Как жить, действовать, побеждать? Жизнь как тайна, искусство и прагматика

Евгений Дергунов

Книга «Как жить, действовать, побеждать?» предназначена для массового читателя, она имеет и познавательный, и практический характер. В частности, автор выражает надежду, что его соотечественники и современники станут практическими участниками общественного движения «Защиты жизни и развития антикризисной деятельности».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как жить, действовать, побеждать? Жизнь как тайна, искусство и прагматика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. С кем ВЫ — мои уважаемые современники?

Как потоки хрупких снежинок улетают быстротечные годы. А потом вслед за ними уходят целые столетия, наполненные историческим шумом научных открытий и железным скрежетом технических изобретений. А наша человеческая жизнь остается неразгаданной тайной, как и тысячи лет тому назад до исламского пророка Мухаммада, христианского учителя Иисуса Христа и создателя буддизма индийского принца Сиддхартхи Гуатамы.

Совсем недавно растаявший в бесконечном пространстве времени революционный двадцатый век не сильно продвинул нас в поиске причин природной эволюции и смысла человеческого существования. Мы даже сами себя толком не знаем и что в нашей голове творится толком не ведаем. Правда, под руководством мудрого Президиума Российской академии наук работает целый научный и исследовательский институт головного мозга человека. Там кое-какие догадки есть и даже сногсшибательные инновационные проекты периодически рождаются. Например, есть проект постепенного превращения мыслей о желаемом будущем в реальные благоприятные события собственной жизни.

Правда, мне пока не ясно, как этот проект на практике осуществлять. На какие интеллектуальные методы опираться или какими компьютерными технологиями пользоваться? Я бы лично не отказался, чтобы создать в мыслях позитивную модель будущей счастливой жизни и с помощью новейших научных рекомендаций воплотить свою модель на практике. А потом после обретения желаемого счастья можно спокойно отдыхать и сочинять мемуары на тему: «Как силой мысли и воли достичь счастья и покоя?».

Кстати, о мемуарах. Они имеют прямое отношение к искусству жизни. Я считаю, что каждый человек должен оставить письменный след о своей жизни. А в нашу информационную эпоху речь должна идти об электронных и даже мультимедийных документах. Понятно, что на создание мемуаров способен не каждый, а вот отразить свою жизнь в дневниках, электронных письмах, сообщениях в социальных сетях интернета — дело не такое уж трудное.

Зачем это нужно? А нужно это для реализации желательной для каждого человека активной жизненной позиции, для взаимодействия с другими людьми, для обмена мыслями и оценками текущих событий и прогнозов на будущее. А еще очень важно оставить свои мысли, оценки, воспоминания для своих детей, родных и близких. Чтобы не прерывалась связь поколений и чтобы дети учились жить на успехах или неудачах своих пап и мам, дедушек и бабушек. Чтобы они свое настоящее сверяли по прошлому, по тому, что волновало и вдохновляло людей прошлых поколений.

Впрочем, меня лично волнует не прошлое, а будущее. И не только мое собственное будущее, а всего человечества. То ли ожидает людей светлая и прекрасная жизнь, то ли приходит время глобальных общественных кризисов и экологических катастроф? Какой может быть личный покой, если для людей уже другой негативный сценарий заготовлен с финальными сценами Конца света?

К сожалению, в течение последних ста лет в духовной культуре людей начинает преобладать негативная пессимистическая тенденция, которая ориентирует человека не на стремление к лучшей жизни, а на ожидание всевозможных кризисов, деградации человеческого рода и окончательной гибели человечества. Эта тенденция и даже общественное движение хорошо заметны и отражаются в таких важных частях духовной культуры, как наука, искусство, литература, философия, религия.

Хранители жизни и пособники смерти

Общепризнанное классическое искусство сотни лет служило делу гуманизма, создавало положительный образ человека, с которого можно брать пример людям многих поколений. А сейчас в искусстве, литературе, кинопроизведениях главными действующими лицами становятся не герои, а антигерои — преступники, садисты, извращенцы, психически больные и патологические личности. Я не собираюсь приводить длинный список примеров. Достаточно вспомнить «героев» современных фильмов ужасов, «героев» кровавых боевиков и прочего фантастического космического маразма.

Классическая философия способствовала обобщению научных знаний и утверждению высших духовных ценностей. Философия двадцатого века, особенно западноевропейская философия, не столько утверждает высшие жизненные ценности, сколько их низвергает. Апофеозом культа слабого, трусливого и безумного человека я бы назвал одно из самых заметных философских течений двадцатого века — западноевропейский экзистенциализм в лице Хайдеггера, Ясперса, Сартра. (Список литературы и источников №9-7-1).

Не меньше философов поработали над разрушением позитивных жизненных идеалов западноевропейские культурологи. Печальную массовую известность приобрела вышедшая между двумя мировыми войнами книга Освальда Шпенглера «Причинность и судьба. Закат Европы». В нем немецкий мыслитель утверждал закономерность ближайшего заката и последующей гибели европейской культуры и цивилизации. Как ни странно, но в настоящее время у «дедушки» Шпенглера находятся все новые и новые поклонники и продолжатели, создающие еще более мрачные и кошмарные прогнозы. (Список литературы и источников №9-1-5).

Что же это получается? Создававшаяся на протяжении многих тысячелетий жизнеутверждающая духовная культура, призванная помогать людям жить и развиваться, превращается в культуру жизнеотрицания и предлагает готовиться к торжественному обряду похорон человечества. А что по этому поводу думают и делают наши выдающиеся ученые и общественные деятели? А они скромно молчат или ссылаются на принципиальное право других ученых и общественных деятелей высказывать любые, даже самые негативные и разрушительные взгляды и концепции.

