Как возделывать почву в саду знаний

Евгений Иванович Мищенко, 2021

Всем известно, что Ньютону на голову упало яблоко и он от этого «прозрел», также как и то, что Менделеев увидел таблицу химических элементов во сне… А сколько людей знает как долго и с помощью каких методик учёные работают до «прозрения», или как вообще выглядит современная научная статья и как она публикуется? Поверхностный подход к преподаванию научных дисциплин (вдалбливание фактов без преподавания философии, метода и методик) часто приводит к недостаточному разделению концепций знания и веры в умах даже вполне образованных людей, к пониженному доверию науке и к недостатку критической оценки потребляемой информации. А что уж говорить об адептах культа плоской Земли и о других «двоечниках»… Однако, является ли бессистемное преподавание научных дисциплин единственной причиной этой ситуации? Зачем нужны верования? Как они взаимодействуют со знаниями? Что следует делать по этому поводу в отношении подрастающего поколения?Эта книга пытается дать ответы на подобные вопросы.

Оглавление

Определения

Комментарий к главе

Цель этой главы — обсудить главные понятия («знание» и «верование»), причём прежде всего с философской точки зрения. Ведь если один человек утверждает, что какой-либо предмет белый, а его собеседник возражает, что тот же самый предмет серый, или вообще чёрный, то дальнейший дискурс невозможен в принципе. Это часто упускается из виду, что вытекает в ожесточённые непродуктивные споры и даже в оскорбления.

Для наибольшей объективности и с целью общей ориентировки в этой реферативной главе используется много ссылок. Также, содержащиеся здесь определения знаний не являются самыми широкими — они касаются, прежде всего, таких областей как естествознание и знания о человеческом обществе, т. е. «представлений о мироустройстве», а не языков, искусства и других исключительно гуманитарных областей, поскольку речь в данной работе идёт именно о мировоззрении.

Знания

Современная наука — это, главным образом, постпозитивистская1, чисто материалистическая2, область человеческой деятельности, направленная на получение и систематизацию объективных знаний о действительности3. Она признаёт источниками знаний только эмпирические4 исследования, а теорию использует только для внутренней систематизации материала. История (как дисциплина) — это гуманитарная наука5, отличающаяся от других наук методами подтверждения фактов, но не самим требованием подтверждения. К философии науки мы ещё вернёмся.

Как это определяет современные научные знания?

1. Достоверными знаниями могут быть признаны только факты6, законы7 и теории8, полученные на базе измерений, наблюдений, экспериментов, моделирования и других исследовательских способов в рамках научного метода9.

2. Знания вероятностны (probabilistic) по своей сути, являются объектом постоянного пересмотра и должны быть опровержимыми, или «фальсифицируемыми»10 — именно эти характеристики гарантируют непересекаемость знаний и верований.

3. Должны существовать (и в развитых странах существуют) общественные системы публикации и критики знаний (institutionalized disconfirmation), иначе становится просто невозможно отличить науку от околонаучного шарлатанства, историю от манипулятивной политической пропаганды или от идеалистических повествований.

Остальную информацию можно классифицировать так (по убыванию объективности и достоверности):

1) объективные гипотезы11, выдвинутые в рамках научного метода на основе ряда наблюдений;

2) информационная и аналитическая журналистика12 (в том числе и научная), которая опирается на готовые знания, на прикладные методики и на фактические сведения с целью что-то осветить наиболее объективным образом;

3) публицистическая13 журналистика, которая может содержать мнения и художественные элементы, а также стремится привлечь внимание к какой-то проблеме общества и, часто, даже повлиять на мнение потребителя (из-за этой цели она субъективна, но «стандарты качества фактов» всё равно применимы);

4) некачественная журналистика и прочая недостоверная информация, говорящая что-то о реальности — голые утверждения, догадки (в обиходе неправильно именуемые как «теории»), анекдотические сведения, «полуправда», идеалистические учения, и тому подобные вещи (главные характеристики этой общей категории информации, которые отделяют её от качественной журналистики и от научных трудов — это отсутствие широкой эмпирической основы, спекулятивные причинно-следственные связи, идеологическая повестка);

5) открытая фикция и прочие художественные произведения.

Важно отметить, что хотя современная наука и ушла далеко вперёд от своей предшественницы времён Галилея в методологическом плане, она относительно молода… Научный метод приобрёл современный вид только в начале XX века — в то же время, что и теория вероятностей14 (несмотря на то, что сами понятия хаотичности и вероятности15 рассматривались ещё в средние века, а статистические методы стали использоваться в науке в первой половине XIX века). Как бы то ни было, на сегодняшний день хаотичность природы наблюдается посредством всех естественных и социальных наук, что в целом сильно противоречит идее о вмешательстве каких-либо метафизических факторов в природные процессы. Подробное научно-популярное разъяснение находится в дополнении А.

