В книге рассказывается о том, как повысить эффективность работы с информацией. Она содержит и «стартовые» рекомендации, и большой набор нетривиальных советов для повышения квалификации информационных работников. Готовые решения дополняются идеями, активизирующими творческий потенциал читателя и меняющими качество информационной работы. Как пример эффективного инструмента в книге приводится уникальная отечественная методика объектно-документального анализа. Во многом автор опирается на свою научную работу «Информационные практики в современном обществе», пересказывая ее содержание в популярной форме. Оригинальной является авторская концепция «интеллектуального фильтра». Книга адресована широкому кругу читателей. Она будет полезна как начинающим информационным работникам (студентам, аспирантам и молодым специалистам), так и информационным профессионалам (аналитикам, пресс-секретарям, PR-менеджерам, преподавателям вузов).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Info-драйвер. Как выжить в мире информации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
Актуальность.
В чем проблема?
Вот уже лет десять, как я живу в «информационном обществе». Вы, читатель, тоже в нем живете (иначе эта книжка не оказалась бы у вас в руках). Если:
♦ ваш домашний компьютер подключен к Интернету;
♦ в вашем кармане — «мобильник» с раздобытым в Интернете оригинальным (или не очень) рингтоном;
♦ даже если у вас просто есть e-mail, то нет смысла тратить время, доказывая очевидное.
Но если это — не про вас, то скорее меняйте работу или хотя бы измените ваше несоответствие первому и третьему пунктам (перечисленным выше). Это позволит вам пуститься вдогонку за уходящим поездом.
Правда, учитывая особенности компьютеризации нашей страны, возможно, мы с вами, читатель, пока еще составляем «информационное сообщество». Но я уверен, что вопрос его роста до масштабов всего социума — дело времени. А значит, готовиться к жизни после «информационной революции» необходимо уже сейчас.
Как минимум десять лет в России пытаются строить электронное государство — столько времени прошло с момента принятия первой редакции Федеральной Целевой Программы «Электронная Россия».…Комплексного подхода и распределения полномочий между заказчиками ФЦП пока не получается. Еще одной базовой проблемой создания в России электронного государства остается хроническая отсталость законодательства: в нем отсутствуют юридически значимые механизмы обмена информацией с помощью каких-либо средств, кроме бумажных документов. Поэтому в странах — лидерах развития информационного общества более трети взаимодействий с властью происходит через Интернет, еще треть — через центры телефонного обслуживания, а мы по сей день обречены сидеть в очередях в присутственных места и порождать горы бумаг.
Не думайте, что, купив полный технический арсенал «продвинутого» студента или даже разобравшись, как пользоваться всеми функциями «гаджетов» (мобильных электронных устройств), вы автоматически становитесь человеком «новой волны». Увы, как сказал Михаил Булгаков устами своего героя профессора Преображенского: «разруха в головах». Технические средства эффективно работают лишь там, где они поставлены на службу «разуму новой волны».
60-е место заняла Россия в рейтинге готовности стран к e-government, который ежегодно рассчитывает ООН. Всего оценивались 192 государства. По сравнению с предыдущим исследованием Россия опустилась на 10 пунктов, пропустив вперед Украину и Белоруссию, но опережает Китай. Среди стран Восточной Европы РФ стоит на предпоследнем месте, ниже только Молдова. А в тройку лидеров вошли Швеция, Дания и Норвегия.
Дайте дикарю топор вместо палки, и он будет счастлив до тех пор, пока этот топор не сломает. Вы знаете, как создать новый топор, дикарь — нет. Поздравления, вас в отличие от этого дикаря уже можно считать «человеком сельскохозяйственным». Дайте крестьянину лампочку и повесьте на стену выключатель, крестьянин будет радоваться свету, пока ураган не смоет электростанцию. Вы знаете, что можно построить новую (вы хотя бы в курсе, что можно потереть эбонитовую палочку о фланелевую ткань, чтобы создать разность потенциалов). Поздравления, теперь вас можно считать «человеком индустриальным».
Теперь представьте, что вы лишились всех технических средств для хранения и обмена информацией. Что будет делать «человек информационный»?
