птицеподобное существо, напоминающее птеродактиля, фото которого на фоне шести человек (для доказательства размаха крыльев в 36 футов), прозванное «фотографией Thunderbird», было опубликовано многими американскими СМИ того времени, а также перепечатывалось в 1960-х г.г. никогда не публиковалось и вообще не существует.

8. Роман «Тарас Бульба» написал Н. В. Гоголь Т. Г. Шевченко (который, кроме этого произведения, почему-то писал только стихи и поэмы, да и то всегда на украинском языке) и снова Н. В. Гоголь; авторство вернулось на круги своя…

9. В фильме 1994-го года «Криминальное чтиво» в правом ухе у гангстера Винсента Вега, персонажа Джона Траволты, — ничего особенного серьга форматом с массивное золотое кольцо.

10. В фильме «Матрица» Морфеус говорит никогда не говорил фразу «А что, если я скажу тебе, что всё, что ты знал раньше, было ложью?».

11. Икона Спаса Вседержителя авторства Андрея Рублёва, звенигородского чина, 1410-1420-е гг.: изображено прямое строгое с пародийно ярко выраженными скулами лицо.

12. Армия ГДР в подавлении «Пражской весны» участвовала не участвовала.

13. Фамилия английского актёра по имени Джейсон, героя боевиков, в русской транскрипции — Стетхем Стейтем.

14. Производятся высококачественные термосы, термокружки и бутылки для воды из нержавеющей стали под маркой «Kleen Klean Kanteen».

15. В советском мультфильме 1974-го года «Крошка Енот» в песне главного героя «Улыбка» в 3-м куплете первая строка — «От улыбки станет всем светлей теплей».

16. Самое известное одностишие поэта Яна Сатуновского, написанное в 1976-м году: «Главное иметь наглость нахальство знать, что это стихи» (в авторском изложении именно так, без тире).

17. Персонаж Sonic the Hedgehog (видеоигра, выпущенная для игровых консолей GameCube, Playstation2 и Xbox) в титульной игре говорил никогда не говорил фразу «Слишком поздно для тебя!».

18. Выпускается такая линия электрогитар Fender — «Fender Squire Squier».

19. Известная фраза К. Э. Циолковского: «Земля — это колыбель разума Планета есть колыбель разума».

20. На обложке альбома Брюса Спрингстина 1984-го года «Born in the U.S.A.», содержащей фото исполнителя, в заднем кармане его джинсов — бандана бейсболка.

21. Голубой шарфик дополнил мужественный вид генерала в фильме «Особенности национальной охоты» в отдельных эпизодах.

22. Певец Евгений Осин в 1990-е г.г. стал популярен за счёт перепевки старой песни «Плачет девочка девушка в автомате…».

23. На картине В. Г. Перова «Тройка» бочка с водой уменьшилась в сравнительных размерах, а на заднем плане появился ещё один человек — стоящий на коленях, повёрнутый спиной к наблюдателям.

24. В 1960-м году Л. Гайдай снял короткометражную комедию «Пёс Барбос и необыкновенный необычный кросс».

25. Родинка над верхней губой у Мэрилин Монро находится ниже выше носогубной складки.

26. В советском мультфильме 1979-го года «Летучий корабль» персонаж Водяной поёт: «Внутри меня водица — ну как что с таким водиться?..».

27. Автор строк «Дывлюсь я на небо — та й думку гадаю…» — Т. Г. Шевченко М. Н. Петренко.

28. В советском фильме 1984-го года «Любовь и голуби» имеет место не двух-, а трёхзвенный диалог: «А если это любовь?..» — «Кака така любовь?..» «А если это любовь?.. — «Кака любовь?» — «Така любовь.»

29. В сказке К. И. Чуковского «Муха-цокотуха» есть фраза «Приходите ко мне, гости, Тараканы, я вас чаем угощу».

30. В фильме Л. Гайдая 1965-го года «Операция Ы и другие приключения Шурика» в втором эпизоде («Наваждение») главные герой и героиня, идя по улице, увлечённо читают конспект курса лекций, тетрадь на 48/96 листов формата А4 без особых примет и названий с приклеенной на обложке бумажкой, размером почти А5, на которой здоровенная синяя надпись «Конспект», — такая чёткая, чтобы даже на дальнем плане было видно, что читают студенты. Там же: когда Шурик угадывает, что за шторой — ваза, Лида говорит ему «Шурик! Так вы телепат!» «Саша, так вы ж телепат! Вольф Мессинг!..».