Также, нынешняя гиперинформационная среда просто требует, чтобы человек, ищущий знания, обладал «информационной грамотностью» для защиты от «информационной псевдодебильности»16. О последней пишет психиатр и психотерапевт Андрей Курпатов в книге «Чертоги разума»17. То есть в наше время истинно образованный человек должен быть специально подготовлен к поиску, отбору и потреблению наиболее объективных знаний и новостей, а также к противодействию соблазну использования гипер-субъективной идеалистической призмы восприятия действительности. А начинается этот процесс подготовки с изучения основ философии… Без неё это неважно получится.

Верования

Религии и социальные идеологии — это системы верований, которые основаны на двойственной интерпретации мира — помимо обозримого сегодняшнего мира есть ещё и «тот мир».

Типичные базовые концепции, являющиеся общими среди систем верований этих двух видов, про которые пишет Пол Клавал в своей книге «The Changing World Religion Map»18, с разъяснениями:

1. «Тот мир» лучше нашего обозримого мира — он очень справедливый, всего хватает и т. п.

2. Носители системы верований часто наделяются превосходством над природой в целом или над другими людьми, например: «человек — венец творения Божьего», «мы — избранный народ» и т. п.

3. Будущее в «том мире» формирует модель личного и общественного поведения в настоящем.

4. «Тот мир» или «правильная история» не ставится под сомнение. Это не обязательно является формальной частью системы верований, но обязательно присутствует и, более того, является достаточным условием.

Из-за последнего пункта иногда наблюдается интересный феномен «деградации» в целом материалистических философских учений до уровня идеологий — если кто-то слепо следует какому-то материалистическому философскому учению, то по отношению к этому конкретному носителю это конкретное учение является именно идеологией (привет диамату в СССР).

Главное различие между религиями и социальными идеологиями (тоже по Клавалу):

1. Религии основаны на двойственной метафизической сущности природы (и человека в том числе), а социальные идеологии — на единой материальной сущности природы, но утверждают так же необоснованно (с научной точки зрения), как и религии, что «тот мир» — это наш мир в будущем, если общество будет построено «правильно».

Эту разницу легко объяснить используя главную философскую таксономию идеализма — религии, главным образом, принадлежат к направлению объективного идеализма, а социальные идеологии, главным образом, принадлежат к направлению субъективного идеализма.

Объективный идеализм — это признание первичности сознания (духа) и вторичности материи, при котором главной основой всего сущего считается некое мистическое, нематериальное сознание (или много сознаний) как объект, который отделён от субъективного, личного сознания — «абсолютный дух», «мировой разум», бог, несколько богов, духи природы и т. д.19. Объективный идеализм ещё иногда именуют как «абсолютный идеализм». Далее в обсуждении мы будем в основном использовать именно термин «абсолютный идеализм», поскольку тема данной работы связана с объективным восприятием действительности, которую мы никоим образом не хотим путать с объектной идеализацией воспринимаемого.

Утверждения абсолютно-идеалистического толка обычно распознать не очень сложно, потому что они, как правило, основаны на «потусторонней» метафизике и часто носят открыто догматический характер.

Субъективный идеализм традиционно определяется как признание первичности личного сознания субъекта (наблюдателя) и вторичности объективной (наблюдаемой) материальной действительности, вплоть до полного отрицания отдельного существования последней20. Одним из наиболее известных и радикальных примеров субъективного идеализма является философия епископа Джорджа Беркли21 (хотя там есть и значительная «примесь» абсолютного идеализма).

Однако, определение субъективного идеализма надо расширить и на любое существенное преобладание идей о материальной действительности над анализом фактов, т. е. и на те случаи, когда это происходит в намеренно скрытой, или даже в подсознательной форме (таким образом удаляя слово «признание» из определения выше). Это необходимо сделать просто потому, что большинство субъективно-идеалистических воззрений у обычных людей даже близко не являются такими декларативными, радикальными и всеобъемлющими как у Беркли (который, наверное, уже в гробу ворочается от частоты упоминаний его учения).

Распознавать субъективно-идеалистические взгляды не так просто, поскольку они, как правило, не содержат идей о «потусторонней» метафизике, поскольку они могут составлять относительно небольшую часть всего мировоззрения своего носителя и поскольку они даже могут иметь некоторое материальное обоснование (подходящие примеры, выборочные факты и т. п.), таким образом «маскируясь» под материализм! Многие суждения социального характера легко попадают под это расширенное определение субъективного идеализма. Например, следующее утверждение необходимо считать субъективно-идеалистическим, если нет поддерживающих данных, которые соответствуют ему по объёму, по сложности и по надёжности:

Среди нелегальных мигрантов очень много преступников и они (нелегальные мигранты вообще, не только преступники) отбирают у нас работу.

Естественно, носители идеалистических воззрений, как объективных, так и субъективных, будут сопротивляться любым попыткам их классификации и будут страстно доказывать, что их суждения хорошо обоснованы, но сути это не меняет. Убеждения, основанные на гносеологических позициях вроде «это — абсолютная, богоданная истина», «звучит логично — значит, так и есть», «вот пример, так что я прав в общем» и т. п. являются идеалистическими. Недостаточная (или вообще отсутствующая) эмпирическая основа или баланс «доказательной базы», сильно смещённый от эмпиризма к теории (логике) — это как раз то, что прежде всего характеризует идеалистическое мировосприятие и отделяет его от полностью материалистического, истинно научного, мировосприятия (философию науки мы обсудим позже более детально).