Американские исследователи сочли такой вопрос не только актуальным, но и вполне научным. Поэтому некоторые из них проводят опыты на такие темы, как, например, «Сколько способен просуществовать современный человек без мобильного телефона/электронной записной книжки». А если вы посмотрите фильм «Крепкий орешек 4.0», то вам станет в общих чертах понятно, как американцы оценивают возможные последствия краха системы электронных коммуникаций. Жители южного административного округа Москвы (почти два миллиона человек), оставшиеся весенним днем 2005 г. без электроэнергии (из-за отключения станции в Капотне), лучше, чем другие, понимают этот сюжет. Только представьте: городской телефон не работает, Интернета тоже нет, так что даже с ноутбуком можно выйти в Сеть только через GPRS, заряда аккумулятора на мобильном телефоне — на час работы (сеть постоянно «падает»), на ноутбуке — на полчаса, зарядить их негде. Новости можно узнать только по радио, послушав магнитолу в машине, но и там заряда аккумулятора хватит на пару суток после того, как в баке закончится бензин; автозаправки, естественно, тоже не работают. И это уже не фантастика, а исторический факт: с такими мыслями 10 % населения Москвы провело один незабываемый день. Каскадные отключения случались и в США — там размах событий был еще более впечатляющим.
Вернем нить рассуждения из технологической плоскости в гуманитарную. Представьте четырех людей одинакового роста и цвета кожи — все в одинаковой ни о чем не говорящей одежде. Сможете ли вы определить кто из них дикарь, кто «сельскохозяйственный», кто «индустриальный», кто «информационный» человек? Что вы для этого сделаете? Прибегнете к томографии? Подозреваю, что вы предложите более простой способ — поговорить с каждым. Поздравления, вы сами — «человек информационный». Заметьте, однако, что для решения этого вопроса вы не звонили по мобильному и не вели поисков по Сети. Вы просто знаете. Это и является ключевой мыслью, которую, перефразируя профессора Преображенского, можно выразить так: разница в головах.
Вот только никто не скажет вам, что же это такое — быть «информационным человеком». По одной простой причине. «Сельскохозяйственный человек» не мог быть до конца «разложен по полочкам» учеными и исследователями, пока ему на смену не пришел «человек индустриальный». Этого нового человека тоже не могли до конца объяснить, пока не появились мы с вами — «информационные люди».
В 1931 г. Курт Гедель, построив и доказав две теоремы о неполноте, серьезно повлиял на дальнейшее развитие математики и философии.
Во второй теореме Геделя о неполноте утверждается:
«Непротиворечивость достаточно богатой теории не может быть доказана средствами этой теории. Однако вполне может оказаться, что непротиворечивость одной конкретной теории может быть установлена средствами другой, более мощной формальной теории. Но тогда встает вопрос о непротиворечивости этой второй теории и т. д.».
Согласно второй теореме Геделя о неполноте, ни одна система не может познать себя. Вот и нам придется смириться со своей «непознанностью». А чтобы приблизить появление нового человека, который шагнет еще дальше и расскажет нам про нас, мы должны максимально полно (исчерпывающе) осваивать все технологии, ресурсы и знания, доступные нам на текущей ступени эволюции.
Знаний «по теме», кстати, не так уж и много. Технологические успехи не должны вводить вас в заблуждение. «Индустриальность» все еще довлеет над нами, и мы продолжаем забивать гвозди микроскопом. Да, мы все уже обзавелись почтой, «аськой» (ICQ) и научились писать СМС. Да, обмен информацией шагнул на новый уровень. Но изменилось ли при этом сознание человечества? Увы, информационный хаос остается постоянным фоном нашей жизни, он лишь стал нагляднее, так как увеличился объем информации. По-прежнему мы пишем телефоны на бумажках, по-прежнему у нас завал документов на столе и файлов на «десктопе», по-прежнему десять мыслей борются за место в нашей голове. А многие наши доклады/сообщения/письма/речи вызывают у слушателя реакцию, замечательно описанную строчкой: «Нет, все понятно, но что конкретно?..» (группа «Несчастный случай», песня «Что ты имела в виду?»).
Как помочь человеку выжить в новом мире? Какие идеи станут во главе новой революции? И-Д-Е-И. Так любит писать Том Питерс — гуру современного маркетинга (автор мирового бестселлера «В поисках совершенства» и множества других книг), когда он хочет подчеркнуть предельную важность какого-либо слова (в результате у него полкниги — через дефис). Именно идеи всегда дают старт большим начинаниям, технические новшества без правильной «идеологии» становятся грудой железа (понятие «технология» в данном контексте, пожалуй, более уместно, чем «идеология», но лишь если опираться на изначальный смысл греческого корня этого слова — te'chne — знание, умение, искусство, мастерство). Вспомним, сначала классическое «яблоко Ньютона» — и только потом расчеты траекторий Королева: без понимания базовых принципов инженер не запустит ракету в космос.
Какие идеи и технологии помогут современному человеку адаптироваться в информационном обществе и заслужить гордое звание Homo informaticus? Вот об этих идеях и технологиях мы и будем говорить в книге, которую вы держите в руках.