Бороться и побеждать или отступать и умирать?

Человеку от природы дано сознание, которое помогает выживать и эволюционировать. Но одновременно это сознание способно заводить в непролазные дебри рациональных и абстрактных размышлений. Такому заблудившемуся и измученному бессмысленными логическими головоломками разуму начинает казаться, что вся человеческая жизнь — это полный абсурд и бессмыслица, а выход — отказ от «бесполезных размышлений» и спокойное ожидание собственной смерти и гибели всего человечества.

Конечно, нельзя запретить людям свободно излагать свои самые абсурдные и фантастические идеи и взгляды. Но никак нельзя допустить, чтобы несколько тысяч чокнутых лидеров загнивающей духовной культуры навязали свои негативные и пессимистические идеи миллионам и миллиардам жителей земли. В современный переходный и кризисный период надо ясно и понятно поставить вопрос перед всеми людьми. С кем вы — мои современники, с хранителями жизни или пособниками смерти?

Я лично с идеями жизнеразрушителей и пособников смерти согласиться никак не могу. И считаю, что таким разрушительным идеям и идеологии необходимо дать ясную адекватную оценку. А следующий закономерный шаг — необходимо занять свое место в рядах защитников жизни и борцов за собственную жизнь и жизнь наших детей.

Я лично четко и определенно занимаю место в рядах движения за сохранение и продолжение жизни людей и человеческой цивилизации. Я готов доступными мне средствами бороться против негативных и пессимистических идей и концепций представителей движения жизнеразрушения и вольных или невольных помощников смерти. И среди моих доступных средств — статьи и книги.

Подготовленная к изданию настоящая книга называется «Как жить, действовать, побеждать?». Она создавалась не один год и только сейчас получила окончательное завершение. И только сейчас я могу заявить о том, что она крайне актуальна для нашего кризисного времени, когда каждый человек вынужден делать выбор между духовной ориентаций на жизнь или смерть. И я очень надеюсь, что моя настоящая книга поможет моим современникам выбрать дорогу жизни, дорогу победителей, а не побежденных.

Беру на себя смелость заявить, что помимо актуальности моя книга несет в себе достаточно новое инновационное содержание. В частности, эта новизна заключается в создании мною комплексной теории и философии жизни, которой я дал название — ПРАГМАТИКА. В какой-то мере, такое название отражает идеи философии американского «прагматизма» и европейской «праксиологии» двадцатого века.

К пояснению своей позиции и описанию ПРАГМАТИКИ я еще вернусь, а пока хочу сказать несколько слов о текущих и прогнозируемых кризисах, так как они существенно влияют на нашу жизнь. При этом, такое влияние нельзя назвать только негативным. Есть и некоторые положительные моменты.

Кризисы экономические и экологические

Известно, что в жизни любого человека наблюдаются подъемы и спады, победы и поражения, болезни физические и кризисы духовные. Аналогично этому история и жизнь человеческого сообщества не обходится без проблем и кризисов.

При этом надо понимать и учитывать, что болезни и поражения, кризисы и даже трагедии несут не только негативное, но и позитивное значение. Например, после тяжелой инфекционной болезни наступает выздоровление и организм включает защиту и повышенный иммунитет, чтобы данная инфекция больше не представляла опасности.

Утром мы приезжаем на работу и внезапно обнаруживаем, что в спешке случайно забыли заранее заготовленные бумажные листочки с личными предложениями по улучшению деятельности своего любимого трудового подразделения. А потом узнаем, что никаких предложений не надо, потому что внезапно разразившийся мировой экономический кризис обрушил цены на выпускаемые твоим трудовым подразделением товары. А это означает, что нужны предложения не по улучшению, а по выживанию и преодолению внезапного кризиса.

Но кризисы экономические — это пустяки по сравнению с предсказываемыми учеными кризисами экологическими. А они заявляют, что очень скоро родная земля истощит свои скромные продовольственные ресурсы и кушать будет нечего. А голубые реки превратятся в помойные стоки и пить придется грязную бурду. А вместо свежего воздуха придется дышать газообразными отходами промышленных монстров. Правда, те же ученые некоторые выходы предлагают, но пугать все равно продолжают.

Какие следуют выводы? Для одних эти выводы одни, а для других — совсем другие. Люди сильные и практичные скажут, что не так любой кризис страшен, как его малюют. И надо не унынью предаваться, а меры принимать, главных вредителей природы останавливать и негативным влияниям противодействовать. А вот люди слабые и к пессимизму предрасположенные выводы делают совсем другие, с самыми худшими прогнозами покорно соглашаются и на страшные апокалипсические предсказания ссылаются.

Дела земные и дела небесные

Чаще всего от всяких проблем и кризисов хочется отмахнуться и жить без лишних осложнений и головных напряжений. Только никак не получается. Потому что в стремлении к спокойной жизни и лучшей доле нам все время что-то мешает. То лень, то мигрень, то приступы пессимизма, то происки международного терроризма. Живешь себе по намеченному стратегическому плану, а вдруг откуда-то из-за угла наскакивает непонятная слабость с потерей работоспособности и признаками аппендицита средней тяжести. Тебе хочется от этого кризиса в постели спрятаться, да только кишки в животе болью мучают и воли к жизни лишают.

