Как возделывать почву в саду знаний

Евгений Иванович Мищенко, 2021

Всем известно, что Ньютону на голову упало яблоко и он от этого «прозрел», также как и то, что Менделеев увидел таблицу химических элементов во сне… А сколько людей знает как долго и с помощью каких методик учёные работают до «прозрения», или как вообще выглядит современная научная статья и как она публикуется? Поверхностный подход к преподаванию научных дисциплин (вдалбливание фактов без преподавания философии, метода и методик) часто приводит к недостаточному разделению концепций знания и веры в умах даже вполне образованных людей, к пониженному доверию науке и к недостатку критической оценки потребляемой информации. А что уж говорить об адептах культа плоской Земли и о других «двоечниках»… Однако, является ли бессистемное преподавание научных дисциплин единственной причиной этой ситуации? Зачем нужны верования? Как они взаимодействуют со знаниями? Что следует делать по этому поводу в отношении подрастающего поколения?Эта книга пытается дать ответы на подобные вопросы.

Оглавление

План работы

1. Определим понятия «знание» и «верование», чтобы конструктивный подход к предмету был возможен в принципе.

2. Выясним, как разные типы мировоззрений сочетаются друг с другом на конкретных личных примерах, затем с помощью философии, а затем и с помощью статистических данных.

3. На основе вышестоящего исследования и некоторых современных реалий, обсудим общую необходимость осознанного выбора типа мышления для нашего потомства.

4. Окунёмся в нейрофизиологию (и немного — в антропологию и психологию), чтобы определить, к каким методам мировосприятия наш мозг был приспособлен природой физически, какие типы информации внутри него откладывались и как информация этих типов складывалась в общую картину. Это необходимо, поскольку мы хотим выяснить, какое мышление является для нас «естественным» и, следственно, повышает наши шансы быть счастливыми.

5. Попытаемся описать, какой информацией современное общество «пичкает» нас и как всё это различать, что поможет нам определить термин «информационная грамотность».

6. Рассмотрим сложившуюся непростую информационную ситуацию с исторической, психологической и социальной точек зрения.

7. Смоделируем структуру мышления, вне зависимости от его конкретного типа, через призму философии, чтобы можно было обсуждать его содержание по отдельным частям.

8. Используя эту общую философскую модель мышления, рассмотрим «прогрессивное научное мышление» в эволюционно-историческом контексте, т. е. до него мы рассмотрим:

а) «первобытное мышление», которое на сегодняшний день выбрать как цель для образования уже никак нельзя, но к которому люди до сих пор приспособлены лучше всего нейрофизиологически;

б) «идеологическое мышление», которое ещё можно выбрать как цель для образования, но с которым в нашей сегодняшней среде связаны ощутимые проблемы.

9. Наконец, попытаемся построить целостную модель (т. е. содержание отдельных частей) «прогрессивного научного мышления», чтобы затем можно было уже целенаправленно составлять образовательную и воспитательную программу, руководствуясь этой моделью как ориентиром.

Забегая вперёд, можно сказать, что выбор нерилигиозных учений для наполнения «прогрессивного научного мышления» всё-таки есть, несмотря на их общий упадок в наши дни.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я