Актуально ли такое исследование? Нужна ли сегодня книга, посвященная таким вопросам? Необходимость убеждать кого-либо в предельной важности этой темы для меня напрямую связана с доказательством факта, что мы уже живем в «информационном обществе». Если слушатель соглашается с этим утверждением, то положительный ответ на вопрос об актуальности возникает автоматически.
Кому нужна эта книга.
Экспресс-мотивация
Вы хотите знать, почему именно вам необходимо прочесть эту книгу? Вы стоите в магазине, открыв ее на данной странице, а у меня есть 30 секунд, чтобы расставить точки над i. Засекайте. Впрочем, подождите. Здесь необходимо рассказать про одну из важных идей признанных маркетологов. Гуру советуют постоянно быть готовым к «презентации в лифте», то есть всегда иметь в запасе подготовленный короткий доклад на жизненно важную для вас тему. Доклад, с которым можно уложиться в 30 секунд, пока лифт едет до верхнего этажа (похоже, на Западе, действительно, очень высокие небоскребы или медленные лифты). Упорные и целеустремленные иностранные менеджеры свято верят, что однажды им улыбнется удача, и они войдут в лифт вместе с генеральным директором или своим главным покупателем, и те согласятся выслушать «лифтовую» пламенную речь. А вы, читатель, готовы презентовать себя или свой проект за 30 секунд? Шутки в сторону, это задание далеко не наивное и отнюдь не надуманное. Человеку, который справится с этой задачей на «отлично» с первого раза, покупать книгу, которую вы держите в руках, нужно для расширения кругозора, для проверки своих знаний и, возможно, для получения некоторых дальнейших советов. Но главные навыки, которые мы будем искать на протяжении всей книги, — навыки четкой и сжатой подачи информации — у такого человека уже развиты.
Итак, я уже начал рассказывать о том, кому и для чего нужна эта книга. Включайте ваш секундомер — у меня 30 секунд:
♦ вы «информационный работник», то есть подавляющую часть рабочего времени проводите, совершая интеллектуальные, а не мышечные усилия. Эта книга вам крайне необходима, так как в ней вы найдете советы, как оптимизировать ваши входящие и исходящие информационные потоки, значительно сократив ресурсы времени и внимания на оперирование массивами данных;
♦ вы офисный работник, планирующий продвижение по служебной лестнице. Эта книга окажет вам большую помощь: ваши служебные записки станут четкими, удобно читаемыми и легко понимаемыми, а руководство заметит вас как перспективного сотрудника, обладающего системным мышлением и аналитическим складом ума;
♦ вы студент. Эта книга, во-первых, поможет вам написать реферат на заданную тему (а не просто скачать чужой текст из Интернета) или служебную записку в деканат, во-вторых, подскажет, как перераспределить свои силы, направив часть из них на изучение реальности нового мира: какие спецкурсы и книжки добавить в свой актив, чтобы в ближайшем будущем конвертировать актуальные и современные знания в прибавку к зарплате;
♦ вы менеджер по продажам/маркетолог/пиарщик. Прочитайте эту книгу, и вы сможете оптимизировать структуру своих сообщений аудиториям. Книга поможет вам также понимать суть действий ваших конкурентов по отрасли;
♦ вы подчиненный/начальник. Книжка поможет вам наладить более эффективную коммуникацию со своим начальником/ подчиненным. И тот и другой будут лучше понимать суть ваших сообщений;
♦ вы часто общаетесь при помощи СМС-сообщений или ICQ-чата. В книге вы узнаете, как в минимальное по объему сообщение вместить максимум информации, сократив тем самым время и расходы на электронную коммуникацию;
♦ вы не попали ни в одну из этих категорий. Я очень хочу с вами познакомиться, напишите мне по указанному в контактах электронному адресу и расскажите про вашу уникальную и увлекательную жизнь. Надеюсь, в вашем мире есть электронная почта, потому что это оптимальный способ связи с моим миром (в своих контактах в этой книге я указываю только e-mail).
Уложился в 30 секунд? Если нет, то, во-первых, посоветую вам изучить методики скорочтения, а во-вторых, выражу суть еще короче. «Объем сообщения не более 50 слов» — это наиболее распространенная разновидность стандарта для рекламных объявлений. Переводя в такой формат основную идею книги, скажу так.
Эта книга для того, кто оперирует информацией и хочет получить эффективный инструмент, чтобы лучше понимать суть принимаемых сообщений (речей, статей, писем, фильмов…), а также повысить шансы на понимание другими получателями его сообщений (.рефератов, записок, дипломов, отчетов). Она поможет читателю значительно повысить свою эффективность и конкурентоспособность в «информационном обществе».