Приходится за помощью к другим людям обращаться и врачей в своем болезненном состоянии ожидать. Ждешь ты эту скорую помощь и чувствуешь, как верное сознание притупляется и резкая боль ослабляется. И только не затронутым болезнью верхним сверхсознанием понимаешь, что лично от тебя твоя жизнь уже не зависит. А зависит она от профессиональной работы медицинского учреждения и высшей милости нашего общего Небесного руководства.

Какие-то люди в белых халатах твое тело принимают и на операционный стол укладывают. А твоя душа уже с высшим Небесным руководством общается, на жизнь земную жалуется и принять на небеса просится. А оттуда сверху кто-то отвечает, что торопиться тебе не следует, а надо возложенные на людей задачи выполнять и строить жизнь земную по образу и подобию жизни небесной. А значит, порядок должен быть в мире людей и подчинение законам, которые нашим общим Творцом установлены и мудрой Природой охраняются.

«Жалобы твои услышаны. Только пойми, что не просто так люди рождаются, а чтобы жизнь земную продолжать, развивать и благоустраивать. Не личного эгоистического покоя и спасения надо желать, а совершения дел полезных и угодных для всех рожденных по воле Небес твоих братьев и сестер. Поэтому на землю возвращайся, делами земными занимайся и к последующему высокому служению готовься. Живи НАДЕЖДОЙ светлой и ВЕРОЙ радостной в свою простую и великую земную миссию. Тогда и небесная ЛЮБОВЬ тебя не минует.»

Понятно, что передать во всех деталях содержание общения собственной души с миром мистическим божественным не так просто. Но общий смысл полученных наставлений мне запомнился очень хорошо. Другое дело, что воплощать их в жизнь оказалось не так просто. Были и явные достижения и обидные отступления. Зато удалось в течение долгой жизни кое-чему научиться, а значит, и своим современникам можно кое-что рассказать.

Наверное, не только мне, но многим другим хочется жить, чтобы сбывались заветные желания и исполнялись намеченные важные главные планы. Мы стремимся быть умелыми и полноценными распорядителями своей жизни и управителями собственной судьбой. И чтобы не было никаких глупых начальников или бездарных командиров, а уж тем более — свирепых монархов или кровожадных политических диктаторов, способных в одно мгновение искалечить или уничтожить жизнь обычного простого человека.

Хочу напомнить, что половину отведенной мне земной жизни я прожил в условиях советской коммунистической диктатуры. Мои философские взгляды и мистические духовные идеи никак не вписывались в догматические рамки марксистско-ленинского учения. И в христианскую догматику они тоже не вписывались. Я мечтал о другой свободной политической и духовной жизни, но не стал героем политической оппозиции и узником брежневских лагерей. Правда, кое-что для приближения новой жизни мне сделать удалось. Я и в оппозиционном движении поучаствовал и политической деятельностью занимался. Но это уже другая тема и для другой книги.

А тема настоящей книги — о жизни, поведении и деятельности человека, о принципах, целях и идеалах людей. Я уже сказал о том, что в этой книге заложено крайне необходимое всем людям оптимистическое жизнеутверждающее мировоззрение. А основой такого мировоззрения служит простая и данная человеку Природой любовь к жизни, инстинкт познания истины и стремление к созидательной творческой деятельности.

Кроме того, я считал крайне важным и необходимым создание систематизированной комплексной теории и философии жизни. Эта теория и философия базируется не только на знаниях и представлениях о человеке, но и на знаниях и представлениях о свойствах и законах Природы, естественной и составной частью которой человек и является.

Теория и философия жизни — ПРАГМАТИКА

Используемый мною термин и название — это новое слово по отношению к тому содержанию, которое я в него вкладываю. Однако упомянутое новообразование уже используется в культурологии некоторыми нашими специалистами. В частности, в Москве в Высшей школе экономики действует недавно созданная учебная кафедра «Прагматика культуры» во главе с руководителем кафедры профессором А. Б. Долгиным. В 2011 году Московский государственный университет имени Ломоносова объявил о приеме студентов на философское отделение с новой специализацией «Прагматика и менеджмент культуры».

Хочу уточнить, что в основе используемого мной понятия лежит древнее греческое слово «ПРАГМА» — дело, действие. А в английском языке есть слово «PRAGMATIC» — практический, прагматический. А это уже служит некоторым обоснованием не случайности и не фантастичности использования слов и создания новых понятий.

Для меня в использовании слова ПРАГМАТИКА заложена идея и связь жизни человека с практикой. Более того, человеческую жизнь можно назвать практикой в том смысле, что она существует и проявляется в ходе реального практического процесса, а не существует в виде теоретического проекта или фантастического спектакля. Реальный практический процесс жизни протекает и развивается в реальном пространстве и времени. Он запрограммирован природой на прохождение отдельных этапов, молодости, зрелости, старости. Поэтому реальному практическому человеку надо с одной стороны принимать и положительно воспринимать объективные жизненные программы, а с другой стороны формировать свой духовный мир и внешнюю сферу трудовой и созидательной деятельности.

Я считаю крайне актуальным и необходимым создание и развитие ПРАГМАТИКИ потому, что наблюдается реальное отсутствие не частных, а систематизированных комплексных теорий, способных дать широкое понимание человеческой жизни и помочь людям в большом круге жизненных и практических вопросов, начиная с выбора ценностных и целевых ориентаций и заканчивая поиском наиболее эффективных форм и методов трудовой и созидательной инновационной деятельности.