31. Тысячи россиян помнят, как в 1980-х г.г. по телевидению пару раз показали очень мрачную экранизацию сказки «Карлик Нос», снятую по одноимённому произведению В. Гауфа. Но этого фильма не существует в природе.

32. Ни в самом произведении П. П. Бажова, ни в соответствующем мультфильме, ни в фильме Хозяйка медной горы не произносит фразу «Ну что, Данила-мастер… Не выходит каменный цветок?».

33. В советском мультфильме 1985-го года «Крылья, ноги и хвосты» звучит обращение «Вот что я скажу тебе, птичка птица…».

34. В сериале «Рабыня Изаура» в знаменитом эпизоде пожара на мельнице, в котором погибают два героя фильма, Тобиас и Малвина, есть следующая сцена: на Малвине загорается край её синего плаща, Тобиас срывает его, отрывая горящий край, затаптывает его ногой и пытается сбить этим плащом пламя со стен и пола этой мельницы нет сцены с возгоранием плаща и сбиванием огня.

35. В 1979-м году режиссёром Е. Татарским был снят, с Олегом Далем в главной роли, фильм с авторским названием «Приключения принца Флоризеля» «Клуб самоубийц или Приключения титулованной особы».

36. В киносказке 1964-го года «Морозко», снятой А. Роу, в сцене, когда мачеха прихорашивает и густо натирает родной дочке щёки румянами, она, оценивая результат, произносит фразу «Нет, не принцесса… Королевишна Королевна!».

37. В заставке студии Walt Disney — по крайней мере, в выпусках «Волшебный мир Диснея» — летала (по горизонтали) фея Тинкербелл, касаясь волшебной палочкой вершины замка. Теперь её нет.

38. Есть такая руская народная песня — «Во поле берёзка берёза стояла…».

39. У С. Есенина в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу» есть строка «Я теперь скромнее скупее стал в желаньях…».

40. В фильме «Берегись автомобиля» герой А. Миронова произносит фразу «Мальчик, отойди сейчас же уйди от машины».

41. «Шартрёз» — это и напиток, и произошедшее от него название пурпурного желтоватого оттенка розового зелёного цвета.

42. С. В. Михалков: «Хорошие соседи, весёлые счастливые друзья».

43 Гиены относятся к собакообразным кошкообразным.

44. У такого знакомого всем животного, как бегемот, ноздри обычного для млекопитающих размера и масштаба, округлые, пропорциональные размеру головы маленькие; это, фактически, контролируемые щели, которые он в воде закрывает, как клапаны.

45. В фильме «Золушка» 1947-го года в кульминации действия звучит фраза юного волшебника «Я не волшебник, я только учусь» «Я не волшебник, я ещё только учусь» (далее подобные фразы звучат ещё два раза, и в финале вскользь всё же попадается «Я не волшебник, я только учусь»).

46. В картине Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» справа на заднем плане сквозь дым проявились… скучные многоэтажки.

47. В советском фильме 1988-го года «Собачье сердце» беспородный Шарик, ещё не ставший Шариковым, думает про бедную машинистку: «Ей на синематограф кинематограф не хватает…».

48. На портрете кисти Ганса Гольбейна 1540-го года английский король Генрих VIII, известный своим обжорством, в правой руке держит ножку жареной индейки пару перчаток.

49. Самые широкомасштабные учения в истории советских ВС, с участием до 100 тысяч военнослужащих, на территории Белоруссии и нескольких социалистических государств, включая Польшу, — «Щит-81» «Запад-81».

50. Имеет место поточное производство ФЭМР в анимации: блогеры за годы выявили десятки примеров мутации цвета глаз у мультперсонажей самого первого порядка. Пересчитывать их и переучитывать нет смысла, ввиду слишком мелочной и одновременно скользкой темы (качество, перевод из формата в формат, восстановили, «это вам так на экране старых кинескопных телевизоров казалось», «настроечной таблицей надо было пользоваться» и т.п.); в основном, это эпидемия пожелтения или посинения глаз, которые были белыми.

Отдельные примеры ФЭМР ещё будут приводиться в следующих главах по ходу повествования ad hoc, а многие из уже приведённых (по первому перечню — практически образцово-показательных) будут разбираться далее на предмет свойств и особенностей.