Еще короче? Управленцы советуют выражать миссию не более чем в восьми словах. Пожалуйста…
Повышение эффективности информационных сообщений путем оптимизации их структуры.
Мне хватило бы и трех слов. Маркетологи сказали бы, что по формату это слоган.
Понимать и быть понятым.
Вы думаете, что это вопрос, которым должны заниматься психологи, изучающие межличностное общение? Смею вас уверить, в деловом мире такие проблемы стоят не менее остро. Например, вчера мне пришлось в течение получаса сопоставлять фрагменты доступной информации, чтобы понять, что контрагент на переговорах сознательно меня дезинформировал. Сегодня я потратил 15 минут, чтобы понять суть фразы из пресс-релиза: «На фоне продолжающегося снижения курса доллара рублевые цены по-прежнему «оттягивают» вниз средние ценовые значения на данный продукт» (не пытайтесь понять смысл этой фразы — это опасно для психики).
Прежде чем поставить точку в этом «мотивирующем» разделе, хочу привести историю, рассказанную создателем уникальной методики оперирования информацией, речь о которой в том числе пойдет на страницах книги.
Во время второй мировой войны был арестован сотрудник газеты, подготовивший и опубликовавший аналитическую статью о раскладе политических сил в стране и в мире. На него пали серьезные подозрения, так как «силовики» были убеждены, что невозможно написать такой материал, не обладая доступом к засекреченным источникам оперативной информации. Жизнь журналиста буквально висела на волоске, однако для своего спасения он лишь попросил дать ему неделю времени и позволить продолжать читать в тюрьме все газеты и журналы, на которые он был подписан. Результатом стало стилизованное под статью письмо — продолжение аналитического материала, так же близко воспроизводящее основное содержание свежих секретных «оперативок» от разведки. Подследственный также показал фрагменты и вырезки статей, по которым он восстанавливал картину событий. Все что ему было нужно для перевода «зашумленных» информационных потоков в стройную сеть идей — это множественность источников информации и желание свести все получаемые данные к единому базису. В результате этой истории журналист был переведен в штат государственного ведомства на должность аналитика.
Рассказчик этой истории настаивает на подлинности событий, но для меня это не принципиально. Даже если это просто притча, рассказ не теряет своей ценности. Например, иногда для поддержания и проверки навыков я восстанавливаю пресс-релиз, выпущенный конкурентами, по трем статьям, вышедшим в разных деловых газетах. Оригинал без проблем предоставили бы знакомые журналисты, но ведь приятно лишний раз убедиться, сколь много выгод способен дать информационному работнику аналитический подход. Нужно только правильно настроить себя на прием информации. Такой настройкой мы также будем заниматься на страницах этой книги.
Как появилась эта книга.
История болезни
О целях и задачах данной книги может многое сказать история ее появления. Работа в данной тематике началась для меня с поступления в аспирантуру по специальности «Социальная философия». Это был довольно авантюрный шаг для человека с базовым техническим образованием (прикладная математика), полученным в известном российском «технилище» (МГТУ имени Н. Э. Баумана, начинавшем свою историю в XIX в. как «техническое училище»). Математика в соискателе уже было не вытравить: желание изучать системы и разрабатывать алгоритмы было привнесено в гуманитарную область. Результатом стала научная работа по двойной специальности («философия науки и техники» и «социальная философия»).
Задолго до этого я уже вступил в ряды граждан «информационного общества», начав с журналистики (от обозревателя техники в серии изданий и внештатного автора нескольких журналов до главного редактора корпоративного издания) и продолжив переходом на «другую сторону баррикад» — на должность пресс-секретаря и PR-менеджера в крупное риэлторское агентство. Одним словом, я был уже без малого 10 лет самым что ни на есть «информационным работником». И на каждой из этих позиций я постоянно ощущал нехватку в современном мире эффективных технологий работы с информацией, то есть такого набора средств, который можно было бы назвать «инструментарием для успешного существования в информационном обществе». Конечно, каждый «информационный работник» вырабатывает такие технологии сам для себя, когда встает вопрос его выживания или профессионального развития. Но универсальных знаний, которые можно было бы получать и передавать другим «информационным труженикам», не наблюдалось.