Отсутствует не только комплексная теория жизни в науке, но и комплексная и имеющая практическое значение для человека современная философия жизни. Я приведу только одно высказывание нашего российского академика и директора Института философии А. А. Гусейнова:

«Если бы, например, юноша захотел выверить свою жизнь по Эпикуру, по Б. Спинозе, по И. Канту, то он в их философских сочинениях нашел бы рекомендации, что и как ему делать. Но если бы он с той же целью обратился к философии Ф. Ницше, Вл. Соловьева или Э. Гуссерля, то его бы ждало глубокое разочарование. Они не ставят вопрос: «Что я должен делать?».

(Список литературы и источников №9-7-13)

ПРАГМАТИКА — это комплекс идей, знаний и представлений о человеке, его жизни, развитии, поведении и деятельности, включая учебу, труд, творчество. Кроме того — это комплекс принципов, методов, правил и рекомендаций, предназначенных для помощи людям в организации согласованного с природными законами поведения, осуществления эффективной практической деятельности, формировании оптимальных межличностных и общественных отношений. Наконец, речь идет о формировании оптимальной и эффективной системы управления собственной жизнью, развитием, поведением, деятельностью.

Подобное определение ПРАГМАТИКИ говорит о ее сложной многослойной структуре и ориентацией на синтезирование теории жизни с жизненной практикой. Конечно, каждому из нас интересны теоретические знания об окружающем нас мире. Но в первую очередь, нам необходимы чисто практические знания и программы выживания и приспособления к окружающему миру и соответствующие этому способности и умения.

Исходя из этого, в настоящей книге я не считал необходимым забираться в глубины теоретических исследований. С моей точки зрения крайне важно сосредоточиться на знаниях и рекомендациях, необходимых людям для их практической жизни. Поэтому после ответа на теоретический вопрос «Что такое жизнь?» я пытаюсь сосредоточиться на ответах на вопросы «Как жить?», «Что делать?», «Как работать?», «Как добиваться успеха в жизни?».

Хочу сказать, что в разработке ПРАГМАТИКИ я опирался не только на научные знания, но и на философские концепции и религиозные учения. При этом, в создании теории жизни мною использовались общие логические правила и современные научные методы, а также философские принципы и методы познания. Хочу особо сказать об интегральной методологии теоретического познания и практической деятельности.

Комплексная интегральная методология

Используемая мной в качестве главного инструмента комплексная интегральная методология основывается на свойствах окружающего нас природного мира и закономерностях наших отношений с этим миром. Что мы видим в окружающем природном мире? А мы видим многообразие объектов, которые входят в более крупные части мира, которые в своем единстве и представляют из себя целостный мир.

Комплексная интегральная методология предполагает видеть в любом реальном объекте нашего мира, включая человека, определенное единство, которое часто передается широко используемым в науке понятием «система». Одновременно в любом объекте следует видеть совокупность главных существенных частей, без которых общее единство существовать не может.

Такая методология близка широко используемому в науке и философии системно-структурному подходу. Однако, последний наиболее применим к устойчивым статическим объектам. А в отношении меняющихся объектов и процессов наиболее применим «динамический» метод и философский диалектический метод. При этом важнейшей задачей «динамического» метода является определение главных этапов процесса во времени и их влияния на конечный результат.

Диалектический метод предполагает наличие в любых динамических объектах и процессах противоречивых свойств и отношений. Это крайне важно при рассмотрении такого сложного и противоречивого явления, как человеческая жизнь. Более того, я считаю крайне полезным при рассмотрении жизни использовать разработанную мною концепцию о противоречиях, дисгармониях и аномалиях. Более подробно об этой концепции будет сказано позже. А сейчас гораздо важнее продемонстрировать использование интегрального метода и сформулировать главные части человеческой жизни. Другими словами, речь идет о структуре человеческой жизни.

Надо сказать, что осуществить логичное и обоснованное структурирование такого сложного объекта, как человеческая жизнь крайне сложно. Здесь мы имеем дело не с четко различимым материальным объектом, а с многообразным иерархическим комплексом. Поэтому какого-то общепризнанного и полноценного структурирования человеческой жизни в науке или философии просто не существует.

Поэтому беру на себя смелость предложить свое решение в виде семи основных частей, которые одновременно можно назвать видами или формами жизни. Это материальная жизнь, духовная интеллектуальная жизнь, духовная мистическая жизнь, жизнь — развитие, жизнь — поведение, жизнь — деятельность, жизнь — отношения человека с окружающей природной, социальной и технической средой.

Я привожу только условные и краткие названия частей жизни. Однако в самих приведенных названиях достаточно понятно отражается их содержание. Понятно, что указанное структурирование нельзя считать единственно возможным. Есть и другие варианты, которые с моей точки зрения не полностью и не адекватно отражают главные части человеческой жизни.

Хочу еще раз отметить относительную широту и новизну своей теории и философии жизни, которую я обозначил словом ПРАГМАТИКА. Мне удалось соединить воедино знания и представления о жизни научного характера, философского характера и религиозного эзотерического характера. При этом, речь идет не о механическом, а об органическом соединении на основе интегральной методологии и выделения главных идей и вопросов. Считаю, что мне удалось добиться единства природного и общественного понимания человеческой жизни, раскрыть во взаимосвязи процессы познания, труда и творчества, предложить универсальную методологию практической деятельности. В качестве завершающей теоретической части и практической методологии сформулирована и описана система управления собственной жизнью, поведением и деятельностью.

Почему техника важнее человеческой жизни?

Для человека жизнь — это большая тайна и практическое искусство. И чем больше мы хотим добиться в жизни, тем больше нам требуется знаний и умений. Но где достать эти знания? Кто их главный распорядитель и хранитель? Обычно принято таким распорядителем и хранителем считать науку.