Суеверия и тому подобные вещи — это, бесспорно, тоже верования (абсолютно-идеалистические пережитки «шаманизма»), но мы будем рассматривать в основном целые системы верований, т. к. именно они составляют наибольшую конкуренцию знаниям благодаря своим значительным объёмам, устойчивости в исторической перспективе и силе влияния на мировоззрение людей. Для простоты лексикона мы будем называть все системы верований (т. е. идеалистические учения) «идеологиями».

Примечания

1

Порус В.Н. Постпозитивизм [веб-статья] / Новая философская энциклопедия / iphlib.ru: электронная библиотека ИФ РАН. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH593ca550b1cc487297d259 (дата обращения: 06.02.2021)

2

Левин Г.Д. Материализм [веб-статья] / Новая философская энциклопедия / iphlib.ru: электронная библиотека ИФ РАН. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH21228e4f4112f0c1b76221 (дата обращения: 06.02.2021)

3

Степин В.С. Наука [веб-статья] / Философская энциклопедия / dic.academic.ru: сайт-сборник словарей и справочников. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/784/НАУКА (дата обращения: 21.02.2021)

4

Лекторский В.А. Эмпиризм [веб-статья] / Новая философская энциклопедия / iphlib.ru: электронная библиотека ИФ РАН. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0163bfe2f7893900cac1e763 (дата обращения: 7.02.2021)

5

Скребнев В.А. История как наука: учебное пособие / Тамбов: Издательство ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», 2012

6

Никифоров А.Л. Факт [веб-статья] / Новая философская энциклопедия / iphlib.ru: электронная библиотека ИФ РАН. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHf387ceeb8335fb490106f3 (дата обращения: 21.02.2021)

7

Сидоренко Ε.А. Закон [веб-статья] / Новая философская энциклопедия / iphlib.ru: электронная библиотека ИФ РАН. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH28261e19260562f9d37028 (дата обращения: 21.02.2021)

8

Швырев Б.С. Теория [веб-статья] / Новая философская энциклопедия / iphlib.ru: электронная библиотека ИФ РАН. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH593c9948b1cc4e7697d259 (дата обращения: 21.02.2021)

9

Саврушева М.И. Философия науки и техники: учебное пособие для магистрантов (Тема 15: Методы научного исследования) / Омск, 2013.

10

Швырев Б.С. Фальсифицируемость [веб — статья] / Новая философская энциклопедия / iphlib.ru: электронная библиотека ИФ РАН. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01018ed26b4d1aedc3392301 (дата обращения: 06.02.2021)

11

Меркулов И.П. Гипотеза [веб-статья] / Новая философская энциклопедия / iphlib.ru: электронная библиотека ИФ РАН. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHde83409a66a4b8acacdcde (дата обращения: 21.02.2021)

12

Журналистика [веб-документ] / Ответы на профессиональный вопрос к государственному экзамену / gitr.ru: сайт автономной некоммерческой организации высшего образования «Институт кино и телевидения (ГИТР)». URL: https://gitr.ru/data/student/diplom/otveti_zhur.pdf (дата обращения: 26.04.2021)

13

Блинова М. Что такое публицистика: определение, история, виды (по учебникам Кима, Есина, Овсепяна) [веб-статья] // its-journalist.ru: сайт не только «о», но и «для» журналистики. URL: https://its-journalist.ru/articles/chto-takoe-publicistika-opredelenie-istoriya-vidy-po-uchebnikam-kima-esina-ovsepyana.html (дата обращения: 26.04.2021)

14

Siegmund D.O. Probability Theory [веб-статья] // Britannica.com: сайт энциклопедического издания Encyclopedia Britannica. 12.11.2020. URL: https://www.britannica.com/science/probability-theory (дата обращения: 25.03.2021)

15

Our Random World — Probability Defined [веб-страница] // The Great Courses Daily: образовательный сайт. URL: https://www.thegreatcoursesdaily.com/random-world-probability-defined/ (дата обращения: 25.03.2021)

16

Информационная псевдодебильность и цифровое слабоумие [веб-страница] // Портал РАМН: веб-портал Российской Академии Медицинских Наук. 20.02.2018. URL: https://portalramn.ru/health/informatsionnaya-psevdodebilnost-i-tsifrovoe-slaboumie (дата обращения: 19.03.2021)

17

Курпатов А. Чертоги разума. Академия Смысла, 2018. С. 13.

18

Claval P. The Changing World Religion Map. Springer, 2014. P. 125.

19

Философский словарь / Под редакцией И.Т. Фролова. 4-е изд. Политиздат, 1981. С. 445.

20

См. № 19

21

Дмитриев Т.А. Беркли [веб-статья] / Новая философская энциклопедия / iphlib.ru: электронная библиотека ИФ РАН. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH915cb556b4cbc833784291 (дата обращения: 21.12.2020)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я