Если долго искать в Интернете и посчитать скопом всё обнаруженное, в том числе эффекты, пока не прошедшие должной проверки и «отстоя», и такие, с которыми согласно менее половины откликнувшихся граждан (по той причине, что большинство пишут «не знаю», «не запомнил»), то наберётся раза в два, а то и в три больше. Например, на сайте ocean-mandela.info на данный момент каталогизировано около 1300 проявлений эффекта. Каждый из них, для того, чтобы оказаться в нашем списке, имеет стандартный генезис: сначала отдельно взятой мутации поразился кто-то один, потом несколько, потом много людей. Далее они, ещё не до конца веря сами себе, поделились этим в Интернете друг с другом; перепроверили, достигли консенсуса в большинстве, потом к ним присоединилась дополнительная аудитория согласных (на что уходит несколько месяцев, а то и лет). Благодаря заинтересованной Интернет-аудитории, участвовавшей и участвующей в баталиях по поводу «эффекта Манделы» на протяжении почти целого десятилетия, здесь, в сухом остатке, не бывает скороспелого, невыношенного. Это самоорганизующаяся взвешенная информационно-аналитическая работа.

По сути, подобная сверка частных мнений и наблюдений эквивалентна воспроизведению эксперимента в точных науках на их раннем этапе. Подобные «согласительные» коммуникации — правда, тогда ещё с использованием бумажной почты, а не Интернета (и по итогам работы с оборудованием и субстанциями, а не компьютерной мышкой и собственными когнитивными способностями), — происходили между естествоиспытателями 18-19-го веков. Химия, физика и т. д. развивались таким образом: один учёный провёл эксперимент и получил такие-то результаты (новый химический элемент, новое проявление электромагнетизма и др.), сам повторил эксперимент — всё работает. Написал письма нескольким коллегам с детальным разъяснением: мол, «в таких-то и таких-то условиях, с применением того-то и того-то, я получил такой-то результат». Его коллеги по науке воспроизводят эксперимент, получают такой же результат, — значит, учёный молодец, его достижение или открытие (и имя) фиксируется в истории науки. Если же нет, если у других опыт не удался (обнаружение мирового эфира или трансмутации химических элементов, фотографирование эльфов, наблюдение жизни на Марсе и т.п.) — «извините, коллега, ваш эксперимент не подтверждается; думайте и работайте дальше»…

Если пример не отвечает требованию массовости констатации (в т.ч. путём голосований, в ходе которых весьма демократично выявляется, годится приведённый кем-то пример по качеству на полноценное проявление эффекта, или не тянет), если коллективная память отказывает частному мнению-сомнению — извините; будем искать дальше другие мутации.

Очень хорошо, что мы живём в эпоху развитого скоростного Интернета, и нет нужды превращать данную работу в подобие комикса, где графика — по приводимым фактам ФЭМР — занимает подавляющее место. Всё, что нужно для доказывания реальности эффекта, чтобы стало понятно, что изменилось (если собственная память действительно упорствует и помнит иное), по большинству приведённых примеров легко и быстро обнаруживается в Интернет-поисковиках: Яндекс, Google и другие подобные сервисы в помощь, не только в графике, но и в текстах, аудио, видео… В то же время автор намерен не оставлять исследование в формате текста в чистом виде, но дополнить его поясняющими иллюстрациями и схемами; наглядность — весомый фактор в помощь для восприятия излагаемого.

Стоит отметить, что автор и сам крайне заинтригован тем, как получится первый такой эксперимент, — с разработкой научного направления уже в эпоху тотальной интернетизации и с опорой на «свидетельские показания» блогеров. Больше опираться не на что, ничего официального от науки, по понятным причинам: как констатируют те же блогеры, пора уже считать её «платной производственной службой юридической защиты; её исследования посвящены научному методу примерно так же, как учёные, работающие на финансировании Marlboro, проводят исследования, по итогам которых заключают, что нет никаких доказательств того, что курение вызывает рак лёгких».

Отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие

До начала 2010-х гг. не было оснований жаловаться на практическую «альтернативизацию истории», ввиду её отсутствия, поэтому проблема реакции общественности на эффекты ФЭМР отсутствовала. Вопрос «Как было (есть) на самом деле?» являлся частным делом информационного поиска или чьей-то эрудированности и в любом случае находил, раньше или позже, однозначный ответ. Позже, когда эффект проявился, о нём стали всё шире узнавать, люди — из числа тех, кто вообще, в принципе, может его зафиксировать (как свидетельствуют блогеры, значительную часть общества составляют совершенно нечувствительные в этом отношении субъекты!), — разделились в своём отношении к нему в соответствии с классической последовательностью из психологии: по стадиям процесса принятия утраты. В том, каким образом это происходит — ничего оригинального: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Если каждый, узнав об эффекте и «примерив» его по своей мерке, в соответствии со своей памятью и иными социальными установками, может находиться на любом из указанных этапов, то некоторые общественные институты ощетинились в неприятии феномена.