Хорошо, давайте обратимся к науке. И что мы увидим и поймем? А увидим и поймем, что имеет место парадоксальная ситуация. Человеческая жизнь есть, а серьезной комплексной науки о человеческой жизни — нет! Как ни странно, но для нашей всезнающей современной науки человеческая жизнь слишком необъятна и в деталях мало понятна. На отдельных островках этого океана жизни некоторые ученые побывали, кое-что описали, а до изучения океана в целом так и не добрались.

Более того, представители традиционной науки принципиально дистанцируются от формулирования общих законов индивидуальной жизни, от утверждения высших жизненных ценностей, от изучения первоначальных причин и конечного смысла и назначения человека и человечества. В результате отсутствует какая-то полноценная и комплексная теория, способная дать людям понятные объяснения и служить руководством для принятия актуальных решений и достижения главных и стратегических целей и идеалов. Нет не только науки, но и полноценного комплексного научного учреждения, призванного заниматься исследованиями и давать практические рекомендации о том, каким человеку быть и как ему жить.

А что есть среди наших многочисленных учреждений, подчиняющихся Министерству образования и науки Российской Федерации и Российской академии наук? А есть институт мозга, институт питания, институт труда и социального страхования, а также множество мелких и крупных институтов, которые занимаются машинами и гайками, трубами и проводами, а также прочими железными техническими вопросами. Достаточно беглого знакомства со справочником российских научных учреждений или научных периодических изданий, как станет заметно явное доминирование техники над человеком.

Понятно, что все можно объяснить и оправдать. Но мне лично горько констатировать такую, парадоксальную, с моей точки зрения, ситуацию. Ведь, что провозглашает главный наш закон — Конституция Российской Федерации. А она провозглашает, что высшей ценностью для нашего общества и государства является человек и его жизнь. А еще есть федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», который обязывает наше Министерство образования и науки определять главные приоритетные научные направления и создавать соответствующие институты. Получается, что Конституция с высшей ценностью есть, федеральный закон о приоритетах есть, а на деле главными ценностями и приоритетами для российской науки оказываются не люди, а технические устройства. (Список литературы и источников №9-2-1).

Впрочем, не будем развивать грустную тему, а отметим и положительные факты. В частности, существует и продолжает развиваться классическая наука сферы естествознания — БИОЛОГИЯ.

Наука о человеческом теле и наука о душе

Если отдельной науки о человеке нет, то отдельная наука о жизни есть — это БИОЛОГИЯ. Но занимается она исследованиями всего пространства живой материи, включая жизнь микробов, вирусов, растений, животных. А по отношению к человеку она, в основном, рассматривает свойства и функции костей и кожи, печени и почек, сердца и крови. С узко биологических позиций человеческая жизнь — это функционирование и взаимодействие внутренних органов и систем кровоснабжения, дыхания, пищеварения.

Понятно, что функционирование биологических органов человека происходит во взаимодействии с внешней природной средой. Биология активно и продуктивно исследует все материальные обменные процессы, включая обмен твердый, жидкий и газообразный. Более того, существует положение о необходимом единстве человека с внешней природной средой.

С некоторым упрощением можно сказать, что биология занимается исследованием материальных процессов материального человеческого тела. Но известно, что помимо материальных процессов, есть еще информационные процессы, помимо тела есть также и психика. Близок понятию «психики» термин «душа», которая для науки тождественна человеческому сознанию. Именно изучением этой самой психики и души занимается психология, которая одно время входила в состав философии, а потом приобрела статус самостоятельной науки.

Как сообщает всезнающая международная энциклопедия WIKIPEDIA, «психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, психических состояний и психических свойств.» (Список литературы и источников №9-1-5). Под психическими процессами понимаются, в первую очередь, ощущения и мышление, под психическими состояниями — эмоции и чувства, под психическими свойствами — задатки и способности.

Из указанного понимания психологии логично следует, что человеческая жизнь — это функционирование психики, это реализация психических свойств, психических состояний и психических процессов. Не знаю, как вас, а меня лично такое понимание жизни удовлетворить не может. Нельзя все сводить к внутренним по отношению к человеку процессам, забывая о сфере внешних действий, физического и нравственного поведения, необходимой и свободной материальной деятельности.

Чему учит история человеческого общества?

Достаточно широко освещает жизнь человека и человеческого сообщества классическая наука под названием ИСТОРИЯ. Точнее сказать, что освещает она в основном исторические факты развития племен и народов, обществ и государств. Однако и о жизни отдельных людей она тоже кое-что сообщает. Правда, больше о жизни предводителей и руководителей племен, наций и государств.

Для любого гуманитария и обществоведа в пространстве этой науки можно найти массу разнообразных фактов и примеров для построения собственных теорий и опровержения чужих идей и концепций. Потому, что история в полном и даже громадном объеме отражает сложный и противоречивый процесс развития человека и общества, культуры и цивилизации.

Отражает она и сложности и противоречия развития материальной и духовной культуры. Даже беглый взгляд на два последних тысячелетия дает основания говорить о явлении под условным названием «исторический маятник». То нации и народы успешно развиваются, а то вступают в кризисные периоды. То арабские народы сумели создать Великий арабский халифат, а то скатились до положения униженных и порабощенных колониальных народов. То в общественной жизни людей преобладают материальные интересы, а то происходит уклон на чисто духовные религиозные ценности.