Во время работы обозревателем техники в журнале-каталоге продукции я и другие авторы готовили многочисленные обзорно-аналитические статьи. Причем чаще всего несколько сразу: например, иногда приходилось параллельно писать материалы про пассатижи и про мультимедиа-проекторы. Любопытно, но основные вехи любой состоявшейся статьи, как правило, совпадали, как бы ни старался автор быть индивидуальным в подаче материала и какой разной ни была бы тематика. Структура была продиктована не столько форматом издания, сколько логикой подачи материала.
Позднее я много раз беседовал на эту тему с другими представителями из мира журналистики (в том числе и с учащимися журфака МГУ). Я узнал много полезных сведений про жанры и сценарии статей, но никто не был готов привести пример предмета, абстрагирующегося от журналистики, где бы преподавалась методология структурирования информации. Возможно, это логика, но она не дает ответа на многие практические вопросы. Возможно, это некоторые разделы философии, но и они не закрывают многих тем. В итоге «информационный работник» оказывается в подвешенном состоянии. Или он индивидуально осваивает разрозненные знания и, систематизируя их, вырабатывает специфические навыки, или останавливается на начальной стадии профессионального развития…
Поиски такого универсального инструментария для информационной работы и четкая постановка указанной проблемы определили тему написанной и защищенной диссертации «Информационные практики в современном обществе». В нее вошло и описание нынешнего исторического момента, и изучение эволюции информационной среды, и изучение уникальных практических наработок в информационной отрасли.
Я, конечно же, предполагал, что работа заинтересует коллег по цеху — журналистов, редакторов, пресс-секретарей, аналитиков; интерес был вполне предсказуем — тема-то «своя», родная, наболевшая. Отчасти предсказуемым было и их нежелание получать практическую информацию под «философским соусом». В общем, я оказался меж двух огней: научное сообщество часто критиковало меня на излишнюю конкретику исследования и перевес в сторону практических решений, а друзья-практики отказывались тратить время и переводить текст с научного языка на «человеческий». Несколько неожиданным стал интерес к диссертации более широкого круга людей, чем журналисты и пресс-секретари, практически все мои знакомые откликались с живым интересом на небольшой рассказ о теме работы.
В итоге я решил, что раз уж перед научным миром мои обязательства отчасти выполнены (диссертация защищена и признана Высшей аттестационной комиссией), то пора удовлетворить и интересы практиков — моих товарищей, жителей информационного общества. А потому в этой книге сознательно сделан акцент на практицизме и прагматизме. Хотя научный «хвост» работы, конечно, уже «не вырубишь топором». Впрочем, такой цели и не стояло.
Получившийся продукт, который вы держите в руках, — ответ на «социальный заказ», выраженный следующими словами: «Написать популярную книгу на тему эффективности информационной работы, ориентированную на практиков и на широкую читательскую аудиторию».
Благодарности.
Если бы не вы…
Вся моя работа в этой теме началась со знакомства с моим будущим научным руководителем — Надеждой Гегамовной Багдасарьян. Она открыла для меня двери научного мира, объяснила законы, по которым этот мир живет, и сделала возможным путешествие по этой ранее неизведанной земле. Я хочу выразить искреннюю благодарность своему научному руководителю и учителю.
Кроме того, я хочу поблагодарить Юрия Сергеевича Гузева — автора уникального метода объектно-документального анализа (МОДА) и идеи НОПС-форматирования при структурировании информационных сообщений. Этот человек придал мне такой импульс, что у меня практически не осталось возможности не войти в уже открытые двери научного мира. Благодаря его уникальной методике не только обрела целостность моя формировавшаяся в тот момент научная работа, но и сам я, как информационный работник, значительно повысил свою ценность. К слову, описывая в своей диссертации эту методику (технология МОДА), я применил ее (методику) в работе и продемонстрировал в действии. Использовал я ее и при подготовке этой книги. Я уверен, что технология будет по достоинству оценена членами «информационного общества», и данной книгой стараюсь ускорить это признание.
Слова благодарности я произношу и в адрес всех друзей, поддержавших меня в процессе рождения данной книги. Все они были готовы в любой момент вступить в конструктивный спор, высказать свое мнение, вдохновить или покритиковать, подкорректировав течение мысли. В число этих людей входят и сотрудники родной кафедры, обеспечившие моей научной работе должный теоретический базис, и коллеги по журналистскому цеху, не дававшие витать в эмпиреях и требовавшие от всех знаний практичности и функциональности, и близкие люди, всегда готовые побывать в роли фокус-группы для обкатки идей.
Я с искренней благодарностью обращаюсь ко всем своим согражданам по информационному обществу. Уверенность в том, что нас много и что за нами будущее, дала мне силы и смелость, необходимые для написания этой книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Info-драйвер. Как выжить в мире информации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других