На стадии отрицания находится официальная наука, — иначе термины «ложные» и «патология» не пригодились бы в такой степени. «Эффект Манделы» заставляет нас верить в то, чего нет!», заявляют в пересказательных статьях вчерашние выпускники провинциальных институтов (после чего, обычно, сразу переходят на тему губительного влияния на реальность Большого адронного коллайдера)… Правильные слова, нечего добавить; рядовые функционеры от «науки отрицания» воистину прониклись сутью эффекта. Именно в то, чего более — к сожалению — нет; именно искренне верить, потому что сам крепко помнишь… А откуда они-то знают точно, что есть, а что нет?.. Вернее — что было, как оно было?.. Голубая кровь? Их персональное выделенное подключение к ноосфере Вернадского? К рериховскому единому Вселенскому разуму? Что-то иное? Красный диплом?..

Как-то уже привычно, что наука на всё и всегда имеет и должна иметь объяснение сию минуту; а когда непонятно даже, какая область знания должна объяснять нечто — это слишком шаткая (для психики среднего психолога) ситуация, если не знать типичную историю хорошей естественной науки и долговременности её развития. Например, физики.

«Пересборка» воспоминания делает его уязвимым перед потерей им достоверности, говорят психологи. Удивительно, что при этом они сами как-то справляются с запоминанием того, как их зовут, где они живут, сколько у них детей и т. п.

Коллективные ложные воспоминания — это стремление людей облегчить бремя информации, трудной для восприятия, а также заполнить пустоты, образовавшиеся в воспоминаниях, собственными домыслами, говорят психологи. Насколько трудно запомнить яркие исторические события из учебника, детали фильма, который просмотрен десятки раз, строки расхожих песен, сколь трудны для восприятия крылатые фразы и много ли нужно «домыслов», чтобы вызвать из памяти простое впечатление, они не уточняют.

Как правило, все воспоминания реконструируются, так что всё зависит от того, из чего они созданы — правда, вымысел или смесь, говорят психологи. Каким образом десятки и сотни тысяч незнакомых друг с другом людей могут реконструировать одинаковую «смесь», они не объясняют.

Некоторые психологические версии возникновения эффекта ФЭМР типа теории «испорченного телефона», — мол, склонность людей передавать информацию в искажённом виде приводит к ложности передаваемого, — вообще не имеют отношения к предмету. Ведь он связан с восприятием того, что не пересказывается в лицах и жестах, не перепевается своим голосом, и в целом никак не представляет собой результат «сарафанного радио», межперсональной коммуникации.

Мутации, по большей части, проявляются в выставленном на всеобщее обозрение, а отнюдь не «Одна бабка сказала…», «Мне Мойша напел…» и т. п. Общение людей (в Интернете) на тему исследуемого феномена происходит уже по итогам наблюдения эффекта, как и достигаемый консенсус, а слова «да», «нет», «согласен», «не согласен» исказить достаточно сложно.

Кстати, учитывая современные тенденции и развитие терминологии в части оскорбленчества, общественность по поводу своих констатаций смело может выдвинуть против ударившихся в отрицание психологов обвинение в так называемом «газлайтинге». Это форма психологического насилия, при которой манипулятор отрицает произошедшие факты, пытаясь заставить жертву сомневаться в адекватности её восприятия реальности, её воспоминаниях, ощущениях и т. п. Термин, порождённый фильмом «Газовый свет» 1944-го года, подревнее, чем какой-нибудь «менсплейнинг»; он более чем подходит в ситуации с эффектами ФЭМР. Остаётся только вопрос, в какой степени этот газлайтинг со стороны «специалистов» преднамеренный, а в какой вынужденный, чтобы спасти своё реноме…

В целом, констатируем: психологи (работающие в рамках того, что находится ещё на стадии пред-науки, но не осознающие этого) не готовы к такому, — когда огромное количество людей одновременно заявляет одно и то же без какой-то очевидной причины или выгоды. И у автора есть подозрения, почему не готовы: потому что это «не их война».

Где-то психологи сразу не берутся за интересную тему и её раскрытие, хотя, казалось бы, всё для них: например, смутная тревога, беспричинное беспокойство, необъяснимое волнение, в целом неприятные предчувствия у людей, сдающих билеты или просто опаздывающих на вокзалы, аэропорты, в порты, благодаря чему на транспортных средствах, переживших крушение, заполняемость пассажирами оказывается в среднем около 60%, а на тех, которые без происшествий прибывают в пункт назначения, 75—78%. Ничего себе разница; но… Не хватаются за такое мозговеды, хотя статистика за много десятилетий, обработанная математиками, даёт надёжную почву. Берись за эмоции и чувства — и открывай, двигай своё направление, развивай. Но нет — и понятно, почему: приём сигналов из будущего подсознанием вообще ни в какие рамки никакой науки не лезет…

Может, у психологов получалось бы эффективнее доказывать, что миллионы взрослых, адекватных, самостоятельных, неглупых, внимательных и не состоящих на учёте у психиатра граждан страдают неведомой формой деменции, если бы против их построений, помимо людской памяти, не стояли также сохранившиеся здесь и там свидетельства «прошлого прошлого». Их мы, развивая работу по раздаче наименований, назовём «инфостатки».