К сожалению, в начале двадцать первого века «исторический маятник» заметно отклонился в сторону фанатической веры и религиозного фундаментализма. Об этом говорят всем известные факты террористических актов со стороны исламских фанатиков с массовыми жертвами среди жителей исламских и не исламских стран. Я с горечью вынужден констатировать факт заметного усиления христианского фундаментализма в ряде европейских стран и в нашей Российской Федерации. При этом, идеология православного фундаментализма активно используется экстремистскими течениями русского национализма и представителями политического движения за восстановление в России монархии и отмену демократической формы управления страной.

Я вовсе не противник, а сторонник религии и мистической веры в высшую божественную силу и субстанцию, которая управляет и людьми, и океанами, и звездами. Но я противник ничем не ограниченного религиозного догматизма и противоречащей интеллекту и всякому здравому смыслу фанатической веры. Иначе мы опять превратим науку в служанку богословия, а взамен государственных демократических законов перейдем к регулированию поведения людей на основе российского домостроя или исламского шариата.

Изучение многотысячелетней истории человечества учит тому, что для жизни людей крайне желательна и необходима гармония разума и веры, науки и религии. Нельзя опираться в человеческой жизни, деятельности и творчестве только на рациональное мышление и точные знания. Нам крайне важно и полезно опираться и использовать рекомендации и требования религии, имея в виду не одно единственное религиозное учение, а совокупность разных религиозных учений.

История также учит столь важному и трудному искусству жить в гармонии с Природой. Только возможно это в случае, если в окружающей нас земной природной среде мы будем видеть друга и помощника, а не средство для удовлетворения одних только материальных потребностей.

Природа как материя и духовная субстанция

Для разрозненной на отдельные узкие направления науки окружающий человека естественный мир существует не в виде живой целостной системы, а в виде астрономического мира, физического мира, биологического мира. Для астрономии — это космическая система из звезд и галактик, которая называется «космос». Для физики — это пространство, наполненное веществом, имеющее массу и способное при определенных условиях превращаться в энергию. Для биологии — это совокупность флоры и фауны, совокупность растений, насекомых, птиц, животных.

Для современной философии понятие «природа» трактуется в виде понятия, близкого «миру», «космосу». Отмечается, что этот термин обозначает мир в качестве отличного от хаоса организованного и упорядоченного целого. В настоящее время в науке и философии получила распространение синергийная концепция самоорганизованных и самосохраняющихся систем. Живая природа и сам человек понимается в качестве такой саморганизованной системы. (Список литературы и источников №9-7-1).

Для меня понятие «природа» — это окружающая и вбирающая человека целостная иерархическая система, которая существует в единстве материальных, энергетических и информационных духовных форм. Я считаю, что есть основания широко и интегрально трактовать природу и видеть в ней не только явные материальные и вещественные формы, но и информационные и даже тайные мистические формы. Для меня именно с природой связаны такие понятия, как Бог, Творец, Абсолют. Именно так понимали природу древние китайцы, средневековые пантеисты, именно такую духовную и мистическую позицию разделяют многие современные философы, экологи, ученые, общественные деятели.

С древних времен у людей существовала идея о необходимости уважительного отношения к Природе. Понятно, что и современному человеку надо учиться гармонизировать отношения технической цивилизации с естественной земной средой. Человек не может существовать и выживать без приспособления к определенным земным условиям в виде суши и воды, тепла и холода, дня и ночи. При этом, устойчивость жизни людей требует устойчивых гармонических отношений с внешней средой.

О важности и необходимости жить в гармонии с Природой говорили и мудрецы Древней Индии, и философы Древней Греции. В шестом веке до нашей эры основатель учения даосизмам Лао Цзы в своем написанном на бамбуковых дощечках трактате «Дао Дэ Цзин» утверждал, что именно Природа — главный учитель жизни. Задолго до начала движения экологов в защиту природной среды Лао Цзы предсказал пагубность и губительность для человека и окружающей его природы агрессивной человеческой деятельности, нарушающей мир и порядок в отношениях людей с землей и небом. (Список литературы и источников №9-7-3).

В терминах современного языка эта концепция даосизма сводится к необходимости для людей следовать заданным программам земной природной жизни. В свою очередь, природная земная жизнь следует программам космической жизни. А рождение, формирование, функционирование и изменения звезд и звездных галактик определяется проектами и программами информационного духовного и божественного мира.

В настоящее время развивается процесс пересмотра отношений с Природой и формирование рационального экологического мировоззрения и идеологии. Но при этом Природа продолжает восприниматься в качестве внешней среды, в качестве материальных ресурсов, которые для того и существуют, чтобы их потреблять и уничтожать. Вместо того, чтобы учиться у Природы, люди предпочитают следовать утопическим идеологическим концепциям вроде коммунизма или религиозным пророчествам в стиле христианской эсхатологии.

Чему учит человека жизнь Природы?

Имеет смысл дать ответ на важный для практической жизни человека вопрос о том, чему главному учит земная и космическая Природа? Простой вариант ответа вполне ясен даже на уровне простой логики и обычного здравого смысла. Что человек видит вокруг себя на земле и в космосе? Он видит устойчивое существование и устойчивую жизнь земных и космических объектов в виде деревьев и рек, солнца и звезд.

Значит, главное, чему учит окружающая человека природа — это свойству, способности и умению жить и сохранять устойчивое существование. Это вполне возможно, если не противостоять, а подражать природным объектам, включая растения и животные. В окружающем нас мире растения, насекомые, животные обладают свойством и инстинктом жизни, они умеют побеждать болезни и бороться с врагами, у них болезненных духовных терзаний и массовых самоубийств. Было бы странно, если бы люди стремились не выживать, а умирать и обучать детей самым передовым методам индивидуального самоубийства.

Природа нас учит жить и любить,

Чтоб умными быть и осторожными быть.

В самом простом значении человеческий ум и интеллект как раз и существует для того, чтобы обеспечить устойчивое существование тела и души, чтобы обеспечить приспособление к внешней природной среде. Первичное значение познавательной деятельности состоит в приеме воздействий внешнего мира, чтобы выработать простые приспособительные программы поведения и деятельности. При этом, по отношению к полезным внешним воздействиям и формируются позитивные программы, а на вредные воздействия и объекты формируются программы, помогающие избежать этих воздействий или защититься от них. Например, при наступлении наводнения люди бегут от воды или строят защитные сооружения.

В целом, можно в порядке обобщения сказать, что природа учит активному приспособительному поведению и деятельности, направленной на использование полезных внешних объектов. Она учит осторожному поведению и защите от вредных внешних воздействий. В процессе приспособления постепенно вырабатывается целая система противодействий постоянным или случайным вредным воздействиям или опасным стихиям.

Для индивидуального человека, нации и мирового сообщества есть главная постоянная проблема и опасность — смерть индивидуального человека и гибель человечества. Каждому индивидуальному человеку отпущена от рождения информационная программа развития, взросления, восхождения к зениту жизни, а затем — потери физических сил и гибели физического тела. Конечно, человеку и простым человеческим чувствам трудно и горестно принять свою смертную участь и неизбежность ухода из материального земного мира.

«Все меняется и повторяется по кругу. День сменяет ночь и жизнь уходит прочь. И вода уходит в облака, чтобы проливным дождем напоить зеленые кусты и засохшие могильные кресты.»

В природе помимо закономерных процессов творения и созидания в мире существуют разрушительные процессы, которые приводят к гибели старые высохшие деревья и исчерпавшие все запасы энергии звезды. Но при этом в мире действует универсальный закон сохранения материи, энергии, информации. Материя, энергия, информация не исчезают полностью и окончательно, они лишь трансформируются, переходя из одной формы в другую. Частным случаем этого универсального природного закона являются хорошо известные физической науке законы сохранения массы, сохранения движения, сохранения покоя.

Природа учит человека не только жить, но и умирать. Но умирать — достойно и спокойно, познав и приняв закономерность своей индивидуальной смерти. Потому что смерть — лишь составная и последняя часть процесса жизни, она — вторична по сравнению с первичностью жизни. Человек умирает только после прохождения основных циклов индивидуальной эволюции и выполнения индивидуальных жизненных задач. И в случае выполнения всех своих задач принять земную смерть гораздо легче. Это подобно жизненному спектаклю, в котором человек до конца отыграл свою роль и может спокойно покинуть свою временную земную сцену.

Земная и космическая Природа имеет мощные основы и механизмы поддержания общего процесса жизни даже в условиях неизбежной смерти частных индивидуальных земных и космических объектов. В частности, мощным средством и механизмом сохранения жизни большого объекта или системы является построение системы из множества элементов. Смерть или гибель одного или даже значительной части элементов, включая индивидуальных людей, не приводит к гибели всей системы — человечества. Более того, смерть индивидуального человека — это закономерный и полезный процесс, который служит общей восходящей эволюции и совершенствованию человеческого общества и человечества в целом.

К сожалению, никакие рациональные основания неизбежности смерти не могут до конца примирить нас со своим уходом из такой понятной и прекрасной земной жизни. И только мистическая идея духовного бессмертия дает возможность избавиться от гнета психического страха перед неизвестным будущим. Ведь наша физическая материальная форма — лишь временное пристанище вечной и бессмертной человеческой души. Впрочем, и жизнь загадочной души не обходится без противоречий и дисгармоний.

В чем польза противоречий и дисгармоний?

В окружающем нас мире, включая природу и человеческую жизнь, наблюдаются не только гармонические отношения, но и дисгармонии, противоречия, аномалии. С этими явлениями связаны вечные дискуссии по поводу преобладания гармонии или дисгармонии в мире, полезности или вредности противоречий, закономерности или случайности зла в сравнении с добром.

Я открываю первую страницу известного литературного произведения нашего российского просветителя и философа восемнадцатого века Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Там есть такое размышление: «Ужели, вещал я сам себе, природа толико скупа была к своим чадам, что от блудящего невинно сокрыла истину навеки? Ужели сия грозная мачеха произвела нас для того, чтоб чувствовали мы бедствия, а блаженство николи? Разум мой вострепетал от сея мысли, и сердце мое далеко ее оттолкнуло. Я человеку нашел утешителя в нем самом. Отыми завесу с очей природного чувствования и блажен будешь.» (Список литературы и источников №9-1-6).

О причинах человеческих бед и страданий размышляли многие философы и христианские богословы. Существует даже отдельная концепция под названием «теодицея», которая стремится согласовать власть Бога над миром и создание мира по божественным законам с существованием зла. У православного философа В. Н. Лосского можно прочитать, что главная причина зла в мире исходит не от Бога, а от его противника — падшего ангела сатаны. Именно сатана совратил Адама с Евой и в силу его сатанинских козней существует и умножается зло на многострадальной земле. А оправданием допущения Богом деятельности сатаны служит несовершенство земного мира. Только нематериальный идеальный и божественный мир абсолютно совершенен. (Список литературы и источников №9-7-1).