Смикшированные воедино «информационные остатки» — которые блогеры за годы привыкли называть просто «остатки» — всё же специальный термин (а не просто что-то типа «объедки») и подчёркивает, что даже если следом от былой реальности является предмет, материальный остаток, для нас всё равно важна именно информационная составляющая о мире до мутации, которую он несёт.

Улик немного — но они есть; а что же стало «орудием убийства» былой реальности в отдельных её фрагментах, мы и выясним в ходе дальнейшего расследования/исследования. В следующих главах будут выявлены способы обнаружения подобных «улик» и наиболее вероятные места для их поиска. Выставлять против этого «ничего не вижу, ничего не слышу» и «всё на месте, все живы-здоровы; с чего вы взяли, что что-то случилось?», не принимая заявления свидетелей в своём ведомстве, — это, мягко говоря, слишком по-детски для людей с дипломами, званиями и регалиями. Хотя это простительно обывателю, который склонен отвергать невероятные феномены, находящиеся от него на расстоянии вытянутой руки…

Среднестатистический гражданин по поводу эффекта ФЭМР в отношении этапов, обозначенных в заголовке, если не остановится на такой заурядной реакции, как огульное отрицание, обычно не проходит дальше стадии торга. Действительно, двинуться дальше и засесть в депрессию, раз и навсегда — потому что феномену конца и края не видно, и его удовлетворительного объяснения тоже — это нерационально…

«Прозревшие», то есть столкнувшиеся с эффектом, на переходе к стадии гнева обычно реагируют так, что это очень напоминает период репрессий 1937-1938-го г.г. в СССР (когда НКВД огульно сажало людей в тюрьмы и даже расстреливало по надуманным обвинениям): «Это какая-то чудовищная ошибка!.. Как такое можно было допустить!.. Кто надо — должен разобраться в этом!.. Какие-то нерадивые и невнимательные начальники виноваты!.. Надо найти единственно верный, самый правильный и авторитетный источник и узнать правду из него, он не обманет!..».

Находящиеся на стадии гнева в основном обуреваемы требованием, обращённым к лицам, хорошо ознакомленным с эффектом и уже находящимся на стадии принятия: «Ну так объясни, объясни, что это такое, откуда берётся?! Сейчас же, скорее!.. Если немедленно не объяснишь мне природу эффекта, тогда я… буду считать что его нет!». Здесь, к сожалению, можно констатировать (и это как раз паханое поле для автора и его познаний в истории науки): подобный скороспелый замах — это всё равно что, топая ножкой в каком-нибудь 1610-м году во Флоренции, вопрошать «Да почему же ты, Галилео Галилей, не открыл ещё все законы движения планет и вообще динамики? Ты же и каменные ядра вместе с перьями с башни бросал, и в телескоп смотрел, — ну так говори!». Потому что сначала Галилей завершил свою научную работу, сделав всё, что мог, потом скончался, потом прошло 40 лет, и лишь тогда соответствующие законы сформулировал Ньютон. Развитие науки — это не судорожные попытки подогнать под ответ, не начётничество в духе «этого не существует, это всё ошибки»; это не «дадим феномену наименование — и будем считать нашу работу сделанной», не казуистика пустословов, вынужденных симулировать авторитетность и статусность. Это долго и постепенно.

Стадия торга характеризуется готовностью идти на любые компромиссы со своей памятью и допускать существование всяческих вариаций. Например, «скульптор же сделал несколько вариантов статуи… художник же написал несколько вариантов картины…». Безусловно, на стадии художественного замысла и черновиков это возможно, более того, даже очень не помешает. Но когда произведение стало всемирно известным, знаковым, на протяжении многих десятилетий воспроизводится в полиграфии в десятках миллионов экземпляров, от марок до плакатов, попадает и на киноэкраны, — несколько вариантов?.. Чтобы что? Чтобы люди не заскучали от однообразия?.. Чтобы так уж сразу не опознавали?..

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Недействительность. Или «эффект Манделы» для начинающих предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я