Моя философская и духовная позиция состоит в том, что Бога и божественную природу не надо оправдывать. Существование дисгармоний и противоречий, аномалий и отклонений — это закономерности процессов существования и функционирования земных и космических объектов и систем. В мире нет и не может быть вечного и абсолютного постоянства и гармонии всего и со всем. Такое возможно лишь в умозрительных концепциях отдельных оторвавшихся от реальности представителей философии объективного идеализма или в эсхатологических учениях, стремящихся оторваться от не идеальной земной жизни христианских богословов.

Да, в земном и космическом мире мы наблюдаем длительную устойчивость и гармоничность больших и малых объектов и систем. Но одновременно мы наблюдаем многообразие объектов и систем, которые имеют разные формы. Есть формы чисто материальные, вещественные, а есть альтернативные и противоречащие им информационные, духовные формы. В современной физике микромира давно признается существование элементарных частиц и античастиц. Есть научные гипотезы о том, что для каждой звезды или галактики есть свои антизвезды и антигалактики.

Аналогичным образом дело обстоит с меняющимися во времени процессами созидания и разрушения, притяжения и отталкивания, увеличения и уменьшения. Переход от одних форм к другим, от одних процессов к другим не возможен без нарушений гармонии, без противоречий. Более того, в противоречиях ученые и философы видят определенную основу и причину прогрессивного развития живой природы и человеческого общества.

В наиболее острой и последовательной форме позитивную роль дисгармоний и противоречий утверждали последователи гегельянства и неогегельянства. Хорошо известен сформулированный Гегелем закон единства и борьбы противоречий. Он говорит о том, что стимулятором движения человека и общества вперед служат постепенно назревающие противоречия, которые приводят к болезням и необходимости соответствующего лечения индивидуальной или общественной системы. Правда, этот закон активно использовали в своих политических целях марксисты и коммунисты, объявляя главным двигателем общественных изменений классовую борьбу бедных и неимущих с собственниками и богатеями. Но это вовсе не отменяет существенное влияние указанного закона на общественную жизнь в прошлом и настоящем.

Известно, что в общественной жизни накопившиеся противоречия выливаются в форме кризисов, а кризисы приводят к реформам или даже революциям. Вся история человеческой цивилизации свидетельствует о закономерности противоречий, кризисов и реформ. Означает ли это, что противоречия и кризисы несут пользу и добро? А несут они и пользу и вред, и добро и зло. Например, великая антимонархическая французская революция 18 века впервые в истории утвердила политические идеалы свободы, равенства и братства. Но одновременно она унесла множество человеческих жизней и принесла трагические события в семьи низвергнутых французских аристократов. Впрочем, и самих радикальных революционеров, вроде Марата или Робеспьера, история тоже не пощадила.

Надо сказать, что наши понятия добра и зла крайне условны и относительны, особенно в сфере морали и нравственных оценок. Любое добро может обернуться злом и наоборот. Мы хотим сделать доброе дело и помогаем своему ребенку в его играх и выполнении домашних заданий. В результате ребенок привыкает к постоянной помощи родителей и не формирует способностей к самостоятельной жизни и деятельности. В своей взрослой жизни мы стремимся к лидерству и победам над другими людьми. В результате мы наносим вред самолюбию других людей, а иногда приносим им тяжелые психические страдания.

«Какое хорошее слово «ПОБЕДА», как солнце, любовь и весна.

Победа прекрасна, но все же не напрасно есть в этом слове «БЕДА».

Несколько слов по поводу аномалий в природе, обществе и человеческой жизни. Здесь нельзя не признать, что возможны отклонения в нормальном и гармоничном существовании природы, которые способны внезапно и случайно разрушить планеты или звезды. Например, случайное отклонение движения крупных астероидов солнечной системы может вызвать их столкновение с землей с очень тяжелыми катастрофическими последствиями. Поэтому уже сейчас международные космические организации формируют специальные службы для наблюдения за астероидами.

Не менее опасными для жизни людей и общества могут быть аномалии в форме кровавых военных конфликтов, деятельности международных террористических организации, криминальных организаций. Самым простым случаем аномалий являются отклонения здоровья человека. При этом, иногда встречаются такие редкие и тяжелые болезни, которые ставят в тупик нашу современную медицину.

Однако даже при учете всех тяжелых последствий нельзя не видеть в аномалиях и определенную пользу. А эта польза заключается в том, что аномалии заставляют людей не расслабляться, постоянно наблюдать за процессами природной и общественной жизни, искать средства защиты и противодействия опасностям.

Кроме того, помимо вредных, есть и полезные аномалии. Например, вполне полезным для дальнейшего развития духовной культуры следует признать появление людей с аномальными гениальными свойствами и способностями. Люди обычные и нормальные не обладают даром ясновидения и умением предвидеть события будущего. На это способны только особо избранные прорицатели и пророки.

Я считаю крайне важным и полезным для познания окружающего мира учитывать противоречия и аномалии этого мира. А еще более это полезно для выработки не прямолинейной, а более многообразной и гибкой жизненной стратегии, которая должна включать комплекс мер противодействия негативным воздействиям и профилактики по отношению к существующим опасностям и возможным трагическим событиям.

Каждому человеку приходится совмещать занятия текущими интересными и полезными делами с решением проблем, преодолением опасностей, которые приходят из внешнего природного или социального мира. А в двадцать первом веке таких внешних крупных и даже глобальных проблем и кризисов становится все больше. Вот почему нам надо думать не только о личном благополучии и безопасности, но и объединении с другими людьми для сохранения жизни людей и всего мирового сообщества. Вот почему я считаю крайне актуальным и необходимым практическое участие каждого человека в общественном движении «ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЯ АНТИКРИЗИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как жить, действовать, побеждать? Жизнь как тайна, искусство и прагматика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я